Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Позиционные чередования



На одном и том же месте одной и той же морфемы могут произ­носиться разные звуки. В формах слова коза, козе, козу, коз, в словах кόзлы, козёл, козерог корень один и тот же. Но мы произносим то [з] (коза, кόзлы), то [з’] (козе, козёл, козерог), то [с] (коз), то [з°], огубленный согласный, при произнесении которого губы напря­жены и вытянуты в трубочку (козу). Гласный тоже не одинаков: к [ό] злы, к [о] зк [а] зá, к [а] зé, к [а] зёлк [ъ] зерόг. Не одинаков и первый согласный: перед [а, ъ] это [к]: [ка] зá, [къ] зерόг, перед [о] это [к°]: [к°] όзлы, [к°] оз. Такая мена звуков называется чередованием. Чередование бывает только в одних и тех же морфе­мах. Заменив [з] на [с] или наоборот в словах ко [з] á, ко [с] á, мы не получим чередования: корни здесь разные.

Чередование может быть связано с определенным положением звуков в слове. Так, в русском языке звук [г], попав на конец слова, заменяется звуком [к]: подру [г] а — дру [к], но [г] ано [к], слу [г] а — слу [к], бе [г] у — бе [к], кру [г] лый — кру [к]. Это чередова­ние не знает исключений. В новых словах действует та же законо­мерность. Недавно заимствованы слова акваланг, смог, создано сложносокращенное слово киборг (кибернетический организм), они подчинились той же закономерности.

Чередование [г// к] в русском языке — позиционное чередова­ние. Позиционным чередованием называется такое чередование, которое происходит в какой-либо позиции и не знает исключений в данной языковой системе.

Чередование звуков может быть вызвано позицией начала слова. Во многих русских говорах с неполным оканьем [о] заменяется [у] в начале слова во втором предударном слоге. Здесь скажут [ό] блако, но [у] блакá, [ό] стров, но [у] стровá, [ό] труби, но [у] трубéй, а также [у] горόд, [у] топрú, [у] бязáтельно, [у] деяло и т. п. Тот же звук и в новых для говоров словах, заимствованных из литератур­ного языка: [у] перáция, [у] блигáция. Не в начале слова такой за­мены нет: д[о]м — д [ъ] мовόй, к [ό] реньк [ъ] рневúще.

Чередование бывает связано с позицией звука в слоге. Так, в некоторых русских говорах [в] на конце слога заменяется звуком [ў] неслоговым: голо [в] áголό [ў], голό [ў] ка, голо [ў] ня; тра- [в] áтра [ў], трá [ў] ник.

Часто чередование бывает обусловлено положением одного звука рядом с другим. Так, в русском языке после твердого согласного [и] заменяется на [ы]: [и] грáс [ы] грáть,

[и] крáс [ы] крόй, она [и] онон [ы] она. Мы пишем ножи, широкий, а произносим нож [ы], ш [ы] рόкий: [ж, ш] — твердые согласные. Перед глухими согласными звонкие заменяются глухими: вя [з] áтьсвя [с] ка (связка), ле [г] лáулё [к] ся (улёгся).

Звуки могут чередоваться в зависимости от положения по отно­шению к ударению: ударный [э] заменяется безударным [и]: св [’э] рхунав [’и] рхý, пόв [’и] рху.

Все эти примеры характеризуют чередования, которые называют­ся фонетическими. У фонетических чередований пози­ции, т. е. условия появления того или иного звука, фонетические — начало и конец слова или слога, соседство других звуков, положение в ударном или безударном слоге.

Но вот еще пример — чередование [г // ж]: подру [г] адру [ж] ный, бума [г] абума [ж] ный, тай [г] атаё [ж] ный, дви [г] атьподви [ж] ный, мо [г] увозмо [ж] ный. Чередование это осуществляется во многих словах, и можно подумать, что оно обу­словлено позицией перед [н]. Тогда оно тоже фонетическое. Но это не так: [г] перед [н] не обязательно заменяется на [ж]: [г] он — [гн] ать, ми [г] атьми [тн] уть, ша [г] атьша[гн]уть. Фонетиче­ской позиционной обусловленности здесь нет. Но в данном случае есть другая позиционная обусловленность: чередование [г // ж] не знает исключений в позиции перед суффиксом прилагательных -н-. Позиция здесь морфологическая, чередование — морфологиче­ское позиционное. Когда в русском языке от заимствованных слов каталог, флаг, фрамуга, шпага были образованы прила­гательные с суффиксом -н-, то [г], как и в других русских словах, заменился на [ж]: каталожный, флажный, фрамужный.

При морфологических чередованиях в качестве особой позиции может выступать не только суффикс, но и окончание. У глаголов губные согласные [б’, п’, в’, м’] в конце основы заменяются в форме 1-го лица единственного числа сочетаниями [бл’, пл’, вл’, мл’]: губитьгублю, топитьтоплю, травитьтравлю, кормитькормлю. Появился в русском языке глагол графить с губным [ф’], и он подчинился этой закономерности; графлю. Исключений здесь нет, данное чередование позиционное. Но оно вызвано не гласным звуком, стоящим после губного согласного, а глагольным оконча­нием 1-го лица единственного числа: в гόлубьгόлубю нет этого чередования, а в приголýбьприголýблю есть. Поэтому оно мор­фологическое.

А чем вызвано чередование [х // ш]: сухойсушь, глухойглушь, тихийтишь, ветхийветошь? Фонетическая позиция здесь не принимает участия: в конце слова может и не быть этого чередования: сух, глух, тих. Замена [х] на [ш] не вызывается также и конкретным окончанием: [ш] выступает во всех падежных формах: сушь, суши, сушью. В роли позиции, требующей замены [х] на [ш], выступает сама принадлежность слова к 3-му склонению существи­тельных. Существительные 1-го и 2-го склонений могут в конце ос­новы иметь [х]: рубаха, муха, слониха, смех, мох, петух. Сущест­вительные 3-го склонения звук [х] в конце основы заменяют на [ш]. Позиция здесь морфологическая и чередование тоже морфоло­гическое. Это чередование охватывает все заднеязычные соглас­ные — в конце основы существительных 3-го склонения они заменя­ются шипящими: лгатьложь, залегатьзалежь, дрогнутьдрожь, запрягатьупряжь, благойблажь; изрекатьречь, горькийгоречь, дикийдичь, мелкиймелочь, бестолковыйбестолочь.

Фонетические и морфологические чередования могут образовы­вать целые ряды позиционно чередующихся звуков: 1) г [ό] стиг [а] стéйг [ъ] стевόй, горо [д] á — гόро [т] — иногорό [д’] нийгоро [ц] скόй; 2) шу [т] — шу [т’] úтьшу [ч’] ý; казá [к] — казá [к’] иказá [ц] кийказá [ч] ий. Чередоваться могут не только звуки друг с другом, но и с нулем звука, его отсутствием: 1) ги-ган [т] — гиган [-] ский (гигантский), стрό [и] кастрόит; 2) сыр [ό] ксыркá, пирож [ό] кпирожкá.

Кроме позиционных чередований бывают и такие чередования, которые не имеют ни фонетической, ни морфологической обусловлен­ности: дру гдрузья, све тосве щ ать, зас о хнутьзас ы хатьзас у шить. Такие чередования связаны только с конкретными словами.

По правилам русской орфографии фонетические чередования на письме обычно не отражаются. Мы пишем одинаково корень слова ноганог, хотя все три звука в первой форме и во второй разные. Нефонетические чередования обычно на письме передаются разными буквами: ногаподножие.

Фонетическое чередование — это чередование зву­ков, относящихся к одной фонеме. Нефонетическое чере­дование — это чередование фонем. Нефонетические чередования (т. е. позиционные морфологические и непозиционные) называются историческими чередованиями. Их изучает орфоэпия, морфо­логия и словообразование. Фонетика современного русского языка изучает только фонетические позиционные чередования.

Фонетические позиционные чередования могут быть двух типов: 1) чередования, образующие параллельные ряды, не имею­щие общих членов; 2) чередования, образующие пересекаю­щиеся ряды, имеющие общие члены. Вот схематическое изобра­жение этих двух типов чередования в позициях Р1 и Р2:

1) Р1 Р2 2) Р1 Р2

• •

• • •

Например, фонемы р и л образуют параллельные ряды звуков, чередующихся в разных позициях:

р смот [р] ысмот [р°] у — слот [р]

л смыс [л] ысмыс [л°] усмыс [л]

Фонема р представлена рядом позиционно чередующихся звуков [р//р°//р] Фонему л представляет ряд [л//л°//л/]. При этом в каждой позиции р и л представлены разными звуками; эти фонемы различаются во всех позициях.

Фонемы б и п образуют пересекающиеся ряды чередующих­ся звуков:

б стол [б] ы — стол [б°] у

стол [п],

п стол [п] ыстол [п°] у

Фонемы б и п , различаясь в позициях перед гласными, не разли­чаются на конце слова.

Совпадение, неразличение двух или нескольких фонем в опреде­ленной позиции называется нейтрализацией. В позиции нейтрализации эти фонемы реализуются одним и тем же звуком.

Позиционно чередующиеся звуки объединяются в одну фонему. М. В. Панов приводит пример позиционного чередования звуков в соответствии с предлогом с перед существительными:

с Машей, с Аней – произносится [с],

с Олей, с Улей – «- «[с°],

с Колей – «- «[с],

с Тимошей – «- «[с’],

с Галей – «- «[з],

с Димой – «- «[з’],

с Шурой – «- «[ш], т.е. [шшýръи],

с Женей – «- «[ж], т.е. [жжэн’ии],

с Чуком – «- «[ш’], т.е. [ш’ч’ýкъм],

с Чбановым – «- «[ж’], т.е. [ж’д’ж’бáнъвым],

с Щукарем – «- «[-], т.е. [ш’укар’ом]..

Последнее проверить легко: оказался Щукарем и оказался с Щукарем произносятся одинаково. Объясняется это тем, что перед [ш’] звук [с] должен замениться на [ш’]. Получился бы согласный тройной длины [ш’ш’ш’], так как [ш’] = [ш’ш’]. Но звуки тройной длины в русском языке невозможны: на месте [ш’ш’ш’], произносится [ш'ш'].

Фонема с реализуется следующим рядом позиционных чере­дований: [с // с° // с’ // з // з’ // ш // ж // ш’ // ж’ // — ]. Следо­вательно, фонема может быть представлена звуками, совершенно непохожими друг на друга (например, [с°] и [ж’]), в том числе нулем звука.





Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 1988 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...