Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

К вопросу об использовании видеоряда в спектаклях



Сегодня проекционные технологии в разножанровых спектаклях выходят на качественно иной уровень. Вполне уже традиционные анимационные эффекты и диапроекции уступают место полноценному видео, синхронизированному с музыкой, текстом и другими выразительными элементами спектакля.

Однако, как показывает анализ публикаций по данной теме, однозначного отношения к использованию видео проекций в театральных постановках, нет. Так, «простое совмещение в едином пространстве экранной и театральной условности обедняет театр и ничего не дает экрану» (К. Перетрухина). И наоборот: «как и в обычной проекции, так и в видеопроекции вижу много возможностей» (В. Солдатов).

В докладе проводится краткий исторический экскурс, показывающий, как в разное время проекция и действие на сцене взаимодействовали между собой. Впервые медиа проекции стали применяться более ста лет назад: эксперименты Лои Фуллера (1911), выступления Валентины де Сен-Пуа (1913), Винзора Маккея (1914). К примеру, Валентина де Сен-Пуа, футуристская танцовщица и автор “Манифеста Похоти” (1913), создала уникальный танцевальный мультимедиа перформанс в Парижском Comedie des Champs-Elysees. При этом световые эффекты и математические выражения проецировались на несколько матерчатых экранов и стены. В выступлениях Винзора Маккея (Winsor McCay) зрители увидели «ожившего» дракона. Актер жестами и словами давал команды персонажу, и тот «исполнял трюки».

Современные театральные постановки редко обходятся без видеопроекции. При этом используются самые разнообразные проекционные технологии. Видеокамера в реальном времени снимает действие на сцене и изображение передается на экран. В другом случае, речь идет о «фоновом видео». Изображение на экране иллюстрирует то, что происходит на сцене. В некоторых случаях это может быть абстрактный видеоряд, тем или иным образом отражающий настроение спектакля.

Остановимся подробнее на опыте Владимира Солдатова, главного художника театра «Сфера», по использованию медиа проекций в спектаклях. Так, в спектакле по пьесе А. Островского «Весенняя сказка» («Снегурочка») в 2002 г. использовались подготовленные заранее ролики («сны», «грезы», «фантазии). В дальнейшем, в спектакле «Подлинная жизнь Себастьяна Найта» (2004) уже стали использоваться видеопроекторы. При этом проецировались фрагменты кинохроники и сложные коллажи из фотографий и репродукций картин известных художников. В спектакле по пьесе П. Мериме «Небо и ад» (2005) на стены вокруг зрителей видеопроекторами проецировались коллажи Владимира Солдатова из фрагментов картин И. Босха. Позднее, в 2007 г. в спектакле «Я пришел дать вам волю» (В. Шукшин) впервые использовалось слайд-шоу, рассчитанное на чередование подачи видеоинформации на четные и нечетные по порядку установки видеопроекторы. Созданные автором слайд-коллажи и флеш-анимации сопровождали весь спектакль.

В моём родном Красноярске видеопроекции начали использовать в ведущих театрах города с 2004 года. В 2006 году видеоряд впервые применили в Красноярском государственном театре оперы и балета на спектакле «Дон Жуан» (режиссёр постановщик В. О. Цюпа). С тех пор видеопроекция приобретает всё большее функциональное значение. Так балет-модерн «451° по Фаренгейту» (автор фото и видео-инсталляций — Григорий Оксанич) продемонстрировал абстрактный видеоряд, играющий не меньшую роль в постановке нежели хореография, световая композиция, музыкальное и шумовое сопровождение, костюмы и декорационное оформление).

Несмотря на то, что до сих пор мы не осознали все функциональные связи, которые объединяют видеоряд и все прочие элементы театральной постановки, несмотря на то, что, на наш взгляд, отсутствует чёткая методология применения видеопроекции, использование видеоряда в современном спектакле – это реальность. При данном положении вещей важно, чтобы использование видеоряда не стало самоцелью в постановке. Театр – это, прежде всего, актеры, передающие зрителям замысел автора с помощью эмоций, чувств, мимики и жестов.





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 1183 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...