Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Вопрос 7. Основной вопрос философии: онтологический и гносеологический аспекты



Основной вопрос философии (ОВФ)- это вопрос об отношении сознания к материи, духовных явлений к материальным.

ОВФ имеет две стороны (два подвопроса):

Первая сторона ОВФ – это вопрос о том, что является первичным: сознание или материя, духовные или материальные явления. Иначе – это вопрос о сущности, природе мира.

Вторая сторона ОВФ -это вопрос о познаваемости мира, иначе – это вопрос о том, способно ли сознание, мышление верно отразить материальный мир.

1.В зависимости от решения первой стороны ОВФ философы делятся на два больших философских направления: материализм и идеализм. В чем их отличие?

Материалисты считают, что первичной, изначальной является материя по отношению к сознанию, или иначе - материальные явления порождают сознание, духовные (идеальные) явления. В этом суть материализма.

Исторические формы материализма:

· материализм древних мыслителей: школа чарвака-локаята (древнеиндийская философия, сер.1 тыс. до н.э.); Демокрит, Гераклит, Эпикур.

· метафизический материализм XVI-XVIII вв. (Бэкон, Спиноза, Дидро, Гольбах, Гельвеций, Фейербах).

· диалектический материализм (К.Маркс, Ф.Энгельс и их последователи).

Идеалисты считают, что первичными, изначальными являются духовные, идеальные явления по отношению к материальным, или иначе – сознание, дух определяет существование материальных явлений.

Различают две разновидности идеализма: субъективный и объективный идеализм

Субъективные идеалисты за начальное, определяющее берут сознание человека, идеальное начало субъекта: «Мир есть совокупность моих ощущений»; «мир таков, каким я его воспринимаю».

Представители:

· Беркли (английский епископ, философ XVIII в).

· Фихте (немецкий философ, XVIII-XIX вв);

· Мах (австрийский физик, (XIX в).

· Гуссерль (немецкий философ, XIX-XX вв) и др.феноменологи (XX в)

· Экзистенциалисты (немецкие, французские и др., XX в).

Солипсизм – крайняя форма субъективного идеализма, признающая в мире существование сознания единственного человека.

Объективные идеалисты утверждают, что первичным является сверхъестественное духовное начало.

Представители:

· Платон (древнегреческий философ (V-IV вв. до н.э.).

· Фома Аквинский (итальянский философ, XIII в.).

· Гегель (немецкий философ, XVIII-XIX вв.).

· Неотомисты (итальянские, английские и др.(XX в.).

2. При решении второй стороны ОВФ философы делятся на гносеологических оптимистов, гносеологических пессимистов (агностиков) и скептиков.

Гносеологические оптимисты – это философы, признающие принципиальную познаваемость мира и его законов. Их большинство, к ним относятся все последовательные материалисты, а также многие идеалисты

(среди них, например, Гегель).

Гносеологические пессимисты (агностики)- это философы, которые отрицают познаваемость мира и его законов. Как правило, среди них субъективные идеалисты (но не все). Представители:

· Юм (английский философ, XVIII в);

· Кант (немецкий философ, XVIII в).

Если Эммануил Кант отрицал познаваемость сущности вещей («вещь в себе»), которые существуют в объективном мире, то Давид Юм вообще отрицал возможность ответить на вопрос, существует ли внешний мир.

Ошибка агностиков в том, что они преувеличивают момент еще непознанности вещей и считают, что они никогда не будут познаны.

Скептики -философы, которые выражают сомнение в способности человека познать окружающий мир, достигнуть истинные знания.

Представители:

· Софисты (древнегреческие философы);

· Секст Эмпирик (греческий философ и врач, Ш в);

· Декарт (французский математик и философ, XVII в).





Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 1317 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...