Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Возвращение ясновидения



Во многих своих лекциях Рудольф Штейнер подготавливал своих слушателей к духовным переживаниям, которые были возможны в течение XX в. Благодаря антропософски ориентированной духовной науке он хотел сделать возможным понимание таких переживаний. Антропософия имеет в этой области особую задачу: подготовить людей нашего времени ко Второму Пришествию Христа.

В соответствие с сообщениями Рудольфа Штейнера человечество в целом перешагнуло порог духовного мира в период между 1841 и 1879 гг. Это стало возможным благодаря aрхангелу Михаилу, который с 1879 г. принял духовное водительство над нашим временем. С 1841 по 1879 гг. Михаил боролся с так называемыми "духами тьмы", чтобы очистить духовную сферу Земли от злых сил. Тем самым он вызвал падение этих духов на Землю, и, в то же время открыл для людей возможность новой коммуникации с духовным миром. Рудольф Штейнер называет Михаила ведущим aрхангелом нашего времени и инициатором современной духовности. Традиционные образы показывают, как Михаил побеждает дракона с помощью своего копья, но не убивает его. Тем самым указывается на то, что мы нашего дракона, проявляющего активность в двойнике, не убиваем, но должны преобразить.

Этот, пока еще бессознательный переход порога духовного мира, ведет человечество к тому, что жизненный путь может стать осознанно переживаемым путем посвящения. Осознание духовных переживаний касается не только индивидуальной жизни, оно касается как социальной жизни, так и жизни человечества в целом. В связи с такого рода осознанием мы узнаем от Рудольфа Штейнера, что с конца XIX в. в конституции человека наступило изменение. Это связано с окончанием периода духовного помрачения, который в индийской традиции обозначается как "Кали Юга". За этим периодом начавшимся в 3101 г. до Р.Х. и закончившимся в 1899 г., следует светлая эра, светлый период, который будет продолжаться 2500 лет. В конце этого периода люди снова будут владеть ясновидческими способностями из-за того, что человеческое эфирное тело (жизненное тело, которое дает физическому телу жизнь и форму), будет высвобождаться от физического тела, в то время как на протяжении Кали Юги оно было тесно связано с ним.

При ослаблении этой связи наступает возвращение природного ясновидения, которым люди обладали в прежнее время, и от которого сохранились лишь атавистические остатки. Рудольф Штейнер сказал, что в тридцатые годы XX в. этот процесс начнется. Он, с одной стороны, отличал это эфирное ясновидение от той формы ясновидения, при которой медиумически предрасположенные люди имеют духовные переживания, не сохраняя при этом нормального сознания. С другой стороны, он отличал эфирное ясновидение от того точного ясновидения, которое достигается благодаря обучению сознания, как это описано в книге "Как достигнуть познания высших миров?".

Возвращение природного ясновидения произойдет - по Рудольфу Штейнеру - во время ближайших 2500 лет и принесет с собой такие феномены, которые уже были упомянуты при описании прохождения пути посвящения: разделение душевных сил на мышление, чувство и волю. До сих пор они естественным образом были связаны друг с другом; теперь мысли, чувства и волевые импульсы могут вступать в полное противоречие друг с другом. Поскольку наша душевная конституция изменится, мы должны из собственных сил, из нашего "Я" устанавливать гармонию этих трех душевных сил.

Люди будут ясновидчески предвидеть события, которые наступят только несколько дней спустя, будут иметь образные впечатления из прошлой жизни. Если им не объяснить, что происходит, они будут считать такие переживания галлюцинациями или не придавать им значения. Кто имеет ясновидческое восприятие, не осознавая его и не прорабатывая его с помощью духовной науки, будет подвержен заболеваниям. Рудольф Штейнер предсказывал в начале XX в., что нервозность и психосоматические заболевания, которые связаны с нею, будут возрастать. В качестве противодействующих мероприятий мы должны благодаря сознательному развитию нашей внутренней жизни усиливать ослабленное эфирное тело. Кроме того, современная техника в ходе XX в. все больше ослабляла жизненные силы, и это совсем не так просто может быть компенсировано. Новейшим отягчающим фактором для наших эфирных сил является излучение, связанное с созданием охватывающей весь мир сети мобильной телефонной связи.

Новое оживление наших эфирных сил может быть достигнуто самым различным образом. Рудольф Штейнер предлагал педагогические, религиозные и художественные мероприятия, такие как упражнения по развитию памяти и воли (например, приводящие к изменению почерка), наблюдение природы (например, наблюдение процессов возникновения и умирания в растительном царстве), или усилия направленные на преодоление некоторых привычек. Необходимо в целом углублять свои интересы к своей окружающей среде, к своим ближним, развивать живое мышление и богатую внутреннюю жизнь. Дополнением к этому могут быть здоровое питание и посты, путешествия в горы и сакральные танцы, такие как панэвритмия, ритуальные танцы, которые давал с 1933 г. Петер Дунов. Панэвритмия является синтезом музыки, пения и движения, благодаря которым эфирное тело участников приводится в гармонию с энергией Солнца и Земли.(31)

На самой глубокой, религиозной плоскости оживление наших жизненных сил - по Рудольфу Штейнеру - достигается благодаря тому, что человек всей своей душой проникается мистерией жизни Христа и пытается внутренне пережить силу воскресения. Благодаря этому силовые потоки будут входить в эфирное тело. Такое проникновение будет происходить не только на уровне переживания, но и на уровне познания, на понятийном уровне.(32)

Переход порога духовного мира ведет, с одной стороны к усилению восприятия собственной внутренней жизни, и, тем самым, к конфронтации с теневым миром двойника; с другой стороны он приносит ясновидческие способности для созерцания позитивных и негативных сил внешнего мира.. Духи тьмы, сброшенные на Землю, могут наблюдаться повсюду. Негативные влияния и дисгармония внешнего мира теперь беспрепятственно проникает в наше сознание, причем эти негативные силы становятся все мощнее. Рудольф Штейнер предостерегал, что с середины XX в. эгоизм человека возрастет и станет вратами для вторжения духов тьмы. Старые, регулирующие социальную жизнь силы будут тем самым отодвинуты на задний план.

Человек должен сделать осознанными восприятия как внутреннего, так и внешнего мира, в ином случае он может (хотя обычно ненадолго) стать одержимым негативными существами. Эти последние могут сделаться заметными при неопределённых ощущениях недомогания, недовольства и беспокойства, в состояниях страха, кошмара, агрессии и разрушительной ярости, в случаях, когда прибегают к опьянению, в случаях коллективного безумия (как, например, идентификация с правящим национал-фашизмом), в случае депрессий и при иных психических заболеваниях.

Все эти негативные явления - по Рудольфу Штейнеру - являются предпосылками позитивного развития. Они представляют собой часть очистительного процесса, который происходит как в социальной жизни, так и в жизни индивидуума. Во время этого катарсиса духовные силы более легко видимы. Это важно, ибо центральной темой этого апокалиптического разоблачения добрых и злых духов является Второе Пришествие (или Новое Явление) Христа в эфирной сфере Земли. Рудольф Штейнер предвидел, что с наступлением природного ясновидения люди будут в состоянии с 1933 г. созерцать Христа в обличии ангела. Сперва это произойдет лишь с немногими, но в течение ближайших 2500 лет их будет становиться все больше.

В ряду лекций об эзотерическом христианстве в 1911 г. Рудольф Штейнер сделал удивительные замечания о том, что Христос будет являть себя в человеческом облике, если один или много людей окажутся в беде и в отчаянии, для того, чтобы принести им утешение, дать помощ или совет. Он будет внезапно появляться и, так же внезапно, будет Он исчезать.(33) Это на самом деле может показаться чем-то непривычным, чуждым кaк для людей, воспитанных в христианских традициях, так и для людей, не имеющими отношения к христианству. Но из этих высказываний Рудольфа Штейнера о Втором Пришествии Христа мы можем сделать вывод о том, что существует Божественный Спаситель человечества, и Он сопровождает нас на нашем пути посвящения.

Тот факт, что человеческое эфирное тело высвобождается из физического тела, неразрывно связан - по Рудольфу Штейнеру - с новой деятельностью Христа в эфирном мире. Для того, чтобы достичь новых способностей ясновидения, благодаря которым мы могли бы созерцать, Христос преобразует нашу внутреннюю конституцию. В вышеупомянутых лекциях, кроме того, указывается на то, что в ходе XX в. Христос принимает на себя задачу быть "Господином кармы". Для нас это имеет следующее значение: после смерти мы предстаем перед Христом лицом к лицу; Oн дает нам возможность в течение примерно трех дней обозревать панораму нашей жизни; затем он с любовью показывает нам то, как мы можем содействовать компенсации содеянного нами. Рудольф Штейнер замечает, что Христос не интересуется нашими прегрешениями. Его интересуют наши деяния, совершенные по любви.

В прежнее время Моисей с его неукоснительными заповедями вместе с Херувимом (Уриилом), держащим в руке пламенный меч, представали перед человеком, чтобы судить его. Теперь же тут находится Христос, который предстает перед нами и пробуждает человеческую совесть. Он обращает внимание на то, чтобы добро, совершенное для того, чтобы привести в равновесие нашу судьбу во время земной жизни, пошло во благо как можно большему количеству людей.(34) Это может быть названо "умножением добрых сил", аналогично чуду умножения хлебов и рыб, которое совершил Христос вблизи Галилейского моря.

Дальнейшую перспективу будущего Рудольф Штейнер описывает следующим образом: люди все больше будут ясновидчески созерцать кармические последствия своих определенных поступков уже в момент их совершения. Будет развиваться ощущение того, что люди должны давать Христу отчет за свои действия. Благодаря этому совесть отдельного человека будет усиливаться и сиять подобно свету, с помощью которого будет возможно встретиться со Христом в эфирном мире.(35)

В будущем совесть у многих людей станет настолько чувствительной, что они не смогут заснуть, если другой человек вынужден страдать или голодать. Благодаря этому такие люди смогут встретиться со Христом в эфирном мире. Наряду с развитием природного ясновидения Рудольф Штейнер дал еще один путь, ведущий ко встрече со Христом, а именно - медитативное и духовное наблюдение за природой в смене времен года.

Переживания близости смерти приобретают исключительное значение благодаря ясновидческим наблюдениям Рудольфа Штейнера. В соответствие с его объяснением, они подтверждают новую задачу Христа как "Господина кармы" в жизни после смерти. То световое существо, которое как Христос является при переживаниях близости смерти, соответствует этому образу. Рудольф Штейнер описывал, что человек носит в себе, как некое световое существо высшее "Я", которое является его космическим прообразом. Этот прообраз вступает в физическое тело после зачатия и оставляет физическое тело в момент смерти. Если это световое существо после смерти является перед нами, оно освещает нравственное качество наших деяний. Совесть, которую во время жизни мы слышим как внутренний голос, говорит с нами после смерти извне, от нашего космического прообраза, он приводит нас к оценке нашей жизни, причем масштабом тут является любовь.(36) В переживании близости смерти сам Христос может являться в свете космического прообраза человека и вести к ретроспективному просмотру собственной жизни, при котором совесть выносит суждения.

Я предполагаю, что это световое существо нашего высшего "Я", которое на пути посвящения отражается от "великого cтража порога". Через этого cтража строгий взгляд архангела Уриила направляется на человека: он проверяет нашу любовь к ближнему и призывает нас претворить свои пороки в добродетели. Позади "великого cтража порога" может - по Рудольфу Штейнеру - явиться Христос. Еврейское слово "Уриил" означает "огненный свет Бога". В соответствии с еврейской традицией он был ангелом грома и землетрясения, он был тот, кто изгнал Адама и Еву из рая пламенным мечом.

Общения на социальном поле могут нас привести к ситуациям, в которых наша совесть играет особую роль. В таких случаях мы очень основательно перепроверяем свои мотивы, чтобы действительно быть уверенным, действовали ли мы исходя из социального импульса. Тогда мы можем с любовью выступать навстречу другим. В тех ситуациях, которые я называю "посвящением в социальной жизни" наше повседневное "Я" с его двойником постепенно отделяется от нас и мы можем, будучи инспирированы высшим "Я" делать то, что подсказывает нам наше сердце.

С помощью беседы на тему биографии и добросовестного углубления в события нашей собственной жизни можно достигнуть сближения со сферой нашего космического прообраза. Это может дать нам новую силу, для дальнейшего продвижения в жизни. Эти ситуации, пусть даже бессознательно, могут вести нас к встрече с нашим высшим "Я", которая на самом деле означает встречу с "великим cтражем порога". Такие встречи происходят на бессознательном уровне каждую ночь во время сна и точно так же в духовном мире в жизни после смерти.

Эти встречи с нашим космическим прообразом происходят на различных уровнях и с различной интенсивностью, иногда во время размышления или медитации, иногда они вызываются глубоко впечатляющей встречей между людьми, и, в особых случаях, из-за близости смерти. Также это происходит в состоянии сна и после смерти. Каким бы образом это не происходило, мы вступаем в духовный мир на короткое или на длительное время и смотрим на наши отношения к другим людям. С новыми силами мы можем тогда возвратиться в физический мир.

Особенно для переживаний при приближении смерти, но и в случае иных встреч с нашим прообразом актуально следующее:

· наша совесть укрепляется;

· мы получаем утешение и воодушевляемся для новых дел;

· мы хотим осуществить веления любви;

· мы чувствуем себя вновь оживленными в эфирном теле;

· мы можем развить новое ясновидение, которое позволяет нам познавать то, что мы причиняем другим людям и что поможет нам компенсировать наши кармические отношения.

В одной лекции, которую прочел эстoнский духоиспытатель Валентин Томберг в августе 1939 г. на антропософской конференции в Роттердаме в Голландии, он сообщал, что эти пять сил в действительности будут дароваться нам от Христа из эфирной атмосферы Земли. Они являются позитивными кармическими следствиями его крестной смерти, и Он хочет, чтобы эти силы стали доступны для нас.(37) Тайна этих новых сил заключена по всей вероятности в том, что человек учится рассматривать свою жизнь глазами совести. Если мы смотрим на себя именно так, тогда и Христос смотрит на нас и может совершать для нас деяния исцеления и духовного преображения.

Было показано, что самоосознание, глубокие связи человека с человеком, или переживания при приближении к смерти могут некоторым образом связать нас с сияющим высшим "Я", что также происходит при восприятии "великого cтража порога" на пути посвящения. Мы можем вспомнить другие духовные наблюдения о встрече с "малым стражем порога", который дает нам картину нашего низшего "Я" и показывает нашего кармического двойника. Вследствие этого, и высшая и низшая часть нашего существа становится видимой в своей полярности. Большинство людей не вносит в эти ситуации сознание, достаточное для того, чтобы воспринять обоих стражей, но в будущем это изменится.

Из эзотерической литературы известно, что негативные силы, струящиеся от каждого из нас, будут ясновидчески восприниматься как носители демонов (двойник), которые атакуют данную личность. Кто направляет на другого свой гнев, кто сердится на кого-то, и при этом теряет контроль над собой, видит себя атакованным неким демоном, которого поддерживает изживаемая эмоция. Эти неконтролируемые эмоции дают пищу для нашего двойника. Перед тем, как мы сможем сделать дальнейшие шаги на тропе познания, мы должны научиться держать наших демонов "под шахом", под постоянной угрозой: мы даже должны учиться некоторой толерантности по отношению к ним, признавать их частью нашего существа и учиться господствовать над ними. Кто в состоянии преобразить порок в добродетель, перестает давать пищу двойнику, который скрывается за нашими пороками. Двойник может быть шаг за шагом преобразован, а там, где это невозможно, он должен быть скован.

Мотив этой борьбы против дракона использован художником Маттиасом Грюневальдом на крыле изенхаймского алтаря, на котором изображено испытание святого Антония демонами. В Изенхаймском монастыре оказывали помощь пациентам, страдавшим от так называемого "антониева огня", страшной болезни, которая возникает если едят испорченный ржаной хлеб, в котором образованы ядовитые вещества. Как и святого Антония, таких пациентов мучили видения таких демонов. Только недавно было открыто, что эти видения вызывало одно химическое вещество эрготоксин. Эрготоксин вызывает галлюцинации, и в 1938 г. из этого вещества была получена ЛСД (лизергиновая кислота - прим. перев.) Этот наркотик делает видимыми части нашего двойника..

С давних пор известно, что наркотики оказывают таинственное воздействие на человеческое восприятие. В прошлые времена священнослужители иногда давали ученикам при прохождении ими церемонии посвящения, экстракт конопли, для того, чтобы освободить душу из эфирного и физического тела. Священнослужители точно контролировали этот процесс, так что у некоторых учеников он содействовал внутреннему развитию. Тот, кто принимает наркотики в настоящее время экспериментирует на свой страх и риск.

С помощью воззрений, которые сообщает нам антропософия, можно адекватно описать воздействие наркотиков на тело и душу, объяснить наступающие при этом переживания.(38) Употребление наркотиков вызывает принудительный, форсированный доступ в духовный мир и делает возможными те переживания, для которых у наркомана нет ни природного, ни полученного при обучении ясновидения. Душевные силы мышления, чувства и воли попадают под особое влияние различных наркотических средств, тогда как "Я" лишается своего влияния. Некоторые наркотики могут действовать так, что наркоман попадает под власть сил своего двойника. У пристрастившихся к наркотикам "Я" теряет какой-либо контроль и, в конце концов, происходят своего рода анти-инициация, анти-посвящение, при этом негативные существа получают власть над душой человека.

Наркотики являются лишь примером того, что препятствует движению современной спиритуальности. Сюда относится и то, что, начиная с конца XX в., чары компьютеризации и всемирной электронной сети могут сделать молодых людей бесчувственными для общения с другими людьми и с духовным миром. Но уже гораздо раньше, в 1933 г. при бесцеремонном захвате власти национал-социалистами эфирная атмосфера Земли была помрачена, а после Второй мировой войны стремление к материальному благополучию препятствовало развитию духовного сознания. Здесь мы имеем дело с теми методами, используя которые духи мрака воздействуют вплоть до социальных отношений для того, чтобы препятствовать правильному развитию душевных сил и пробуждению духа.

Если иммагинации и инспирации из духовного мира не будут восприниматься сознанием людей, они могут обернуться своей противоположностью. Рудольф Штейнер говорит, что иммагинации будут обращаться в фантомы, а инспирации - в животные, звериные эмоции, которые хотят изживаться в крови. В XX в. пришлось пережить как вследствие социалистической революции в России, национал-социализма и современной мировой экономики демонические силы стали мощнее. В России существует получаемая естественным образом, от природы, открытость к инспирациям из духовного мира и мы обнаруживаем в социальной жизни страстное стремление к справедливому общественному строю. Коммунизм извратил эту мечту. В Центральной Европе антропософия подготавливала встречу со Христом в эфирном мире, но вместо того, чтобы подхватить эту весть, немецкий народ в 1933 г. подпал под власть ложного "Мессии". B Америкe, особенно живет сознание, стремящееся к материальному миру, к тому, как делать деньги. Но одновременно, больше чем в других культурах, в Америкe имеют место переживания при близости смерти, которые, возможно, все-таки приведут людей и изменению материалистического образа мыслей, с целью достичь нового духовного и морального сознания.

Будущее зависит от того, развиваем ли мы духовное сознание, которое заключает в себе тот опыт, который возможен в наше время; будущее зависит от того, захотим ли мы применить этот опыт в практической жизни.

Перспективы движения "Нью-эйдж" (Hовый век)

Культура Hью-эйдж возникла в шестидесятые годы в Калифорнии, где могли встретиться восточные и западные культурные традиции.. Ее подъем происходил отчасти параллельно с подъемом антропософии, но свои корни эта культура Hью-эйдж имела не в христианской традиции и не в средне-европейском духосознании. "Новая эра" (Новая эпоха - Hью-эйдж), то есть так называемая эпоха Водолея началась - по мнению ее адептов - во второй половине XX в. и должна была подготовить по всему миру культуру братства и любви. Люди, которые чувствовали себя связанными с этой культурой находились в поисках новых переживаний (среди других также и с помощью наркотиков), в поисках счастья, личного развития нового отношения к природе, в происках общей жизни с другими. В связи с культурой Нью-эйдж было написано много увлекательных книг, авторы которых побуждали читателя к более осознанному образу жизни и обретению новой спиритуальности.

Эта новая культура стала комплексным движением. В широком смысле она охватывает ряд альтернативных проявлений, но в более конкретном, узком смысле мы имеем тут дело с импульсом, происхождение которого связано со школой американской теософки Алисы Бейли (1880-1949). В 1919 г. она имела свой первый медиумический контакт с тайным мастером из региона Гималайских гор, Джаваль Xулем, который называл себя "Тибетцем" и продиктовал ей на протяжении около тридцати лет целый ряд книг. Этот мастер через Алису Бейли ввел в двадцатые годы понятие "Hью-эйдж" и говорил на тему Второго пришествия Христа. При этом Христос обозначался как мировой Учитель, распространяющий культуру Нью-эйдж по всей Земле. Кроме того, Христос был якобы и тем Бодисатвой - Мантрейей, которого ожидали буддисты, а в будущем, якобы, должен был стать новым Буддой.

Такое визионерство не ново. Его можно найти у русской Елены Петровны Блаватской (1831-1891), "бабушки" культуры Hью-эйдж. Она была основательницей Теософского Общества и имела подобно Алисе Бейли медиумический контакт с тайными мастерами. Блаватская отождествляла Иисуса из Назарета, который, в соответствии с христианской традицией принял в себя Существо Христа во время крещения на Иордане (христиане разных конфессий по-разному истолковывают это событие -прим. перев.), с Иисусом бен Пандирой, духовным вождем древнееврейского братства ессеев. Иисус бен Пандира был примерно за сто лет (до P.Х.) побит камнями и повешен на кресте. По сообщениям Рудольфа Штейнера Иешу бен Пандира был одной инкарнацией Бодисатвы Мантрейи и вовсе не был одним и тем же лицом с Иисусом из Назарета. Поскольку теософские медиумы не имели связи со сферой Христа, а удерживали связь только с более низкой сферой Бодисатв, они могли и Христа считать только Бодисатвой.

С 1909 г. в Теософском oбществе распространилась идея, что Христос якобы снова воплотился в индусском мальчике Кришнамурти (1895-1986). Это было той причиной, почему Рудольф Штейнер провел разделительную черту между Антропософским движением и теософией; он энергично выступал за то, что Новое Явление Христа состоится не в физической, а в эфирной сфере Земли. Интересно то, что в 1929 г. Кришнамурти тоже отделился от теософов, причем именно из-за того, что они хотели прославить его как мирового Учителя и перевоплощение Христа. Позднее он стал учителем духовной свободы и истинным представителем современной спиритуальности. После того, как о физическом возвращении Христа учила Алиса Бейли, эту точку зрения, с некоторым перерывом, подхватил в 1977 г. шотландский художник Бенджамин Крим. Он снова возвещал якобы предстоящее явление Мирового учителя Мантрейи-Христа.

Без сомнения, представление о новом физическом воплощении Христа относится к заблуждениям культуры Нью-эйдж. Идея нового физического воплощения Христа, культивируемая в узких кругах этого движения, пробуждaет надежды на великого учителя, который должен придти, чтобы спасти человечество. Однако современная духовность предрасполагала, что мы найдем учителя в нас самих, в нашем высшем "Я", которое связано со Христом. Но в культуре Hью-эйдж тоже есть мыслители, как например, американец Давид Шпанглер, которые отрицают идею вторичного физического воплощения Христа. Он говорит о развитии планетарного сознания, в котором человек сознает свое единство с космическим Христом.

Кроме подобных заблуждений о природе Христа нет также и единого мнения о сроках начала "Века Водолея". Некоторые полагают, что он уже начался, однако астрономические расчеты показывают, что только с 2375 г. точка весны - точка весеннего равноденствия Солнца - будет стоять в знаке Водолея. Рудольф Штейнер сообщал, что в Восточной Европе культура Водолея (шестая послеатлантическая культурная эпоха) начнется в 3573 г. Должно пройти примерно 1200 лет (считая от 2375 г., астрономического начала эры Водолея), прежде чем человечество сможет внести в культуру новые инспирации Водолея. Согласно воззрениям Рудольфа Штейнера новая, "Cветлая эра" началась уже с 1899 г., когда окончилась темная эра (Кали Юга). Это, в то же самое время, было началом апокалипсиса, центральным событием которого является Второе Пришествие Христа.

В движении Нью-эйдж ощущается сильный уклон в сторону Азии, который выражается во многих восточных методах внутреннего развития и медицинской практики. Часто это связано с бегством от земной действительности и с почитанием гуру. Учитель (гуру) рассматривается как авторитет, который не нуждается в оправдании: он может властвовать над своими учениками и использовать их в своих личных целях(власть, почитание, богатство, или престиж). Так индийский гуру Бхагаван (1931-1990) требовал от своих учеников передать ему свое "Я". Это противоречит современной спиритуальности.

Такие люциферические наклонности идут рука об руку с материалистическими представлениями. В движении Нью-эйдж все рассматривается как энергия и дух описывается как в высшей степени утонченная форма материи. Такая точка зрения восходит к "тибетцу", инспирировавшему Алису Бейли. На той же основе известный физик Фритьоф Капра в 1983г. применил современную научную теорию систем, чтобы описать нашу духовную реальность. (42)

В движении Нью-эйдж проявляются духовные традиции из различных культур прошлого. Среди них индейские традиции Северной Америки, кельтские традиции Западной Европы и различные азиатские традиции. Они возвращают древние спиритуальные познания и практики, которые должны быть приспособлены к современным условиям. Они во многом могут обогатить наш современный образ жизни, столь глубоко подпавший влиянию материалистических идей. Для многих людей открытие древней практики исцеления, диеты и поста, дыхания, медитации, общей жизни, развития сознания, сакрального танца, жизни с земными и космическими силами ведет к важным изменениям в их жизни. Таким образом они получают возможность на более углубленном уровне связать себя с существенными элементами своих собственных культурных традиций.

Встреча с культурой Нью-эйдж фактически побуждает нас углубиться в корни нашего собственного существа и новым образом связать себя с нашей культурой. Для многих людей Нью-эйдж предоставляет путь, приоткрывающий современную спиритуальность и роль Христа в современном развитии человечества. Одних этот путь приводит сначала к древнеазиатским традициям, других - к древнеевропейским, тогда как третьих он ведет кк новой спиритуальной итерпретации действительности, развиваемой учеными Нью-эйдж, такими как Фритьоф Капра.

С началом развития культуры Нью-эйдж раскрылись врата восточноевропейских традиций. Начиная со второй половины шестидесятых годов многие молодые люди отправлялись в Индию, пытаясь уйти от материалистической культуры Запада. Позднее, восточные учителя приезжали в Северную Америку и Европу, чтобы основать там свои духовные центры. Но на этом пути многим западным людям стало ясно, что азиатские традиции в некотором смысле опасны для современного спиритуального развития; эти опасности должны быть преодолены. В азиатских течениях можно потерять как связь с действительностью, так и контроль за собственным внутренним развитием. Это может произойти, если мы будем рассматривать учителя (гуру) как безаппеляционный авторитет, господствующий над своими учениками и использующий их в личных целях (власть, почитание, богатство или статус). Индийский гуру Бхагаван (Осхо) (1931-1990) требовал от своих учеников, чтобы они передавали ему свое "Я". Для современной спиритуальности это недопустимо.

Возобновление связи с традиционными формами европейской спиритуальности привело к восстановлению спиритуального прошлого Европы, подавленного христианской церковью и современной наукой. Особому притеснению подвергались связи с природой и космосом (связи с природными духами, энергиями, геомантика, знание целебных трав и цветочных экстрактов, знание о влияниях Солнца, Луны и планет) В этой области движение Нью эйдж заново открыло много лечебных методов, нашедших свое место в альтернативной медицине. На той же основе были развиты новые формы терапии, акцентировавшие связь микро- и макрокосма, связь тела, души и духа. Эта новая всеобщая медицина интегрировала и китайскую технику акупунктуры.

Дальнейшее развитие Нью-эйдж культуры привело к созданию нового духовного образа мира, носящего более всеобщий и экологический характер. В этом тоже состоит важный вклад культуры Нью-эйдж в изменение нашего нынешнего материалистического образ мира.

Движение Нью-эйдж обещает земой рай, в котором люди будут счастливы и здоровы и будут излучать только добрые энергии. И все же часто возникает впечатление, что возникает мир, где господствует эгоизм, поскольку люди заняты, главным образом самими собой и не развивают ни чисто духовных, ни социальных импульсов. Рассматриваю движение Нью-эйдж в широком смысле, встречаешь людей, которые по большому счету не имеют никакого понятия об импульсах щколы Алисы Бейли и е идее о втором воплощении Христа в физическом теле.

Говоря о движении Нью-эйдж в широком смысле, мы имеем там дело с людьми, которых привлекает новая спиритуальность, где больше нет никаких традиционных представлений (таких, например, как церковные) предписывающих человеку как он должен духовно развиваться. Современные люди хотят иметь собственный опыт и расширять свой духовный горизонт. Успех книги "Пророчества" Джеймca Рэдфильда показывает, чем они увлечены. Духовные сведения сообщаемые книгой весьма скудны, но она работает с образами, которые говорят душе. Читатель отправляется в духовное путешествие, и знакомится с представлениями, которые отчасти согласуются с его собственным опытом. Таким способом идеи о карме и реинкарнации завоевывают широкую аудиторию, которая испытывает духовный голод в этом отношении. Остается неосвещенной конфронтация с двойником.

Движение Нью-эйдж - это своего рода духовный супермаркет, где каждый может найти что-нибудь на свой вкус. Предлагается своего рода набор из всех мировых культур и из всех эпох. Что-то кажется многообещающим и своевременным, как статьи из серии "сделай сам себя". Такой супермаркет пользуется большим коммерческим успехом, поскольку организован с американским прагматизмом. Покупатели принадлежат к классу состоятельных людей, даже людей из мира дельцов, и обычно готовы платить много денег за предлагаемый курс.

Это движение представлено рядом духовных центров, таких как Финдxорн в Шотландии, Исэлэн в Калифорнии и Аурoвиль в Индии. Целый ряд оригинальных авторов поднимает интересные новые вопросы, например, Джин Юстон и Кен Вильбер - о человеческом развитии, Хриз Гризком - о педагогике, Марко Погачник - об отношениях между человеком и природой, а также вопрос о моральном сознании в деловой жизни. Они содействуют новому духовному сознанию, помогают пробудить ответственность человека за самого себя, за природу, за общество и Землю.

Церковь не скупится на критику культуры Hью-эйдж. Понятно, как церковные круги опасаются, что такие формы духовной жизни, не опирающиеся на церковные догматы и неконтролируемые, легко могут превратиться в опасную ересь. Однако, современные люди хотят преследовать свои собственные духовные интересы и быть свободными от опеки духовных авторитетов. Спиритуальность не христианского типа, как астрология Водолея, азиатские религиозные системы, воззрения рассматривающие Бога как сверхличный источник энергии, отвергаются Церковью. Столь же мало открыта она по отношению к новому мировому учителю, к оккультным потокам с тайными учениями, к посвящениям и учениям о карме и реинкарнации., или даже по отношению к психологии, которая, игнорируя зло, указывает путь самоспасения.

Критика такого рода отчасти порождена опасением, но в ней в то же время звучит голос тех, кто глубоко сросся с традицией молитвы и медитации, и узнал, какие опасности угрожают духовному развитию человека. Современная спиритуальность является, во всяком случае, довольно рискованным занятием. Она представляет собой путь для людей, которые хотят получать опыт свободно, которые ищут помощи, чтобы понять этот опыт. Современные люди хотят сами держать в руках свое собственное внутреннее развитие.

Кроме того необходимо сделать несколько замечаний о культуре Hью-эйдж с точки зрения современного духовного сознания. Современная духовность, как уже указывалось, имеет три аспекта: понимание, переживаемый опыт и практика. В культуре Hью-эйдж центр тяжести перемещен в область опыта, в то время как осознание и понимание зачастую отсутствуют. Такая установка носит "женский" характер, в противоположность установке, носящей более "мужской" характер, которая часто выступает в aнтропософском движении, при которой больший вес приобретает познание, осознание и деятельность.

В медитациях или терапии Hью-эйдж зачастую отдаются переживаниям, не зная точно, что происходит или почему оно происходит. Последователи этого движения часто слепо доверяют гуру, руководителю семинара или инструктору, не задавая ему слишком много вопросов о том, действительно ли хорошо то, в чем они участвуют. Кто, например, принимает участие в курсе, целью которого является внутреннее преображение, должен знать, как он сможет защитить себя, чтобы не стать жертвой рафинированной психотехники. Последние могут сделать его или субъектом группового анализа, или намеренно лишить его сна, чтобы подавить его внутреннее сопротивление, или принудить его к тому, чтобы он перестал соблюдать общепринятые нормы приличного поведения. Каждый участник нуждается в защите и должен иметь свободу действий. Для современного человека основополагающее значение имеют следующие вещи: разобраться в том, что с ним собираются предпринимать, и почему, а также свободу в любое время выйти из игры.

В движении Hью-эйдж часто ищут быстрого успеха, который принесет удовольствие. При этом стараются по возможности избегать конфронтации со страдaнниями, с собственными негативными свойствами и с миром двойника. Хотят, как можно с большими удобствами вступить в духовный мир, без серьезного обучения и без понимания того, что совершенно необходима ступень внутреннего очищения (катарзис). Кто считает, что его чакры может очистить и раскрыть кто-то другой, ошибается и не учитывает при этом, какие тяжелейшие последствия может это иметь для него. Часто духовный мир рассматривают наивно, считают его миром, из которого приходят только благие силы, и те известия, которые получают медиумически в состоянии транса или на пути "чаннеллинга", считают глубочайшей истиной. При возникновении дискуссий на тему культуры братства и любви, такие дискуссии ведутся на уровне чувства. Остается без ответа вопрос о том, а как же могут быть воплощены в практическую жизнь перспективы такой будущей культуры.

В культуре Hью-эйдж иногда предлагаются очень древние методы, как на понятийном уровне, так и на уровне техники и терапии; эти методы опираются на древние формы сознания. По этой причине воздействие, которое такие методы оказывали раньше, в настоящее время оказывается неэффективным.

Антропософия и Hью-эйдж представляют собой два аспекта движения за духовное обновление, благодаря которому современный человек достигает гармонии со своим высшим существом. Антропософия коренится в эзотерическом христианстве Европы. Поток Hью-эйдж происходит из теософского источника, который первоначально был связан с эзотерическим христианством, о чем говорит книга Е.П. Блаватской "Изида без покрова". Позднее инспиративным источником стала Индия а теософское движение вступило в связь с англо-американской культурой. В теософии осуществляется связь между Востоком и Западом, причем силы середины, идущие из европейской духовной жизни, по большей части исключаются. Движение Hью-эйдж идет с периферии Европы и из дохристианских традиций. Если мы предположим, что Христос действует скрытым образом, преобразуя эти традиции, то значит и в них развивается современное духовное сознание и силы бессамостной любви.

Назрело время для диалога между людьми из обоих движений, диалог о современной духовной жизни и совместной работе всех, кто инспирирован Архангелом Михаилом, Духом времени, который руководит духовным развитием нашей современной эпохи.





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 249 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.023 с)...