Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Украина, г. Симферополь. Все предметы могут развивать творческий потенциал учащихся, а уроки литературы более других, потому что словесное творчество−это могучий стимул



Все предметы могут развивать творческий потенциал учащихся, а уроки литературы более других, потому что словесное творчество−это могучий стимул самовыражения внутреннего мира человека.

Один из путей создания творческой личности − это развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы.

Творческие способности – это способности, определяющие успешность создания предметов материальной и культурной духовности, производства новых идей, открытий, изобретений, словом, индивидуальное творчество в различных областях деятельности.

Можно выделить компоненты структуры творческих способностей:

1. Способность самостоятельно переносить знания, умения в новую ситуацию;

2. Способность видеть новые проблемы в знакомой ситуации;

3. Способность самостоятельно комбинировать известные способы деятельности в новый;

4. Способность находить разные способы решения проблемы и альтернативные доказательства;

5. Способность строить принципиально новый способ решения проблемы, являющийся комбинацией известных.

Эти творческие способности проявляются не одновременно при решении той или иной проблемы, а в различном сочетании и с разной силой.

Но как же можно развивать творческие способности? Какие нужно создать для этого условия?

Ученическое творчество начинается там, где знания становятся способом познания мира, а именно: развитие творческих способностей невозможно на пустом месте, сначала−интерес к предмету, знание этого предмета, а затем−творчество. На уроках литературы таковыми являются знание этапов развития мировой и русской литературы, «ориентирование» в литературных направлениях, знание содержания и идейно-художественных особенностей изучаемых произведений, знания в области теории литературы. Вот тот багаж, который является основой для развития творчества.

Интерес к литературному произведению начинается со знакомства с личностью автора. Не раз получала советы, что о писателе или поэте могут рассказать дети, подготовив сообщения. Не спорю, могут, но после учителя, который создаст в начале урока особую ауру, познакомив учащихся с личностью автора. Продумывая начало новой темы, использую приём интриги. Например, чтобы заинтересовать учащихся 9 класса, побудить их к чтению комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», урок знакомства с личностью автора начинаю с чтения отрывка из книги Ю. Тынянова «Смерть Вазир-Мухтара» (гл. 12.Сцена расправы фанатиков над Грибоедовым) «Вазир-Мухтар продолжал существовать. Кебабчи из Ширмунского квартала выбил ему передние зубы, кто-то ударил молотком в очки и одно стекло вдавилось в глаз. Кебабчи воткнул голову на шест, она была много легче его корзины с пирожками, и он тряс древком.

Кяфир был виноват в войнах, голоде, притеснениях старшин, неурожае. Он плыл теперь по улицам и смеялся с шеста выбитыми зубами. Мальчишки целились в него камешками и попадали. Вазир-Мухтар существовал…» и т.д. Затем следует слово учителя: «За что такая страшная расправа над молодым русским дипломатом? Почему даже персидский шах уважал А. С. Грибоедова и боялся его? Как отражены его взгляды в комедии «Горе от ума»? Об этом мы и узнаем на уроке».

Изучение творчества М. Цветаевой и А. Ахматовой в 11 классе начинаю с чтения стихов поэтесс, «самых-самых», традиционно слышу вопрос: «А можно именно эти стихи выучить наизусть?»

Знакомство с С. А. Есениным удачно начать с чтения отрывков из очерка Горького «Сергей Есенин», где читатель невольно сравнивает портреты русского поэта в разные периоды его жизни. Сначала это деревенский юноша в косоворотке, «мальчик с золотыми волосами и голубыми глазами», светлыми и чистыми стихами, а спустя несколько лет−уставший от жизни человек в неподходящей компании, с бледным одутловатым лицом, потухшим взглядом. И снова «мостик» к теме: «Что произошло за это короткое время в жизни поэта? Почему такие разительные перемены? Об этом наш разговор на уроке сегодня».

Таким образом, приём интриги позволяет уже с первых минут завладеть вниманием учеников, пробудить их интерес к личности писателя и его произведениям. Учащиеся вступают в дискуссию, выражают и отстаивают свою точку зрения, что способствует развитию их устной и письменной речи, творческих способностей.

Следующий приём, направленный на активизацию деятельности учащихся на уроке, −это печатные опоры к урокам литературы, которые позволяют ученикам не терять нить разговора, включаться в работу, видеть результат урока. Мною разработаны разные виды опорных конспектов. Это и обобщённые таблицы по литературным направлениям, начиная с классицизма, план лекции учителя к обзорным темам, система вопросов к теме урока, систематизация литературных героев произведения, определяющая пути идейно-художественного содержания того или иного произведения. Есть опорные конспекты, включающие в себя творческие задания, сравнительную характеристику персонажей, сопоставительный анализ произведений, творческую работу над литературно-критической статьёй(см. пример опорного конспекта в конце статьи).

Таким образом, опоры на уроках литературы способствуют не только воспитанию интереса к предмету, активизации учащихся на уроке, но и развитию их творческих способностей.

Этому также способствуют практические задания эвристического характера на уроках литературы. Включаемые в процесс обучения, такие задания, выполняются без непосредственного участия учителя или с небольшой помощью по его заданию в специально отведенное для этого время. При этом учащиеся стремятся достигнуть поставленную в задании цель, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме творческую активность в создании нового материала. Такие задания мы видим в учебниках литературы (7-9 класс) под редакцией Евгении Волощук.

Вот виды заданий эвристического характера при анализе рассказов.

1. Самостоятельный поиск ответов на вопросы на основе прочитанного текста. Здесь последовательно вводятся вопросы следующих типов:

- вопросы, требующие описания действий;

- вопросы, требующие описания внешних данных предмета;

- вопросы, требующие классифицировать предметы;

- вопросы, требующие группировки предметов или выяснения связей между ними по пространству, по времени;

- вопросы, требующие сравнения двух предметов;

- вопросы, требующие оценки предмета или явления;

- вопросы, требующие характеристики действующего лица;

- вопросы, требующие установления отношений между действующими лицами;

- вопросы, требующие обобщения ряда признаков, фактов;

- вопросы, требующие доказательства или опровержения мысли.

2. Составления плана рассказа. Последовательность приемов:

- составление картинного плана с заголовками;

- составления плана с заголовками в форме вопросов;

- составление плана с заголовками в виде выражений, взятых из рассказа;

- составление плана с заголовками в виде назывных предложений.

3. Подготовка к рассказу:

- рассказ о развернувшихся действиях, событиях;

- рассказ о событии и выражении идеи.

4. Творческий пересказ – трансформация текста с целью его переосмысления:

- с изменением последовательности событий;

- с дополнением содержания текста (включение описания места, действия, портрета героя, событий, выходящих за рамки текста);

- пересказ от лица героя произведения или от своего лица.

5.Графическое или словесное рисование, а именно, анализ иллюстраций или устная иллюстрация героев (Представьте, дверь класса открылась и к нам вошли два героя: Соня и Наташа Ростова или Ольга и Татьяна Ларины. Как вы их узнаете?)

6.Музыкальное иллюстрирование:

- чтение и анализ отрывка рассказа, который будет иллюстрироваться музыкальным произведением; - прослушивание музыкальных отрывков; - осуществление детьми выбора музыкального отрывка, аргументация.

Данные формы практических заданий на уроках литературы можно считать творческими, так как они предполагают интерпретацию литературного текста. Интерпретируя какой-либо рассказ, ученики осуществляют творческую деятельность. И те перечисленные формы практических заданий также являются творческими видами деятельности и, следовательно, служат средством развития творческих способностей.

Развивать творческие способности призваны уроки анализа произведений, они требуют не только знания текста, но и владения теоретическими понятиями литературы, умения различать особенности того или иного литературного направления, представления о национальных традициях литературы, исторической обстановке в ту или иную эпоху, культурологии. Целями уроков, способствующих развитию творческих способностей, являются не только обучающие, развивающие и воспитательные, но и гедонистические. Для их достижения работу планирую с использованием интерактивных методов, учащиеся предварительно получают задания исследовательского характера, использую приём интриги, которая позволит создать проблемную ситуацию на уроке. В течение урока учащиеся собирают материал для творческого задания, которое может быть продолжено дома. Подспорьем в этой работе является раздаточный материал− папки анализа лирического произведения, папки работы над сочинением.

Уроки обучения сочинению−это отдельная тема разговора. Они тоже способствуют развитию творческих способностей учащихся. Одной из разновидностей таких уроков является урок анализа эпизодахудожественного произведения. Уже несколько лет в России идёт дискуссия о возможности замены экзаменационного сочинения на письменный анализ эпизода художественного произведения. Я считаю необходимым проводить эту работу при изучении больших по объёму произведений, потому что, не секрет, что не все дети прочитали на момент урока произведение, а знание ключевого эпизода во всех деталях, знание его значения для раскрытия того или иного образа, может, во-первых, побудить учащегося к прочтению всего текста, во-вторых, поможет ему написать письменную работу. Мною разработаны памятки анализа эпизода, определён круг таких эпизодов в произведениях Толстого «Война и мир», Достоевского «Преступление и наказание», Тургенева «Отцы и дети», Булгакова «Мастер и Маргарита», Шолохова «Тихий Дон» и др. При проведении данных уроков на помощь приходят новейшие информационные технологии, у нас это компьютер, интернет и мультимедийная доска. Сначала работа с текстом−чтение эпизода произведения, затем просмотр эпизода художественного фильма, далее анализ и сопоставление увиденного−творческая работа как завершение.

Современные уроки литературы невозможно представить без использования инновационных образовательных технологий. Интересна технология развития критического мышления для чтения и письма. Из стратегий, предложенных методистами, мне импонирует «Литературный круг»−это смоделированная структура дискуссионных групп, где уч-ся выполняют различные роли(искатель цитат, репортёр, историк, литературовед, интерпретатор, иллюстратор и др.). В результате групповой учебной деятельности у уч-ся формируются мотивы обучения, умения сотрудничества, повышается результативность обучения, развиваются гуманистические отношения между детьми, формируются рефлексивные компоненты учебной деятельности: целенаправленность, планирование, контроль, оценка.

Развитию творческих способностей уч-ся способствуют уроки работы с литературно-критической статьёй. В советское время в учебниках литературы была изложена точка зрения одного из критиков, как правило, революционно-демократического направления, но в конце 90-х в учебники были включены статьи критиков и других направлений. Это позволяет учащимся познакомиться с диаметрально противоположными взглядами критиков разных направлений на одного и того же героя, сопоставить со своим видением проблемы и сделать выбор, но обязательно обосновать его, привести свои аргументы, опровергнув доводы «противника».

Традиционно при изучении драмы «Гроза» А. Н. Островского учащиеся знакомились со статьей Н. Добролюбова «Луч света в тёмном царстве». В настоящее время я предлагаю для обсуждения ребятам ещё две: статью Аполлона Григорьева «После «Грозы» Островского» и Д. Писарева «Мотивы русской драмы». При изучении романа Тургенева «Отцы и дети» традиционно обсуждалась статья Д. Писарева «Базаров», сейчас это ещё и статья Антоновича «Асмодей нашего времени». При изучении повести Тургенева «Ася» в 9 классе программа не предусматривает работы с литературно-критической статьёй, но я всегда беру для обсуждения статью Н. Г. Чернышевского «Русский человек на rendez - vous».

На уроках работы с литературно-критической статьёй возникает дискуссия, потому что у школьников свои приоритеты, каждый сначала в словесном споре доказывает правоту своего выбора, затем выполняет творческую работу. На таких уроках формируются мотивы обучения, умения сотрудничества, повышается результативность обучения, развиваютсягуманистические отношения между детьми, формируются рефлексивные компоненты учебной деятельности.

Проведение нестандартных уроков также играет роль в развитии творческих способностей учащихся, правильнее их было бы назвать интерактивными уроками. Различают такие типы данных уроков: уроки содержательной направленности, уроки коммуникативной направленности, урокисоревновательного характера, уроки-исследования, уроки-путешествия, игровые уроки.

Не может быть интерактивным и нестандартным каждый урок литературы, я их провожу нечасто, и не только потому, что к ним требуется большаяподготовка, но и потому, что такие уроки должны ассоциироваться с ощущением праздника, какой-то вехи в изучаемом материале, интерактивные же элементы можно вводить чаще. Однако нужно помнить, что урок не должен превратиться просто в игру или в концерт. Мотивация, целеполагание и результативность−вот о чём должен помнить учитель и решать на уроке в первую очередь учебные задачи, чтобы форма урока не превалировала над содержанием. Например, урок внеклассного чтения в 5 классе попроизведению Медведева «Баранкин, будь человеком», предполагает использование и инсценировку эпизодов книги, решение кроссвордов, ребусов, но в них заключается ответ на основополагающие вопросы книги. Ребятам даётся творческое домашнее задание: используя материалы дискуссии в классе, написать сочинение-миниатюру «Что значит быть человеком для вас,учеников 5 класса?». Урок-память или урок при свечах по поэме Вознесенского «Ров» проводится с использованием исторических материалов периода оккупации Симферополя в годы Великой Отечественной войны. С интересом учащиеся вступают в дискуссию на уроке –диспуте по пьесе Горького «На дне». Урок-викторина или урок-концерт по басням Крылова решают и общеучебные задачи. Урок «Три жемчужины поэзии Пастернака» требует от учащихся знания теории литературы. Урок-суд (итоговый) по роману Достоевского «Преступление и наказание» проводится в форме судебного заседания, а обвинители и защитники Раскольникова и его «двойников» самостоятельно в течение всей темы пишут речь защитника или обвинителя, а затем, используя приёмы ораторского искусства, отстаивают свою точку зрения, пытаясь убедить «присяжных».

Огромное значение в развитии творческих способностей учащихся имеют уроки литературы, проведённые по технологии «Педагогическая мастерская» или же с использованием элементов этой технологии, которая «пришла» в Крым из России, а российские методисты позаимствовали её из Франции в 90-е годы. В С-Петербурге в годы перестройки была создана группа педагогов и методистов, которая называла себя артель «Новое образование». Её целью было изучение новых образовательных технологий и апробация их. Так утвердилась технология «Педагогическая мастерская» или «Творческая мастерская», которая позволяет учащимся в коллективном поиске приходить к построению(“открытию”) знаний. В работе педагогической мастерской большая роль отводится мастеру (преподавателю), который:

1) Создает атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.

2) Включает эмоциональную сферу учащегося, обращается к его чувствам, будит личную заинтересованность в изучении темы (проблемы).

3) Работает вместе со всеми, он равен учащемуся в поиске знания.

Не торопится отвечать на вопросы.

4) Необходимую информацию он подает малыми дозами, обнаружив потребность в ней учащихся.

5) Исключает официальное оценивание работы учащегося (не хвалит, не ругает, не выставляет отметок в журнал), но через афиширование работ дает возможность появления самооценки учащегося и ее самокоррекции.

Особое внимание следует уделять организации деятельности учащихся. Суть ее заключается в следующем:

1) Творческая, поисковая, исследовательская деятельность.

2) Групповая форма учебного взаимодействия.

3) Самостоятельность и свобода выбора на всех этапах работы.

4) Право на собственное мнение, право на ошибку, право высказаться и быть услышанным.

5) Допустимость ситуации незавершенности поиска ответов и решений.

Существуют определенные принципы и правила ведения педагогической мастерской:

1) Ценностно - смысловое равенство всех участников, включая мастера – руководителя мастерской.

2) Право каждого на ошибку. Самостоятельное преодоление ошибки – путь к истине.

3) Безоценочная деятельность, отсутствие критических замечаний в адрес любого участника мастерской создает условия эмоционального комфорта и творческой раскованности. Оценка заменяется сооценкой и самокоррекцией.

4) Предоставление свободы в рамках принятых правил реализуется, во-первых, в праве выбора на разных этапах мастерской (обеспечивается руководителем); во-вторых, в праве не участвовать на этапе “предъявления продукта”; в-третьих, в праве действовать по своему усмотрению, без дополни-тельных разъяснений руководителя.

5) Значительный элемент неопределенности, неясности, даже загадочности в заданиях. Неопределенность рождает, с одной стороны, интерес, с другой – психологический дискомфорт, желание выйти из него и, таким образом, стимулирует творческий процесс.

6) Диалоговость как главный принцип взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

7) Организация и перестройка реального пространства, в котором происходит мастерская, в зависимости от задач каждого этапа.

8) Решительное ограничение участия, практической деятельности мастера (руководителя) как авторитета на всех этапах мастерской. Мастер не ставит вопросы и не отвечает на них. Задача его состоит в некоторой фиксации достигнутого участниками.

В работе мастерской можно выделить несколько этапов.

1) “Индуктор” (“наведение”) – первое задание в мастерской, мотивирующее дальнейшую деятельность участников. Есть два необходимых условия такого задания. Во – первых, оно должно актуализировать личный опыт каждого, связанный, так или иначе, со смыслом дальнейшей деятельности. Во – вторых, задание должно предоставить известный выбор участнику, что создает интерес, внимание, некоторое бессознательное недоумение, что психологически готовит или становится условием дальнейшего движения творческой мысли. Индуктор – слово, образ, фраза, предмет, звук, мелодия, текст, рисунок – все, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов.

2) “Самоконструкция” – индивидуальное создание гипотезы, решения, текста.

3) “Социоконструкция” – построение этих элементов группой.

4) “Социализация” – предъявление созданного продукта всем участникам, все, что сделано индивидуально, в паре, в группе, должно быть обсуждено, все мнения услышаны, все гипотезы рассмотрены.

5) “Афиширование” – вывешивание работ учащихся и мастера в аудитории и ознакомление с ними. Все читают, обсуждают или зачитывают вслух.

6) “Разрыв” – психологическое состояние участника мастерской, при котором ему внезапно открывается новое видение предмета, закона, явления, образа, отношения. Это внутреннее осознание участниками мастерской несоответствия своего старого знания новому, желание углубиться в проблему, сверить новые знания с литературным или научным источником.

7) “Рефлексия” − осознание собственных мыслей, чувств и поступков или отражение того, о чем думает другой человек (группа людей), отражение ощущений, возникающих у участников в ходе мастерской.

Необходимо обращать внимание на эффективность организации мастерской. Можно смело сказать, что мастерская состоялась, если: индуктор вызвал интерес учащихся, обеспечил мотивацию дальнейшей учебной деятельности, построение новых знаний опиралось на имеющийся у учащихся личный жизненный опыт. Имел место взаимообогащающий диалог всех участников мастерской. Была обеспечена самостоятельность и свобода учащихся в выборе способов выполнения заданий, в мнениях и суждениях, в построении объяснений изучаемых фактов, явлений. Имело место сопоставление собственных ответов с культурными аналогами. Отсутствовали оценочные высказывания учителя, навязывание своего мнения, подчинение “авторитетам”. Педагогическая мастерская – форма обучения детей и взрослых, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия. Результатом работы мастерской становится не только реальное знание или умение, важен сам процесс постижения истины. При этом важнейшим качеством процесса оказывается сотрудничество и сотворчество – явления самоценные.

Вот возможные темы уроков по технологии «Педагогическая мастерская».

Тема детства в русской литературе. (Урок может быть построен на стихахН. Рубцова, И. Бунина или же на произведениях Короленко «В дурном обществе», Л. Толстого «Детство», М. Горького «Детство» и др. По выбору учителя) Герой русской литературы. (Урок можно построить на сравнении жизненных принципов литературных героев 19 и 20 веков). Тема родины в русской литературе. «Россия, ставшая воспоминаньем» (поэты-эмигранты 20 века о России) и др.

Ещё одним из видов работы над развитием творческих способностей учащихся является составление учащимися компьютерных презентаций к урокам литературы. Для того, чтобы составить презентацию, необходимо овладеть теорией вопроса, «разложить по полочкам» материал, подобрать соответствующий содержанию дизайн слайдов, анимацию, музыкальное сопровождение, защитить эту презентацию.

Таким образом, вся моя работа на уроках литературы направлена на побуждение учащихся к раскрытию их творческих способностей как средства самовыражения, создание комфортной образовательной среды, способствующей личностному развитию учащихся в значимой для них деятельности − это и есть один из путей развития творческой личности.

Литература:





Дата публикования: 2015-04-10; Прочитано: 313 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.013 с)...