Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Б. Учение Аристотеля о нравственности



В своих этических воззрениях Аристотель исходит из того, что "добродетель не дается нам от природы; от природы нам дается лишь возможность приобрести ее. Многое зависит от человека, "в нашей власти бытии нравственными или порочными людьми". Поступки человека ориентированы на счастье. Но что такое счастье? Для многих это удовольствие и наслаждение. Но жизнь, растраченная в наслаждениях, - рабская жизнь, достойная животного. Для других счастье – почести, успех. Но они представляют собой нечто внешнее, зависящее от других. Третьи полагают, что счастье состоит из умножении богатства. Но это абсурдная цель, поскольку богатство – лишь средство для достижения чего-то другого. Высшее благо и счастье, доступное человеку – в совершенствовании себя как человека. Счастье предполагает, что человек не просто живет, не просто чувствует; счастье – в разумной деятельности, сообразной с добродетелью. Нравственность тесно связана со свободным выбором. Аристотель подчеркивает, что "всякий в известном отношении виновник собственного характера". Чел. становится справедливым, совершая справедливые дела, умеренным, поступая умеренно, мужественным – действуя в опасных ситуация и привыкая не испытывать страха; трусами люди делаются, привыкнув бояться. Любого человека можно сделать храбрым, если с молодости учить его не бояться в опасной ситуации. Это лишь вопрос воспитания. "Этическая добродетель" состоит в господстве над чувственной душой. Импульсы страсти, чувства всегда тяготеют к излишествам. Разум дает нам возможность найти "точную меру", срединный путь между крайностями. Аристотель приводит ряд примеров – своеобразные комплексы, в которых среднее понятие представляет собой "меру" расположенную между крайностями: безрассудство – мужество – трусость; расточительность – щедрость – жадность; наглость – стыдливость – застенчивость и пр. Активность разума – цель, достойная человека. Человек дожжен не только знать, что хорошо, а что плохо, но и стремиться и уметь следовать благу. Среди всех добродетелей выделяется одна, в которой синтезированы все прочие – справедливость. Важный аспект справедливости – равенство, но не для всех, а для равных; неравенство же справедливо для неравных. Аристотель осуждает зависть. Зависть – это не стремление обладать чем-либо, а желание видеть ближнего лишенным этого. Это мелочное чувство. Рассудительность и мудрость – еще две добродетели. Рассудительность проявляется в определении того, что является благом и что злом. Рассудительность связана с практичностью. Т.е. трезво оценивать обстоятельства, верно рассчитывать средства для достижения целей, ведущих к благополучию. Практичность требует умеренности. Необходим опыт. Мудрость заключается в познании принципов бытия. Именно на пути этого познания человек способен достичь высшего счастья, коснуться божественного. В конечном счете именно философия руководит практической и нравственно-политической деятельностью. Нравственный человек является мерой для других людей. Он всегда находится в гармонии с самим собой и не знает укоров совести.

3.б. Учение Аристотеля о нравственности. В своих этических воззрениях Аристотель исходит из того, что "добродетель не дается нам от природы; от природы нам дается лишь возможность приобрести ее. Многое зависит от человека, "в нашей власти бытии нравственными или порочными людьми". Поступки человека ориентированы на счастье. Но что такое счастье? Для многих это удовольствие и наслаждение. Но жизнь, растраченная в наслаждениях, - рабская жизнь, достойная животного. Для других счастье – почести, успех. Но они представляют собой нечто внешнее, зависящее от других. Третьи полагают, что счастье состоит из умножении богатства. Но это абсурдная цель, поскольку богатство – лишь средство для достижения чего-то другого. Высшее благо и счастье, доступное человеку – в совершенствовании себя как человека. Счастье предполагает, что человек не просто живет, не просто чувствует; счастье – в разумной деятельности, сообразной с добродетелью. Нравственность тесно связана со свободным выбором. Аристотель подчеркивает, что "всякий в известном отношении виновник собственного характера". Чел. становится справедливым, совершая справедливые дела, умеренным, поступая умеренно, мужественным – действуя в опасных ситуация и привыкая не испытывать страха; трусами люди делаются, привыкнув бояться. Любого человека можно сделать храбрым, если с молодости учить его не бояться в опасной ситуации. Это лишь вопрос воспитания. "Этическая добродетель" состоит в господстве над чувственной душой. Импульсы страсти, чувства всегда тяготеют к излишествам. Разум дает нам возможность найти "точную меру", срединный путь между крайностями. Аристотель приводит ряд примеров – своеобразные комплексы, в которых среднее понятие представляет собой "меру" расположенную между крайностями: безрассудство – мужество – трусость; расточительность – щедрость – жадность; наглость – стыдливость – застенчивость и пр. Активность разума – цель, достойная человека. Человек дожжен не только знать, что хорошо, а что плохо, но и стремиться и уметь следовать благу. Среди всех добродетелей выделяется одна, в которой синтезированы все прочие – справедливость. Важный аспект справедливости – равенство, но не для всех, а для равных; неравенство же справедливо для неравных. Аристотель осуждает зависть. Зависть – это не стремление обладать чем-либо, а желание видеть ближнего лишенным этого. Это мелочное чувство. Рассудительность и мудрость – еще две добродетели. Рассудительность проявляется в определении того, что является благом и что злом. Рассудительность связана с практичностью. Т.е. трезво оценивать обстоятельства, верно рассчитывать средства для достижения целей, ведущих к благополучию. Практичность требует умеренности. Необходим опыт. Мудрость заключается в познании принципов бытия. Именно на пути этого познания человек способен достичь высшего счастья, коснуться божественного. В конечном счете именно философия руководит практической и нравственно-политической деятельностью. Нравственный человек является мерой для других людей. Он всегда находится в гармонии с самим собой и не знает укоров совести.



Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 2124 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...