Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Музыкальная звукорежиссура в аспекте научных проблем современного музыкознания



Академического музыковедения все более расширяет свои границы, привлекая в круг научных интересов новые, малоисследованные, но, потенциально богатые и диктуемые современным социумом сферы, одной из которых является музыкальная звукорежиссура. Действительно, режиссура звука в ее главных составляющих: запись звука, способы его трансляции, практика концертного звукоусиления, – явление новое, значимое и не исследованное по сравнению, например, с многовековой музыкально-исполнительской практикой, методологией анализа музыкального языка в его структурных компонентах. Смещение акцентов к новому виду текста, когда многочисленные фонограммы, а не нотный текст, становятся неотъемлемым материалом для музыковедческих научных исследований аналитического, исторического и типологического направлений, новый подход к композиторскому творчеству, создающему музыкальные произведения с использованием стереоэффектов и компьютерного звукового моделирования, наконец, влияние звукозаписи на все сферы человеческой деятельности ­– делают звукорежиссуру объектом не только инженерно-техническим, но музыкально-эстетическим. В этой связи актуальным и своевременным становится подход к музыкальной звукорежиссуре как объекту научного исследования, поскольку звукорежиссура – та сфера музыкального творчества, специфика которой далеко не изучена музыковедением с научной точки зрения.

Наметим круг проблемы, в русле которых может вестись научный поиск, междисциплинарный по сути, объединяющий аспекты психологии музыкального восприятия, акустики, электроакустики и электротехники и конечно музыкознания (теоретического и исторического).

Слуховой анализ звукозаписи ­ – одна из основных дисциплин в подготовке музыкального звукорежиссера, подчеркивающая музыкально-эстетическую сторону звукозаписи, может стать отправной точкой в аналитической базе звукорежиссерских исследований. В связи с этим возникает проблема взаимосвязи и/или отличия основных типов музыковедческого анализа (целостного, стилевого, жанрового, интонационного, сравнительного, семантического и пр.), со спецификой аналитического инструментария звукозаписи. Параллелизм терминов «выразительные средства звукозаписи» и «музыкальный язык звукозаписи» может стать объектом рефлексии в выявлении специфики звукорежиссерских приемов в позиционировании элементов музыкального языка, процессов формообразования, драматургического плана произведения и создании художественного образа в целом. Определение языковой иерархии в пространственном ключе звукозаписи в плане воплощения отдельных элементов музыкального языка, выводит на роль в этом процессе стилевого фактора на уровне стиля эпохи, направления, национального, индивидуального стилей.

Самостоятельного рассмотрения заслуживает и проблема звукорежиссерского стиля, не поднимаемая до сих пор по вполне понятной причине: данная профессия настолько молода, что стилевые факторы, требующие временно̀й перспективы, еще не сформированы.

Итак: приемы музыкальной звукорежиссуры как часть языковой структуры произведения; влияние приемов звукорежиссуры на восприятие музыкального текста в концертной практике и звукозаписи; методология звукорежиссерского анализа с позиций целостной оценки музыкального произведения; интерпретация в ракурсе звукорежиссерских подходов; музыкальная звукорежиссура в современном звуковом пространстве (эстетические, психологические параметры). Данный перечень научных проблем необходимо взять на вооружение молодым исследователям.





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 642 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...