Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Скрытый вождь внутри нас



Наблюдая маленького ребенка, находящегося в настроении удовлетворенности, можно пережить, что он окружен как бы особенным свечением, солнечным светом. В этом световом блеске живет высшее существо ребенка (в этой книге также названо "Я"), архитектор физической оболочки ребенкa. Это та духовная сила, которая еще не полностью реализована на Земле, но через глаза новорожденного ребенка она уже говорит нам о себе. Используя библейский образ, можно сказать, что ребенок еще живет в раю, в райской сфере, в детской невинности, "под защитой ангела-хранителя". Если ребенок кричит от голода или неважно себя чувствует, эта сфера на какое-то время становится невидимой.

На третьем году жизни наступает изменение. До сих пор ребенок говорил о самом себе в третьем лице; тут он впервые говорит "Я". При этом ведущее, направляющее высшее существо входит в его душу, то существо, которое облекает собою все, что ребенок думает, чувствует и делает. На различных ступенях связывает оно себя с мышлением, чувством и волей подрастающего человека. "Я"-сознание начинает пробуждаться с третьего года жизни, что обычно сопровождается упрямством. "Я" является выражением высшего существа человека проявляющемуся на уровне его личности. На девятом году возникает особое чувство, связанное с подступанием "Я", что драматическим образом выражается в переживании, когда ребенок ощущает себя исключенным из привычного окружения. На восемнадцатом году "Я" раскрывается в воле. Молодой человек хочет теперь осуществить в мире свои идеалы и зажить своей собственной жизнью. Это начало индивидуального жизненного пути, который возвращает человека назад - к солнечным силам, находящимся внутри его души.

Скрытым образом этот процесс инкарнирования "Я" играл роль в общем развитии европейской культуры, уже с начала нашего христианского летоисчисления. По моему мнению, сто лет в развитии культуры соответствуют одному году в развитии отдельного человека. Если "Я" принимается отдельной душой на третьем году жизни, то для человечества в целом такое принятие "Я" в человеческие души соответствует концу раннего христианства (по Р. Штейнеру третьему столетию после Воскресения Христа - 333 г. по Р.Х.). С этим событием связано развитие личного рассудочного мышления в европейской культуре.

В девятом столетии европейская культура пережила драматический конфликт между Восточной (Православной) и Западной (Католической) Церквями, который привел к их официальному разделению в 1054 г. Этот конфликт проявился на мнимо-вселенском Соборе в Константинополе в 869 г., где происходил диспут о сущности Духа. Западная Церковь отвергла точку зрения греков о том, что человек является троичным существом, состоящим из духа, души и тела и приняла определение, по которому человек состоит только из тела и души, причем душа обладает духовными свойствами. Западная Церковь отвергла также установку Восточной Церкви о том, что Святой Дух исходит только от Бога-Отца, и утверждала, что он исходит как от Отца, так и от Сына (Христа). Обе точки зрения правильны, но они имеют отношение к разным реалиям. Православная точка зрения говорит о Св. Духе Ветхого Завета, тогда как католическая - о ситуации Нового Завета. 2

Другими словами, Западная Церковь отрицала, что каждый индивидуальный человек связан со сверхличным космическим духом. Как следствие отсюда возникала полная зависимость от церкви, которая рассматривала себя в качестве единственной обладательницы Божественной мудрости. Кроме того, следствием стало и то, что мышление в Западной Европе ориентировалось на земные условия и, в конце концов, стало материалистическим. Дальнейшим следствием оказалось то, что в области эзотерического христианства отдельные люди искали и исследовали дух, главным образом в собственной душе. В девятом веке первоначальные связи были утеряны и в иных областях жизни: образовались первые зачатки европейских национальных государств.

С восемнадцатого века мы видим, как воля раскрывается в процессе взаимодействия с физическим миром. Это проявляется в развитии мировой экономики, индустриальной революции и современного естествознания. Развивая современную духовность, человек может возвратить те солнечные силы, которые были еще живы в течение первых трех столетий в юном, еще космическом христианстве. С помощью этих сил человечество в XXI в. может достичь ступени зрелости..

Существование высшeгo существa человекa, которoe извне вступает в человеческую душу, является спорным. Существование этого высшего "Я" не может быть доказано научно. Церковные круги выступают против положения о том, что духовная сила Божественного происхождения действует в человеческой душе, причем, исходя из этой силы человек сам определяет свое развитие. Обычно признается только низшее человеческое "Я". Мистики средневековья, которые медитировали в своих монастырских кельях или в отшельничестве, такие как представители кельтского христианства, еще вполне сознавали эту высшую, внутреннюю силу. На этих ищущих духа людей официальная Церковь смотрела с опасением, поскольку люди, самостоятельно ищущие пути в духовный мир, не шли на поводу церковного авторитета.

Для Рудольфа Штейнера исходный пункт современной спиритуальности лежал в том факте, что мы можем идти путем личного развития, который предрасполагает высшее человеческое существо к творческой активности. Если мы следуем по такому пути, то в нашей душе индивидуализируется духовная искра Божественного происхождения, искра Божия, так что мы оказываемся в состоянии развивать индивидуальный дух, который мы можем назвать нашим истинным "Я". В Ветхом Заветe "Дух Господень" (Святой Дух) переживался как приходящий к человеку извне. Пророк Исайя в VIII веке до Р.Х. следующим образом описывает дары Божественного духа, который почиет на грядущем Мессии: "И почиет на Нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и страха Божия" (Исайя 11,2). В греческом переводе после слова "дух ведения" в качестве седьмого дара приводится "дух благочестия".

В смысле Ветхого Завета избранным, например, судьям и пророкам, эти посылаемые Духом дары давались лишь временно. В Новом Завете Дух рассматривается иначе. С момента излияния Духа в праздник св. Троицы он постоянно действует в душах всех людей и семь даров стали способностями, которые человек вырабатывает для себя на внутреннем пути развития. Следуя за первоначальным значением еврейских слов можно было бы перевести их как мудрость, суждение, совет, сила, духовное познание, благоговение и знание воли Божией. Этот новый Святой Дух, который исходит от Отца и от Сына, пробуждает в человеческом сердце любовь. Эти восемь (7+1) свойств являются, по моему мнению, специфическими качествами внутреннего Солнца, которое мы должны развить по ходу своей жизни.

По Рудольфу Штейнеру воскресающее начало живет в высшем "Я" каждого человека с праздника св. Троицы 33 г. по Р.Х. - независимо от того, он xристианин или нет - и оно приводит высшее "Я" к пробуждению. Вот почему мы можем назвать наше "Я" нашим "внутренним Солнцем" или даже "Христос-Солнце" или "внутренний Христос". Бессамостную любовь Христос принес на Землю. В этом смысле даже не связанные с христианскими традициями люди переживают Его как Учителя человеческой любви, даже если их собственная вера или мировоззрение не ориентируют их на это. Когда Рудольф Штейнер говорил об импульсе Христа, он имел ввиду импульс любви, который действует из высшего существа человека. Без этого импульса среди людей действовала бы только эгоистическая любовь.

Кельтские друиды могли ясновидчески воспринимать, что Христос приходил к Земле из солнечной сферы, чтобы стать "Царем природных элементов". Рудольф Штейнер продолжил этот образ говоря, что Христос, будучи солнечным Существом, соединил Себя со всей Землей и обитает в каждой человеческой душе. Oн указывает, что готский епископ Вольфила, который в IV в. по Р.Х. впервые перевел Библию на готский язык, создал из древнегерманского слова "еко" новое слово "ik", в немецком - "Ich", которое является инициалами Иисуса Христа.

Мы должны освободиться от зачастую узко ограниченного церковного образа Христа. Рудольф Штейнер всегда подчеркивал, Христос гораздо больше чем официальное христианство. Такое понимание разделял и нидерландский теолог Эдвард Cхиллебекс, который несколько лет назад в своей прощальной речи сказал: Христос живет также и в других мировых религиях. Это значит, что импульс Христа как любовь можно таинственным образом найти и там. Люди, которые прочно связаны с этими другими религиями могут поэтому рассматривать "внутреннее Солнце" как "внутреннего Будду", "внутреннего Кришну" индуизма, как "внутреннего Мeccию" иудаизма, как "внутреннего Махди" ислама, или, вообще как внутреннего учителя или вождя.

Но даже те, кто не имеет никаких религиозных убеждений, могут переживать внутреннее Солнце, как источник любви. Они могут испытать, как оттуда приходит сила, которая ведет к преодолению низшего "Я", и к преображению и обновлению жизни, заводящeй людей в тот тупик, где они становятся жертвой внутреннего и внешнего хаоса. Современная духовность дает этой силе любви имя "Христос". Эта всеобщая человеческая сила, которую переживает каждый, и которую можно было бы назвать иначе. Это скрытое сущностное зерно всех мировых религий. Эта сила говорит нам из того образа Воскресшего, который, как часть знаменитого изенхаймского алтаря создал немецкий художник Матиас Грюневальд между 1512 и 1516 гг. Сердце восстающего из могилы Христа является источником расширяющейся сферы лучащейся любви, которая охватывает весь Космос. Путь страдания (школа жизни), смерть (преображение души) и воскресение (рождение духа), то, что нашло свое выражение в жизни Христа, может рассматриваться как прообраз человеческой биографии.

В любом случае, перед тем как это внутреннее Солнце засияет в полном блеске и сможет раскрыться сила любви, необходимо проделать долгий путь внутреннего развития. По законам духовной жизни каждый человек должен, - зачастую многократно - проходить через темную пропасть, чтобы преодолеть силы мрака. Свет нашего высшего существа, который ярко светит до третьего года жизни, мало помалу помрачается вследствие страха, желаний и страстей. Наше истинное существо из-за этого становится невидимым; оно исчезает под маской. Мы называем эту маску нашей личностью. Латинскоe cлово "persona" (личность) первоначально означало "маска". В период античности актеры носили маски перед зрителями, и говорили сквозь них ("personare" - говорить сквозь). Маска нашей личности показывает, как мы хотим подать себя другим, как бы мы хотели всем себя показать в социальной жизни. Роль, которую мы при этом играем, является поэтому компромиссом между внутренней необходимостью и тем, что требует от нас внешний мир. Этот компромисс нередко неосуществим, что становится причиной душевных страданий. За нашей личностью имеется три различных уровня сознания. Первый уровень - это наше обыкновенное Я-сознание с его негативными и позитивными задатками. Над ним мы находим высшее сознание, родину нашего высшего "Я", нашу вечную индивидуальность. Внизу, на низшем уровне, находится подсознание, где надо обнаружить "тень", темное начало, сопровождающее наше "Я".

Швейцарский психолог Карл Густав Юнг (1875-1961) определял эту тень как душевный феномен, который принадлежит бессознательной, природной и инстинктивной стороне человека. В нем реализуются не только индивидуальные, но и коллективные душевные силы. Юнг хотел своей психологией бросить свет на эту "тень", так, чтобы она интегрировалась в личность и могла укрепиться силa "Я".

В своей спиритуальной психологии Рудольф Штейнер дает ошеломляющий вывод о личной "тени"; он смотрит при этом на духовные силы, которые действуют в этой тени. Познав эти силы, мы констатируем, что тень является "двойником" нашего "Я". В ней действуют сущности, которые не могут быть распознаны нашим обычным сознанием.(2)

Эти сущности живут в одной нашей части, той, которую мы не осознаем. Есть разные причины, почему в нас скрыты эти углы, эти темные закоулки. Сначала мы зависимы от факторов, которые происходят из нашего внутреннего мира; наша конституция, наш пол, темперамент, характер. Они влияют на наше поведение, таким образом, который остается неосознанным нами. Во-вторых, наше поведение определяет окружающая среда. Мы бессознательно усваиваем привычки, которые связаны с образцами поведения в нашей семье, географическом регионе, стране, культуре и социальном слое. Особым фактором, обусловливающим наше поведение, - по Рудольфу Штейнеру - являются те электромагнитные и иные силы, которые оказывают на нас влияние из Земли в той области, в которой мы живем. И, в-третьих, мы детерминированы нашим собственным прошлым. Не только развиваемые в нашей жизни определенные жесткие представления формируют наше поведение; кроме этого мы приносим наследие из прошлых жизней. Сюда относятся не проработанные эмоции, страхи, некоторые зависимости и привычки. Все эти влияния из прошлого, в конечном счете, произвело наше нынешнее "Я", так что мы с правом можем утверждать, что это низшее "Я", удерживает нас в прошлом как в тюрьме.

Такое тюремное заключение становится тем прочнее, чем больше мы притягиваем и питаем проникающих в наше тело существ. Если мы имеем негативные мысли и чувства или поступаем бессовестно, они, - эти существа, - гнездятся в нас и принуждают нас действовать в их духе. Вследствие этого осуществляются такие модели поведения, которые очень трудно изменить, поскольку в данном случае мы имеем дело с мощными существами, которых мы постоянно подпитываем нашими поступками, и которые хотят получать от нас все больше и больше. Не все такие существа очень опасны или злы, но некоторые из них. Все они делают нас несвободными. Алкоголики, которые хотят освободиться от своего пристрастия, должны включаться в борьбу с демонами; точно также и люди, желающие преодолеть свои агрессивные наклонности. Лучше всего можно преодолеть демонов, уморив их голодом, - советует Рудольф Штейнер. Человеку свойственно быть несовершенным, допускать ошибки и слабости, но вследствие этого мы создаем в нас двойника, и наше внутреннее Солнце большую часть времени остается скрытым за облаками.

Рудольф Штейнер отличает друг от друга различные виды двойников, с которыми связаны различные существа. В нашем физическом теле мы имеем двойника, который живет в электромагнитном поле тела и в свою очередь состоит в связи с электромагнитным полем Земли. Особенно сильно это проявляется в Северной Америке. Этот двойник обладает высокой интеллектуальностью и мощной волей, но ему недостает сердечных сил. Его влияние простирается так далеко, что человек переживает себя как некую машину. Внутренние заболевания - по Рудольфу Штейнеру - объясняются действием этого двойника. В нашем эфирном теле (что означает, в области наших жизненных сил) мы тоже имеем двойника, который складывается из-за наших привычек (из этой или из прежней жизни), которые мы автоматически, бессознательно повторяем. Этот двойник наносит вред нашим жизненным силам, и способствует развитию у нас материалистических мыслей. На третьем уровне может произойти так, что мы в нашей душе становимся одержимыми "древним" двойником, который произошел из страстей и сильных влечений прошлой жизни и противостоит тому, чего хотела бы добиться наша душа в этой жизни. Однако мы создаем себе нового двойника, если не развиваем сознательно новые, позитивные свойства души. На уровне "Я" мы тоже обладаем двойником, который пробуждается из опыта всех наших земных переживаний. Он показывает нам сумму наших позитивных и негативных качеств и может быть даже назван "кармическим" двойником.

Эти двойники создают внутреннего дракона, который живет в нашем подсознании. В зависимости от того, окажется ли наше сознание в экстремальной ситуации на более низком или более высоком уровне, мы можем вступить в конфронтацию с тем или иным аспектом этого дракона. Тогда мы предстаем себе сами в искаженном, демоническом облике, который выглядит как наша копия, и может повергнуть нас в состояние депрессии или даже безумия. Встреча с двойником является важнейшей темой в современной литературе; она разрабатывалась, например, у Е. Т. Амодея Гофмана (1776-1822), Е. Г. Булвер-Литтона (1803-1872), у Эдгара Аллана По (1809-1849), и Франца Кафки (1883-1924).

Рудольф Штейнер описывает, что мы при сознательном переходе порога духовного мира должны пройти мимо так называемого "малого cтража порога", который преграждает нам путь. Это Ангел, который зеркально отражает нашего кармического двойника, указывая нам тем самым на еще невыполненную внутреннюю работу. Только в том случае, когда мы чувствуем ответственность за этого двойника и работаем над его преображением, нам не закрывается такой доступ в духовный мир, при котором наше бодрствующее сознание сохраняет силу.(3)

Конфронтация с двойником может ужаснуть, особенно тогда, когда он предстает перед нами во всей полноте. Однако обычно мы видим или переживаем лишь часть его. Частичная конфронтация с нашим двойником может привести к тому положительному результату, что мы разовьем самопознание и самосознание, которые, в свою очередь могут пробудить внутренние силы, необходимые нам, чтобы сделать наше внутреннее Солнце видимым. Если это происходит, наша душа переживает ступень очищения, катарсиса.

Встреча с двойником относится к душевным переживаниям, которые соответствуют нашей современности. Она проявляется в период между 35 и 42 годами жизни как требование вести внутреннюю работу.3 Мы не должны бояться этого. Двойники являются "индикаторами" нашей свободы; они не могут овладеть нами, для этого мы должны были бы пожертвовать им свою душу. До 21-ого года, когда мы развиваем внутренние силы, чтобы мочь обходиться с двойниками, они обычно остаются спящими. Но при особых обстоятельствах, в связи с внешними манипуляциями такими, например, как алкоголь, наркотики или сцены насилия на видео, молодые люди могут стать одержимыми демонами (или превратиться в маньяков) и стать убийцами. Такие вещи мы уже наблюдаем в школах Северной Америки и Западной Европы, то же происходит среди малолетних, которых в Западной Африке заставляют воевать в качестве солдат.

Неожиданным феноменом является следующее: мы проецируем нашего двойника на других людей и видим в них негативные качества, принадлежащие нам самим. Конфликты между людьми часто возникают на основе таких проекций, но причиной могут быть также и в том, что были спровoцированы двойники другого человека. Социальная жизнь становится ареной, на которой двойники сражаются друг с другом.

Высшее "Я", наша индивидуальность, скрытое сущностное ядро нашей личности действует из будущего. Это раскрывает новые возможности и инспирирует человека работать над собой. Оно создает обстоятельства, при которых мы можем этого достичь, дает нам силы вырастать над собой. Высшее "Я" является тем самым скрытым вождем того учебного процесса, в котором мы в соответствие с судьбой участвуем вместе с другими. В особых жизненных ситуациях это "Я" может мимолетно блистать подобно Солнцу и разгонять темные тучи личности и двойников. Это происходит, когда маска не закрывает наше истинное лица, когда мы встречаемся с другим человеком, когда мы переживаем радость, или когда нас наполняет любовь.

Это является результатом длительного развития, в которое внутренне вплетены ангельские иерархии, так что высшее Я человека в наше время может достичь прорыва. Работа этих духовных существ становится теперь видимой вплоть до внешних проявлений индивидуального человека. В более раннее время эти силы действовали на человечество в целом. На более поздней ступени благодаря им возникло разделение на различные расы. Не так давно они участвовали в образовании народов. Теперь эти силы действуют непосредственно в индивидуальных людях, в "Я". Таковы различные плоскости культурного развития с конечной целью: чтобы индивидуальный человек стал способен создать новую культуру. По достижении этой цели все расы и народы, в конце концов, исчезнут. По Рудольфу Штейнеру это уже начинается с расами, которые по его описаниям являются внешней формой равноценных культуросозидающих сил.(4)





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 220 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...