Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Предпосылки возникновения новейших социально-философских концепций



Как известно развитие общетеоретической социологии в ХХ веке во многом опиралось на классические работы таких философов и социологов, как О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, М. Вебер, К. Маркс и др. Это выразилось в возникновении многочисленных школ и направлений, каждое из которых по своему уникально, и требует к себе самого внимательного и серьезного отношения, ибо раскрывает ту или иную перспективу рассмотрения общества. Однако, как бы то ни было, но среди различных школ социологии ХХ века выделяются функционалистская социология и конфликтологические теории, которые позволили на рубеже ХХ – ХХI веков появиться концепциям, включающих в себя как идеи функционализма, так и идеи конфликтологических теорий. Этому способствовали и достижения общенаучных концепций (общей теории систем и кибернетики), что привело к возникновению более поздних концепций энтропийно– информационного подхода, например, такого социально-философского направления как социальная синергетика [6].

Выступая во многом наследниками О. Конта и Г. Спенсера, функционалисты ХХ века, и, прежде всего, американский социолог Роберт Мертон, разделяли точку зрения, согласно которой общество в целом и его отдельные части имеют тесную взаимосвязь, которая закрепляется их функциями. При этом функциями надо считать те наблюдаемые следствия, которые служат саморегуляции данной системы или приспособлению ее к среде. Одновременно дисфункцией надо считать те наблюдаемые следствия, которые ослабляют саморегуляцию данной системы или ее приспособление к среде. В этом случае, когда внутренняя смысловая мотивация совпадает с объективными следствиями, мы имеем дело с явной функцией, которая осознается таковой участниками поведенческой системы или ситуации. Скрытая функция не планируется и не осознается участниками. По мнению Р. Мертона, отклонения в обществе связаны с нарушением равновесия в социальной структуре, которые приводит к «болезненному» его состоянию.

Параллельно функционализму Р. Мертона стала развиваться другая большая социологическая школа, возглавляемая американским социологом Толкоттом Парсонсом, получившая название «системного функционализма». Исходной точкой в формировании системного функционализма стал принцип системного строения общества. Центральным понятием нормативного характера социальной структуры по Т. Парсонсу является равновесие. Общество в равновесии – общество без конфликта, где каждый знает свою роль, понимает, что от него ждут. Полного равновесия не достичь, но общество должно стремиться к этому. Таковы условия существования любой социальной системы вне зависимости от ее масштабов и важности. В противном случае интеграция внутри системы, а также между системой и внешней средой исчезает, и система перестает существовать.

Итак, функционалистская социология объясняет специфические процессы и структуры, выполняющие определенные функции, и доказывает необходимость усвоения норм и ролей новыми членами общества, без этого усвоения невозможен социальный порядок. Функционалистская социология как концепция «консенсуса», «порядка» делает акцент на устойчивость, равновесность общества. В этом, по ее мнению, суть общественного прогресса.

В противовес функционалистским подходам, подчеркивающим стабилизационные и эволюционистские моменты социального развития, в социологии существуют конфликтологические теории, рассматривающие социальную жизнь под углом зрения различий, где борьба, вражда и насилие — часть реальности. Истоки такого подхода можно обнаружить еще в трудах Платона, Гоббса, Макиавелли и др. Но основополагающими конфликтологическими трудами являются работы немецкого философа К. Маркса, по мнению которого двигателем общественного прогресса является классовая борьба, которая и приводит к смене формаций (например, рабовладельческая сменяется феодальной и т.д.), при этом отстаивался революционный пусть развития, обеспечивающий обществу прогресс.

Теория конфликта активно развивалась в ХХ веке, не являясь при этом прямым продолжением марксизма. Ее яркими представителями являются Р. Дарендорф, К. Боулдинг и др. Подробнее об этом будет сказано в следующей теме.





Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 208 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...