Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Понятие метра и размера (на примере силлабо-тонической системы)



МЕТР (от греч. μέτρον — мера) — стихотворный размер. В широком смысле М. обозначает: 1) свойственную стихам (метрической, размеренной, мерной речи) ритмич. упорядоченность, осн. на соблюдении определ. меры; 2) саму эту меру, т. е. определ. сочетание звуковых элементов, служащее эталоном стихового ритма. Мера понимается здесь как заданный образец: размеренность в стихах — не тенденция, а норма, или худож. задание, «правильность» стихового ритма заключается в соблюдении (хотя бы и подсознательном) тех или иных правил. В этом существ. отличие М. от присущих любой речи ритмич. тенденций, связанных с физиологич. условиями произношения, дыханием и т. п. В зависимости от системы стихосложения эти правила могут относиться к длительности слогов (метрическое стихосложение), их числу (силлабическое стихосложение), к ударениям (тоническое стихосложение) и др., создавая во всех этих случаях специфич. членение на стиховые, или метрич. единицы (стопа, стих, строфа).

ПРИМЕР: ЯМБ.

РАЗМЕР СТИХОТВОРНЫЙ — внутренняя мера стиха, определяемая системой стихосложения, к к-рой принадлежит данное стихотв. произведение; метр в широком смысле слова. В метрическом стихосложении Р. с. определяется тем или иным расположением долгих и кратких слогов; напр., в антич. ямбах стих состоит из повторяющихся стоп, в каждой из к-рых первый слог краткий, второй — долгий ( —). В силлабическом стихосложении Р. с. различаются по количеству слогов в стихе. В тоническом стихосложении Р. с. создается различным расположением ударных и безударных слогов.

Наиболее популярными размерами в рус. силлабич. стихе 17 — нач. 18 вв. были тринадцатисложник с цезурой на седьмом слоге и одиннадцатисложник с цезурой на пятом слоге. Начиная с В. К. Тредиаковского и М. В. Ломоносова и до 20 в. в рус. поэзии безусловно господствуют силлабо-тонич. размеры (широко употребительные доныне), осн. на упорядоченном чередовании сильных и слабых слогов (см. Силлабо-тоническое стихосложение). Это пять классич. размеров рус. поэзии. Двухсложные Р. с, в к-рых на каждый сильный слог приходится один слабый: хорей с первым сильным слогом («Бу́ря мгло́ю не́бо кро́ет») и ямб со вторым сильным слогом («Стоя́ли и́збы зде́сь и та́м»); трехсложные Р. с, в к-рых на каждый сильный слог приходится два слабых: дактиль с первым сильным слогом («Вы́рыта за́ступом я́ма глубо́кая»), амфибрахий со вторым сильным слогом («Одна́жды в студе́ную зи́мнюю по́ру») и анапест с третьим сильным слогом («Я тако́го угла́ не вида́л»).

ПРИМЕР: ЧЕТЫРЕХСТОПНЫЙ ЯМБ






Дата публикования: 2015-09-18; Прочитано: 528 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...