Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Б. Учение Аристотеля о душе



Аристотель выделяет три момента жизни: вегетативный (рождение, питание, рост), чувственно –моторный (ощущение, вожделение и движение) и интеллектуальный (познание, выбор). Этим моментам жизни соответствуют три души - вегетативная, чувственная и интеллектуальная. У растения есть только первая, у животных – первая и вторая, у людей – все три. Бог обладает только разумной душой. Первые две души неотделимы от тела. В большинстве случаев, очевидно, душа не испытывает без тела и не действует без него, например, при гневе, отваге, желании, вообще при ощущениях. По-видимому, все состояния души связаны с телом: негодование, кротость, страх, сострадание, отвага, а также радость, любовь и отвращение. Вместе с этими состояниями души испытывает нечто и тело. Но ничто не мешает, чтобы некоторые части души были отделимы от тела. Аристотель говорит, что ум и способность к умозрению суть "иной род души и что только эти способности могут существовать отдельно, как вечное – отдельно от происходящего". Разумная душа не возникает и не подлежит гибели. Интеллект есть субстанциальная реальность и не подлежит порче… Старостью мы обязаны не душе, но субъекту, телу, в котором на находится, как это имеет место в случае опьянения или другой болезни. Мыслительная активность ослабевает, когда какая-либо внутренняя часть тела ослабевает или разрушается, но сама по себе она бесстрастна.

5.б. Учение Аристотеля о душе. Аристотель выделяет три момента жизни: вегетативный (рождение, питание, рост), чувственно –моторный (ощущение, вожделение и движение) и интеллектуальный (познание, выбор). Этим моментам жизни соответствуют три души - вегетативная, чувственная и интеллектуальная. У растения есть только первая, у животных – первая и вторая, у людей – все три. Бог обладает только разумной душой. Первые две души неотделимы от тела. В большинстве случаев, очевидно, душа не испытывает без тела и не действует без него, например, при гневе, отваге, желании, вообще при ощущениях. По-видимому, все состояния души связаны с телом: негодование, кротость, страх, сострадание, отвага, а также радость, любовь и отвращение. Вместе с этими состояниями души испытывает нечто и тело. Но ничто не мешает, чтобы некоторые части души были отделимы от тела. Аристотель говорит, что ум и способность к умозрению суть "иной род души и что только эти способности могут существовать отдельно, как вечное – отдельно от происходящего". Разумная душа не возникает и не подлежит гибели. Интеллект есть субстанциальная реальность и не подлежит порче… Старостью мы обязаны не душе, но субъекту, телу, в котором на находится, как это имеет место в случае опьянения или другой болезни. Мыслительная активность ослабевает, когда какая-либо внутренняя часть тела ослабевает или разрушается, но сама по себе она бесстрастна.

6. 6.а. Парменид (Parmenídes) из Элеи, в Южной Италии (родился около 540 до н. э.), древнегреческий философ, представитель элейской школы. Был идейно связан через Ксенофана с Анаксимандром и через пифагорейца Аминия с пифагореизмом. Помимо философии, занимался законодательством. Существо философской позиции П. заключается в проведении принципиального различия между мышлением и чувственностью, а соответственно и между мыслимым миром и миром чувственно познаваемым. Это было подлинным философским открытием П. Мышление и соответствующий ему мыслимый (умопостигаемый) мир есть для П. прежде всего «единое», которое он характеризовал как бытие, вечность и неподвижность, однородность, неделимость и законченность, противопоставляя его становлению и кажущейся текучести; для богов нет ни прошлого, ни будущего, а существует только настоящее. П. даёт одну из первых формулировок идеи тождества бытия и мышления: «мыслить и быть есть одно и то же», «одно и то же мысль и то, на что мысль устремляется». Такое бытие, по П., никогда не может быть небытием, поскольку последнее — это нечто слепое и непознаваемое; бытие не может ни происходить из небытия, ни каким-либо образом содержать его в себе. Вопреки сложившемуся ещё в древности мнению, П. вовсе не отрицал чувственного мира, а только доказывал, что для его философского и научного осознания мало одной чувственности. Считая критерием истины разум, он отвергал ощущения из-за их неточности. Чувственный мир П. трактовал в духе ранней греческой натурфилософии как смешение огня и земли, светлого и тёмного, тёплого и холодного, тонкого и плотного, лёгкого и тяжёлого.

6. 6.а. Парменид(Parmenídes) из Элеи, в Южной Италии (родился около 540 до н. э.), древнегреческий философ, представитель элейской школы. Был идейно связан через Ксенофана с Анаксимандром и через пифагорейца Аминия с пифагореизмом. Помимо философии, занимался законодательством. Существо философской позиции П. заключается в проведении принципиального различия между мышлением и чувственностью, а соответственно и между мыслимым миром и миром чувственно познаваемым. Это было подлинным философским открытием П. Мышление и соответствующий ему мыслимый (умопостигаемый) мир есть для П. прежде всего «единое», которое он характеризовал как бытие, вечность и неподвижность, однородность, неделимость и законченность, противопоставляя его становлению и кажущейся текучести; для богов нет ни прошлого, ни будущего, а существует только настоящее. П. даёт одну из первых формулировок идеи тождества бытия и мышления: «мыслить и быть есть одно и то же», «одно и то же мысль и то, на что мысль устремляется». Такое бытие, по П., никогда не может быть небытием, поскольку последнее — это нечто слепое и непознаваемое; бытие не может ни происходить из небытия, ни каким-либо образом содержать его в себе. Вопреки сложившемуся ещё в древности мнению, П. вовсе не отрицал чувственного мира, а только доказывал, что для его философского и научного осознания мало одной чувственности. Считая критерием истины разум, он отвергал ощущения из-за их неточности. Чувственный мир П. трактовал в духе ранней греческой натурфилософии как смешение огня и земли, светлого и тёмного, тёплого и холодного, тонкого и плотного, лёгкого и тяжёлого.



Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 225 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...