Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Тема 1.11. Социальное воспитание



1. Развитие личности как педагогическая проблема. Соотношение развития, социализации, воспитания личности.

2. Семейное, религиозное, социальное воспитание, их принципиальные различия.

3. Сущность социального воспитания как создание условий для целенаправленного и планомерного развития человека в процессе взаимодействия индивидуальных, групповых и социальных субъектов.

4. Социальное воспитание как совокупность образования (обучения и просвещения) организации социального опыта человека и индивидуальной помощи ему.

5. Социальное воспитание и его задачи в стабильном и нестабильном обществах.

6. Основные понятия: социальное воспитание, образование, организация социального опыта, индивидуальная помощь человеку.

Развитие личности как педагогическая проблема

Одной из сложных проблем педагогической теории и практики является проблема личности и ее развития. Педагогика изучает и выявляет условия для развития личности в процессе обучения и воспитания.

В зарубежной педагогике и психологии по проблеме личности и ее развития выделяются три основных направления - биологическое, социологическое и биосоциальное.

Представители биологического направления, считая личность сугубо природным существом, все поведение человека объясняют действием присущих ему от рождения потребностей, влечений и инстинктов (З.Фрейд и др.). Человек вынужден подчиняться требованиям общества и при этом постоянно подавлять естественные потребности. Чтобы скрыть эту постоянную борьбу с самим собой, он "надевает маску" или неудовлетворение естественных потребностей замещает занятиями каким-либо видом деятельности.

Представители социологического направления считают, что хотя человек рождается как существо биологическое, однако в процессе своей жизни он постепенно социализируется благодаря влиянию на него тех социальных групп, с которыми он общается. Чем ниже по уровню развития личность, тем ярче и резче проявляются у нее биологические черты, прежде всего инстинкты обладания, разрушения, половые и т.п.

Представители биосоциального направления считают, что психические процессы (ощущение, восприятие, мышление и др.) имеют биологическую природу, а направленность, интересы, способности личности формируются как явления социальные. Такое деление личности никак не может объяснить ни ее поведение, ни ее развитие.

Отечественная педагогическая наука рассматривает личность как единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального. Личность, будучи продуктом общественной жизни, в то же время является живым организмом. Отношения социального и биологического в формировании и поведении личности сложны и оказывают неодинаковое воздействие на нее на разных этапах развития человека, в разных ситуациях и видах общения с другими людьми.

Личность, по определению Л. С. Выготского, - это целостная психическая система, которая выполняет определенные функции и возникает у человека, чтобы обслуживать эти функции. Основные функции личности - творческое освоение общественного опыта и включение человека в систему общественных отношений. Все стороны личности обнаруживаются только в деятельности и в отношениях с другими людьми. Личность существует, проявляется и формируется в деятельности и общении.

Существуют различия и в понимании сущности развития личности в отечественной и зарубежной педагогике. Метафизики рассматривают развитие как процесс количественного накопления, как простое повторение, увеличение или уменьшение изучаемого явления. Отечественная педагогика при рассмотрении этого вопроса исходит из положений диалектического материализма, который рассматривает развитие как неотъемлемое свойство природы, общества и мышления, как движение от низшего к высшему, как рождение нового и отмирание или преобразование старого.При таком подходе развитие личности представляет собой единый биосоциальный процесс, в котором происходят не только количественные изменения, но и качественные преобразования. Эта сложность обусловливается противоречивостью процесса развития. Более того, именно противоречия между новым и старым, которые возникают и преодолеваются в процессе обучения и воспитания, выступают движущими силами развития личности. К таким противоречиям относятся:

противоречие между новыми потребностями, порождаемыми деятельностью, и возможностями их удовлетворения;

противоречие между возросшими физическими и духовными возможностями ребенка и старыми, ранее сложившимися формами взаимоотношений и видами деятельности;

противоречие между растущими требованиями со стороны общества, группы взрослых и наличным уровнем развития личности (В.А.Крутецкий).

Названные противоречия характерны для всех возрастов, но они приобретают специфику в зависимости от возраста, в котором проявляются. Разрешение противоречий происходит через формирование более высоких уровней деятельности. В результате ребенок переходит на более высокую ступень своего развития. Потребность удовлетворяется - противоречие снимается. Но удовлетворенная потребность рождает новую потребность, более высокого порядка. Одно противоречие сменяется другим - развитие продолжается.

В процессе обучения и воспитания общие противоречия конкретизируются. Это противоречия между требованиями к воспитанникам и их подготовленностью к восприятию и реализации этих требований; между воспитательными воздействиями и "сопротивлением материала" (А. С. Макаренко). В педагогическом процессе проявляются также противоречия, связанные с условиями развития общества, и противоречия, возникающие как следствие недостатков воспитательной работы.

Воспитание

Воспитание становится относительно автономным в процессесоциализации на определенном этапе развития каждого конкретного общества> когда оно приобретает такую степень сложности, что возникает необходи­мость в специальной деятельности по подготовке подрастающих
поколений к жизни в социуме.

Воспитание как относительно социально контролируемая со­циализация отличается от стихийной и относительно направляемой социализации тем, что в его основе лежит социальное действие. Немецкий ученый Макс Вебер опреде­лял его как действие, направленное на разрешение проблем; как действие, специально ориентированное на ответное поведение партнеров; как действие, предполагающее субъективное осмысле­ние возможных вариантов поведения людей, с которыми человек вступает во взаимодействие.

Социализация в целом - процесс непрерывный, так как человек постоянно взаимодействует с социумом. Воспитание -процесс дискретный (прерывный), ибо, будучи планомерным, осуществляется в определенных организациях, т. е. ограничено местом и временем.

Воспитание - относительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека, более или менее последовательно способствующее адаптации человека в обществе и создающее условия для его обособ­ления в соответствии со спецификой целей групп и организаций, в которых оно осуществляется.

Воспитание - конкретно-историческое явление, тесно связан­ное с социально-экономическим, политическим и культурным состоянием общества, а также с его этноконфессиональными и социально-культурными особенностями.

Результаты и позитивная эффективность воспитания в условиях социального обновления общества определяются не столько тем, как оно обеспечивает усвоение и воспроизводства человеком куль­турных ценностей и социального опыта, сколько готовностью и подготовленностью членов общества к сознательной активности и самостоятельной творческой деятельности, позволяющей им ста­вить и решать задачи, не имеющие аналогов в опыте прошлых поко­лений. Важнейший результат воспитания - готовность и способность человека к самоизменению (самовоспитанию).

Семья - это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральнойответственностъю и взаимопомощью.

Эволюция семьи и семейного воспитания

На ранних этапах существования человечества - в рамках родоплеменных отношений - семьи не существовало. Отношения людей строились по принципу полигамии, т.е. свободного выбора и смены половых партнёров, а также совместного воспитания детей всеми членами рода. По мере совершенствования социальных отношений и накопления материального богатства оформилась моногамная семья как союз супругов, ведущих совместное хозяйство и воспитывающих собственных детей. Таким образом, семья явилась одним из наиболее ранних социальных институтов, призванных регулировать человеческие отношения в связи с зарождением первоначальных форм частной собственности.

Самой ранней формой семьи, сохранившейся до настоящего времени, была патриархальная семья, в которой объединялись родственники нескольких поколений при главенстве старшего мужчины - собственника средств к существованию. Отношения в патриархальной семье авторитарны и предусматривают ведущую роль старшего поколения. Экономическая взаимозависимость в патриархальной семье была настолько велика, что обособление отдельных её членов было практически невозможно.

В XX веке по мере роста благосостояния населения развитых промышленных стран получила распространение так называемая, нуклеарная семья, объединяющая лишь супругов и их несовершеннолетних детей. Одновременно в массовом масштабе появились неполные семьи, состоящие лишь из одного родителя с детьми. Нуклеарная семья, предоставляя своим членам большую, по сравнению с патриархальной, экономическую и психологическую независимость, породила в то же время ряд проблем, связанных с утратой преемственности поколений. Однако отсутствие возрастной иерархии нескольких поколений привело к демократизации внутрисемейных отношений и стиля воспитания.

В современных условиях существуют семьи разных типов - и патриархально-авторитарные, и нуклеарно-демократические, а также семьи смешанных форм, когда, например, совместное проживание не-скольких поколений уже не связано со строгой семейной иерархией. Экономические функции семьи отступили на второй план - современная семья поддерживается не столько необходимостью совместного выживания, сколько психологическими мотивами.

На протяжении тысячелетий семья была основной формой социализации, в том числе и воспитания, человека. Вопрос о её роли в формировании человека привлекал внимание многих учёных и порождал противоречивые суждения. Античные философы, в частности Платон, утверждали, что все зло мира, эгоистичность людей, их сословное неравенство произрастают, прежде всего, из наличия неравных условий воспитания в семье. Неумеренная любовь родителей к собственному чаду плодит индивидуализм, корыстолюбие и прочие пороки.

Философы нового времени также не обошли эту проблему, хотя оценивали её по-разному. Т.Кампанелла, Ш.Фурье и В.Годвин считали, что счастье людей недостижимо при сохранении моногамной (единобрачной) семьи и семейного воспитания. Такую форму воспитания ребёнка они отрицали как абсолютное зло. В то же время Т.Мор и Г.Мабли, настаивая на единобрачии, предполагали сочетание семейного и общественного воспитания. Т.Дезами и Р.Оуэн видели идеал будущего в свободном союзе свободных людей. При этом общество должно взять на себя максимум забот о воспитании детей. Детям лишь в младенчестве надлежит жить с родителями. Затем они должны воспитываться в общественных детских учреждениях, чтобы преодолеть разнородность влияния отца и матери на мировоззрение ребёнка и создать для каждого маленького гражданина одинаковые условия развития его собственных способностей.

Последняя точка зрения получила некоторое распространение и в советской педагогической науке. Вплоть до начала 60-х гг. XX века существовало мнение о том, что государство должно взять на себя воспитание детей от рождения и до получения полного общего образования. Современные учёные, не преуменьшая роли общественного воспитания, подвергают критическому пересмотру эту тенденциозную точку зрения, указывая, что гармоничное развитие ребёнка наиболее полно осуществляется при сочетании семейного и общественного воспитания, а не при их противопоставлении.

Семья - важнейший институт социализации подрастающих по­колений. Она являет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей, качество которой определяется ря­дом параметров:

Демографический - структура семьи (большая, включая дру­гих родственников, или нуклеарная, включающая лишь ро­дителей и детей; полная или неполная; однодетная, мало- или многодетная).

Социально-культурный - образовательный уровень родите­лей, их участие в жизни общества.

Социально-экономический - имущественные характеристики и занятость родителей на работе.

Технико-гигиенический - условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни.

Современная семья весьма существенно отличается от семьи прошлых времен не только иной экономической функцией, но и коренным изменением своих эмоцио­нально-психологических функций. Отношения детей и родителей в течение последних десятилетий меняются, становясь все более эмоционально-психологическими, т. е. определяемыми глубиной их привязанности друг к другу, ибо длявсе большего числа людей именно дети становятся одной из главных ценностей жизни. Но это,как ни парадоксально, не упрощает семейную жизнь, а лишь услоэняетее. Тому есть свои причины. Назовем лишь некоторые из них.

Во-первых, большое количество семей однодетны и состоят двух поколений - родителей и детей; бабушки и дедушки, другие родственники, как правило, живут отдельно. В результате родит ли не имеют возможности повседневно пользоваться опытом поддержкой предыдущего поколения, да и применимость этого опыта проблематична. Таким образом, исчезло разнообразие, вносимое в межличностные отношения пожилыми, сиблинга ми (братьями - сестрами), тетками, дядьями и др.

Во-вторых, при сохранении традиционного разделения «мул ского» и «женского» труда первый в массе семей (кроме деревень и малых городов) сведен к минимуму. Повысился статус женщины в связи со ставшей типичной ее руководящей ролью в семье (в до­машнем хозяйстве) и внедомашней занятостью.

В-третьих, поскольку отношения супругов все более определя­ются мерой и глубиной их привязанности друг к другу, постольку резко повышается их уровень ожиданий по отношению друг к другу, реализовать которые многие не могут в силу традиций культуры и своих индивидуальных особенностей.

В-четвертых, сложнее стали отношения де­тей и родителей. Дети рано приобретают высокий статус в семье. Дети нередко имеют более высокий уровень образования, они имеют возможность проводить большую часть свободного време­ни вне семьи. Это время они наполняют занятиями, принятыми среди сверстников, и далеко не всегда заботятся об одобрении их времяпрепровождения родителями. Авторитет родительской вла­сти сегодня часто не срабатывает - на смену ему должен прихо­дить авторитет личности родителей.

Социализирующие функции семьи

Какую бы сторону развития ребенка мы нивзяли, всегда окажется, что решающую роль
в его эффективности играет семья.

Во-первых, семья обеспечивает физическое и эмоциональное развитие человека.

Во-вторых, семья влияет на формирование психологического пола ребенка.

В-третьих, семья играет ведущую роль в умственном развитии ребенка (американский исследователь Блум выявил, что различие в коэффициенте умственного развития детей, выросших в благопо­лучных и неблагополучных семьях, доходит до двадцати баллов), а также влияет на отношение детей, подростков и юношей к учебе и во многом определяет ее успешность.

В-четвертых, семья имеет важное значение в овладении человеком социальными нормами, а когда речь идет о нормах, определяющих исполнение им семейных ролей, влияние семьи становится карди­нальным.

В-пятых, в семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека, проявляющиеся в социальных и межэтниче­ских отношений, а также определяющих его стиль жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения.

В-шестых, семья играет большую роль в процессе социального развития человека в связи с тем, что ее одобрение, поддержка, безразличие или осуждение сказываются на притязаниях человека, помогают ему или мешают искать выходы в сложных ситуациях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам его жизни, усто­ять в меняющихся социальных условиях

Современные семьи весьма разнообразны, и от этого зависит то, каким содержанием наполняется в них социализация, каковы ее результаты. Так, социализация в большой группе семей имеет явно антисоциальные характер и результаты. По некоторым данным, до 25% семей в нашей стране не в состоянии позитивно социализировать детей, а до 15% - формируют правонарушителей.

Часть таких семей обладает наследственной дегенерацией, которая проявляется не только в психических заболеваниях или дебильности, но и в полной эмоциональной выхолощенное, иначе в эмоциональной тупости, приводящей к социальной дезадаптации.

В семье человек проходит стихийную социализа­цию, характер и результаты которой определяются ее объективны­ми характеристиками (составом, уровнем образования, социаль­ным статусом, материальными условиями и пр.), ценностными установками (просоциальными, асоциальными, антисоциальными), стилем жизни и взаимоотношений членов семьи.

Воспитание в семье как относительно соци­ально контролируемую социализацию в состоянии осуще­ствлять относительно небольшой процент российских семей (по различным данным разброс - от 20 до 60%).

Семейное воспитание

Семейное воспитание - осозна­ваемые усилия по взращиванию ребенка, предпринимаемые старшими членами семьи, кото­рые направлены на то, чтобы младшие члены семьи соответствовали имеющимся у старших представлениям о том, каким должен быть и стать ребенок.Содержание, характер и результаты семейного воспитания за­висят от ряда характеристик семьи, в первую очередь от тех лич­ностных ресурсов, которые в ней имеются.

Личностные ресурсы, с одной стороны, определяются составом семьи (наличие обоих родителей или одного из них, сиблингов-братьев и (или) сестер, близких родственников, включенных в семейную жизнь, - бабушек, дедушек, теток, дядей и пр.), а с другой (и главным образом) - такими характеристиками старших членовсемьи, как состояние здоровья, характер, уровень и вид образо­вания, индивидуальные увлечения, вкусы, ценностные ориентации, социальные установки, уровень притязаний и пр.Имею­щиеся в семье личностные ресурсы могут дополнятьсяпривлечением к воспитанию няни, репетиторов и домашних учителей, гувернеров. Личностные ресурсы влияют на цели и стиль семейного воспитания.

Цели воспитания в семье могут быть весьма различными по спектру, содержанию и по характеру.

Спектр целей семейного воспитания включает в себя привитие младшим гигиенических навыков, бытовых умений, культуры общения, физическое, интеллектуальное, экспрессив­ное, личностное развитие; культивирование отдельных способ­ностей (в каких-либо видах спорта, искусства, отрасли знания); подготовку к определенной профессии или сфере деятельности.

По содержанию цели могут быть сугубо инструментальными, направленными на достижение конкретных результатов, или до­полняться определенными духовно-ценностными составляющи­ми. Характер целей семейного воспитания не обязательно соот­ветствует общественно одобряемым установкам (в семье, напри­мер, могут сознательно культивировать индивидуализм, жест­кость, нетерпимость и т. п.).

Стиль воспитания, т. е. типичные для старших система приемов и характер взаимодействия с младшими в зависимости от меры его «жест­кости-мягкости» может быть определен как авторитарный или демократический с веером промежуточных вариантов.

Авторитарный (властный) стиль характеризуется стремлени­ем старших максимально подчинить своему влиянию младших, пресекать их инициативу, жестко добиваться выполнения своих требований, полностью контролировать их поведение, интересы и даже желания. Это достигается с помощью неусыпного контроля за жизнью младших и наказаний.

В ряде семей это проявляется в навязчивом стремлении полно­стью контролировать не только поведение, но и внутренний мир, мысли и желания детей, что может вести к острым конфликтам. Немало отцов и матерей, которые фактически рассматривают своих детей как воск или глину, из которых они стремятся «лепитьличность». Если же ребенок сопротивляется, его наказывают, бес­пощадно бьют, выколачивая своеволие.

При таком стиле воспитания взаимодействие между старшими и младшими происходит по инициативе старших, младшие прояв­ляют инициативу лишь в случае необходимости получить санкцию на какие-либо действия. Коммуникация направлена преимущест­венно или исключительно от старших к младшим. Такой стиль, с одной стороны, дисциплинирует младших и формирует у них жела­тельные для старших установки и навыки поведения, с другой -может вызвать у них отчуждение от старших, враждебность по отношению к окружающим, протест и агрессию зачастую вместе с апатией и пассивностью.

Демократический стиль характеризуется стремлением старших установить теплые отношения с младшими, привлекать их к реше­нию проблем, поощрять инициативу и самостоятельность. Стар­шие, устанавливая правила и проводя их в жизнь, не счи­тают себя непогрешимыми и объясняют мотивы своих требова­ний, поощряют их обсуждение младшими; в младших ценится как послушание, так и независимость. Доверие к младшим в принципе отличает тип контроля за ними по сравнению с авторитарным сти­лем воспитания, делает основными средствами воспитания одобре­ние и поощрение. Содержание взаимодействия определяется не только старшими, но и в связи с интересами и проблемами млад­ших, которые охотно выступают его инициаторами. Коммуника­ция имеет двухсторонний характер: и от старших к младшим, и наоборот. Такой стиль способствует воспитанию самостоятельно­сти, ответственности, активности, дружелюбия, терпимости.

В реальности авторитарный и демократический стили воспи­тания в чистом виде встречаются не так уж часто. Обычно в семьях практикуются компромиссные варианты, которые ближе к одному или другому полюсу. Кроме того, старшие члены семьи могут реа­лизовывать неидентичные друг другу стили (например, отец - более авторитарен, мать -демократична).

Так, есть семьи, в которых мать стремится не столько «форми­ровать» личность ребенка, дисциплинировать его, сколько помо­гать его индивидуальному развитию, добиваясь эмоциональной близости, понимания, сочувствия. В то же время целью отца явля­ется подготовка ребенка к жизни через тренировку его воли, обуче­ние нужным и полезным умениям (разумеется, согласно его пред­ставлениям).

Определенную роль в семейном воспитании играют материаль­ные ресурсы: доход на каждого члена семьи, затраты на воспита­ние, продуманное питание, наличие у младших персональной тер­ритории в жилище (отдельной комнаты, «угла», «своих» стола, шкафа и пр.), соответствующего гардероба, игр и игрушек, домаш­ней библиотеки, периодических изданий, спортивного инвентаря, аудио- и видеоаппаратуры, компьютера, необходимых для удовле­творения различных интересов предметов (музыкальных инстру­ментов; столярных, слесарных и т.п. наборов; этюдников и пр.).

Принципы и правила семейного воспитания

Следует отметить, что в семейной, как и в общей, педагогике не сложилось общепризнанной системы принципов воспитания детей в семье. Существует разнообразие подходов. Обобщение существующих подходов к систематизации принципов воспитания позволило выделить в них следующие основополагающие положения, детерминирующие организацию и осуществление педагогического взаимодействия между родителями и детьми.

Принцип креативности предусматривает создание в семье необходимых условий для свободного развития и реализации способностей детей. Родителям важно не только знать физиологически обусловленный уровень интеллектуальных, физических и других задатков своих детей, но и оказывать им содействие в их развитии, применении и совершенствовании

Принцип гуманизма предполагает признание личности ребенка, как любого другого человека, в качестве абсолютной человеческой ценности. Это требует от родителей понимания и признания самоданости и уникальности своих детей, их неповторимости в человеческой жизни.

Принцип демократизма основывается на установлении равноправных духовных отношений между взрослыми и детьми. Естественно, что это не требует признания «руководящей роли» ребенка в семье – это само по себе абсурдно. Однако учет его мнения о тех или иных событиях, предложений по решению семейных задач и проблем должен стать правилом для семьи.

Принцип гражданственности требует от родителей целенаправленной деятельности по реализации собственного «Я» ребенка в системе общественно-государственных отношений. В более раннем возрасте это может быть участие в работе общественных организаций, в последующем – реализация собственных прав и исполнение обязанностей перед государством, обществом и семьей.

Принцип ретроспективности требует от родителей осуществления воспитательного взаимодействия с ребенком с позиций преемственности национальной воспитательной системы, учета национальных традиций.

Принцип приоритетности общечеловеческих нравственных норм и ценностей предполагает построение системы семейных отношений с учетом общепризнанных подходов к построению межличностного взаимодействия. Здесь важно, чтобы критерии отбора семейных норм и ценностей не противоречили признаваемым человечеством.

Наряду с принципами семейного воспитания в педагогической литературе находят отражение и целый ряд педагогических правил, реализация которых целесообразна во взаимодействии родителей и детей. От принципов они отличаются не столько научной обоснованностью, сколько жизненной востребованностью. Рассмотрим некоторые из них.

◘ Приоритет ближайшего круга общения. Его значение основано на том, что сила взаимного влияния людей друг на друга прямо пропорциональная степени их духовной, моральной и нравственной близости. У тех, кого мы любим, всегда есть власть над нами.

◘ Считать ребенка таким, каким он должен быть. «Если мы принимаем людей такими, как они есть, мы делаем их хуже. Если же мы относимся к ним так, как будто они таковы, какими им следует быть, мы помогаем им стать такими, какими они в состоянии стать» (В.Гете).

◘ Избегать «давящего молчания». Молчание, иногда сознательно удерживаемое родителями, становится для ребенка нарастающим и непереносимо-неприятным чувством, когда он сам в себе вдруг начинает слышать непроизнесенное родительское «Отстань».

◘ Признание внутреннего начала. Великое искусство делать ребенка другим состоит в том, чтобы сначала вынудить его признать это начало внутри себя, а затем внушить ему, что он может стать лучшим.

◘ Использование «зависимости Парето» в разговоре с детьми. Ее смысл заключается в том, что в первые 20% лимита времени разговора человек достигает 80% результата, а за оставшиеся 80% - всего лишь 20% эффективности.

◘ «Попадание впросак». Непослушный ребенок, попавший в неудобную ситуацию, когда он выглядит некрасиво или глупо (причем он понимает, что сам «подставился» своим непослушанием) спешит скорее сам из нее выбраться.

Следующими элементами, формирующими технологию семейного воспитания выступают его методы и средства.

Методы и средства семейного воспитания

Методы воспитания в семье – это пути, с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое взаимодействие родителей и детей. В связи с этим они имеют соответствующую специфику:

а) влияние на ребенка осуществляется исключительно индивидуально и основывается на конкретных поступках и приспособлении к его психическим и личностным особенностям;

б) выбор методов зависит от педагогической культуры родителей: понимания цели воспитания, родительской роли, представлений о ценностях, стиля отношений в семье и др.

Методы семейного воспитания несут на себе отпечаток личности родителей. Сколько родителей – столько и разновидностей методов. Как показывает анализ, в большинстве семей используются общие методы семейного воспитания к которым отнесены:

- метод убеждения, предусматривающий педагогическое взаимодействие родителей с целью формирования у ребенка внутреннего согласия с предъявляемыми к нему требованиями. В качестве его средств преимущественно используются объяснение, внушение и совет;

- метод поощрения, который предполагает использование системы педагогически целесообразных средств с целью побуждения ребенка к формированию у себя желаемых свойств и качеств личности или привычки поведения (похвала, подарки, перспектива);

- метод совместной практической деятельности подразумевает совместное участие родителей и детей в одних и тех же мероприятиях воспитательной направленности (посещение музеев, театров; семейные выезды на природу; благотворительные акции и поступки и д.р.);

- метод принуждения (наказания) предполагает применение по отношению к ребенку системы специальных не унижающих его личностного достоинства средств, с целью формирования у него отказа от нежелательных действий, поступков, суждений и др. Как правило, в качестве средств наказания используется лишение ребенка значимых для него удовольствий – просмотра телевизора, прогулки с друзьями, использования компьютера и д.р.

В семейном воспитании могут применятся и другие методы педагогического взаимодействия с детьми. Это обусловлено спецификой семейного воспитания в каждом конкретном случае. Однако их выбор должен опираться на ряд общих условий:

♦ знание родителями своих детей и учет их положительных и отрицательных качеств;

♦ личный опыт родителей, их авторитет, характер отношений в семье, стремление и способность воспитывать личным примером;

♦ в случае предпочтения совместной деятельности в системе воспитательного взаимодействия приоритет отдается практическим методам совместной деятельности.

Рациональные духовные контакты в семье не могут возникнуть в результате реализации лишь представленных принципов, правил, методов и средств воспитания. Для этого должны быть созданы соответствующие педагогические предпосылки. Их взаимодействие может быть рассмотрено в моделях семейных отношений.

Модели семейных отношений

Семьи, уважающие детей. Детей в таких семьях любят. Родители знают, чем они интересуются, что их беспокоит. Уважают их мнение, переживания, стремятся тактичным советом помочь и ободрить. Это наиболее благополучные для воспитания семьи. Взаимоотношения родителей и детей характеризуются общей высоконравственной атмосферой семьи: порядочностью, откровенностью, взаимным доверием и равенством.

Отзывчивые семьи. Отношения между взрослыми и детьми нормальные, но существует определенная дистанция, которую родители и дети стараются не нарушать. В таких семьях родители чаще всего сами решают, что нужно детям, вникают в их заботы и интересы, а дети делятся с ними своими проблемами. Они растут послушными, вежливыми, дружелюбными, но недостаточно инициативными. Часто дети в таких семьях с трудом могут сформировать и отстаивать собственное мнение, легко попадают в зависимость от других людей.

Материально-ориентированные семьи. В таких семьях главное внимание уделяется материальному благополучию. Детей здесь с раннего детства приучают смотреть на жизнь прагматически. Духовный мир родителей и детей, как правило, обеднен. Такой вариант модели воспитания может сформироваться и при чрезмерной увлеченности родителей собой, своей работой или собственными отношениями.

Враждебные семьи. В таких семьях преобладает неуважение к детям, недоверие, слежка за ними и телесные наказания. В результате дети, как правило, растут скрытными, недружелюбными, плохо относятся к родителям, не ладят между собой и со сверстниками, не любят школу и могут уйти из семьи.

Антисоциальные семьи. Это скорее не семьи, а временное пристанище для детей, которых здесь не ждут, не любят и не приемлют. Родители в этих семьях, как правило, ведут аморальный образ жизни. Влияние таких родителей на детей крайне негативно.

Отрицательный вариант отношений в семье вовсе не является непреодолимой фатальной доминантой. Если родители смогут психологически и педагогически грамотно - сами или с помощью социального педагога (учителя) или психолога-консультанта - разобраться в сложившейся ситуации отношений, то преодоление отрицательных факторов возможно.

Социализирующие функции религиозных организаций

Религия как один из социальных институтов традиционно игра­ла большую роль в жизни различных обществ. В социализации человека религия и религиозные организации (о6щности верующих при молитвенных центрах) были важнейшим - после семьи - фактором.В процессе секуляризации значение религии падало и в жизни общества, и в социализации. Тем не менее в современном мире ее роль, во-первых, остается важной, во-вторых, она различна в зависимости от страны и конфессии (вероисповедания), в-третьих, в ряде стран ее влияние стало опять расти.

Социализирующее влияние религиозных организаций испыты­вают на себе как верующие, так и члены их семей. Кроме того, различные конфессии ведут активную работу по привлечению в свои ряды новых верующих.

Социализация в религиозных организациях осуществляется под воздействием практически всех механизмов социализации. Другое дело, что в зависимости от конфессии роль механизмов и их соотношение раз­личны. Так, в приходах русской православной церкви ведущими механизмами можно считать традиционный и институциональный. В ряде сектантских организаций - институциональный и стилизо­ванный, а в организациях ряда восточных конфессий - институ­циональный и рефлексивный.

В процессе социализации верующих религиозные организации реализуют ряд функций.

Ценностно-ориентационная функция религиозных организаций проявляется в том, что они предлагают своим членам и стремятся сформировать у них определенную систему верований (веру в Бо­га, бессмертие души и др.) позитивное отношение к религиозным ценностям и нормам. Это осуществляется как в процессе культо­вых действий (богослужения в храме, молитвы и др.), так и в раз­личных формах религиозного просвещения.

Регулятивная функция проявляется в том, что религиозные ор­ганизации культивируют среди своих членов поведение, соответ­ствующее религиозным нормам, в процессе коллективных культовых действий и всей жизнедеятельности ор­ганизаций, а также через различные формы контроля за соответствием жизни верующих религиозным нормам.

Коммуникативная функция реализуется в создании условий для общения верующих, в определенных формах его организации, а также в культивировании норм общения, соответствующих вероучительным принципам.

Милосердная функция религиозных организаций реализуется в многообразных сферах и формах деятельности милосердия и бла­готворительности как в рамках самих организаций, так и за их пределами, благодаря чему члены организации приобретают спе­цифический опыт.

Компенсаторная (утешительная) функция проявляется в гармо­низации духовного мира верующих, в помощи им в осознании своих проблем и в духовной защите от мирских потрясений и не­приятностей.

Воспитательная функция - религиозное воспитание человека.

Религиозное воспитание

В процессе религиозного воспитания верующих индивидам и группам целенаправленно и плано­мерно внушаются (индоктринируются) миро­воззрение, мироощущение, нормы отношений и поведения, соответст­вующие вероучителъным принципам определенной конфессии (веро­исповедания).

Религиозное воспитание осуществляется священослужителями; верующими агентами социализации (родителями, родственниками, знакомыми, членами религиозной общины и пр.); педагогами кон­фессиональных учебных заведений, в ряде стран - преподавателями религии в светских учеб­ных заведениях; различными объединениями, в том числе детскими и юношескими, действующими при религиозных организациях или под их влиянием; рядом светских детских и юношеских организаций (например, скаутов); средствами массовой коммуникации, находящимися под контролем религиозных организаций; культурным наследием (литературой, искусством, философией и пр.).

В основе религиозного воспитания лежит феномен удвоения: мира и его сакрализации, т. е. на-, деления явлений окружающей действительности и личностного начала человека священным содержанием, придания особого смысла обыденным мирским процедурам через их обрядовое освящение.

Выделяют два уровня религиозного воспитания - рациональный и мистический (Т. В. Склярова).

Рациональный уровень включает в себя три основных компонента - информационный, нравственный и деятельностный, содер­жание которых имеет конфессиональную специфику. Так, в пра­вославии информационный компонент - это тот объем знаний, который воспитуемые получают по истории церкви, богословию, догматике, священной истории; нравственный - научение воспитуемых преломлению собственного опыта черезтребовании христианской морали; деятельностный - участие в богослужениях, церковное творчество, дела милосердия.

Мистический уровень тесно связан с рациональным, и его мож­но охарактеризовать лишь настолько, насколько он в нем прояв­ляется. Мистический уровень имеет специфику в различных конфессиях. На­пример, мистический уровень православного воспитания опреде­ляют следующие моменты - подготовка и участие в церковных таинствах, домашняя молитва, воспитание чувства благоговения и почитания святынь.

В процессе религиозного воспитания используются различные формы, многие из которых аналогичны по внешним признакам формам социального воспитания (урочная система, семинары, лекции и пр., клубы для различных групп верующих, праздничные мероприятия, любительские хоры, оркестры, экскурсии и т.д.), но приобретают сакральный смысл, наполняясь специфическим для религиозного воспитания содержанием.

Многообразны средства религиозного воспитания, которые определяются конфессиональными особенностями. Так, в христи­анских конфессиях таковыми являются: церковное богослужение, приобщающее верующих к церковной жизни, к таинству общения с Богом; проповедь, сообщающая важнейшие положения веро­учения и побуждающая к соответствующему поведению; молитва, помогающая научиться вырабатывать нужный душевный настрой;исповедь, которая приучает к самоанализу и к мысли о неотвра­тимости наказания за грех (проступки); пост, помогающий обуз­дать плоть, смирять гордыню, вырабатывать стойкость; епитимья -наказание, способствующее укреплению в вере и соблюдению норм отношений и поведения.

В процессе и в результате религиозного воспитания у верую­щих формируются специфические для той или иной конфессии ценностно-нормативная система, особенности мышления и по­ведения, стиль жизни, а в целом - стратегии адаптации и обо­собления в социуме.

Воспитательные организации – специальносоздаваемые государственные и негосударственные организации,основной задачей которых является социальное воспитание опреде­ленных возрастных групп населения.Воспитательные организации могут быть охарактеризованы по ряду относительно автономных параметров.

По принципу вхождения человека в воспитательную организа­цию можно выделить обязательные (школы), добровольные (клубы, детские и юношеские объединения и др.), принудительные (спец­учреждения для детей с антисоциальным поведением, психически­ми и иными аномалиями).

По юридическому статусу воспитательные организации могут быть государственными, общественными, коммерческими, конфес­сиональными, частными.

По ведомственной принадлежности - это организации Мини­стерства образования, других министерств (здравоохранения, обо­роны, труда и социальной защиты и т. д.), профсоюзов, спортивных союзов; по уровню подчиненности - федеральные, региональные, муниципальные.

По степени открытости-закрытости: открытые (школы), интернатные, закрытые (спецучреждения).

По длительности функционирования - постоянные и времен­ные (например, функционирующие во время каникул).

По половозрастному составу: однополые, одновозрастные, разно­полые, разновозрастные.

У всех воспитательных организаций общая задача - воспита­ние человека, но решается она каждой из них несколько по-разному, и роль их не только не одинакова, но и не равна.

Через систему воспитательных организаций общество и госу­дарство стремятся обеспечить равные возможности, с одной сто­роны, для воспитания всего подрастающего поколения, а с другой стороны - для реализации каждым своих позитивных потребно­стей, способностей и интересов.

Функции воспита­тельных организа­ций в процессе социализации

В процессе социализации детей, подростков, юношей воспитательные организации игра­ют двоякую роль.

С одной стороны, именно в них осуществля­ется социальное воспитание как относитель­но социально контролируемая социализация. С другой стороны, они, как всякие человеческие общности, влияют на своих членов стихийно в процессе взаимодействия членов организации. И это влияние по своему характеру не совпадает с ценностями и норма­ми, культивируемыми в процессе социального воспитания.

Основными функциями воспитательных организаций в процессе социализации можно считать следующие: приобщение человека к культуре общества; создание условий для индивидуального раз­вития и духовно-ценностной ориентации; автономизация подрас­тающих поколений от взрослых; дифференциация воспитуемых в соответствии с их личностными ресурсами применительно к ре­альной социально-профессиональной структуре общества.

В процессе стихийной социализации воспитательная органи­зация как всякая социально-психологическая общность влияет на входящих в нее людей в ходе реальной практики взаимодействия ее членов, которая по своему содержанию, стилю и характеру не идентична, а порой существенно расходится с декларируемыми устремлениями воспитателей. Знания и опыт реальной жизни, которые при этом стихийно получают воспитуемые, в большой своей части оказываются «непрактичными» для взаимодействия в воспитательной организации с точки зрения ее основной функ­ции - воспитания, но помогают адаптироваться в жизни обще­ства.

В относительно социально контролируемой социализации вос­питательные организации играют ведущую роль, ибо именно в них человек в большей или меньшей мере приобретает институциализированные знания, нормы, опыт, т. е. именно в них осуществля­ется социальное воспитание.

Социальное воспитание можно рассматривать как процесс относительно социальноконтролируемой социализации, осуществ­ляемый в специально созданных воспитательных организациях, который помогает развить возможности человека, включающие его способности, знания, образцы поведения, ценности, отноше­ния, позитивно ценные для общества, в котором он живет.

В различных типах воспитательных ор­ганизаций и в конкретных организациях объем и соотношение отдельных составляющих (организации социального опыта, обра­зования и индивидуальной помощи) существенно различны. Раз­личия зависят как от типа организации, так и главным образом от ценностных устремлений, установок и имплицитных концепций воспитания, которые реализуют в своей деятельности работающие в них педагоги. Последнее, в частности, определяет то, какое взаи­модействие реализуется в воспитательной организации.

Взаимодействие в процессе социального воспитания представ­ляет собой обмен между его субъектами информацией, типами и способами деятельности и общения, ценностными ориентациями, социальными установками, отбор и усвоение которых имеет из­бирательный характер. Такое взаимодействие в значительной мере социально дифференцированно, индивидуализировано и вариативно, поскольку конкретные участники взаимодействия, являясь чле­нами определенных этнических, социальных и социально-психо­логических групп, более или менее осознанно и целенаправленно реализуют во взаимоотношениях друг с другом тот тип социаль­ного поведения, который одобряется в этих группах и имеет свою специфику.

Осуществляемое в процессе взаимодействия социальное воспи­тание создает условия и возмож­ности для овладения человеком позитивными социальными, духов­ными и эмоциональными ценностями, а также для его самопознания, самоопределения, самореализации, а в целом - для приобрете­ния опыта адаптации и обособления в обществе.

Коллектив

Организационно социальное воспитание осу­ществляется в воспитательной организации через коллективы.

Коллектив можно определить как фор­мализованную контактную группу людей,функционирующую в рамках той или иной организации.

В воспитательной организации создаются первичные коллек­тивы (классы, кружки, секции, клубы и т. п.), совокупность кото­рых образует вторичный коллектив, охватывающий всех членов организации.

Коллектив функционирует в определенной среде в ряду и во взаимодействии с другими объединениями, в которые входят его члены, что определяет его открытость по отношению к окружаю­щей действительности.

В то же время коллектив, будучи организационно оформленной общностью людей, в определенной мере функционирует независи­мо от окружающей среды, что делает его относительно автономным.

Коллектив как автономная система обладает комплексом тех или иных норм и ценностей. По источникам, учитывая, что кол­лектив в то же время является открытой системой, они разделяются на три слоя. Первый - нормы и ценности, одобряемые и культи­вируемые обществом, которые целенаправленно вносятся в кол­лектив его руководителями. Второй - нормы и ценности, специ­фические для общества, социальных, профессиональных, возраст­ных групп, не совпадающие с первыми. Третий - нормы и ценно­сти, носителями которых являются дети, подростки, юноши, входя­щие в коллектив.

В процессе функционирования коллектива все три слоя норм и ценностей превращаются в своеобразный сплав, характеризующий поле его интеллектуально-морального напряжения (термин А.Т. Ку­ракина). Это поле, специфическое для конкретного коллектива, определяет его автономность и влияние на своих членов. Поле интеллектуально-морального напряжения коллектива не однород­ный сплав. Оно распадается, как минимум, на два сектора. Один -ценности и нормы, обязательные для всех членов коллектива, ко­торые регламентируют коллективно значимое поведение лично­сти. Другой - те нормы и ценности, которые, в принципе не про­тивореча первым, предоставляют отдельным микрогруппам и чле­нам коллектива возможности для некоторой самобытности в по­ведении. Характер норм и ценностей определяет направленность влияния коллектива на те или иные аспекты развития и духовно-ценностной ориентации личности.

В любом коллективе складываются две структуры отношений -формализованная и неформализованная.

Формализованная структура коллектива создается его руково­дителями для того, чтобы организационно оформить коллектив и сделать его способным решать стоящие перед ним задачи. Фор­мализованная структура отражает деловые отношения между все­ми членами коллектива и отношения управления, которые скла­дываются между руководителями, функционерами органов само­управления и остальными членами коллектива.

Неформализованная структура коллектива отражает неофици­альные отношения его членов и имеет два слоя: межличностные отношения всех членов коллектива и сетку избирательных отно­шений приятельства и дружбы.

Характер отношений в коллективе определяется полем интел­лектуально-морального напряжения и в чистом виде может быть гуманистическим, просоциальным, асоциальным, а на практике обычно представляет собой различные их сочетания в различных соотношениях. Отношения, складывающиеся в коллективе, суще­ственно влияют на возможности развития и духовно-ценностной ориентации его членов.

Жизнедеятельность коллектива можно рассматривать как про­цесс проигрывания его членами определенной социальной роли.

Жизнедеятельность коллектива, будучи процессом проигрыва­ния социальной роли его членами, становится базой накопления ими социального опыта, ареной самореализации и самоутвержде­ния, т.е. создает возможности для становления человека.

Контркультурные организации (криминальные и тоталитарные - политические и квазикультовые) - объединения людей, совместно реализующих интересы, программы,социально-культурные установки, противостоящие фундаментальным принципам,ценностям и правилам общества.

Контркультурные организации обладают признаками, общими для любой организации. Однако ценностно-содержательные харак­теристики этих признаков, во-первых, существенно отличаются от свойственных просоциальным организациям, а во-вторых, специ­фичны в различных видах и типах контркультурных организаций.

Любая контркультурная организация образуется на основе оп­ределенного принципа обособления. Принцип обособления (Я. Щепаньский) - это то, что отличает организацию от других общностей (преступная деятельность, политический экстремизм, покло­нению «идолу» и т. д.). Принцип обособления - основа возникно­вения солидарности, чувства «мы». Он позволяет рассматривать людей, не входящих в организацию, как «чужих», как «они». Прин­цип обособления определяет содержание жизнедеятельности ор­ганизации, ее субкультуру, а также критерии приема в нее новых членов.

Контркультурная организация обладает жестко фиксированным членством и жесткой иерархической структурой руководства -подчинения. Обычно во главе организации стоит харизматический лидер, т. е. человек, отличающийся притягательной силой для членов организации и обладающий вследствие этого непререкаемым авторитетом.

Сложившиеся в организации иерархические группы (страты) фиксируются с помощью различных стратификационно-маркирую­щих элементов: специальных наименований каждой страты, при­вилегиями в чем-либо или ограничениями и запретами на что-либо, элементами внешнего оформления - одеждой, прическами, макияжем, татуировками и пр.

Жизнедеятельность контркультурной организации и каждого ее члена определяется и регулируется соответствующими ее ха­рактеру (криминальному, экстремистскому, квазикультовому) нор­мами, регулирующими отношения внутри группы и отношение и поведение по отношению к «они»; образцами взаимодействия и поведения; системой социального контроля - клятвами и прокля­тиями, способами стимулирования - вознаграждения, принуждения и наказания.

Контркультурные организации имеют центры объединения. Обычно - это помещения, в которых собираются их члены, как принадлежащие организации, так и «персонализи­рованные» ими (кафе, клубы, спортивные залы и пр.).Подобные организации имеют атрибутику: от кличек и татуи­ровок до формы и знамен, а также нередко они обладают каким-либо имуществом (у некоторых оно может быть довольно значи­тельным).

В организации складывается и формируется система коммуни­каций, образующих каналы организационных и иных связей, ко­торые обеспечивают прохождение информации, необходимой для реализации целей организации и ее жизнедеятельности в целом.

В зависимости от характера организации ее субкультура вклю­чает в себя специфические элементы. Одним из них может быть отношение членов организации к своему здоровью: от строгого режима жизни и питания, занятий спортом («накачка мышц» и пр.) до самоистощения вплоть до саморазрушения (минимум сна, мини­мум пищи и пр.). В одних организациях наркотики и алкоголь используются как средства подавления и сплочения их членов, а в других существует полный запрет на их употребление. В одних организациях культивируются сексуально-эротические ценности, порнография, промискуитет (беспорядочные половые связи), в дру­гих - пропагандируется и реализуется аскетизм, ограничения и запреты в сфере сексуальных отношений. В некоторых организа­циях существует особое отношение к семье - ограничение и даже запрет на родственные контакты, отказ от семьи и имущества в пользу организации.

Для контркультурных организаций характерна высокая степень интеграции их членов, что выражается в высокой степени усвое­ния ими целей, норм и субкультуры организации.

В подобных организациях практически невозможно обособле­ние человека, ибо автономия в ее рамках либо невозможна, либо минимальна, либо иллюзорна, ибо у человека отсутствует диапа­зон свободы в выборе конкретных форм поведения, норм и цен­ностей, либо этот диапазон минимален, а чаще просто иллюзорен.

Вследствие этого социализация членов организации идет лишь как их адаптация к контркультурным ценностям и установкам, т. е. имеет явный субъект-объектный характер, что особенно явно прослеживается в диссоциальном воспитании, которое осуществ­ляется в контркультурных организациях.

Диссоциальное воспитание - целенаправленное фор­мирование антисоциальных сознания и поведения у членовконтркультурных (криминальных и тоталитарных - политических
и квазикультовых) организаций (сообществ).

Диссоциальное воспитание имеет специфические задачи, цели, содержание и средства.

Задача диссоциального воспитания - привлечение и подготов­ка кадров, необходимых для функционирования криминальных и тоталитарных групп и организаций.

Цели диссоциального воспитания зависят от характера тех групп и организаций, в которых оно реализуется. Но в любой из них воспитание имеет целью добиться абсолютного подчинения членов организации лидеру, усвоения ими соответствующих норм и ценностей и некритической реализации их в повседневной жизни.

В диссоциальном воспитании человек рассматривается не как личность (самосознательный ответственный субъект), а как индивид (т. е. как представитель биологического рода или социальной груп­пы), как объект воздействия лидеров. Взаимодействие же членов организации с лидерами имеет сугубо инструментально-деятелъностный характер (например, в ходе криминальных или экстреми­стских - в политических тоталитарных организациях - действий).

Диссоциальное воспитание осуществляется с помощью опреде­ленного набора средств.

Во-первых, основной род занятий группы или организации (криминальный, квазикультовый, экстремистский).

Во-вторых, автократический стиль руковод­ства, предполагающий единоличное управление лидером жизне­деятельностью группы или организации, беспрекословное подчинение рядовых членов лидеру, жесткийконтроль за жизнью и по­ведением каждого, использование широкого набора негативных санкций (включая физическое насилие, а в криминальных и неко­торых тоталитарных группах - физическое уничтожение) по от­ношению к нарушителям норм и приказов.

В-третьих, характер основного рода занятий, ценности и нормы, внедряемые в группе или организации, формируют спе­цифическую для нее субкультуру (жаргон, способы свободного времяпрепровождения, эстетические пристрастия - одежда, при­ческа, тату, пирсинг и др., стиль взаимоотношений внутри группы и взаимодействия вне группы, фольклор), которая становится эффективным средством диссоциального воспитания.

Процесс диссоциального воспитания включает ряд этапов.

Первый - возникновение у человека образа организации, привлекательного для него в силу половозрастных, социально-культурных или индивидуальных особенностей, желания войти в нее и получить в ней признание.

Например, криминальная или экстремистская деятельность привлекает подростков в силу их возрастных особенностей своей необычностью, рискованностью, возможностью компенсировать ущербность, самоутвердиться. Квазикультовые организации при­влекают, как правило, людей неустроенных, одиноких, потеряв­ших или ищущих смысл жизни, и т. д.

Второй - включение человека в жизнедеятельность органи­зации, узнавание и освоение им ее норм, ценностей, стиля взаимо­отношений.

Третий - удовлетворение потребностей чело­века в антисоциальных формах, трансформация ряда потребно­стей в антисоциальные.

Например, установка на криминальные действия первоначаль­но складывается под влиянием потребности в престиже, призна­нии, самоутверждении. При неоднократных совершениях подобных действий эта установка закрепляется, приводит к изменению мотивации, формированию самостоятельной потребности в кри­минальных формах поведения.

Четвертый - закрепление антисоциальных действий до уровня неконтролируемых сознанием автоматизмов, что свиде­тельствует о возникновении фиксированных антисоциальных ус­тановок, которые и определяют поведение членов контркультурных (криминальных и тоталитар­ных организаций).

Социализация детей, подростков, юношей происходит в большой мере в их взаимодействии с группами сверстников и старших (будь то семья, соседство или микросоциум, различные организации).

Социальное воспитание как часть относительно социально кон­тролируемой социализации, с одной стороны, происходит в группах -коллективах, а с другой — объективно погружает детей, подростков, юношей в поток коллективной жизни (другое дело, что качество этой жизни может быть весьма различным).

Идея о том, что коллектив — важнейшее средство воспитания, появилась очень давно и интенсивно разрабатывалась отечественной педагогикой начиная с середины XIX в. Реалии жизни современного общества и перспективы его развития, проблемы социализации чело­века и его вхождения в меняющийся мир позволяют считать принцип коллективности одним из организационных оснований социального воспитания.

Современная трактовка принципа коллективности предполагает, что социальное воспитание, осуществляясь в коллективах различно­го типа, дает растущему человеку опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, может создавать условия для по­зитивно направленных самопознания, самоопределения, самореа­лизации и самоутверждения, а в целом - для приобретения опыта адаптации и обособления в обществе.





Дата публикования: 2015-04-10; Прочитано: 5487 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.044 с)...