Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Примечания. Questions naturelles, preface аи livre III // Oeuvres completes de Sene-que le philosophe, ed



Questions naturelles, preface аи livre III // Oeuvres completes de Sene-que le philosophe, ed. citee, p. 436. Это место в переводе Т. Ю. Бородай: «Так что же главное? — Жить, легко дыша кончиками губ, а не засасы­вать жизнь с ревом и свистом; благодаря этому становятся свободны­ми — не по праву квиритов, а по праву природы». (Квирит --- римский гражданин. Сенека имеет в виду официальную формулу, произносив­шуюся, когда отпускали на свободу раба (manumissio): Hunc hominem ex jure Quiritium liberum csse voto (Gaius, 4, 15). —Прим. Т. Ю. Боро-дай).ЛуцийАнней Сенека. Философские трактаты. СПб., 2000. С. 253.

2 «Свободен тот, кто избежал рабства у самого себя (liber autem esi
qui servitutem effugit sui)». (Там же).

3 См. лекцию от 20 января, первый час.

4 «Радость мудрена постоянна (sapiemis vero contcxtitur gaudium)»-
(Seneqiie. Lettres a Lucilius, I. Ill, livre VIII, lettrc 72,4, ed. citce, p. 30 (Се­
нека. Нравственные письма... Цит. С, 134)); «Достиг вершины гот, кто

знает, чему радоваться (qui scit quogaudeat) [...], Вот что, Лишлий, сде лай прежде всего: научись радоваться (disce gauderc)» (id., 1.1, livre letlre 23, 2—3, p. 98 (Там же, письмо 23, 2—3. С. 43)).

5 «Что я беснуюсь? Чего ради пыхчу, потею, верчусь, пыля по зем-и по форуму? Мне ведь надо немного и ненадолго» (Questions natu-, preface au livre III // Oeuvres completes de Sendque le philosophe, p. 436 (О природе. Сенека. Философские трактаты. Цит. С. 253)).

° «Быть рабом самого себя — тяжелейшее рабство. Его легко, впро­чем. стряхнуть, если ты перестанешь многого себе требовать, если пе­рестанешь искать себе выгоды (si desieris tibi referre mercedem)» (ibid.

(там же)).

7 Id. (p. 389 (там же. с. 180)).

* См. разбор этого письма в первой части лекции.

9 «... Сперва исследую себя, а потом только вселенную (et me prius
scrutor, deinde hunc mundum)». (Seneque. Lettres a Lucilius, t. II, livre VII,
lettrc 65, 15, p. Ill (Сенека. Нравственные письма... Цит. С. 1 12)).

10 «... вес равно, до сих пор ты не достиг ничего. Ты избежал много­
го, но еще не себя самого (multa efiugisti, te nondum). Ибо добродетель,
к которой мы стремимся, — вещь, конечно, превосходная, но не пото­
му, чтобы свобода от зла сама по себе составляла благо, а потому, что
она освобождает душу, подготовляет ее к познанию небесных вещей и
делает достойной того, чтобы приобщиться к богу (dignumquc eificit,
qui in consortium Dei veniat). Вот тогда-то, поправ всякое зло и устрем­
ляясь ввысь, душа проникает в сокровенную глубину природы (petit al-
tum, ct intcriorem naturae sinum venit) и в этом обретает самое полное и
совершенное благо, какое только может выпасть на долю человека».
(Oeuvres completes de Seneque le philosophe, p. 390 (Сенека. Философ­
ские трактаты. Цит., с. 182)).

1 ' Здесь употреблено выражение «mundum circumere» — «обойти мир» (ibid).

12 «Роскошные колоннады, сияющие слоновой костью наборные
потолки, искусно постриженные аллеи, струящиеся в домах реки не
вызовут презрения в душе до тех пор, пока она не обойдет весь мир
Iquam totum circumcat mundum) и, оглядывая сверху тесный круг зе­
мель (ten-arum orbem super ne despiciens, angustum), и без тот закры-
i biii но большей части морем, но и в остальной своей части почти везде
пусгынно-дикин, скованный либо зноем, либо стужей» (ibid., p. 390
(там же, с. 182)).

13 См. первые абзацы предисловия к третьей части «Изысканий о
"рироде», разобранные Фуко в конце первого часа данной лекции.

ы Oeuvres completes de Scnequc le philosophe, p. 391 (О природе. c 182).

15 «Это — душа, которая устремляет взгляд к истине, знает, к чему С| ремиться, чего бежать, ценит все веши по их природе, а не по общс-МУ мненью о них, проникает во всю вселенную и направляет свое со-

зерцание на все, что в ней творится (actus), которая равно бдительна в
мыслях и в поступках [...] Душа эта есть добродетель» (Lettres a Lucili-
us, t. II, livre VII, Iettre66,6, p. 116—117 (Нравственные письма... Цит.,
с. 114)). |

16 Id., lettre 65, 16 (p. 111 (Нравственные... С. 112)). ',

17 Id., lettre 65, 17 (p. 112 (Нравственные... С. 112)). Начало фразы
таково: «Как художники, утомив глаза тонкой и пристальной работой
в плохо и скудно освещенной мастерской, выходят на улицу и в ка­
ком-нибудь отведенном для общественного отдыха месте дают глазам
насладиться вольным светом, так дух...».

18 Трактат «О скоротечности жизни» адресован некоему Паулину,
несомненно близкому родственнику Помпейи Паулины, которая была
женой Сенеки. J

19 Учрежденная Августом префектура анноны предполагала над­
зор за продовольственными поставками, прежде всего зерна (анноной
назывались регулярные бесплатные раздачи хлеба римлянам. —А. П.).

20 «Неужели тебе безразлично, будешь ли ты по-прежнему забо­
титься о том, чтобы зерно доставлялось на склады без потерь, неразво­
рованное мошенниками, нерастерянное лентяями, чтобы не подмокло,
не испортилось, не сопрело, чтобы точно сходился его вес и объем, —
или же приступишь к изучению священных, высших предметов и узна­
ешь, какова материя бога, его воля (quae materia sit dei, quae voluptas),
его состояние, его форма [...]? Разве тебе не хочется оставить землю и
устремить свой духовный взор туда, ввысь? (vis tu relicto solo mente
ad ista respicere)» (De la brievete de la vie, XIX, 1,2 / trad. A. Bourgery,
ed. citee, p. 75—76 (О скоротечности жизни // Сенека. Философские
трактаты. СПб., 2000. С. 64)).

21 Platon. Phedre, 274d / trad. L. Robin, ed. citee, p. 38.

22 В работе Seneque ou la Conscience de FEmpire (op. cit., p. 266—•
269) П. Грималь писал, что этот первый текст был написан между осе­
нью или зимой 39 и весной 40 года.

23 Отсылка к мифу об Эре, которым завершается «Государство»
Платона (кн. 10, 614а—620с) и, в частности, к отрывку (618а—d), где
речь идет о выборе будущей жизни (Platon. Ocuvrcs completes, t. VII-2 /
trad. E. Chambry, 6d. citee, p. 119—120 (Платон. Соч. М., 1994. Т. 3.

С. 417—418)).

24 Consolation a Marcia (trad. E. Regnault) // Oeuvres completes de
Seneques le philosophe, § 18, p. 115—116.





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 156 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...