Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Футуризм



Одним из самых радикальных течений в модернистской культуре начала XX века был футуризм. Родиной футуризма считается Италия.

Сам термин "футуризм" впервые использован итальянским поэтом Ф. Маринетти в 1909 году. Слово является производным от латинского (futurum) - будущее. Главной идеей нового искусства стало стремление создать художественную культуру, обращенную в будущее. Такое стремление во многом было связано с тем, что футуристами владело некое общее стихийное ощущение "неизбежности круше­ния старья" (В. Маяковский), поэтому обращенность в будущее неиз­менно сочетается у них с отрицанием культуры прошлого. Футуристы прежде всего хотели быть поэтами современности" (В.Я. Брюсов).

"Только мы - лицо нашего времени. Рог времени трубит нами в словесном искусстве", - гордо провозглашали футуристы в одном из своих манифестов с вызывающе звонким названием "Пощечина общественному вкусу" (1912).

Футуристическое движение какое-то время не имело единого центра и программы. Это довольно массовое культурное явление образовывали разные, подчас соперничающие между собой группы. Постепенно определились два основных течения в русском футуриз­ме - эго-футуризм и кубо-футуризм 1.

Главой эго-футуризма считался Игорь-Северянин, опубликовавший в 1911 году брошюру, впервые употребив в ней, в подзаголовке к одному из стихотворений слово "эго-футуризм". В качестве ведущих теоретических основ эго-футуризма провозглашались "Интуиция и Эгоизм". Помимо Северянина, эго-футуристами себя считали К. Олимпов (псевдоним К.К. Фофанова, сына известно­го поэта), Г.В. Иванов, Грааль-Арельский (псевдоним С.С. Петрова). Группа существовала недолго и практически распалась после ухода из нее самого талантливого - Игоря-Северянина. Не будучи организационно с эго-футуристами, по своему поэтическому миропониманию близок к ним Александр Вертинский.

Наиболее последовательное представление о "лице футуризма" связано с программами и практическим их воплощением кубо-футуристов, которые именовали себя еще "будетлянами"2 и гилейцами3. Кубо-футуристы исходили из того, что искусство - не отражение, а продолжение природы. И значит, создавая искусство, человек создает новую природу, новый мир. С этим связано то, что, поста­вив в качестве первоочередной задачи творчества изображение современного исторического бытия, кубо-футуристы заняты прежде всего этим изображением, но изображением во имя отрицания. Футуристы отвергают не только современность, но и прошлое, связанное с классическими традициями в культуре.

В 1910-1914 годах кубо-футуристы издали несколько сборников, необычных по внешнему оформлению, по вызывающе-антиэстетическим заглавиям, задиристому, дерзкому эпатажному тону. Эту дерзость и эпатажность В. Брюсов заметил у футуристов еще в период их формирования. В рецензии на сборник "Садок судей" (1910) поэт писал: "Почти за пределами литературы стоит "Садок судей". Сборник переполнен мальчишескими выходками дурного вкуса, и его авторы прежде всего стремятся поразить читателя и раздраз­нить критиков..." Среди авторов отмеченного Брюсовым сборника были почти все, кто в 1912 году подпишет "Пощечину обществен­ному вкусу" - один из наиболее выразительных манифестов кубо-футуризма, девизом которого стали слова "В защиту современного искусства". Декларацию подписали Л. Бурлюк, А. Крученых, В. Мая­ковский, В. Хлебников.

Если Игорь-Северянин в манифесте эго-футуристов объявлял, что Пушкин устарел, а ему на смену пришел сам Северянин, то кубо- футуристы были еще "смелее":





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 306 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...