Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Раздел третий. Рациональность и свобода 282 31 страница



устанавливаться естественно-научным (комплексным) исследо-

ванием процессов мышления, связанных с деятельностью ученых,

когда они выступают в своей профессиональной роли.

Эта стратегия в конечном счете приводит к "эффекту Про-

круста": применение ее к реальным процессам научного по-

знания в их исторической полноте оборачивается подгонкой

этих процессов под матрицу нормативной или "критериальной"

теории рациональности. Роль Прокруста выпадает на долю

методолога, его жертвой становится реальная наука. Попыткой

примирить Прокруста с его жертвой является методология

научных исследовательских программ И.Лакатоса; однако и в

ней между "рациональными реконструкциями и (правдивыми)

описаниями реальной истории науки существует непреодолимый

разрыв. Сравнивая реконструкции и реальные описания научных

процессов, читатель должен заключить, что наука - это

шаловливое дитя, проказничающее и нарушающее "законы

рациональности" под "дурным влиянием" среды, в которой

бытийствует наука, либо по иным, трудно воспроизводимым

причинам, относящимся к сфере компетенции психологии

познания, социологии и др3.

Противоположная, "релятивистская" стратегия - отказ от

притязаний "абсолютизма", признание относительности крите-

риев научной рациональности. Эти критерии ставятся в зависи-

мость от внешних по отношению к рациональным движениям

научной мысли детерминаций (социальных, культурных, исто-

рических); границы науки (если о них можно вообще говорить)

объявляются условными, определяемыми конвенциями научных

сообществ, точнее, "научной элиты". Само различение

"внешнего" и "внутреннего" при этом практически теряет

смысл: нет ничего "внешнего", что при определенных условиях

не могло бы стать "внутренним" для науки и ее результатов

(при этом допускается сколь угодно сложная система

опосредования подобных трансформаций - образование,

воспитание, система культурных коммуникаций, процессы

институциализации науки, взаимосвязи различных культурных

сфер и пр.).

Релятивизм, конечно, свободен от "эффекта Прокруста". Ему

незачем подгонять действия ученых под жесткие стандарты и

схемы рациональности: каждое научное сообщество самостоя-

тельно решает вопрос о критериях рациональности. Однако это

означает, что сам вопрос о рациональных критериях утрачивает

общезначимый смысл, а термин "рациональность" становится

просто речевым оборотом, без которого в принципе можно и

даже лучше обойтись. Спор о том, какая "парадигма" (в

терминах Т.Куна) выражает собой "подлинную рациональность",

не может не окончиться впустую: либо все останутся при своих

мнениях, либо кому-то удастся обратить оппонентов в свою

веру, но не за счет рациональной аргументации. Ведь, с точки

зрения релятивиста, нет и быть не может некой единой и

универсальной рациональности, которая позволяла бы

рационально разрешать споры между различными

____________________

3 См.: Хюбнер К. Критика научного разума. М., 1994.

С. 105-107.

рациональностями. В лучшем случае он мог бы сослаться на

некий "здравый смысл" или "житейскую логику", общий для

ученых контекст "жизненного мира", но подобные ссылки,

убедительны они или нет, уже выводят за рамки рас-

сматриваемой проблемы, связанной с теорией научной рацио-

нальности. Поиски такой теории для релятивиста - дело безна-

дежное и нелепое.

Критики "абсолютистской" стратегии часто отмечают, что она

слишком тесно связана с некоторыми ценностными установками,

а ее сторонники, напротив, полагают, что именно эти уста-

новки с лихвой компенсирующее логико-методологические изъ-

яны. И.Т.Касавин и З.А.Сокулер называют рациональность

"псевдопредметным" (то есть характеризующим не свойства не-

которого предмета, а только ценностное отношение к нему) и

"псевдометодологическим" (то есть не описывающим некоторую

систему методологических нормативов, а выражающим только

веру в существование такой системы, которой к тому же припи-

сывается определенная ценность) понятием. Другими словами,

мы просто привыкли, следуя традиции, вкладывать в понятие

"рациональности" положительную оценку и верить, что есть или

должны быть системы норм и критериев, соответствующие этой

оценке. Вот эта-то вера и лежит в подоплеке стремлений найти

особые критерии, выделяющие мыслительную работу ученого из

всех прочих родов духовной деятельности.

Развитие же науки показывает бесплодность подобных поисков,

рассуждают далее наши авторы. Если сознательно отграничить

рассуждения о рациональности вообще и научной рацио-

нальности, в частности, от ценностных наслоений, то

выяснится, что "рациональность" есть не что иное, как плохая

замена для ясного понятия "целесообразности" (М.Вебер

называл это "формальной рациональностью", но этот термин,

если его вырвать из контекста веберовских рассуждений, мог

бы еще больше запутать и без того непростую

терминологическую ситуацию). В терминах целесообразности

можно говорить и о "научной рациональности". У науки есть

"внутренние" и "внешние" цели. Например, получение истинных

знаний можно считать внутренней целью науки. Тогда

"внутренней целесообразностью" науки будет адекватность

используемых ею средств - теорий, методов, понятий, способов

доказательства и т.д. - данной цели. То, что позволяет

получать истинное знание, рационально, не позволяет -

нерационально, мешает - иррационально.

Если под целью науки понимать нечто "внешнее" (например,

использование ее результатов для увеличения или поддержания

материальных благ, для "преобразования природы" или

"преобразования человека" и т.п.), то рациональность ее

будет измеряться степенью приближения к этой цели. Скажем,

рациональна наука, с помощью которой человечество

осуществляет прогресс, и нерациональна наука, если она

удаляет человечество от прогресса. Разумеется, "внутренняя"

и "внешняя" целесообразности науки могут не совпадать

(истины науки могут быть использованы не во благо, а во вред

человеку и человечеству"4.

Итак, рациональность науки связывается либо с понятием

истинности ("внутренняя целесообразность") либо с

прагматикой и аксиологией. Я думаю, что таким путем мы от

смутного понятия идем к еще более неопределенным и

многозначным. Измерять рациональность по шкале истинности -

значит быстро получить нежелательные и неестественные

выводы. В согласии с таким подходом следовало бы заключить,

что все научные теории, некогда принимавшиеся учеными, а

затем отброшенные (например, "эмпирически опровергнутые"), а

также вся деятельность по их созданию, разработке и

применению были, по крайней мере, нерациональными - с точки

зрения современной науки. Но ведь и эта точка зрения - не

глас Божий! Не получается ли так, что работая в рамках

теории, которая до поры до времени не отвергнута, ученый

вправе считать себя рациональным, но после того, как его

теория отбрасывается, он должен каяться в иррационализме?

Разум, конечно, способен заблуждаться. Но и заблуждаясь, он

остается разумом. Истина не синоним разумности!

Если истина - это цель, с которой соразмеряются исследова-

тельские действия ученых, то надо сказать, что и само

целеполагание в данном случае, и степень приближения к этой

цели - все это существенно зависит от научных и вненаучных

воззрений того или иного сообщества, от духа времени и

культуры. Разные сообщества, в равной степени стремясь к

"истине", но исходя из различных пониманий рациональности,

должны выглядеть друг для друга иррациональными. Поэтому для

поддержания бодрости духа, они должны крепить свою веру в

принимаемую ими рациональность, заботясь о нерушимости

авторитета своей "парадигмы". Классическая иллюстрация

примата веры над разумом! Но если ученый изменил своей вере

и перешел в "иную конфессию", какой вывод он должен сделать

о своих прошлых убеждениях?

Не меньшие затруднения связаны и с "внешней" целесооб-

разностью. Редукция рациональности к "эффективности" и

"экономичности" действия порождают массу чисто методологи-

ческих вопросов, ибо эти понятия как раз и определяются

через "рациональность", либо вовсе не связаны ни с какой

рациональностью. Известно ведь, что лучшее средство

(эффективное и экономичное) от хронической мигрени -

гильотина! Подчинение рациональности понятию "прогресса"

вызывает еще больший приступ релятивизма, поскольку

универсальные критерии прогресса - это нечто в высшей

степени сомнительное. Научная же рациональность объявляется

чем-то вроде способности трезвой и здравой оценки различных

житейских ситуаций (с той спецификой, что основанием для

трезвости здесь служит информация, традиционно относящаяся

на счет науки).

Итак, если рациональность - это целесообразность, то отно-

сительная граница между наукой и не наукой есть только

____________________

4 См.: Касавин И.Т., Сокулер З.А. Рациональность в

познании и практике. Критический очерк. М., 1989.

тривиальное различение целей, к которым направляется

деятельность по обе стороны воображаемой демаркации. Тем

самым проблема философии науки переводится на язык

прагматики или "дескриптивной эпистемологии" (вместо

"нормативной эпистемологии"). Мы получаем успокоительную

возможность констатировать, что люди действительно способны

совершать целесообразные действия, избирать стратегии

поведения и оценивать информацию. Дальше этой "дескрипции"

идти некуда.

Правда, еще можно добавить, что мерой целесообразности может

считаться успешность действия, а следовательно, полезны

обобщения того, как именно достигается успех в однотипных

ситуациях. Но отчего бы не сделать следующий шаг и не

признать такие обобщения критериями рациональности (в науке

точно так же, как в любой иной сфере деятельности)? И мы

приходим к тому, от чего так упорно хотели отойти - к

нормативности, к критериальному измерению рациональности.

Обе стратегии уязвимы. Абсолютизм стремится определить

научную рациональность как таковую, как некое универсальное

свойство научной деятельности и ее результатов, используя

для этого методы нормативной эпистемологии. С помощью этих

методов формулируют критерии рациональности. Но как только

эти критерии объявляются адекватными выразителями научной

рациональности, они становятся ложем Прокруста. Релятивизм

отбрасывает требование универсальности и абсолютности,

поворачивается к реалиям науки и ее истории, отказывается от

априорных определений рациональности, связывает

рациональность с целесообразностью и успешностью действий.

Но при этом аннулируется само понятие "рациональности",

методологическая концепция ориентируется на "дескрипции"

успешных и целесообразных действий - в лучшем случае, а в

худшем - превращается в разговор "ни о чем", когда

типологизируют и классифицируют различные виды теоретической

или практической деятельности, не беспокоясь вопросом,

почему это виды "рациональной", а не какой-либо иной

деятельности?

Абсолютизм не в состоянии сладить с фактом исторического

движения в сфере рационального, в особенности - в науке.

Релятивизм, напротив того, исходит из историчности, придает

ей решающее значение. Но за движением ему не удается

рассмотреть того, что движется.

Конфликт "абсолютизм - релятивизм" - это обостренное вы-

ражение проблемы научной рациональности. Суть же проблемы,

по-моему, в следующем.

Рациональность как фундаментальная характеристика чело-

веческой деятельности есть культурная ценность. Она одновре-

менно обладает методологической и аксиологической размерно-

стью. Подчеркну - одновременно, и это означает, что

методологический смысл рациональности нельзя без

существенных потерь оторвать от аксиологического, и

наоборот.

Релятивисты верно улавливают ценностный смысл этого понятия,

но напрасно отбрасывают его методологическую значимость. Из

того, что критериальный подход к определению

"рациональности" ни в абсолютистском, ни в релятивистском

вариантах не может быть признан успешным, вовсе не следует,

что рациональность вообще и научная рациональность в

частности не могут исследоваться методологически.

Напротив, именно тогда, когда научная рациональность ин-

терпретируется как система регулятивных средств (законов,

правил, норм, критериев оценки), принятых и общезначимых в

данном научном сообществе, это понятие приобретает точное

значение и методологическую значимость. Но эта интерпретация

есть не что иное, как модель научной деятельности (в ее

интеллектуальном, по преимуществу, аспекте) или

методологический образ науки. И здесь мы подошли к

важнейшему различению научной рациональности и ее

методологической модели.

Вообще говоря, модели научной рациональности

"изготавливаются" методологами и философами, исходя из раз-

ных задач: для определения рациональной организации

"готового" научного знания, деятельности по его получению,

для рационального понимания процессов трансляции знания и

обучения, для определения рациональности научного роста,

развития. Такие модели могут не совпадать, а лишь частично

перекрывать друг друга, раскрывая природу научной

рациональности в разных аспектах и ракурсах. Например,

модель рациональности, отображающая движение знания, смену

его исторически и культурно обусловленных форм, может

существенно отличаться от модели, главным образом

направленной на статику научных процессов, на структуру

научного знания.

Абсолютизация какой-либо модели рано или поздно ирра-

ционализирует ее применение. Как наука не сводится только к

своей рациональности, так и научная рациональность не

сводится полностью и без остатка к какой бы то ни было своей

модели.

На первый взгляд, отношение между научной рациональностью и

ее методологическими моделями таково же, каким обычно бывает

отношение некоторого фрагмента "реальности" к теоретической

модели этой реальности. Но теоретический образ науки не

просто отображает реальность науки - он в определенном

смысле создает эту реальность5. Через профессиональное

обучение или через философско-методологическую рефлексию

____________________

5 Здесь я касаюсь исключительно тонкой и сложной

проблемы, требующей специального рассмотрения. Ведутся

бесконечные споры вокруг понимания того, каким образом

теория формирует ту реальность, для познания которой

создается. В этом споре не следует увлекаться односторонними

решениями. Коротко обозначив свою позицию, скажу, что

отображение и конструирование реальности не столь различны

меж собой. Это две стороны одного процесса. В данном случае,

когда речь идет о реальности, создаваемой моделями научной

рациональности, нельзя ограничиться обсуждением "онтологий"

этих моделей; я говорю о создании реальности в прямом

смысле. И это не мешает, а помогает одновременно говорить об

отображении (познании) научной рациональности!

модель рациональности навязывается ученому, формирует стиль

его мышления. В структуру последнего входит совокупность

предпосылок и регулятивов научно-познавательной деятельно-

сти, которая принимается учеными как необходимое условие их

работы. В этой "априорности" - тайна того, что модели рацио-

нальности отождествляются с "рациональностью как таковой".

Модель принимается за то, что ею моделируется. Эта тайна

раскрывается, когда наступает неизбежное рассогласование

мышления и стиля, если последний теряет кредит доверия из-за

неудач или уступает более успешным конкурентам.

С точки зрения субъекта, отождествившего свою рациональность

с какой-либо системой критериев (моделью), отклонение от

этой системы - иррационально. Рационалистическое сознание не

может существовать в этой разорванности, и потому "еретики",

отвергающие догмы, быстро становятся проповедниками новых

догм, ибо быть рациональным можно только "внутри" принятой

системы.

В этом парадокс рациональности. Подчинив свою деятельность

(интеллектуальную или практическую) системе "априорных"

критериев, субъект утрачивает ту рациональность, которая

дает возможность критической рефлексии и ревизии любых

систем и всяческих критериев. Его рациональность полностью

растворяется в избранной (навязанной ему) системе. Но если

все же он решится на пересмотр или даже на разрушение этой

системы, попытается улучшить ее или заменить другой, он

поступает безумно, иррационально. И это безумие, эта

иррациональность - как раз и выражает рациональность,

присущую ему как разумному существу! Любителям парадоксов,

вероятно, придется по душе формулировка: субъект рационален

тогда, когда он иррационален, и наоборот!

Существует классическая философская традиция истолкования

этого парадокса. Для этого требуется различать Рассудок и

Разум. Работа Рассудка - движение внутри системы критериев

рациональности, внутри парадигмы. Работа Разума - выход за

пределы парадигмы, критика и создание иных, альтернативных

парадигм рациональности. Разум в своей творчески-разруши-

тельной и вместе с тем творчески-созидательной работе

иррационален для Рассудка. Рассудок, цепляющийся за

парадигму и растворенный в ней - иррационален для Разума.

Завоевав новые территории знания, Разум уступает правление

Рассудку, который подвергает достижения Разума

рационализации. Рассудок правит, Разум завоевывает. Разум

романтичен, Рассудок реалистичен. Кто из них сюзерен, кто

вассал?

Однако различение Рассудка и Разума проблематично. Когда

отвечают на вопрос, благодаря чему Разум совершает свои по-

двиги, обычно указывают на "нерассудочные" духовные движе-

ния: интуицию, бессознательное, творческое воображение.

Проясняется ли тем самым "рациональность Разума"? Говорят

также, что историческое движение познания осуществляется че-

рез разрешение противоречий между Разумом и Рассудком. Это

слишком абстрактно и вряд ли приемлемо. Противоречие рацио-

нальности не может быть разрешено ни в смысле формального

выхода из парадокса, ни в смысле, формируемом т.н. "диалек-

тической логикой". Оно является одной из форм фунда-

ментальной противоречивости, заключенной в понятии субъекта.

Я хотел бы особенно подчеркнуть, что это противоречие не

имеет ничего общего с пустопорожней "диалектико-логической"

трактовкой антиномий типа "А и не-А". Это антиномия-

проблема, но не всякая проблема разрешима, как бы ни

протестовали против этого "ограниченность и самодовольство

философской мысли, которой чуждо всякое сознание трагедии,

более того, присуща уверенность в разрешении и логической

разрешимости всех вопросов"6.

Рациональность, заключенную в рамки критериальной системы,

часто принимают за ограничитель субъективной свободы и

творчества. Рациональность, выводящая из этих рамок, реви-

зующая любую нормативность, столь же часто выдает себя за

полномочного представителя человеческой свободы и

творчества. Так на авансцену философско-методологических

рассуждений выходит персонаж, которому ранее здесь не было

места - личность как субъект рационального действия.

Противоречие между нормативно-критериальной и критико-

рефлексивной рациональностями - это одна из форм, в которых

отливается противоречивая и трагическая по своей сути

человеческая свобода.

Вопреки распространенному и сегодня мнению о противопо-

ложности свободы и рациональности, связь между ними более

глубока и сложна. Свободе противостоит только "рассеченная"

рациональность, сведенная к одной из своих сторон или

отождествленная с одной из возможных своих моделей. Говорят,

что Разум свободен и потому способен преодолевать

собственную ограниченность, говорят и то, что Разум более

свободен, чем человек. Не согласен. Свободен Человек,

обладающий Разумом, и в этом суть дела.

Элиминация субъективности и прежде всего субъективной

свободы - одно из требований рациональности, как она понима-

ется в позитивистских и сциентистских моделях. Она же -

характеристика "нормальной науки", в терминологии Т.Куна.

Описывая "научные революции", Т.Кун сравнивает переход к

иной рациональности с гештальт-переключением; иначе говоря,

субъект от одной формы безличностного участия в нормативно-

регулируемом процессе переходит к другой, не менее безлич-

ностной. Забавно, что критики Т.Куна, усмотревшие в этом

признаки иррационализма, были, так сказать, "не совсем не

правы", хотя, разумеется, они под иррационализмом разумели

нечто иное, нежели следует из рассуждений, здесь мною

развиваемых.

Субъект, поднявшийся до критики оснований собственной мысли

и практики, обретает личностную уникальность, свободу,

принимая в то же время на себя и ответственность. Правда,

можно быть равно несвободными в покорном принятии догмы, и в

бунте против нее, если в этом выражается лишь мнение среды,

к которой человек принадлежит или против которой выступает.

В таких ситуациях человек по существу иррационален, хотя

видимость его действий может быть вполне рациональной, если

____________________

6 Булгаков С.Н. Соч.: В 2 т. Т. 1. М., 1993. С. 388.

подчиненность нормам рациональности несвободна и

неавтономна, а критика-бунт - нерефлексивна.

Рациональная критика - результат усилия воли и мысли. Чтобы

быть рациональным, человек должен быть свободным. В этом

трагедия и парадокс рациональности. Рациональность не может

быть несвободной и безличностной, и она же элиминирует

свободу и личностное начало. Рациональность возникает в сво-

бодном и личностном напряжении духа, но само это усилие

устремлено к преодолению субъективности. Рациональность

умирает в догме, но воскресает только благодаря

догматическим перевоплощениям.

Эта трагическая парадоксальность рациональности аналогична

парадоксам этического.

2. Парадокс морали и нравственности

Как и теория рациональности, этика исследует типы норма-

тивной регуляции мысли и деятельности человека. Различают

два типа такой регуляции. Первый тип - это сфера морали,

регуляция, закрепленная в моральных нормах и

интериоризируемая в сознании индивидов. Второй - это

регуляция человеческого поведения через свободный

нравственный выбор.

Аналогия между моралью и нормативной (критериальной)

рациональностью очевидна. Как парадигмы рациональности

обеспечивают автоматическое, безличностное выполнение опре-

деленных условий и требований, выдвигаемых сообществом ра-

ционально мыслящих и действующих людей, так и парадигмы

морали в нормальной повседневной жизни (еще одна аналогия с

"нормальной наукой") вычерчивают "единственно правильную и

приемлемую" линию поведения человека.

Мораль не совпадает с нравственностью. "Моральные догматы

отцеживаются, уплотняются, обезличиваются в веках, сливаются

в нечто абсолютное - сквозь века - себе тождественное, ут-

рачивают историческое напряжение, культурную изначальность,

единственность. Внутренняя освещенность вытесняется свыше

нисходящей освященностью", - пишет В.С.Библер7.

Нравственность, продолжает он, не воплощается в морали, а

"ссыхается в ней", обретая ее форму, необходимую для

нормальной повседневной работы цивилизации. Воплощением

нравственности является не моральная норма и даже не

"внутренний императив", а трагедийный (безвыходно-

парадоксальный), но свободно избранный модус поведения,

поступок личности.

Мораль, как и догматическая (критериальная) рациональность,

ограничивает пространство свободы человека. Нравственность

основана на свободном выборе и ответственности, и,

следовательно, по аналогии с критико-рефлексивной (анти- или

внекритериальной) рациональностью, принимает на себя

____________________

7 Библер В.С. Нравственность. Культура.

Современность (Философские раздумья о жизненных

проблемах) // Этическая мысль. Научно-публицистические

чтения. М., 1990. С. 18.

противоречия свободы. Н.А.Бердяев размышлял о возможности

перехода от моральной к нравственной регуляции как о

глубочайшем кризисе современной культуры. "В чем же сущность

морального кризиса? - спрашивал он. - Сущность эта прежде

всего в революционном переходе от сознания, для которого

мораль есть послушание серединно-общему закону, к сознанию,

для которого мораль есть творческая задача индивидуаль-

ности... Закон должен быть исполнен, т.е. должно не делать

зла, освободиться от греха. В этом преодолении нет ничего

индивидуального и творческого... Творческая мораль не есть

исполнение закона, она есть откровение человека"8. По мнению

Бердяева, творческая мораль (нравственность) и только она -

в соединении с переосмысленной религиозной моралью -

открывает путь к "положительному самосознанию человека", к

высшей "свободной духовности". Но это освобождение не есть

примитивное отвержение морали, оно достигается через

осознание трагедийно-неустранимого противоречия, присущего

моральному сознанию, через бесстрашное принятие этого

противоречия за онтологическую основу духовности.

Средоточие нравственности - совесть. Моральный принцип в

свободном деянии может обнаружить свою парадоксальность.

Следуя ему со всей неукоснительностью, человек может

нарушать этот же принцип. Возьмем, например, принцип

"благоговения перед жизнью" А.Швейцера: жизнь самоценна и

никакое живое существо не должно направлять свое действие

против жизни другого существа. Как моральный принцип это

требование невыполнимо. Попытки следовать ему обрекают

человека на аморализм и двоемыслие, ибо жизнедеятельность

необходимо связана с уничтожением иной жизни. Каждый вздох

человека уничтожает мириады простейших существ, попадающих с

дыханием внутрь человеческого тела. Но принцип Швейцера - не





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 156 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.049 с)...