Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Промежуточной аттестации



6.1 Контрольные вопросы для самопроверки во 2-м семестре во время семинарских и модульных занятий:

1. Какой предмет, методы и периодизация средневековой философии?

2. Назовите критерии модульной и экзаменационной оценки учащегося?

3. Перечислите основные учебные пособия по курсу?

4. Что включает научный аппарат учебного пособия?

5. Специфика первоисточников по курсу?

6. Как проявляется символический характер средневековой культуры?

7. Какие проблемы ставит христианское учение перед философией?

8. Что является водоразделом основных направлений средневековой философии?

9. Как изменилось представление о Боге и человеке в средневековой культуре?

10. Что объединяет и отличает патристику и схоластику?

11. Почему античное наследие не было полностью освоено средневековой культурой и философией?

12. Какие основные особенности христианской философии и теологии до Никейского собора?

13. Что такое апологии, кому они направлялись?

14. Эсхатологические моменты и хилиазм в учениях первых апологетов?

15. Отношение к государству и нациям автора "Письма к Диогнету"?

16. Как протекала борьба представителей формирующейся христианской философии против эпикуреизма и других материалистических учений, их взаимоотношение с неоплатонизмом, что было заимствовано?

17. Начала спекулятивной теологии, согласно Оригену?

18. Трёхступенчатая аллегореза как метод спекулятивной теологии Оригена?

19. Почему ничто не может разрушить свободу воли?

20. Каковы философские функции парадоксализма Тертуллиана?

21. Как понимать августиновскую максиму: "верую, чтобы понимать".

22. В чем отличие христианского учения о сверхъестественном озарении от платонизма.

23. Раскройте особенности в учении Августина: креационизм, провиденциализм, фатализм и иррационализм.

24. В чем состоит идея социального прогресса в теологической форме.

25. Генезис идеи теодицеи у Августина?

26. Аргументы критики скептицизма у Августина?

27. Взаимосвязь онтологии и гносеологии в проблеме вечности и времени?

28. Как понимать два града у Августина?

29. Какое различие принципа наслаждения и пользы у Августина?

30. Является ли патристика единым учением или представляет совокупность учений?

31. На чём основывается авторитет «отца церкви»?

32. Что является источником истины и, одновременно, предельным объяснительной инстанцией для патристики?

33. В чём особенность апофатического и катафатического пути теологии?

34. Основные этапы и направления развития патристики?

35. В чем отличие свободы воли, благодати и предопределения?

36. В чем отличие христианского гнозиса от античного?

37. Что означает термин единосущие и в чем отличие от подобносущего и арианского иносущия?

38. В чем заключается взаимосвязь сущности и ипостаси Бога?

39. Что такое образ и подобие в человеке?

40. Что означает высказывание св.Афанасия: «Если Бог не вочеловечился, то человек не обожился»?

41. Каковы следствия ипостасного соединения двух природ у Христа?

42. В чем отличие четырех типов экзегетики: исторической, типологической, аллегорической, символической?

43. Отличие идеи креационизма от космогонии и эманации?

44. Отличие античной и христианской теории темпоральности?

45. В чем заключается идеал богоуподобления – эпигносиса у Григория Нисского?

46. В чем специфика у автора "Ареопагитик" философии небесной, церковной и социальной иерархий?

47. Какое влияние неоплатонизма на византийских отцов?

48. Специфика аскетизма в учении отцов-основателей монашества?

49. В чем заключался спор реалистов и номиналистов в Византии?

50. Как соотносится частное и общее в полемике монофизитов и ортодоксов о двух природах Христа?

51. Какие ангельские чины у Ареопагита? Их влияние на мир и человека?

52. В чем смысл спора паламитов и варлаамитов?

53. В чем догматические причины раскола западной и восточной церкви?

54. Роль Максима Исповедника в преодолении монофелитства?

55. На каком основании Аверроэс утверждал вечность материального разума?

56. Как Аверроэс разрешает проблему бессмертия души?

57. В чём состоит согласно Аверроэсу преимущество философии над верой?

58. Каково значение религиозной веры по Аверроэсу?

59. Стадии восхождения души у Авиценны?

60. В чём состоит различие между сущим и сущностью согласно Авиценне?

61. Понятие и виды интеллигенцииу Авиценны?

62. Каким образом мир объединяется в целое по учению Гебироля?

63. На каком основании Моисей Маймонид утверждает гармонию разума и веры?

64. Влияние течений в исламе – суннитов, шиитов, суфиев на философию?

65. В чем состоял аристотелевский рационализм и мусульманский креационизм у Аль–Кинди?

66. Философский энциклопедизм Аль-Бируни, его значение как среднеазиатского мыслителя?

67. В чем суть спора мутазилитов и мутакаллимов?

68. Каково троякое существование универсалий в учении Авиценны?

69. Какое соотношение аристотелевского рационализма и мусульманского креационизма в арабской философии?

70. Какая структура мироздания у Ибн-Сины?

71. В чем суть проблемы номинализма и реализма в мусульманской философии?

72. Специфика учения Ибн-Рушда о совечности мира Богу и универсалиях.

73. В чем был осужден Ибн-Рушд мусульманской ортодоксией?

74. Какие цели ставил перед собой Маймонид в "Путеводителе заблудших"?

75. Какие 13 принципов веры у Маймонида?

76. В чем специфика гилеоморфического универсализма Авицеброна (Ибн-Гебироля).

77. В чем отличие суфийского мистицизма от ортодоксального калама?

78. Почему этимология становится основным способом исследования?

79. Каковы особенности каролингского возрождения? (Почему время правления Каролингов называется возрождением?

80. Какие дисциплины преподавались в академии Алкуина? Почему именно они?

81. Чем отличаются и в чём тождественны предзнание и предопределение по Эриугене?

82. В каком смысле можно утверждать и отрицать один и тот же тезис относительно Бога?

83. Является ли существование третьей природы необходимым?

84. Почему путь на небо пролегает через философию?

85. Элементы пантеизма в сочинении "О разделении природы" у Эриугены. Является ли деление бытия на четыре природы у Эриугены результатом влияния пантеизма?

86. Как обосновывался принцип "философия есть служанка теологии"?

87. Онтологическое доказательство существования Бога у Ансельма Кентерберийского.

88. Что такое естественный свет разума, каковы его границы относительно христианского откровения?

89. Как аргументирует "божественное всемогущество Петр Дамиани?

90. Каков статус логики как философской дисциплины согласно Боэцию?

91. Каким образом философия приобретает терапевтическое значение?

92. Определите специфику схоластического метода.

93. Понятия времени и вечности в философии Боэция.

94. Универсальные понятия. В чём состоит проблема универсалий?

95. Чем отличается Благо от многочисленных благ(власть, почёт, богатство), к которым стремятся многие люди?

96. Как возможна свобода воли человека, при наличии провидения?

97. «Семь свободных искусств», какая важнейшая из них?

98. Апологетика, схоластика, казуистика и догматика как типы религиозного философствования, их отличие?

99. Если истина есть соответствие, то что Ансельм Кентерберийский называет истиной воли?

100. Несмотря на потерю правильности и после грехопадения воля остаётся свободной. Каким образом?

101. Чем отличается воля человека от воли Бога?

102. Отличаются ли атрибуты Бога от Его сущности?

103. Почему Бог не может не быть единым, благим, совершенным, всемогущим?

104. Чем отличается понятие Бога от любого другого понятия?

105. Почему Ансельм Кентерберийский не удовлетворился апостериорными доказательствами бытия бога?

106. В каком смысле разум является необходимым для веры, согласно Ансельму Кентерберийскому?

107. В каком смысле грамотность не может обозначать и субстанцию и качество?

108. Каковы основные затруднения номиналистической и реалистической позиции по вопросу о природе универсалий?

109. В чём специфика образования общих имён?

110. Чем отличается концепт от понятия?

111. Может ли быть противоположным образом оценено одно и тоже действие?

112. Можно ли считать желание греховным?

113. Какие условия возникновения номинализма и реализма, отличие крайних и умеренных течений?

114. В чем состоял теологический рационализм и пантеизм Абеляра?

115. В чем отличие позиций Аквината и Абеляра в отношении универсалий?

116. Как повлияло социально-экономическое и культурное развитие Западной Европы в XI-XIII веках на возникновение университетов?

117. В чем отличие категорий субстанции и субсистенции у Жильбера Порретанского?

118. Почему пантеистический мистицизм являлся идеологической основой оппозиционно-еретических движений по отношению к официальной религиозности?

119. Каков характер фидеизма и скептицизма Сигера Брабантского?

120. Какое было новое понимание задач и методов научно-философского знания у Роджера Бэкона, источники этого знания?

121. Что объединяет мистиков и схоластиков латинского Запада?

122. Почему основанием мистических учений Гуго и Ришара является трехчленное деление познавательной деятельности и силы человека?

123. Почему Бонавентура разделяет каждую из трех ступеней на две?

124. В состоянии экстаза латинский мистик сохраняет ли самоконтроль? Может ли он созерцать субстанцию Бога и внутреннюю жизнь Божества?

125. Что является первоосновой Бога по Экхарту и как это связано с восхождением души к Богу?

126. Перечислите шесть ступеней познания по учению Бонавентуры

127. Борьба Аквината против аввероизма, ее истоки и результат.

128. Какое взаимоотношение было у Фомы Аквинского между философией и теологией.

129. Какие факторы определили расцвет европейской схоластики в 13 веке?

130. Каким образом можно согласовать веру и разум в философии Фомы Аквинского?

131. Почему нельзя онтологически доказать бытие Бога?

132. Что является источником познания согласно Фоме Аквинскому?

133. Чем различаются вещь и интеллигенция?

134. Три способа бытия универсалии.

135. Назовите предельные понятия бытия.

136. Чем обусловлено различие индивидуумов одного рода у Альберта Великого – материей или формой и почему?

137. Что такое субстанциальная, акцидентальная, материальная и субсистентная форма у Аквината?

138. Разум в процессе познания для Аквината вспоминает врожденные идеи или руководствуется опытом?

139. Чем различаются познание Бога интуитивное, верой и натуральным разумом у Аквината?

140. Как связан спор о природе ангелов между Бонавентурой и Аквинатом с философией античности?

141. Каково взаимоотношение четырех порядков бытия и типов мышления и Фомы Аквинского?

142. В чем заключается теоцентризм и персонализм в концепции общества.

143. Как решался вопрос происхождения власти у Аквинского?

144. Понятие "собственности" и аргументация в пользу частной собственности в "Сумме теологии".

145. Как развивался номинализм после укрепления томизма, причины признания его официальной философией католической церкви?

146. В чем состояла проблема индивидуализации и борьба по этой проблеме между томистами и скотистами?

147. Какие основные положения оккамовского номинализма?

148. Что значит "терминизм" Оккама?

149. Какие новации в трактовку бытия предложил Дунс Скот?

150. что является принципом индивидуации согласно Дунсу Скоту?

151. Почему невозможна реалистическая трактовка универсалий?

152. Как Оккам обосновывает независимость веры от разума?

153. Какой путь познания предпочтителен?

154. Какие логические новации предлагает Оккам?

155. Каким образом философия Оккама выходит за пределы средневекового способа философствования?

156. В чем различие между чувственным, интуитивным и абстрактным познанием у Оккама?

157. Кто стоял у истоков итальянского гуманизма?

158. Какая основная антитеза проводится в произведении Манетти "О достоинстве и превосходстве человека"?

159. В чем состоит учение о "совпадении противоположностей" у Кузанца?

160. Что значит принцип – "все во всем".

161. В чем проявился неоплатонизм Фичино, в частности в его концепции души как "copula mundi"?

162. Какое место занимала идея духовного синкретизма у итальянских гуманистов?

163. Гуманистический "манифест" человека, обращение к проблеме "бессмертия души" Помпонацци.

164. В чем выразился отход от гуманизма Макиавелли? Его понимание "добродетели" государя?

165. Основные философские идеи Марсилио Фичино и Пико делла Мирандола.

166. В чем состоит концепция "глупости" у Эразма?

167. В чем заключается утопичность "Утопии" Томаса Мора?

168. Что определяет мудрость и достижение счастья в "Опытах" Монтеня?

169. В чем состояла полемика Эразма и Лютера?

170. Проблема универсализации протестантской идеологии: учение об оправдании верой М.Лютера и учение об абсолютном предопределении Ж. Кальвина.

171. Какая связь между космологией Аристотеля-Птолемея и мировоззренческими устоями средневековой философии?

172. В чем заключается сенсуализм и детерминизм Бернардино Телезио?

173. В чем сходство и отличие произведения Кампанеллы "Город Солнца"от "Утопии" Томаса Мора?

174. Какая связь между космологией Аристотеля-Птолемея и мировоззренческими устоями средневековой философии?

175. В чем заключается сенсуализм и детерминизм Бернардино Телезио?

176. В чем сходство и отличие произведения Кампанеллы "Город Солнца"от "Утопии" Томаса Мора?

Вопросы для подготовки к экзамену.

  1. Хронологические рамки и основные черты средневековой философии (греческая и латинская патристика, схоластика).
  2. Начала христианской философии в античности I. Вклад апологетов, борьба с гностицизмом, александрийская и антиохийская школы.
  3. Начала христианской философии в античности II. Роль философии в разработке тринитарного и христологического догматов.
  4. Начала христианской философии в античности III. Августин.
  5. Проблема богопознания. Соотношение катафатического и апофатического богословия на Востоке и Западе.
  6. Арабская философия. Основные представители и учения.
  7. Боэций и проблема универсалий.
  8. Схоластическая философия (основные представители и проблемы).
  9. Феномен университета (институциональный аспект).
  10. Аристотелизм в схоластической философии.
  11. Проблема соотношения веры и разума в средневековой философии.
  12. Латинский аверроизм: концепция двойственной истины.
  13. Проблема бытия в схоластической философии.
  14. Доказательство бытия Бога у Ансельма Кентерберийского и Фомы Аквинского.
  15. Философия П. Абеляра.
  16. Философия Фомы Аквинского.
  17. Дунс Скот об онтологическом статусе индивидов и универсалий.
  18. Философия У. Оккама.
  19. Мистицизм Майстера Экхарта.

20. Основные черты философии эпохи Возрождения.

21. Идейное влияние Реформации на формирование философии.

22. Теория познания в философии Н.Кузанского. Отрицательная теология. Учение о человеке.

23. Н.Макиавелли «Государь». Природа человека и «судьба». Государство и политика. Функции церкви в государстве.

24. Этическое учение в философии М. Монтеня. "Естественное наслаждение и добродетельная жизнь".





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 255 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.016 с)...