Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Каналы коммуникации



Создание плюралистического пространства и многоаспектного временного континуума в библиотеке достигается наличием и

распределением потоков информации внутри сообщества. Они формируются тремя основными каналами: каналом невербальной коммуникации, письменным документным каналом (использование фонда) и каналом устной коммуникации культурной «тусовки» — многочисленными совместными «действами» и диалогическими мероприятиями библиотеки.

Со средствами невербальной коммуникации1 мы сталкиваемся, главным образом, воспринимая физическое пространство библиотеки: «путешествуя» по нему, мы формируем свое представление интуитивно, опираясь на разбросанные повсюду знаки, которые наше сознание воспринимает помимо слов. Библиотека «говорит» с нами через символы, эмблемы своих локусов: мы «читаем» язык их дизайна, пространственных форм, запахов, звуков и цветовой гаммы.

Подобным же образом мы «считываем» информацию о людях, населяющих это пространство: их одежда, манера поведения, тембр голоса говорят нам многое об их социальном статусе, темпераменте, культурном уровне.

Одним из каналов документной коммуникации, как и в библиотеке старого типа, является фонд на традиционных носителях, т.е. книги, периодические издания и т.п. — вся печатная продукция, фиксирующая знания, понятия, объекты в письменной форме. Но в отличие от «просвещенческой» библиотеки здесь фонд теряет свою центральную роль единственно достойного «носителя культурных смыслов» и тем самым десакрализуется. Становясь лишь одним — наряду со многими другими — источником информации, священная Книга превращается в куда более скромный «документ», который может быть легко скопирован (т.е. массово тиражирован), перенесен на другой носитель (например, на микрофильм, на электронный носитель), иными словами, существенным образом демифологизирован и профанирован.

Документный канал представлен не только традиционными книгами и периодикой, значительную роль в нем играют электронные документы, а также всевозможные смешанные, гибридные формы, создаваемые за счет использования различных технических средств: радио, телевидения, мультимедиа.

Однако самый мощный поток информации, доступный в «коммуникационной» библиотеке, — это коммуникация устная, представленная в межличностном общении. К особой роли этой коммуникации мы подробно обратимся в следующей главе, посвященной коммуникационным практикам в библиотеке, здесь же скажем только, что к ней относится вся деятельность, связанная с организацией мероприятий, в которой осуществляется активное диалогическое взаимодействие всех членов данного социума «лицом к лицу», «из уст в уста»...

2.4.5. «Персонажи» и «роли»

«Коммуникационная» библиотека-социум членится на два сообщества: читатели (пользователи) и библиотекари.

Библиотекари — это внешне регламентированный штат сотрудников библиотеки, постоянно находящийся в ней и связанный определенного рода обязанностями по формированию, хранению фонда или обслуживанию пользователей и различных культурных мероприятий, организуемых для внешних, приходящих членов сообщества. Библиотекари — постоянные члены сообщества.

Читатели (называемые также аудиторией, пользователями) — это все те, для кого предназначена библиотека; обычно читатели не имеют никаких дополнительных обязанностей, кроме выполнения определенных правил внутреннего распорядка. Это свободные члены сообщества.

Общее место встречи, которое связывает два сообщества, — сама библиотека, а точнее — имеющиеся в ней документы и происходящие в ней мероприятия. В социологическом смысле «площадка» библиотеки играет роль аперсонального ядра консолидации социума, своего рода «места тусовки», где происходит общение индивидов друг с другом, с документами, с представителями других сообществ (с художниками — на выставке или презентации, с музыкантами — на музыкальной гостиной, с учеными-гуманитариями — на конференции и т.п.).

Основная функция ядерной структуры — вовлечение членов в сообщество и постепенная их интеграция в социум. Библиотека заинтересована в создании постоянного контингента читателей, привлечении к ее работе определенных партнерских организаций, спонсоров, «друзей библиотеки». Это делается не столько для обеспечения «выживаемости» учреждения, сколько для обеспечения фундаментальной функции библиотеки по социализации членов сообщества, «связывании» их посредством действия в едином пространстве.

В соответствии с этой задачей распределяются и социальные «роли» в рамках локальных сообществ. Это, во-первых, роли тех,

кто формирует и транслирует основные ценностные смыслы библиотеки, и, во-вторых, роли тех, кто эти смыслы и ценности «потребляет».

В «коммуникационной» библиотеке «роли» не закреплены жестко, персонажи могут меняться местами и взаимно влияют друг на друга, их отношения не подчинены ценностной иерархии. Если в «просвещенческой» библиотеке мы наблюдаем «священнослужителей» и «паству», то в «коммуникационной» библиотеке перед нами скорее «команда игроков» (актеров) и «команда зрителей», а форма их общения в «тусовке» — перформанс (исполнение1).

Подобный вид взаимодействия возникает тогда, когда его участники принадлежат к совершенно различным «коллективам», «стратам», «группам», руководствуются разными целями и ценностями. «Сплотить» — хотя бы на время — такой разнородный коллектив возможно только путем создания условных, аперсональ-ных ролей, которые отдельные индивиды принимают на себя «на время действа». В мире плюралистических ценностей это — действенный способ равноправного общения, которое не навязывает его участникам мнения, но лишь организует «ситуацию» диалога.

В ход идет язык театрального представления. Аналогом театральной труппы выступает, главным образом, персонал библиотеки. Это команда, занимающаяся «постановкой спектакля» — организацией выставки, дискуссии, конференции, семинара, концерта, культурного вечера и т.п. Это также и библиотекарь в читальном зале, «играющий роль» смотрителя (а не представляющий себя реальным смотрителем, как это было в «просвещенческой» библиотеке); это «лекторы», «выступающие», «ведущие», играющие роль «профессионалов» (которыми могут быть как специалисты библиотеки, так и читатели). Сознательное принятие «ролей», «личин» позволяет и игрокам, и зрителям свободно общаться, что облегчает взаимодействие, помогает сконцентрировать внимание разнонаправленных интересов на какой-то проблемной ситуации или общей теме. Главная цель перформанса — обеспечив равенство и добровольность участия, поставить такие «спектакли», которые привлекли бы внимание максимального числа участников, заинтересовали их, вовлекли в «действо» на правах не только «зрителей» (пассивных), но и «актеров» (активных), побудили бы их к обсуждению, действию, соучастию.





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 249 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...