Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Методические рекомендации преподавателю. Представляется логичным согласиться с универсальным набором методических рекомендаций вузовскому преподавателю



Представляется логичным согласиться с универсальным набором методических рекомендаций вузовскому преподавателю, предлагаемых разработчиками универсальной матрицы учебно-методического комплекса, прилагаемой ниже.

– Изучив глубоко содержание учебной дисциплины, целесообразно разработать матрицу наиболее предпочтительных методов обучения и форм самостоятельной работы студентов, адекватных видам лекционных и семинарских занятий.

– Необходимо предусмотреть развитие форм самостоятельной работы, выводя студентов к завершению изучения учебной дисциплины на её высший уровень.

– Пакет заданий для самостоятельной работы следует выдавать в начале семестра, определив предельные сроки их выполнения и сдачи. Задания для самостоятельной работы желательно составлять из обязательной и факультативной частей.

1. Организуя самостоятельную работу, необходимо постоянно обучать студентов методам такой работы.

2. Вузовская лекция - главное звено дидактического цикла обучения. Её цель - формирование у студентов ориентировочной основы для последующего усвоения материала методом самостоятельной работы. Содержание лекции должно отвечать следующим дидактическим требованиям:

4. изложение материала от простого к сложному, от известного к неизвестному;

5. логичность, четкость и ясность в изложении материала;

6. возможность проблемного изложения, дискуссии, диалога с целью активизации деятельности студентов;

7. опора смысловой части лекции на подлинные факты, события, явления, статистические данные;

-тесная связь теоретических положений и выводов с практикой и будущей профессиональной деятельностью студентов.

Преподаватель, читающий лекционные курсы в вузе, должен знать существующие в педагогической науке и используемые на практике варианты лекций, их дидактические и воспитывающие возможности, а также их методическое место в структуре процесса обучения.

В лекционном курсе объемом от 18 до 24 часов по гуманитарным дисциплинам желательно прочитать четыре-пять классических монологических лекций, одну-две лекции-визуализации, одну лекцию-провокацию, одну лекцию вдвоем. Количество видов лекций может варьировать в зависимости от объема аудиторных часов. Данное соотношение различных лекций позволяет внести разнообразие в процесс обучения студентов, поддержать их высокую активность на лекционных занятиях, ослабить влияние отрицательных сторон лекции.

6. Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.

При объеме семинарских занятий 16-20 часов целесообразно провести 2-3 классических семинара, 2 семинара - заслушивание и обсуждение рефератов, докладов, 2 семинара - постановка и разрешение проблем, один семинар -обсуждение практического опыта, при наличии возможностей - 1-2 семинара-дискуссии. Начинать подготовку к проблемному семинару и семинару-дискуссии необходимо с включения элементов проблемности и дискуссионности во все другие виды семинаров. Семинар-дискуссию в «чистом» виде можно проводить, накопив достаточный опыт использования отдельных элементов и подготовив к этой форме студентов.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма;

а) разработка учебно-методического материала:

8. формулировка темы, соответствующей программе и госстандарту;

9. определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия;

10. выбор методов, приемов и средств для проведения семинара;

11. подбор литературы для преподавателя и студентов;

12. при необходимости проведение консультаций для студентов;

б) подготовка обучаемых и преподавателя:

13. составление плана семинара из 3-4 вопросов;

14. предоставление студентам 4-5 дней для подготовки к семинару;

15. предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, законы и постановления, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и бюллетени, статистические данные и др.);

16. создание набора наглядных пособий.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов:

17. полнота и конкретность ответа;

18. последовательность и логика изложения;

19. связь теоретических положений с практикой;

20. обоснованность и доказательность излагаемых положений;

21. наличие качественных и количественных показателей;

22. наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и
пр.;

23. уровень культуры речи;

24. использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты:

25. качество подготовки;

26. степень усвоения знаний;

27. активность;

28. положительные стороны в работе студентов;

29. ценные и конструктивные предложения;

30. недостатки в работе студентов;

31. -задачи и пути устранения недостатков.

После проведения первого семинарского курса, начинающему преподавателю целесообразно осуществить общую рефлексию проделанной работы, извлекая при этом полезные уроки.

7. При изложении материала важно помнить, что почти половина информации на лекции передается через интонацию. Учитывать тот факт, что первый кризис внимания студентов наступает на 15-20-й минутах, второй - на ЗО-35-й минутах. В профессиональном общении исходить из того, что восприятие лекций студентами младших и старших курсов существенно отличается по готовности и умению.

8. При проведении аттестации студентов важно всегда помнить, что систематичность, объективность, аргументированность - главные принципы, на которых основаны контроль и оценка знаний студентов. Проверка, контроль и оценка знаний студента, требуют учета его индивидуального стиля в осуществлении учебной деятельности. Знание критериев оценки знаний обязательно для преподавателя и студента.

II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения текущего контроля и промежуточной аттестации

Итоговым видом отчетности по курсу является традиционный экзамен по билетам, каждый из которых включает два вопроса из предложенного списка.

Вопросы по отечественной литературе XVIII века

(специальность «Журналистика»)

Идейное и художественное значение литературы XVIII века. Периодизация. Основные закономерности развития.

Литература XVIII века в оценке А.С. Пушкина и В.Г. Белинского.

Статья Н.А. Добролюбова «Русская сатира в век Екатерины».

Традиции древнерусской литературы в литературе XVIII века.

Литература первых десятилетий XVIII века.

Ф. Прокопович: своеобразие лирики и публицистики.

Литература 30-50-х годов XVIII века. Русский классицизм.

Сатиры А.Д. Кантемира. Белинский о Кантемире.

В.К. Тредиаковский. Филологическая и поэтическая деятельность.

Филологические работы М.В. Ломоносова.

М.В. Ломоносов о роли поэта и поэзии.

Торжественные оды М.В. Ломоносова. Ломоносов в оценке Радищева, Пушкина, Белинского.

Образ Петра I в поэзии М.В. Ломоносова.

«Размышления», духовные оды М.В. Ломоносова.

Оды, сатиры, любовная лирика А.П. Сумарокова.

Трагедии А.П. Сумарокова и Я.Б. Княжнина.

Сатирическая публицистика последней трети XVIII века.

Сатирическая публицистика Н.И. Новикова

Драматургия последней трети XVIII века: основные тенденции развития.

Комическая опера (М.И. Попов, А.А. Аблесимов – на выбор).

«Послание к слугам моим», «Лисица-казнодей» Д.И. Фонвизина.

Комедия Д.И. Фонвизина «Бригадир».

Комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль» в оценке критики. Дискуссионные вопросы.

Сатирические образы в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».

Образы положительных героев в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».

Публицистика и журнальная сатира Д.И. Фонвизина. «Письма из Франции».

Поэзия последней трети XVIII века (В.И. Майков, В.В. Капнист, М.М. Херасков).

«Душенька» И.Ф. Богдановича.

Г.Р. Державин о роли поэта и поэзии.

Торжественные и сатирические оды Г.Р. Державина.

Патриотические оды Г.Р. Державина.

Картины русской природы и быта в поэзии Г.Р. Державина.

Религиозно-философские оды Г.Р. Державина.

Лирика Г.Р. Державина. Анакреонтические стихи. Лирический герой.

Проза последней трети XVIII века. Основные тенденции развития.

«Дневник одной недели», «Житие Ф.В. Ушакова» А.Н. Радищева.

Тема Петра I в произведениях М.В. Ломоносова и А.Н. Радищева.

Образ Путешественника в книге А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву».

Особенности жанра и композиции «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева.

Поэзия А.Н. Радищева.

Журнальная сатира И.А. Крылова.

Повести Н.М. Карамзина. Карамзин в оценке Белинского, Добролюбова.

«Письма русского путешественника» Н.М. Карамзина.

Тема науки в литературе XVIII века.

Героическая тема в русской литературе XVIII века.

Жанр басни в литературе XVIII века.

Периодические издания XVIII века: проблематика, жанровая специфика, стиль.

Классицизм, Просвещение, сентиментализм в историко-культурном контексте XVIII века.





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 268 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...