Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Самое простое в данном случае: сказать, что "это не поэзия", однако культура XX века (т.е. не только литература) во многом исходит из того, что задача искусства - не показывать и отображать, а создавать, в том числе и настроение. Согласитесь, звукосочетания В. Каменского, при всех их непонятности, заумности, создают у читающего определенное настроение, как минимум, не оставляют его равнодушным.
Обязательными "участниками" таких вечеров были полицейские. К примеру, одна из киевских газет так начинала отчет об одном из поэтических вечеров:
"Вчера состоялось первое выступление знаменитых футуристов: Бурлюка, Каменского, Маяковского, Присутствовали: генерал-губернатор, обер-полицмейстер, восемь приставов, шестнадцать помощников приставов, двадцать пять околоточных надзирателей, шестьдесят городовых внутри театра и пятьдесят конных возле театра".
Футуристы искали себя и свою собственную форму самовыражения не только в литературе, но и театре, в живописном искусстве, скульптуре... Стремление к разрушению старой эстетики, к разрушению традиционного языка в искусстве приводили их нередко к скандальным курьезам.
Художница Валентина Ходасевич (племянница известного поэта) вспоминала, как в 1915 году "в борьбе за новое в изобразительном искусстве и индивидуальность" некоторых художников все больше "клонило к окончательному отказу от изобразительной живописи". В Петрограде готовилась к открытию выставка "Трамвай В", в которой самое активное участие собирались принять футуристы. В. Ходасевич вспоминала: "Направляясь в зал, где висели мои работы, встретила Маяковского, который сообщил, что он также участник выставки, и сразу же попросил меня пройти в третий зал, где он занял место, и помочь проверить, действует ли основной элемент его произведения. На одной из стен зала, высоко в углу, была прибита полка из стекла на двух металлических кронштейнах, а над ней, под самым потолком, в стене - круглое отверстие вентиляции. Маяковский, с умилением глядя на него, сказал:
- Вы тут постойте, а я пойду проверю включение.
- Вентилятор действовал, и я, не ожидая такой мощи звука, похожего на сирену и на рычание, и от сильной струи холодного воздуха отскочила к противоположной стене. Вернулся довольный Маяковский:
- Ну как? Ведь здорово будет привлекать публику?
- Конечно! А что же будет выставлено? - спросила я.
- Верю, что вы до завтра никому не смажете... вот смотрите. - Из кармана он вынул водочную бутылку, а из свертка бумаги - два старых башмака, связанных шнурком. - Завтра, перед самым открытием, укреплю башмаки к кронштейну: они будут свободно висеть в воздухе, а бутылка - стоять на полке. Под всем этим крупно и красиво будет написано: "Владимир Маяковский"...
... Публики уже набралось много - все залы полны... вдруг раздался рев и треск вентиляторов, все ринулись в соседний зал, где около своего произведения стоял с презрительной, но торжествующей усмешкой Маяковский. Раздались возгласы возмущения. Кричали: "Выключайте!"... Вентилятор был выключен, и тут появился Василий Каменский, являвший собой синтетический экспонат: он распевал частушки, говорил прибаутки, аккомпанировал себе ударами поварешки о сковородку, на веревках через плечо висели - спереди и сзади - две мышеловки с живыми мышами. Сам Вася, златокудрый, беленький, с нежным розовым лицом и голубыми глазами мог бы привлекать симпатии, если бы не мыши. От него с ужасом шарахались, а он победно шел по залам. Это и была его "передвижная выставка"..."
К 1915 году в футуризме отчетливо проявились две основные тенденции. С одной стороны, творчество Д. Бурлюка, А. Крученых и других, направленное к узко понятому новаторству, - голому экспериментаторству и заумным изыскам. С другой, творческие искания В. Хлебникова, В. Маяковского, В. Каменского, Е. Гуро, шедшие по пути выработки языка, действительно, нового искусства, по пути поиска форм, способных отразить и выразить облик новой эпохи.
Отмеченную тенденцию А. Блок увидел еще в 1913 году. В дневнике от 23 марта встречается запись: "Эти дни диспуты футуристов со скандалами. Я так и не собрался. Бурлюки, которых я еще не видал, отпугивают меня. Боюсь, что здесь больше хамства, чем чего-либо другого (в Д. Бурлюке).
Футуристы в целом, вероятно, явление более крупное, чем акмеизм...
Футуристы прежде всего дали уже Игоря-Северянина. Подозревайю, что значителен Хлебников. Е. Гуро достойна внимания..."
М. Горький отметил в 1915 году главное достоинство футуристов в то,. что "они молоды, у них нет застоя, они хотят нового, свежего слова, и это достоинство несомненное.
Достоинство еще и в другом: искусство должно быть вынесено на улицу, в народ, в толпу, и это они делают, правда, очень уродливо, но это простить можно. Они молоды... молоды... Они не выкидыши, они вовремя рожденные ребята".
Организационно футуристы начали распадаться уже к 1916 году и в первую очередь в связи с тем, что их нигилистическая программа не могла быть действенной, созидательной. После революции многие поэты, входившие в футуристические группы, объединились в ЛЕФ (Левый фронт искусства), организатором и главой которого стал В. Маяковский. В ЛЕФе ранние идеи футуристов были продолжены, но подверглись преобразованиям, направленным на то, чтобы сообщить литературе практический смысл. Лефовцы отстаивали идею документализма литературы, понимания ее как "жизнестроения", т.е. литературы, создающей и пересоздающей жизнь. Они выступили за идею "социального заказа", т.е. подчиненности творческого процесса сегодняшнему дню, его проблемам и нуждам. Важной частью теоретических исканий и практических воплощений лефовцев стала идея о преобладании, необходимости преобладания в современной литературе агитационных и прикладных практических (например, реклама) жанров.
В конце 20-х годов ЛЕФ будет преобразован Маяковским в РЕФ (Революционный фронт искусства), но это объединение просуществует совсем недолго.
Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 166 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!