Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Сигер Брабантский Sigerus Brabandus



(ок. 1240 - ок. 1281/1284)

К XIII в. философия и теология становятся самостоятельными
дисциплинами. Возросшее общение с Востоком и через Испанию,
и через Византию и Ближний Восток (в чем значительную роль сы-
грали крестовые походы) привело к тому, что Западу стала изве-
стна не только арабо-мусульманская философия, главным образом
труды Авиценны, или Ибн Сины (980-1037), и Аверроэса, или Ибн
Рушда (1126-1198), но u подлинники Аристотеля. Анализ «Физи-
ки» и «Метафизики» Аристотеля сделали чрезвычайно острой
проблему уточнениягзраниц веры и разума. Аверроэса1 рациональ-
ные доводы приводят к утверждению вечности мира и отрицанию
бессмертия души, что не согласовывалось с христианским учением.
И, тем не менее, именно эти тезисы стали основополагающими для
того явления, которое было названо латинским, аверроизмом.

1 Аверроэса, или, как его называли в Средние века, Комментатора, долгое
время ошибочно считали первым, кто перевел с греческого языка на арабский
труды Аристотеля (см. об этом: Рент Э. Аверроэс // Аверроэс. Опровержение
опровержения. Киев; СПб., 1999. С.618-619).


 

 



В XIII в. в Парижском университете открывается теологичес-
кий факультет, а философию изучают на факультете искусств.
Этот факультет на Соломенной улице был подготовительным к
теологическому. Проблема автономии веры и разума и их соотне-
сенности вызывала в то время страстные споры. Но если Фома Ак-
винский полагал, что истины разума поддерживают истины веры
и только в их единстве возможны подступы к решению экзистенци-
альных проблем человека, то аверроисты основывались на теории
двойственности истины, согласно которой равно приемлемы и ис-
тины веры, и истины философии. Это вызвало резкую критику со
стороны католической церкви, приведшей к осуждению аверроизма.

Кроме Сигера Брабантского среди парижских аверроистов мож-
но назвать Боэция Дакийского (Датского) и Бернъе Нивельского.

О Сигере Брабантском сохранилось немного сведений: родом из
герцогства Брабантского, в 1255 г. переселился из Льежа в Париж,
в 1260 г. получил звание магистра, приступив к преподаванию на
факультете искусств Парижского университета. Ему принадле-
жат труды «Невозможное», «О вечности мира», «Логические во-
просы», «О необходимости и взаимосвязи причин», «Вопросы о ра-
зумной душе». 23 ноября 1277 г. Сигер был вызван для допроса
Симоном де Валем, который был легатом инквизиции во Франции.
Симон потребовал от Сигера переселиться в Орвието, где была
летняя резиденция папы, под надзор монаха-агента инквизиции,
который был приставлен к нему в качестве секретаря. Предполо-
жительно в 1282 г. он погиб.

Сигер жестко различал истины Откровения и истины филосо-
фии. С точки зрения естественной философии, полагал он, челове-
ческий вид имеет в каждом индивиде не только условие своего су-
ществования, но и его причину. Материя и форма существуют
в неразрывном единстве, душа же есть форма тела. В «Вопросах
о разумной душе» стоит обратить внимание на полемику Сигера
со своими современниками Альбертом Великим и Фомой Аквин-
ским о потенциальном и деятельном интеллекте. Сигер полагает,
что разумная душа соединена с телом настолько, что необходимо
вызывает чувственные образы, более того, он полагает невозмож-
ным отделять знание вещей от чувственных форм, сохраненных
воображением. Разумная душа обладает вечностью, как и мир. Бог
не свободен относительно мира, поскольку в нем действуют Им же
данные законы, в частности законы небесных тел, и все происходя-
щее в мире подчинено их власти. При этом Сигер говорит об абсо-
лютной истинности и христианского учения, основывающегося на
авторитете Писания. По мнению Э. Жилъсона, нет оснований со-
мневаться в искренности Сигера, который учил думать по-фило-
софски и верить по-христиански.

Философские позиции аверроистов вызвали резкую оппозицию и
теологов, и деятелей католической церкви. В 1270 г. Альберт Великий


в послании Эгидию Лесинскому «О пятнадцати проблемах» опровер-
гал тезисы тех магистров, которые, как он считал, занимаются не
столько философией, сколько софистикой. Фома Аквинский написал
трактат «О единстве интеллекта против аверроистов»1. В 1270 г.
парижский епископ Этъен Тампье обнародовал хартию, осуждав-
шую 13 тезисов аверроистов, среди них были осуждены такие тези-
сы, как «разум всех людей один и тот же и нумерически один», «воля
человека желает и делает выбор на основе необходимости», «мир ве-
чен», «первого человека не было никогда», «Бог не познает единичных
вещей», «Бог не познает того, что отлично от Него Самого» и пр.
Декретом 1276 г. воспрещались «тайные сборища для обучения»
и чтение книг «врагов мудрости», а в 1277 г. папа Иоанн XXI (Петр
Испанский) обратился к епископу Этьену Тампье с буллой, требую-
щей их осуждения и наказания. В день трехлетней годовщины со дня
смерти Фомы Аквинского 7 марта 1277 г. было обнародовано осуж-
дение, содержащее 219 тезисов.

С. С. Неретина

1 Фрагмент этой работы в переводе Ю. В. Подороги опубликован в: Бла-
го и истина: классические и неклассические регулятивы. М., 1998.





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 200 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...