Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Движущие силы и субъекты истории



Что движет историей, кто направляет её ход, какие причины и факторы влияют на общественную жизнь – таков спектр вопросов, ответить на которые пытались многие мыслители. Одни полагали, что решающую роль в истории играют субъекты, т.е. лица, наделенные сознанием и волей. К последним относили либо единичных субъектов -- Бога, или выдающихся личностей (вождей, лидеров, героев), либо общности и группы людей – классы, партии или даже целые народы. Другие философы отдавали предпочтение безличным движущим силам – причинам и факторам, независимым от сознания и воли людей – законам истории, географической среде, борьбе за существование, солнечной активности и пр.


Движущие силы и субъекты истории можно представить в виде схемы:


Все многообразие позиций по этой проблеме можно свести к трем основным: натурализму, материализму и идеализму.

Натурализм (от лат. natura – природа) обосновывает тезис о том, что общественная жизнь существенно зависит от природных факторов. Сторонники географического детерминизма (в частности, Ш. Монтескье, Ф. Ратцель, Л.И. Мечников) в качестве определяющих факторов развития общества рассматривали климат, реки, почву, рельеф, размер территории и др. географические особенности. Напр., Монтескье полагал, что жаркий климат расслабляет людей, а слишком суровый, наоборот, заставляет их отдавать все силы борьбе с природой, поэтому наибольшего прогресса достигают народы, живущие в умеренном климате. Социал-дарвинисты (Г. Спенсер, Л. Гумплович, У. Самнер), распространяя на общество законы биологии, рассматривали естественный отбор, борьбу за существование и выживание наиболее приспособленных как определяющие факторы общественной жизни. В этой конкурентной борьбе участвуют не только отдельные индивиды, но и группы людей, предприятия, государства. Наконец, некоторые исследователи (напр., А.Л. Чижевский) подчеркивали, что общественные процессы зависят от космических факторов, в частности, от солнечной активности.

Материализм, представленный в основном марксизмом, также делает акцент на объективных закономерностях общественной жизни, но подчеркивает специфичность социальных факторов, их несводимость к природным. В марксизме выделяется несколько движущих сил развития общества: во-первых, это способ производства материальных благ, экономический базис общества, определяющий духовные и политические явления; во-вторых, это классовая борьба, порождаемая объективными социальными противоречиями и способствующая переходу от одной общественно-экономической формации к другой, более прогрессивной; в-третьих, К. Маркс и Ф.Энгельс признавали, что заметная роль в истории принадлежит народам, политическим партиям и вождям.

Идеализм отдает предпочтение субъективным факторам, признавая определяющую роль сознания в истории. Сторонники объективного идеализма подчеркивают главенство в истории Бога или его аналогов (напр., Мировой Дух у Гегеля), тогда как волюнтаристы (напр., Ф. Ницше) признают решающее значение за отдельными выдающимися личностями, полагая, что именно их идеи и воля способны направить историю в «нужное русло».





Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 1090 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...