Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Строфика. Разновидности строф и способы их рифмования



СТРОФА́ (от греч. στροφή, букв. — поворот) — сочетание стихов, связанное определ. метрическим, ритмическим, интонационно-синтаксическим строением, а в рифмованных стихах — и расположением рифм. (Термин «С.» возник в древнегреч. хоровой лирике, где означал отрезок текста, исполняемый хором между двумя поворотами в торжеств. шествии). В разных системах стихосложения С. строится на различных основах, напр. в антич. лирике — на строго метрической; когда рифма восторжествовала в ср.-век. поэзии Зап. Европы, каркасом С. стала схема рифмовки, однако ошибочно мнение о С. как схеме рифм, к-рая — только один из компонентов, образующих С.

«Метрическая» схема С. определяет состав С. из метрически различных стихов (напр., в древнегреч. лирике сапфическая строфа, алкеева строфа и др.). В зап.-европ. и рус. поэзии С., соединяющие различные стихотв. размеры (см. Размер стихотворный), остаются формальными экспериментами, за исключением немногих удач (Ф. Шиллер «Ожидание»). Чаще метрич. рисунок С. образован сочетанием разностопных стихов одного размера (во франц. поэзии 18 в. часты сочетания 12-сложного и 8-сложного стиха, в рус. поэзии соответственно — сочетания 6-стопного и 4-стопного ямба, напр. у А. С. Пушкина), а особенно часто — чередованием клаузул, т. е. мужских, женских, дактилич. и др. окончаний: напр., преобладающее в рус. поэзии четверостишие типа жмжм.

Расположение рифм может быть смежным (ааббвв), перекрестным (абаб), опоясывающим (абба). Самая древняя форма С. — двустишие (в араб., ираноязычной и тюрк. поэзии — бейт). В пятистишии с двумя рифмами возможны 10 схем рифмовки, из них часто — абааб, реже — абаба. Из шестистиший на три рифмы наиболее употребительны аабввб, абабвв, интересна абаввб. Схемы рифмовки скрепляют С. и одновременно делают ее гибкой. Этим целям служит умелое сочетание рифменных рядов (абаб...), их завершения кодой (абабвв), задержания (включение стихов, продлевающих ожидание обязательной рифмы: абааб, абаввб). Схема рифмовки связана со схемой клаузул. Нек-рые схемы расположения рифм закрепились в качестве «твердых С.», носящих свои названия: сицилиана — восьмистишие с двумя сквозными рифмами (абабабаб); октава — восьмистишие с тремя рифмами, последняя из к-рых смежна, образуя завершающую коду (абабабвв); спенсерова строфа (абаббабаа); одическая строфа (абабввгддг), онегинская строфа (абабввггдееджж).

Более крупные С. труднее воспринимаются слухом, хотя были С. даже по 40 стихов (обычно это сложные С., в свою очередь членимые на С. меньшего объема). Минимальная С. — двустишие; нек-рые стиховеды не признавали С. более 12 стихов (О. Доршен), другие допускали С. из одного стиха (С. Фурманик).

Кроме этих С. с замкнутыми цепочками рифм, поэзия средневековья выработала и «бесконечную» связь рифм. Напр., одна из рифм пронизывает все С., что особенно часто в поэзии Востока: двустишия газели, в к-рых все четные стихи повторяют рифму первого стиха, а нечетные — безрифменны (кроме первого); мусаммат (по схеме: аааааб вввввб гггггб и т. д.). Другой тип — каждая следующая С. подхватывает одну из рифм предыдущей С. и в свою очередь передает следующей одну из своих рифм; к этому типу относятся, напр., терцины (аба бвб вгв...), к-рыми написана «Божественная комедия» Данте; сложнейший пример того же типа — С. трубадура Пьера Раймона Тулузского: 11 стихов на три рифмы в каждой С. с «подхватом» двух из них в следующей С. таким образом, что заключит. С. повторяет в обратном порядке рифмы начальной С.

Произведения, в к-рых все С. построены по одинаковой схеме, называют равнострофическими.

В антич. поэзии метрич. схемы С., а у трубадуров средневековья и схемы рифмовки считались собственностью их создателя. Но в дальнейшем они становились достоянием других, а нек-рые даже приобретали устойчивую связь с жанром (напр., ямбич. десятистишие стало обязательной С. классич. оды).

С. — ритмическое целое, в к-ром ритм каждого стиха подчинен ритмич. движению всей С., как показали Б. В. Томашевский, Г. А. Шенгели, Л. И. Тимофеев. В четверостишиях 4-стопного ямба у Пушкина среднее количество ударений на 1-ю строку 3,33, а на последнюю 3,05; в поэме В. Маяковского «В. И. Ленин» на 1-ю строку 3,96 и на 4-ю 3,55: налицо отчетливая тенденция убывания ударений на протяжении С. (при опоясывающей рифмовке эта тенденция выражена иначе, чем при перекрестной). Построение каждой конкретной С. отличается от средней статистической, но всегда ритм каждой строки у мастера зависит от ее места в С. Исключительно важно интонационно-синтаксич. построение С. (см. Интонационно-синтаксическая организация стиха). Ее границы почти всегда обязательны и для границ предложений; случаи междустрофического enjambement редки, несовпадение границы С. с границей предложения — сильный худож. прием (классич. пример в 3-й главке «Евгения Онегина», передающий предельную взволнованность Татьяны перед свиданием с Онегиным). В больших С. ср.-век. поэзии различали Aufgesang — «восхождение» и Abgesang — «нисхождение». На сжатой площади малых С. еще важней рассчитанное размещение предложений и их частей в зависимости от их места в С. Интонационно-синтаксич. типы С. чрезвычайно разнообразны. Наиболее отчетливы два «крайних» типа: 1-й — подлежащее и сказуемое гл. предложения в начале С., а в ее второй половине — придаточные предложения или подчиненные члены гл. предложения (преобладает в четверостишиях Пушкина); 2-й — обратный порядок (преобладает в четверостишиях Маяковского).

Соотношения метрич. схемы, схемы рифмовки, ритмич. течения и интонационно-синтаксич. строения открывают неограниченные комбинационные возможности разнообразия и отточенности С. как единого целого, определяемого стилем и задачей произведения. Строфич. мастерство заключается в умелом сочетании этих линий, в использовании их параллелизма или контрастности (наглядный пример полного синтаксич. параллелизма двух рифмующихся стихов: «В синем небе

звезды блещут, // В синем море волны хлещут», — «Сказка о царе Салтане» Пушкина). Шестистишие аабввб синтаксически членится у Шиллера преим. симметрично ааб/ввб, а у В. Гюго — преим. асимметрично (напр., аа/бввб). Классич. пример эффективного использования всех формальных возможностей сложной С. — «Евгений Онегин» Пушкина (см. Онегинская строфа).


30. Рифма, её теория и история

РИ́ФМА (от греч. ῥυθμός — стройность, соразмерность) — созвучие стихотворных строк, имеющее и фоническое, и метрическое значение, так как подчеркивает границу между стихами и связывает стихи в строфы. В поэзии большинства народов рифмы располагаются на концах стихов; однако встречаются регулярные начальные созвучия. В европейской поэзии начальная рифма или соединение концевой и начальной («Угрюмый дождь скосил гл аза, / а за решеткой четкой...» — В. Маяковский) встречается крайне редко.

Рифма ведёт происхождение от распространенного в фольклоре и древней литературе синтаксического параллелизма; благодаря ему на концах стихов оказываются одинаковые части речи в одинаковой грамматической форме, чем порождается созвучие: «Хвали сено в стогу, а барина в гробу». В русской поэзии 17 в. преобладают связанные с синтаксическим параллелизмом т. н. грамматические (суффиксально-флективные) рифмы:

Плевелы от пшеницы жезл тверд отбивает.

Розга буйство от сердец детских отгоняет.

(Симеон Полоцкий).

В 18 в. начинает цениться рифма разнородная, образованная разными частями речи или грамматическими формами (ночь — прочь и т. п.). Причина этого — более свободная структура стихотворной речи, не связанной обязательным синтаксическим параллелизмом. Грамматические рифмы, особенно отглагольные, как слишком легкие, считаются уже недостаточно искусными, хотя употребляются всеми поэтами вплоть до наших дней.

С середины 19 в. в русской поэзии всё чаще встречаются нарушения точности рифмы. Начинают входить в употребление приблизительные рифмы, в которых заударные гласные не совпадают (в о́здух — р о́здых). С началом 20 в. поэты всё чаще употребляют неточные рифмы разных типов: ассонанс — созвучие гласных при несовпадении (обычно частичном) согласных (облакооколо, прост ёрто — м ёртвый); усеченные рифмы — с усечением конечного согласного в одном из слов (лес — кр ест, губ — бере гу́); составные рифмы (до ста́ расти́ста́рости) — в отличие от точной составной оба слова сохраняют здесь ударение; консонансы, или диссонансы, в которых различны ударные гласные (та́ющаяве́ющая, но́ров — комму на́ров), — наиболее редкий тип неточной рифмы; неравносложные рифмы, в которых мужские окончания рифмуются с женскими или дактилическими и т. д. (нев е́домо — сл е́дом, па па́хи — по па́хивая). В современной поэзии часто встречаются так называемые корневые рифмы (потокпотоп). Неточные рифмы в 20 в. получили распространение в ряде литератур. Ослабление созвучий в заударной части слова иногда компенсируется у поэтов 20 в. созвучностью предударной его части, глубокой рифмой (уби ва́ли, наце́лясьВенецуэле). Это приводит к тому, что в современной поэзии нередко трудно определить границу рифмы: созвучие распространяется иногда на весь стих — так называемая разнесенная, или распыленная рифма.

Способы рифмования:

1) aabb — смежная или парная

2) abab — перекрёстная

3) abba — опоясывающая, кольцевая или охватная

Виды рифм:

· Точная — совпадение от ударного звука до конца стихотворной строки (ду́ры — банд у́ры)

· Неточная — все остальные виды рифм

· Богатая — если совпадает не только ударный и заударный комплекс, но и опорный согласный (тот, который стоит перед ударным) (по ве́са — Зе ве́са)

· Бедная — все остальные виды рифм

· Недостаточная — бедная мужская рифма в словах с открытым конечным слогом

· Глубокая — если созвучие охватывает весь предударный слог (за немогне мог)

· Составная — если одному слову созвучны два; при этом условием точности рифмы была полная потеря одним из этих слов ударения (где́ выде́вы)





Дата публикования: 2015-09-18; Прочитано: 931 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...