Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Тема 6. Творчество В.К. Тредиаковского



Биография поэта. Значение его творчества для литературы 1730-1760-х гг. «Езда в остров Любви» — первый любовно-аллегорический переводной роман в русской литературе XVIII в. Взаимодействие поэзии и прозы в романе. Обос­нование попытки обновления литературного языка в предисловии. Развитие принципов перевода иноязычных авторов в «Аргениде» Баркли.

Переход к силлаботоническому стихосложению в трактате «Новый и краткий способ к сложению российских стихов». Тредиаковский о фольклоре как одном из источников реформы. Определение стоп и метра. Историческое значение тракта­тов Тредиаковского. Споры современных ученых о роли Тредиаковского в рефор­мировании силлабического стиха.

Тредиаковский — ведущий теоретик русского классицизма. Его трактаты о возникновении, истории поэзии и стиха, о лирических жанрах. Переводы Буало, Горация. Взгляды Тредиаковского на природу и предназначение поэтического творчества («Эпистола от Российский поэзии к Аполлину», предисловия к «Аргениде», «Тилемахиде», статьи об истории и теории поэзии). Тредиаковский как зачинатель отечественной филологии.

Жанровое многообразие его поэзии, ее экспериментаторский характер. Переводы псалмов. Место «Тилемахиды» в творчестве Тредиаковского. Соотношение романа Фенелона и переложения Тредиаковского. Его взгляд на проблему государственного устройства, «просвещенной монархии», идеального правителя. Просветительские идеи и политическая оппозиционность автора. Создание Тредиаковским русского гекзаметра и основ высокого стиля эпопеи. Судьба «Тилемахиды» в сознании современников и потомков.

Творчество Тредиаковского в оценке критики.

Тема 7. Творчество М.В. Ломоносова.

Всесторонняя одаренность Ломоносова. Своеобразие его фило­софских взглядов, научные интересы. Его роль в научной и культурной жизни эпохи (деятельность в Академии наук; борьба за национальное просве­щение, культуру и науку). Национальное и мировое значение деятельности Ломоносова.

Завершение преобразования русского стиха («Ода на взятие Хотина», «Письмо о правилах российского стихотворства»). Ломоно­сов о законах национального стихосложения, о связях с фольклором, с законами языка. Вопросы метрики, ритмики, принципов рифмовки и поэтического синтаксиса на страницах «Письма...». Роль ямбических размеров в истории русской поэзии. Значение реформы Тредиаковского — Ломоносова для развития русской поэзии.

Ломоносов — выдающийся русский филолог и создатель литературной теории классицизма. Проблема соотношения поэзии и про­зы на страницах «Риторики». Учение о «трех штилях» в статье «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке». Ломоносов — создатель нормативной грамматики русско­го литературного языка. Полемика с Тредиаковским и Сумароко­вым по проблемам языка и стиля поэтических произведений.

«Разговор с Анакреоном» как поэтический манифест русского классицизма. Про­блема предназначения поэта и поэзии. Перевод оды Горация «Я знак бессмертия себе воздвигнул...». Гражданские мотивы в классицистической поэзии Ломоносова.

Героико-патриотический характер торжественной оды в поэзии Ломоносова. Предмет торжественной оды, тематика и идейная направленность. «Программа» идеального царя в одах, обращенных к Елизавете, Петру III, Екатерине II. Ломоносов и «просвещенный абсолютизм». Образ автора в торже­ственных и духовных одах, проблема личности. Своеобразие воплощения высокого одического пафоса. Композиция оды — «лирический беспорядок» как основной художественный принцип поэтики «пиндарической оды». Соотношение эмоционального и пространственного планов, параллельного и по­следовательного ведения тем. Своеобразие метафорического и ме­тонимического иносказания. Эмблемы, ал­легории, символы и развернутые сравнения в риторической системе оды Ломоносова. Изобразительно-выразительное богатство эпите­тов, слов-цветообозначений, звукописи. Ритмика и строфика. Проблема воздействия стилистических традиций барокко на творчество поэта. Влияние торжественной оды Ломоносова на последую­щее развитие русской литературы.

Духовно-философская поэзия Ломоносова. Переложения псалмов как начальный этап формирования классицистического образца данного жанра духовной поэзии. Использование Ломоносовым традиции «Псалтири рифмотворной» С. Полоцкого. Соотношение библейского текста и поэтических переложений. «Ода, выбранная из Иова»: особенности отбора фрагментов из Книги Иова; идея Прови­дения.

Духовные прозрения и научные идеи в «Утреннем...» и «Вечернем размышлении о Божием величестве...». Художественные, дидактические и философско-религиозные декларации Ломоносова. Соотношение эмоционального и рационального в натурфилософских дидактических поэмах. Борьба за науку и научное мировоззрение в поэме «Письмо о пользе Стекла».

Комическая обработка басенных сюжетов, своеобразие сатиры в «Гимне бороде».

Образ Петра I в поэзии М.В. Ломоносова. Поэма «Петр Великий»: своеобразие за­мысла и его воплощения. Концепция просвещенного абсолютизма. Соотношение истории и современности. Понимание жанра эпической поэмы Ломоносовым-классицистом.

Трагедии «Тамира и Селим» и «Демофонт»; традиции школьной драмы, тематика, проблематика и своеобразие конфликта. Особенности выбора исторических источников и их интерпретации. Ломоносов и формирование русской классицистической трагедии.

Тема 8. Творчество А.П. Сумарокова

Творческий путь писателя. Участие в литературной полемике. Сумароков — теоретик русского классицизма (эпистолы «О русском языке», «О стихотворстве»). Рационализм и нормативизм в трактате «Наставление хотящим быти писателем». Вопрос о соот­ношении жанров и стилей, характеристика основных жанров. Со­отношение трактата Сумарокова с традицией Буало.

Особенности драматургии классицизма: жанры, проблематика, тип героя, конфликт. Драматургия Сумарокова, ее роль в истории русского театра XVIII в. Сумароков и Волков. Историко-литературное значение жанра трагедии. Поли­тические тенденции в трагедиях «Хорев», «Синав и Трувор», «Артистона» и «Семира». Идея истинного благородства, досто­инства личности, сословный патриотизм. Морально-политический дидактизм трагедий. Своеобразие конфликта и группировки персонажей в трагедиях Сумарокова. Особенности жанра, композиции, стиля, языка и стиха трагедий. «Дмитрий Самозванец» как итоговое произведение Сумарокова в жанре трагедии. Своеобразие изображения Смутного времени.

Комедии Сумарокова. Фарсовое начало, традиционность конфликта, памфлетность в комедиях 1750-х гг. – «Тресотиниус», «Чудовищи». Сатира на Тредиаковского. Эволюция комедийного жанра в творчестве Сумарокова — от ко­медии положений к комедии характеров и бытовой комедии. Соци­альные мотивы в комедиях «Опекун», «Лихоимец», «Ядовитой». Речевая характеристика персонажей в бытовой комедии «Рогоно­сец по воображению». Литературные традиции комедий Сумаро­кова, сатирическая окраска отдельных персонажей, связь с интермедиями Петровской эпохи.

Поэзия Сумарокова. Многообразие жанров: идиллии, торжественные и духовные оды, эклоги, песни, элегии, мадригалы, эпи­граммы, эпитафии, загадки, сонеты, притчи, сатиры, эпистолы. Тематика похвально-дидактических од Сумарокова («Ода госуда­рю Павлу Петровичу»), морально-дидактических («Ода на суету мира», «Ода к добродетели»). Особенности стиля. Сравнение стиля торжественных од Сумарокова и Ломоносова. Формирование ли­рического начала в элегиях и песнях Сумарокова. Связь с фольклором. Поэтика Сумарокова. Элементы сентиментализма.

Сатирические жанры в творчестве Сумарокова. Сатиры «Хор ко превратному свету», «О благородстве», «Пиит и друг его». Объекты сатиры Сумарокова: «злонравные» дворяне, подьячие, галломаны. Притча как образец басенного жанра в его творчестве. Исследование общественных причин нравственных пороков. Связь с античной и западноевропейской традицией. Композиционное своеобразие басен. Создание основ басенного стиха — вольный (разностопный) ямб в притчах.

Теоретические, публицистические и критические работы писателя. Сумароков — издатель и редактор «Трудолюбивой пчелы». Поэтическая школа Сумарокова — Ржевский, Нартов, Нарышкин.

Раздел 3. Литература последней трети XVIII века

Тема 9. Периодика. Творчество Н.И. Новикова

Периодические издания XVIII века: жанровая специфика, проблематика, стиль. Расцвет журналистики во второй половине XVIII в. Журнал «Всякая всячина» Козицкого, сотрудники, участие Екатерины II. Сати­рические журналы Чулкова «И то и сё», Рубана «Ни то ни сё, в про­зе и стихах», Тузова «Поденщина», де Тейльса и Румянцева «Полезное с приятным», Эмина «Адская почта», Сичкарева «Смесь». Воздействие английской просветительской журналистики (журна­лы Аддисона и Стиля).

Сатирические журналы Н. И. Новикова «Трутень», «Пустомеля», «Живописец», «Кошелек»; круг сотрудников, ведущие темы. Полемика между «Всякой всячиной» и «Трутнем» о характере и задачах сатиры; литературно-политический характер этой полемики. От­ражение общественных пороков эпохи; выступление против зло­употреблений крепостным правом («Копия с отписок крестьян своему помещику», «Письма к Фалалею», «Отрывок из путешествия в *** И*** Т***». Вопрос об авторстве «Отрывка...». Многообразие жанровых форм и видов сатиры в новиковских журналах.

Личность и судьба первого русского просветителя. Успех журна­лов среди читателей. Книгоиздательская и литературно-просвети­тельская деятельность Новикова («Опыт исторического словаря о российских писателях», «Древняя Российская Вивлиофика»). Масонские журналы Новикова — «Утренний свет», «Покоящийся трудолюбец». Вынужденное прекращение новиковских изданий. Заключение в Шлиссельбургскую крепость.

Тема 10. Творчество Д.И. Фонвизина

Биография и личность писателя. Изучение творчества Фонвизина в отечественном литературоведении.

Начало творческого пути. Переводы басен датского просветителя Хольберга. Проблематика первого оригинального произведения писателя «Послания к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке». Сатирическая комедия «Бригадир». Проблематика пьесы: кри­тика галломании, невежества, произвола чиновников, ханжества и лживости «нового дворянства». Система персонажей, своеобразие конфликта, мастерство языка Фонвизина-комедиографа.

Комедия «Недоросль» — вершина русской драматургии XVIII в. История создания пьесы, вопрос о «раннем «Недоросле»» в современной науке. Проблематика комедии: «образование ума» и «образование сердца», воспитание молодого поколения, критика «жестоко­сердия» помещиков. Вопрос о государственной власти и идеальном монархе. Реминисценции из Петровской эпохи в высказываниях персонажей пьесы. Роль гражданского долга в частной жизни человека. Особенности сюжета и конфликта комедии. Идейный смысл финала. Образы положительных героев в комедии «Недоросль». Роль отрицательных и положительных персонажей для определения авторской позиции. Принципы и приемы создания образов-типов. Жанр, стиль, композиция и язык пьесы. Проблема творческого метода писателя: классицизм или реализм? «Недоросль» на русской сцене. Комедия Д.И. Фонвизина в оценке критики. Дискуссионные вопросы.

Литературная и этико-философская позиция Фонвизина. Фонвизин-публицист. Оппозиционные сочинения писателя «Опыт Российского сословника», «Вопросы Фонвизина и ответы сочинителя “Былей и небылиц”», «Челобитная Российской Минерве от российских писателей», «Всеобщая придворная грамматика». Сатирические статьи в «Собеседнике лю­бителей российского слова». Попытка издания журнала «Друг честных людей, или Стародум». Отно­шение Фонвизина к проблеме «Россия и Западная Европа» в «Пись­мах из Франции». «Кодекс просветителя» в повести «Каллисфен». Мемуары «Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях» в контексте исповедальной литературы (Августин, Руссо и др.). Язык эпистолярной и мемуарной прозы Фонвизина.

Тема 11. Особенности драматургии

Теория драмы у классицистов. Проблема возникновения новых жанровых образований («мещанская драма»). Переписка о «слез­ной комедии» между Сумароковым и Вольтером. Литературная де­ятельность В. И. Лукина. Первый образец русской «слезной комедии» — «Мот, любовью исправленный». Значение образов Добросердова-большого и слуги Василия в системе образов комедии. Литературная позиция Лукина, изложен­ная в «Предисловии...» к пьесе, близость к эстетическим поискам Дидро. Выступления против Сумарокова-комедиографа. Призывы «склонять» иностранные драмы «на русские нравы». Интерес к народному театру. Пьеса «Щепетильник».

Сатирическая направленность комических опер Попова («Анюта»), Аблесимова («Мельник — колдун, об­манщик и сват»), Матинского («Санкт-Петербургский гостиный двор»). Комическая опера «Анюта» — первый русский образец жанра. Своеобразие построения конфликта и система персонажей. Сентиментально-просветительское понимание конфликта в коми­ческих операх Н. Львова «Ямщики на подставе» и Н. Николева «Розана и Любим». Элементы фольклора в поэтике комических опер.

Творчество Я. Б. Княжнина. Его переводческая деятельность в 1770-е гг., воздействие художественной системы французского классицизма. Тираноборческая трагедия Княжнина и Николева. Национально-историческая проблематика трагедии «Росслав», проблема тирании и свободы в трагедии «Титово милосердие». Истори­ческая основа трагедии «Вадим Новгородский». Образ Вадима в русской драматургии XVIII в. «Историческое представление из жизни Рюрика» Екатерины II, «Рюрик» Плавильщикова. Новатор­ство Княжнина в осмыслении новгородской темы. Своеобразие концепции монарха; образ идеального правителя в монологах Рю­рика, его размышления о свободе. Современные споры о смысле финала трагедии. Комедии Княжнина «Хвастун», «Чудаки», коми­ческая опера «Несчастье от кареты».

Художественные поиски Хераскова-драматурга. Особенности конфликта, сюжетики и изображения персонажей в его трагедиях. Религиозное начало в системе ценностей его героев («Венецианская монахиня», «Пламена», «Идолопоклонники»).

Комедия-сатира В. В. Капниста «Ябеда»: социальная и нравственно-философская проблематика, традиции классицистической драматургии; сценическая история комедии, ее место в развитии русской комедии XVIII в.

Драматургия П. А. Плавильщикова. Статьи «Нечто о врож­денном свойстве душ русских», «Театр»: отстаивание самостоятельности русской культуры, требование создания национально-патриотического и бытового репертуара. Пьесы «Бобыль», «Сиделец», их значение для развития русской драматургии.

Комедии Екатерины II: «фонвизинское начало» в комедии «О время!»; антимасонские выступления в комедиях «Обманщик», «Обольщенный», «Шаман сибирский». Специфика ее подхода к народности в «исторических представлениях» «Начальное управление Олега», «Историческое представление из жизни Рюрика». Для сопоставления: художественные особенности мемуаров Екатерины II; автопортрет на страницах воспоминаний, соотношение идей Провидения и активной личности в истории в прозе и драматургии императрицы. Значение дидактической «Сказки о царевиче Хлоре» для истории русской литературы.

Тема 12. Творчество И.А. Крылова

Биография писателя; мемуарные и эпистолярные источники све­дений о его жизни в XVIII в. Комическая опера «Кофейница»: своеобразие проблематики; особенности языка и стиля; место произведения в истории жанра. Опыты в жанре трагедии: «Клеопатра», «Филомена». Развитие комедийного творчества Крылова в комической опере «Бешеная се­мья», в комедиях «Сочинитель в прихожей», «Проказники», «Пирог». Шуто-трагедия «Подшила, или Трумф»; ее значение для творческого самоопределения писателя.

Сатирико-повествовательные и морально-философские письма «Почты духов», связь с литературной традицией. Журнальная сатира (журнал «Зритель»: «Речь, говоренная повесою в собрании дураков», «Мысли философа по моде...», «Похвальная речь в память моему дедушке»). Развитие сатирических традиций Новикова. «Восточная тема» в литературе Просвещения. «Восточная повесть» Крылова «Каиб»: своеобразие сатиры, просветительское решение проблемы государственной власти. Литературная полемика в повести.

Журналистская деятельность в конце XVIII в.: журнал «Санкт-Петербургский Меркурий». Связь между литературной деятель­ностью молодого Крылова и его басенным творчеством в XIX в.

Тема 13. Творчество А.Н. Радищева

Биография Радищева. Литературная деятельность. «Дневник одной недели» как сентименталистское произведение (образ повествователя, «пейзаж ду­ши»). Оценка личности Петра I в «Письме к другу, жительствую­щему в Тобольске». Просветительский па­фос решения проблем власти, государства и личности. Проблема идеальной личности и патриотизма в «Беседе о том, что есть Сын Отечества». Радищевская концепция человека в «Житии Ф.В. Ушакова», связь с традициями древнерусской литературы. Рационалистическая антропософия Ради­щева, вопрос о влиянии Гельвеция на взгляды Радищева. Трактат Радищева «О человеке, его смертности и бессмертии».

Значение «Путешествия из Петербурга в Москву». История его написания и публикации. Многообразие идейного содержания: критика крепостничества, злоупотреблений чиновничества; проблема воспитания идеального человека, проблемы литературы, искусства, новой эстетики. Образ Путешественника в книге А.Н. Радищева. Образ народа; обоснова­ние права на революцию. Особенности жанра, стиля и композиции «Путешествия...». Соотношение сентиментализма и просветительства в книге Радищева. Споры о художественном методе писателя. Ода «Вольность»: политическая, историческая и философская проблематика.

Поэзия Радищева. Философская ода «Осьмнадцатое столетие». Другие жанры: «Ты хочешь знать: кто я? что я? куда я еду?», «Почто, мой друг, почто слеза из глаз катится...», «Час преблаженный...». Поэмы Радищева «Бова», «Песни, петые...», «Песнь историческая».

Литературно-теоретические и эстетические взгляды Радищева. Оценка творчества Тредиаковского в трактате «Памятник дактило-хореическому витязю» и оценка Ломоносова в «Путешествии...» («Слово о Ломоносове»). Радищев об особенностях русского стихосложения.

Значение Радищева в истории русской культуры. Пушкин и Радищев.





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 1840 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.013 с)...