Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Б. Учение о знании в философии Платона



Знание основывается на общих понятиях. Различие между знанием и мнением: знает тот, кто может созерцать истину (например тот, кто созерцает само прекрасное), а мнением обладает тот, кто любит прекрасные цвета, звуки, образы, но не видит природу самого прекрасного. Или же мнением обладает тот, кто видит отдельные проявления справедливости, но самой справедливости не видит. Знание образуется на основе чувственности и правильного мнения. "Будучи сказанными, мнения становятся, во-первых знаниями, во-вторых устойчивыми. Поэтому знание ценнее правильного мнение и отличается от правильного мнения тем, что оно сказано". Интеллект человека складывается из рассудка (использование ума для понимания чувственных вещей) и мышления (это деятельность ума, свободная от примеси чувственности, непосредственно созерцающая идеи). Платон рассматривал математические предметы и отношения как особый вид бытия и особый предмет знания. Математические предметы родственны и вещам и идеям. Она, как и идеи, неизменны природа их не зависит от отдельных предметов, представляющих их в чувственном мире. Для характеристики места человека в мире и специфику познания (а также возможности познания) Платон предлагает ставшую знаменитой аллегорию человека в пещере. "Представь, что люди как бы находятся в подземном жилище наподобие пещеры, где во всю ее длину тянется широкий просвет. С малых лет у них на ногах и шее оковы, так что людям не сдвинутся с места, и видят они только то, что у них прямо перед глазами, ибо повернуть голову они не могут из-за оков. Люди обращены спиной к свету, исходящему от огня, который горит далеко в вышине, а между огнем и узниками проходит верхняя дорога, огражденная, представь, невысокой стеной вроде той ширмы, за которой фокусники помещают своих помощников, когда поверх ширмы показывают кукол. Представь же себе и то, что за этой стеной другие люди несут различную утварь, держа ее так, что она видна поверх стены; проносят они и статуи, и всяческие изображения живых существ, сделанных из камня и дерева. При этом, как водится, одни из несущих разговаривают, другие молчат… Такие узники целиком и полностью принимали бы за истину тени проносимых мимо них предметов… Когда с кого-нибудь из них снимут оковы, заставят его вдруг встать, повернуть шею, пройтись, взглянуть вверх – в сторону света, ему будет мучительно выполнять все это, он не в силах будет смотреть при ярком сиянии на те вещи, тень от которых он виждет раньше… Тут нужна привычка, раз ему предстоит увидеть все то, что там, наверху. Начинать надо с самого легкого: сперва смотреть на тени, затем на отражение в воде людей и различных предметов, а потом – на самые вещи". В этой аллегории узники сначала имеют дело с чувственностью, но от нее возможен переход к познанию идей. Созерцая идеи, душа питается ими и придается радости. Воплотясь в телесную оболочку, душа сохраняет знание об идеях, хотя в человеке это знание затемняется земными чувственные впечатления. С другой стороны до воплощения в тело душа "сверху смотрела на то, что мы называем теперь существующим". Поэтому она имеет значение и о вещах. Источник истинного знания - воспоминания бессмертной человеческой души о том, что душа некогда знала. Для истинного познания нужно отрешиться от чувственных ощущений и, погрузившись в глубины своей души, постараться, чтобы она вспомнила то, что знала раньше. Но, чтобы извлечь из души находящиеся в ней и позабытые знания, необходимо побудить душу к размышлению. Это может сделать такое впечатление или такая мысль, которые заключают в себе противоречие. Диалектика – метод сопоставления противоречивых тезисов - помогает достичь истины. Платон замечает: "Без смешного нельзя познать серьезного, и вообще противоположное познается познается с помощью противоположного, если только человек хочет быть разумным". Истинное знание – это знание идей.

9.б. Учение о знании в философии Платона. Знание основывается на общих понятиях. Различие между знанием и мнением: знает тот, кто может созерцать истину (например тот, кто созерцает само прекрасное), а мнением обладает тот, ко любит прекрасные цвета, звуки, образы, но не видит природу самого прекрасного. Или же мнением обладает тот, кто видит отдельные проявления справедливости, но самой справедливости не видит. Знание образуется на основе чувственности и правильного мнения. "Будучи сказанными, мнения становятся, во-первых знаниями, во-вторых устойчивыми. Поэтому знание ценнее правильного мнение и отличается от правильного мнения тем, что оно сказано". Интеллект человека складывается из рассудка (использование ума для понимания чувственных вещей) и мышления (это деятельность ума, свободная от примеси чувственности, непосредственно созерцающая идеи). Платон рассматривал математические предметы и отношения как особый вид бытия и особый предмет знания. Математические предметы родственны и вещам и идеям. Она, как и идеи, неизменны природа их не зависит от отдельных предметов, представляющих их в чувственном мире. Для характеристики места человека в мире и специфику познания (а также возможности познания) Платон предлагает ставшую знаменитой аллегорию человека в пещере. "Представь, что люди как бы находятся в подземном жилище наподобие пещеры, где во всю ее длину тянется широкий просвет. С малых лет у них на ногах и шее оковы, так что людям не сдвинутся с места, и видят они только то, что у них прямо перед глазами, ибо повернуть голову они не могут из-за оков. Люди обращены спиной к свету, исходящему от огня, который горит далеко в вышине, а между огнем и узниками проходит верхняя дорога, огражденная, представь, невысокой стеной вроде той ширмы, за которой фокусники помещают своих помощников, когда поверх ширмы показывают кукол. Представь же себе и то, что за этой стеной другие люди несут различную утварь, держа ее так, что она видна поверх стены; проносят они и статуи, и всяческие изображения живых существ, сделанных из камня и дерева. При этом, как водится, одни из несущих разговаривают, другие молчат… Такие узники целиком и полностью принимали бы за истину тени проносимых мимо них предметов… Когда с кого-нибудь из них снимут оковы, заставят его вдруг встать, повернуть шею, пройтись, взглянуть вверх – в сторону света, ему будет мучительно выполнять все это, он не в силах будет смотреть при ярком сиянии на те вещи, тень от которых он виждет раньше… Тут нужна привычка, раз ему предстоит увидеть все то, что там, наверху. Начинать надо с самого легкого: сперва смотреть на тени, затем на отражение в воде людей и различных предметов, а потом – на самые вещи". В этой аллегории узники сначала имеют дело с чувственностью, но от нее возможен переход к познанию идей. Созерцая идеи, душа питается ими и придается радости. Воплотясь в телесную оболочку, душа сохраняет знание об идеях, хотя в человеке это знание затемняется земными чувственные впечатления. С другой стороны до воплощения в тело душа "сверху смотрела на то, что мы называем теперь существующим". Поэтому она имеет значение и о вещах. Источник истинного знания - воспоминания бессмертной человеческой души о том, что душа некогда знала. Для истинного познания нужно отрешиться от чувственных ощущений и, погрузившись в глубины своей души, постараться, чтобы она вспомнила то, что знала раньше. Но, чтобы извлечь из души находящиеся в ней и позабытые знания, необходимо побудить душу к размышлению. Это может сделать такое впечатление или такая мысль, которые заключают в себе противоречие. Диалектика – метод сопоставления противоречивых тезисов - помогает достичь истины. Платон замечает: "Без смешного нельзя познать серьезного, и вообще противоположное познается познается с помощью противоположного, если только человек хочет быть разумным". Истинное знание – это знание идей.

10. 10.а. Анаксагор (Anaxagóras) из Клазомен в Малой Азии (около 500 — 428 до н. э.), древнегреческий философ. Впервые профессионально преподавал философию в Афинах; обвинённый в безбожии, переехал в Лампсак, где основал свою философскую школу. Вместе с Эмпедоклом и атомистами выдвинул натурфилософское учение о неразрушимых элементах — «семенах вещей» (позже их назвали гомеомериями), которые он мыслил бесконечными по качеству и количеству. Каждый из элементов также состоит из бесконечного количества более мелких частиц, части которых эквивалентны целому. Исходя из принципа «всё во всём», А. объяснял всякое разрушение разъединением на неразрушимые элементы, а всякое возникновение соединением качеств, рассыпанных по всем элементам. Движущим принципом мирового порядка является ум (нус), организующий элементы. А. занимался математикой и астрономией, а также проблемами перспективы при разрисовке декораций в театре.

10. 10.а. Анаксагор (Anaxagóras) из Клазомен в Малой Азии (около 500 — 428 до н. э.), древнегреческий философ. Впервые профессионально преподавал философию в Афинах; обвинённый в безбожии, переехал в Лампсак, где основал свою философскую школу. Вместе с Эмпедоклом и атомистами выдвинул натурфилософское учение о неразрушимых элементах — «семенах вещей» (позже их назвали гомеомериями), которые он мыслил бесконечными по качеству и количеству. Каждый из элементов также состоит из бесконечного количества более мелких частиц, части которых эквивалентны целому. Исходя из принципа «всё во всём», А. объяснял всякое разрушение разъединением на неразрушимые элементы, а всякое возникновение соединением качеств, рассыпанных по всем элементам. Движущим принципом мирового порядка является ум (нус), организующий элементы. А. занимался математикой и астрономией, а также проблемами перспективы при разрисовке декораций в театре.

Б. НЕТ




Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 173 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...