Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Слово может состоять из одного или нескольких слогов. Один слог в слове ударный, остальные безударные. Словесное ударение — это выделение одного из слогов неодносложного слова. При помощи ударения часть звуковой цепи объединяется в единое целое — фонетическое слово.
Фонетическая природа словесного ударения. Способы выделения ударного слога в разных языках различны. В русском языке ударный слог отличается от безударных большей длительностью, силой и особым качеством входящих в него звуков.
Сила гласного проявляется в его громкости. Так, в словах пилá, пилы, пилý, пилú или травá, водá, сукнό, сырόй ударный гласный громче безударного. Но экспериментально установлено, что в таких словах, как палú, травы, могý, безударный гласный громче ударного. Однако все равно мы безошибочно узнаем ударный слог, выделяя его как более сильный. Объясняется это следующим.
Мы можем произнести по желанию слово громче или тише. Но у гласных звуков есть еще собственная относительная громкость. Зависит она от степени раствора рта. Гласные узкие (верхнего подъема) [и, ы, у] обладают меньшей громкостью, чем средние (среднего подъема) [э, о], гласный [а] широкий (нижнего подъема) — самый громкий. У каждого гласного есть свой порог громкости, ударности. Гласные, произносящиеся громче этого порога, воспринимаются как ударные. В слове пилú второй [и] не просто громче первого, его громкость еще и выше своего порога ударности, тогда как громкость первого [и] ниже этого порога. В слове палú [а] громче [и], но как ударный воспринимается не [а], а [и], так как громкость [и] в этом слове выше своего порога ударности, а громкость [а] ниже.
Ударные гласные характеризуются и особым тембром. В предложении Вот брат взял нож ударение воспринимается на всех словах, хотя здесь нет безударных слогов, с которыми можно было бы сравнивать ударные. Объясняется это, в частности, тем, что гласный [о] в словах вот и нож и гласный [а] после мягкого согласного в слове взял — [вз’ал] могут быть только под ударением и не характерны для безударных слогов, а у звука [а] в слове брат отсутствует редукция.
В некоторых случаях один из признаков ударности может быть незначимым. Так, иногда ударный и безударный гласные не отличаются по долготе. Тогда в качестве основных показателей ударности выступают сила и тембр гласного. В других случаях ударный и безударный гласные не отличаются по силе, и тогда основными показателями ударности гласного становится его долгота и тембр. Ударность и безударность — это свойство не только гласного, но всего слога. Для ударного слога характерна четкость артикуляции всех звуков. Взаимовлияние гласных и согласных гораздо сильнее проявляется в безударных слогах.
Место ударения в слове. Врусском языке ударение может падать на любой слог слова и на разные морфемы: приставку, корень, суффикс и окончание: выпустить, дόмик, дорόга, столόвая, делá, дорогόй, распространять, перегруппировáть. Такое ударение называется свободным.
Ударение в русском языке в силу своей разноместности может выполнять смыслоразличительную функцию. Так, по месту ударения различаются 1) разные слова во всех их формах: зáмок и замόк, зáмка и замкá, зáмку и замкý и т. п., пáрить и парúть, пáрю и парю и т. д., мýка и мукá, мýки и мукú и т. п.; 2) некоторые формы разных слов: пúща (сущ.) и пищá (деепр.), бéлка и белкá, крόю и крою, нόшу и ношý; 3) разные формы одного слова: нόги и ногú, вόлос и волόс, хόдите и ходúте.
Местом ударения различаются варианты слов 1) общенародный и профессиональный: добыча и дόбыча, кόмпас и компáс, úскра и искрá, шассú и шáсси; 2) литературный и диалектный: вьюга и вьюгá, дикий и дикόй, хόлодно и холоднό, крапúва и крапивá; 3) литературный и просторечный: магазúн и магáзин, красúвее и красивéе, квартáл и квáртал, киломéтр и килόметр; 4) нейтральный и разговорный: приговόр и прúговор, повторúшь и повтόришь, звонúшь и звόнишь, занятá и зáнята; 5) литературный и народно-поэтический: девúца и дéвица, серебрό и сéребро, чéстный и честнόй, шёлковый и шелкόвый; 6) современный и устаревший: библиотéка и библиόтека, музыка и музыка, клáдбище и кладбúще, служащий и служáщий.
Существуют и дублеты, когда разница в месте ударения незначима: бáржа и баржá, зáлитый и залúтый, úначе и инáче, крýжится и кружúтся.
При образовании грамматических форм слова ударение может оставаться на одном и том же месте. Такое ударение называется неподвижным. Например: дéлать, дéлаю, дéлаешь, дéлает, дéлаем, дéлаете, дéлают; кнúга, кнúги, кнúге, кнúгу, кнúгой, о кнúге, кнúги, кнúг, кнúгам, кнúгами, о кнúгах. В русском языке большая часть слов (около 96%) имеет неподвижное ударение. Такое ударение может стоять на основе (кáрта, крáсный, дубόвый, рабόтать, прыгнуть) или окончании (очкό, статья, молодόй, нестú).
В словах с подвижным ударением происходит перенос ударения с одного слога на другой, с одной морфемы на другую. Слоговая подвижность при сохранении морфемной неподвижности встречается очень редко: όзеро — озёра, дéрево — дерéвья, кόлос — колόсья, борόться — бόрется. Обычно при подвижном ударении чередуется ударение на основе с ударением на окончании.
Если изобразить основу квадратом, а окончание кружком и при этом место ударения обозначить черной фигурой, то основные типы подвижного ударения существительных можно представить так:
В формах некоторых слов окончание не содержит гласной: им., вин. пад. ед. числа зуб, род. пад. мн. числа лиц, губ, рук, вод. Бывают и неслоговые основы: зло, сна, льва, брать. Ударение на основе или на окончании здесь вынужденное. Оно не принимается в расчет при определении схемы ударения слова. В подобных случаях форме слова приписывается условное ударение на основании сопоставления этого слова с другими словами, имеющими в данной форме не условное ударение.
Подвижное ударение в русском языке бывает не только у существительных, но и у глаголов, кратких прилагательных, местоимений, числительных.
Слов с подвижным ударением в русском языке очень мало. Но слова эти относятся к наиболее употребительным, входят в основной словарный фонд русского языка.
При словообразовании наблюдаются те же закономерности, что и при образовании форм одного и того же слова. Так, ударение производного слова может быть на той же морфеме, что и у слова, от которого оно образовано (производящего): книга — книжка, медвéдь — медвéдица, берёза — берёзовый, богáтый — богáч; голосовáть — голосовáние, обледенéть — обледенéлый. Это словообразовательное неподвижное ударение.
В других случаях ударение производящих и производных слов падает на разные морфемы: звездá — звёздочка, избáвить — избавлéние, лόшадь — лошáдка — лошадёнка, глухόй — глýхость — глухотá. Это словообразовательное подвижное ударение.
Клитики. В русском языке большая часть служебных слов и частиц не имеет ударения. Такие слова называются клитиками. Они примыкают к знаменательным словам, обычно составляя вместе с ними одно фонетическое слово.
Безударное слово, стоящее впереди ударного, к которому оно примыкает, называется проклитикой. Проклитиками обычно бывают односложные предлоги, союзы и некоторые частицы, например: на горé, от столá, ко мнé, под окнόм; сестра | и брáт; сказал, │ чтобы пришлú; не знáю. Безударное слово, стоящее после ударного, к которому оно примыкает, называется энклитикой. Энклитиками бывают обычно односложные частицы, например: скажú-ка, όн же, придёт ли. Некоторые односложные предлоги и частицы могут принимать на себя ударение, и тогда следующее за ними самостоятельное слово оказывается энклитикой, например: нá спину, нá два, пόд руки, úз лесу, зá нос, бéз вести, нé было.
Абсолютные проклитики и энклитики, примыкая к основному слову, сливаются с ним в одно фонетическое слово, где гласные и согласные звуки произносятся так же, как и в одной лексической единице, например: до сáда и досáда, на сúлу и насúлу, при вόльном и привόльном, лéй-ка и лéйка, тáк же и тáкже, окрéп ли и окрéпли.
Относительные проклитики и энклитики, не имея своего ударения и примыкая к ударному слову, не полностью утрачивают некоторые фонетические признаки самостоятельного слова, заключающиеся в особенностях произношения некоторых звуков. Например, безударный союз но сохраняет в произношении звук [о]: мороз, но солнце [носόнцъ]; ср.: на солнце [насόнцъ]. У некоторых безударных местоимений произносятся гласные, не характерные для безударных слогов: те леса [т’эл’исá], ср.: телеса [т’ил’иса]; вор он [вόрон], ср.: ворон [вόрън] и др.
Слабое ударение. Некоторые слова могут иметь ударение более слабое, чем обычное ударение самостоятельных слов. Такое ударение называется слабым или побочным. Оно обозначается знаком (`), в отличие от основного ударения, обозначаемого знаком (΄).
Слабоударяемыми могут быть некоторые двусложные и трехсложные предлоги и союзы, например: пèред отхόдом, чèрез окнό, мèжду нáми, сквòзь тумáн, òколо дόма, вокрỳг столá; èсли смόжешь, сдéлай; когдà приéдешь, позвонú; надéнь, потомỳ что хόлодно. Слабое ударение могут иметь относительные слова: лéс, откỳда мы вышли; письмό, котòрое прислáли; простые числительные в сочетании с существительными: двà часá, дèсять рублéй; некоторые местоимения: тебя искáли, òн приéхал, егò сестрá, у тогò человéка; связки быть, стать: ýтро было морόзное, он стàл учúтелем; слова с модальными значениями: знáй себè нахвáливает, собирáлся было уéхать, придет бывàло и молчúт (подробнее о модальных значениях см. раздел «Морфология» во второй части данного учебника).
В некоторых словах наряду с основным ударением выступает побочное ударение. Оно стоит на первом месте (ближе к началу слова), а основное ударение — на втором. Такое ударение бывает у слов многосложных. К ним относятся: 1) некоторые сложные слова, состоящие из двух основ: самолётостроéние, желèзобетόн, стòпроцéнтный, дрèвнерýсский, четырёхклáссный; 2) многие сложносокращенные слова, представляющие собой сложение части первого слова с полным вторым: пèдинститýт, прòфбилéт, сòцсоревновáние, пàртсобрáние, стрòйматериáлы, дрàмкружόк; 3) слова с приставками после-, сверх-, около-, меж-, внутри-, вне-, а также с интернациональными элементами типа архи-, анти-, ультра-, супер-, транс-, контр-, про-: пòслевоéнный, свèрхъестéственный, òкололитератýрный, мèжконтинентáльный, внутрùклéточный, внèслужéбный, àрхиреакциόнный, àнтиобщéственный, ỳльтразвýк, сỳпероблόжка, трàнссибúрский, кòнтратáка, прòгермáнский.
Побочное ударение появляется главным образом у слов, редко употребляющихся, специальных, книжных, с четко выделяющимися частями. Ср., например, широкоупотребительные слова зверобòй, водопровόд, старомόдный с одним основным ударением и слова звèрофéрма, вòдонепроницáемый, стàрославянский с двумя ударениями. При наличии в сложном и сложносокращенном слове трех (или четырех) основ в нем возможно три ударения — два первых побочных и последнее основное: àэрофòтосъéмка, тèплоэлèктроцентрáль, прòфтèхобразовáние, Мòсгòрисполкόм.
Фразовое, тактовое, логическое ударение. Если речевой такт состоит из нескольких фонетических слов, то одно из слов несет более сильное ударение. Такое выделение одного из слов речевого такта называется тактовым ударением. Один из тактов фразы также выделяется более сильным ударением, которое называется ф р а з о в ы м. Обычно тактовое ударение бывает на последнем слове речевого такта, а фразовое ударение выделяет последний такт фразы. Например: Лизавéта Ива″новна│ сидéла в своèй кőмнате, │ ещé в бáльном своéм наряде, │погружéнная в глубόкие размышле″′ния (А. С. Пушкин); тактовое ударение помечено знаком ("), фразовое — ('"). Здесь тактовое и фразовое ударения не связаны со смыслом. Слово, выделяемое тактовым или фразовым ударением, не является более важным в смысловом отношении. Функция тактового и фразового ударения заключается в фонетическом объединении нескольких слов в речевой такт и нескольких тактов во фразу.
Тактовое ударение может перемещаться и на другие слова такта. Это связано с актуальным членением предложения, когда тактовое ударение выделяет рему, т. е. новое, что сообщается в предложении. Например, в предложении Грачи улетели новым может быть сообщение о том, что улетели именно грачи, и тогда тактовое ударение будет выделять это слово.
Выделение в речевом такте более сильным ударением какого-либо слова для подчеркивания его особого значения называется л о гическим ударением. Оно сильнее тактового и может падать на любое слово речевого такта. Логическое ударение связано с явным или подразумеваемым противопоставлением. Я пойду в кино, а не ты. Я пойду в кино (хотя я очень занят). Я пойду в кино (а не в другое место).
Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 2436 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!