Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Тема 3.2. Воспитание и школа в условиях цивилизаций Древнего востока и античном мире



1. Воспитание и школа в условиях цивилизаций Древнего востока.

2. Воспитание и школа в античном мире.

Появление воспитания и обучения как особых форм человеческой деятельности восходит к древнейшим цивилизациям Древнего Востока, в недрах которых зародилась восточная педагогическая традиция. Она включает в себя становление педагогических традиций ближневосточной (Междуречье, Египет), южноазиатской (Индия) и дальневосточной (Китай) цивилизаций. Школа и воспитание в условиях древнейших цивилизаций развивалась под воздействием различных этнических, географических, социально-экономических и культурных и т.д. условий. Вместе с тем, им присущи общие черты, связанные с тем, что они зарождались в условиях перехода от общинно-родового строя к социально-дифференцированному: семейно-общинный характер воспитания; характер и содержание воспитания определяются общественным и имущественным состоянием человека (т.е. социальная дифференциация); формирование личности в жёстких рамках социальных норм, обязанностей (личность растворялась в семье, касте, социальной страте); воспитание подрастающего поколения превращается в подготовку их к взрослой жизни; авторитаризм; главные очаги воспитания и обучения – семья, храм, государство; возникновение специальных образовательных структур для обучения подрастающего поколения – школ.

Семейное воспитание, являющееся основной формой педагогической практики народов Ближнего и Дальнего Востока в древности, не могло обеспечить потребностей общества в образованных людях. Люди, умеющие читать и писать, были необходимы для четкой организации работы громоздкого государственного аппарата, для управления храмовым и дворцовым хозяйством, для руководства различными работами. Появились специальные образовательные учреждения – школы.

Древнейшие школы возникли в Месопотамии не позднее IIIтыс. до н.э. Они получили название «дома табличек» – эдуббы. Для них характерно: устройство по типу семьи; платный характер обучения; по социальному составу из семей жрецов, писцов, чиновников, некоторые – ремесленники, рыбаки и т.д.; пример, наказание за непослушание как методы воспитания; школы имели чисто практическую направленность (читать, писать считать, составлять деловые документы и т.д.); в основе обучения грамоты – многократное заучивание и переписывание.

Школы в Древнем Египте появились в III тыс. до н.э. Они возникали при храмах, дворцах царей и вельмож. Мировоззрение древних египтян определило их отношение к детям и воспитанию. Цель воспитания – подготовка ребёнка к жизни в мире взрослых, служение обожествляемому государству. Послушание рассматривалось как одна из важнейших добродетелей того времени. Абсолютный авторитет отца, учителя. Физическое наказание было нормой и в школе и дома: «Дитя несёт ухо на своей спине, нужно бить его, чтобы он услышал». В школах писцов учили читать, писать, считать, составлять деловые бумаги, география, астрономия и др. т.е. практикоориентированные знания. Школьное дело в Древнем Египте шло по пути специализации (школы врачевания и др).

Становление Южноазиатской цивилизации, центром которой была Древняя Индия, началось во второй половине II тыс. до н.э. Определяющее влияние на обучение и воспитание оказали 2 фактора: сформировавшийся на базе взаимоотношений коренного населения (дравидов) с завоевателями (ариями) кастовый строй; религиозная идеология брахманизма (индуизма), буддизма и необрахманизма.

Смысл жизни человека, согласно индуистским представлениям, заключался в необходимости исполнить предназначенную карму, т.е. вести образ жизни, предписанной той касте (варне), к которой он принадлежал по рождению. Цель воспитания – развитие нравственных, умственных и физических качеств для становления личности органичным членом своей касты. Идеальное воспитание (для высших каст) – умственное развитие, духовность, физическое совершенство, любовь к прекрасному, природе, самообладание (Рама, Кришна).

В Древней Индии сложилась система семейно-общественного воспитания. I ступень – семья (до обряда упанаямы т.е. посвещение в ученики). Посвящение в ученики считалось обязательным условием в кругу членов каст брахманов, кшатриев и вайшьев, которых называли дважды рожденными. «Второе рождение» человека обеспечивал учитель-наставник (гуру), считавшийся его духовным отцом. Из «двух отцов», дающих физическое и духовное рождение, второй считался выше. II ступень – в доме гуру (учителя). «Семейная школа».

С V в. до н.э. народы этого региона испытали на себе влияние буддизма: за кастами сохраняется лишь значение социально-профессиональных групп; тезис о принципиальном равенстве людей; представление всем людям равных возможностей в получении образования независимо от их кастовой принадлежности, социального и имущественного положения, а также вероисповедания; каждый человек может достичь вершин в духовном совершенствовании; центральный пунктом буддийской педагогической традиции – нравственное воспитание; важнейшая задача нравственного воспитания – совершенствование души человека и освобождение её от страстей, через осознание своей сущности и своего места в мире, т.е. главное – самопознание и самосовершенствование. На этой философской основе стали возникать буддийские школы. В I тыс. н.э. буддизм был вытеснен из Южной Азии обновлённым индуизмом, вобравшим в себя многие идеи буддизма.

Древний Китай – центр становления Дальневосточной цивилизации. Её идеологическим выражением стало конфуцианство, созданное Конфуцием (551 – 479 гг. до н.э. «Беседы и суждения») и взаимодействующее с даосизмом и буддизмом. На Дальнем Востоке самой сутью человеческой жизни, главной обязанностью людей любого возраста считалось усвоение традиций посредством изучения канонических текстов и ритуалов (этикета, церемониала), имевших значение этической нормы. Учение, воля к нему стали синонимом жизни, достойной человека, высшей социальной и культурной ценностью. Конфуцианство способствовало тому, что вся культура Китая была пронизана культом образованности.

Конфуций, рассматривая правильное воспитание как условие процветания государства, поставил заботу правителя о воспитании и обучении людей в один ряд с обеспечением их материальными средствами к существованию. Он впервые в истории человечества сделал зафиксированный в письменном источнике вывод о том, что в деле воспитания нельзя делать различий между людьми (формально любой мог учиться, но высокая плата). Уже в древности образование стало неотъемлемой частью государственной политики и всего традиционного уклада Дальневосточной цивилизации. Образование подразделялось на: «малое» - чисто школьное; «большое», получаемое в зрелом возрасте путём свободных занятий и размышлений; «внешнее» (усвоение правил поведения в обществе); «внутреннее» (процесс самосовершенствования человека).

В основе всех взаимоотношений в обществе (воспитательных в частности) лежало безусловное уважение к старшим. Видимая жестокость дальневосточной педагогики, её авторитаризм воспринимались как естественная норма почтительного отношения младших к старшим, более мудрым; принимались каждым новым поколением как данность. Вместе с тем, обучение в китайской школе можно определить ёмкой формулой: лёгкость, согласие между учителем и учеником, самостоятельность ученика. На развитие последней учитель обращал особое внимание.

Во II в. до н.э. конфуцианство было объявлено официальной идеологией императорского Китая. К этому времени сеть школ охватывала уже всю страну. В начальной школе дети овладевали иероглифической письменностью. Успешно сдавшие экзамены продолжали учиться в средних школах в центрах провинций, изучая конфуцианский канон. В столице существовала императорская школа. Успешно сдавшие экзамены могли получить чиновничью должность. Усиление формализованных подходов в теории и практике образования.

Значимое место в зарождении западной педагогической традиции занимает Древняя Греция. Первым этапом собственно греческой культуры стал так называемый архаический период (IX–VIII вв. до н. э.). Тип личности архаической Греции и идеалы его воспитания можно найти в эпосе, в поэмах Гомера и Гесиода. Так, герои «Одиссеи» и «Илиады» физически крепки, выносливы, отважны, стойки в испытаниях. Они не только искусные воины, но и умеют располагать к себе – смекалисты, хитры, остроумны, красноречивы, владеют различными искусствами, письмом, знают деяния богов, и неудивительно, что в своих подвигах действуют бок о бок с ними.

В VI–V вв. до н. э., с формированием городов-полисов, образование принимает систематический характер и приобретает государственное значение, т. е. государство берет на себя образование и воспитание свободных граждан. Образованность считалась необходимым и неотъемлемым достоинством гражданина. При всех различиях существовавших в то время школ, их принципов и конкретных педагогических приемов, они развивали и реализовывали на практике концепцию воспитания гармонически развитой личности – физически, умственно, художественно, морально совершенной – идеала пайдейи. Так или иначе, основу античного образования составляли «семь свободных искусств» – арифметика, геометрия (с элементами географии), астрономия, музыка, а также грамматика, риторика, диалектика. В римскую эпоху первые четыре объединялись названием «квадривиум» (от quattro – четыре), а следующие три составляли «тривиум». Они считались обязательным фундаментом образования и преподавались уже в тривиальных школах.

Осмысление проблем образования подрастающего поколения осуществлялось в рамках философского знания. Одним из первых стал Демокрит (460–370 гг. до н. э.). Воспитание, согласно Демокриту, состоит из трех качеств: «хорошо мыслить, говорить, делать». Вместе с тем он, расценивая воспитателя как ваятеля, который лепит и формирует человека, полагал, что его руками действует природа, так как человек – ее частица, микрокосм. Развивая атомистическое учение, Демокрит утверждал, что и душа состоит из атомов. Идеи Демокрита о природосообразном образовании и воспитании, роли трудового воспитания, семье как нормативном образце и сейчас актуальны. По мысли философа, процесс образования – тяжкий, но благодарный труд.

Следующая веха в античной философии – софисты V–IV вв. до н. э. – Протагор, Горгий, Гиппий. Название этой школы происходит от греческого «софия» – мудрость. Они именовали себя также «торговцами знанием», так как были профессиональными учителями, уроками зарабатывающими себе на жизнь. Доведя до совершенства искусство риторики, софисты видели в нем оружие, которым можно завоевать мнения людей. Правда, у многих из них это было самоцелью, что объясняет критическое отношение к ним Сократа. Вместе с тем нащупанный софистами подход позволял рассматривать явления диалектически (от слова – «диалог»), во взаимосвязи различных их сторон и развитии. Именно на диалог было направлено главное дидактическое достижение Сократа (469–399 гг. до н. э.) – знаменитый метод майевтики (букв. «искусство родовспоможения»). В сократовских диалогах тщательно продуманными вопросами учитель помогал рождению мысли, «самозарождению истины» у ученика. Самостоятельно отсекая ошибочные, хотя, на первый взгляд, привлекательные выводы, тот приходил к более глубокому постижению сущности явлений. Исходя из единства микрокосма и макрокосма, Сократ утверждал: «Познай себя, и ты познаешь весь мир»; «Я знаю только то, что ничего не знаю». Сократ постоянно подчеркивал, что диалогический поиск ученика и учителя ставит их в равное положение, помогая друг другу. Беседы Сократа производили буквально магнетическое впечатление на современников. Убежденный в доброй природе человека и придавая важнейшее значение природной предрасположенности, Сократ считал самопознание первым шагом и в ее выявлении. Право на образование Сократ полагал одним из наиболее соответствующих природе человека, его естественным правом. Постоянное нравственное самосовершенствование – обязательное условие для достижения разумного сознания, направленного на добро и истину.

Следующая после Сократа, поистине титаническая фигура – его ученик Платон (427–347 гг. до н. э.). Хотя у Платона нет специальных педагогических трудов, педагогическая проблематика пронизывает его «Диалоги», разрабатывается в трактатах «Государство» и «Законы», а педагогическая деятельность составляет органичную часть его долгой и яркой творческой жизни. Платон сравнивает процесс познания с попытками людей, всю жизнь проживающих в пещере, судить о реальности по теням на ее стенах. Для того чтобы мнения и суждения смертных могли хотя бы в какой-то степени приближаться к объективным, высшим идеям, необходимо основательное образование, особенно философское и математическое. Постижение мира несет в себе единство добра, красоты и блага. Отражением божественного порядка должно быть и земное государство. В Платоновой концепции государства заранее оговорены все социальные функции и роли, включая солдат и рабов, и особенности образования для соответствующих социальных слоев. В «Государстве» Платона у правления должны находиться философы, одна из важнейших обязанностей которых – руководство образованием. Так или иначе разностороннее образование необходимо всем слоям общества, включая воинов («стражей»). Цель воспитания – «сделать совершенным гражданином, умеющим справедливо подчиняться или начальствовать». Государство опекает матерей, заботясь о здоровом образе их жизни. В образовании Платон стремился к соединению достоинств афинского и спартанского воспитания, их золотой середине. Вот почему, презирая невежество спартанцев, он вместе с тем уделял большое внимание физическим упражнениям, гимнастике и танцам.

Платон, подчеркивая решающую роль образования, признавал его целесообразным только, если оно обеспечивает «свободу призвания» (т. е. учитывает личные склонности), направляет вкусы и задатки детей к тому занятию, в котором они могут впоследствии достичь совершенства. При этом образование, по крайней мере обязательное трехлетнее, должны получить «стар и млад, по мере сил». Платон фактически выдвигает принципы пожизненного воспитания. Мусическое и гимнастическое образование («для тела гимнастика, для души музыка») рассматриваются в «Государстве» как подготовка к прохождению высшего образовательного этапа, который делится на два длительных цикла – 10 и 15 лет. Прошедшие курс наук (арифметика, геометрия, астрономия, акустика) допускаются, с 30 и 35 лет, к высшему образованию, состоящему в занятиях диалектикой (философией) – наукой о последних основаниях бытия, знания и добра. На этом этапе происходит «образование разума, воспитываемого к мудрости», причем наиболее отличившиеся в занятиях диалектикой занимают высшие административные и военные должности. Лишь с 50 лет граждане приобретают свободу действий, за исключением верховных правителей (архонтов), которыми становятся стражи, в совершенстве овладевшие диалектикой.

Процесс приобретения знаний, восхождения к миру идей представляется в объективно-диалектической системе Платона как «воспоминание» о бестелесном мире идей, откуда пришел и куда уйдет каждый человек. Вот почему Платон, как и Сократ, придавал огромное значение самопознанию. Здесь особенно важна помощь мудрого наставника. Фигура Учителя становится ключевой. Платон считал личный пример наставника важнейшим педагогическим средством. Недаром Платон видел в образе жизни философа «практику философии». По мнению Платона, подобное воспитание может осуществлять наставник, умудренный жизнью, находящийся на склоне лет, т. е. на пороге мира идей. Естественно, что основу взаимоотношений учителя и ученика составляет глубокое духовное единство. Именно духовное тяготение друг к другу выделяет современное использование понятия платоническая любовь.

Непосредственным преемником философии Платона стал Аристотель (384–322 гг. до н. э.). Вплоть до смерти Платона около двадцати лет он сотрудничал с ним в Академии. Затем, посвятив три года образованию Александра Македонского, Аристотель основал в Афинах Ликей и возглавлял его в течение двенадцати лет. Ликей называли еще перипатетической школой (от греч. peripateo – прохаживаюсь), где Аристотель читал лекции своим слушателям, прохаживаясь по аллеям парка. Отсюда и название школы, которая включала в себя большой круг наук. Здесь занимались математикой, физикой, историей, географией, астрономией и даже музыкой.

Аристотель разделял три рода души: растительную, которая проявляется в питании и размножении; животную, где добавляются ощущения и желания; разумную, которая характеризуется также мышлением и познанием. Животная часть души, будучи подчинена разуму, может быть названа волевой. Трем родам души соответствуют три стороны воспитания: физическое, нравственное и умственное. Как и Платон, Аристотель признает творческую, конструктивную роль игры в образовании. Имея более практический склад ума, Аристотель обогатил науку и образование такими находками, как буквенные обозначения математических величин и чертежи. Как и Платон, Аристотель обосновал настоятельную необходимость государственного общественного воспитания, подчеркивая необходимость большей специализации образования.

Подводя итоги истории образования в Древней Греции, можно обобщить, что идеал афинского воспитания сводился к пайдейе – образованию совокупности добродетелей, физических и нравственных, делающих человека человеком, обеспечивающих его сущностное формирование. Что касается самой культуры и принципов образования, то они были сходными в различных регионах Древней Греции. Практика организованного воспитания и образования основана на принципах агонистики (соревнования). Начальное образование давали мусические школы (от 7 до 14 лет), в которых занятия вели дидаскалы (от «дидаско» – учу, отсюда и дидактика). В гимнастических школах, или палестрах (имевшихся также в Спарте), учились школьники в возрасте 12–16 лет. И в Афинах, и в Спарте учеба с 18 до 20 лет продолжалась в эфебиях. Вершиной образования стали философские школы – фактически высшие учебные заведения античности. Помимо афинских Академии и Ликея таковыми были школы стоиков и эпикурейцев. Своеобразным венцом греческой науки и образования уже в эллинистическую эпоху стал Мусеум, основанный в Александрии Птолемеем II (308–246 гг. до н. э.). Среди преподавателей Мусеума были Архимед, Эвклид, Эратосфен, там хранилось громадное по тем временам количество рукописей (ок. 500 000 к 250 г. до н. э.). Главной формой обучения в Мусеуме были лекционные занятия. Александрия послужила мостом уже к следующей, римской стадии античной культуры.

Римской культуре в отличие от греческой присуща большая практическая направленность. Процесс специализации наук, ускорившийся после Аристотеля, привел к серьезным успехам в механике, пневматике, геодезии, картографии, развитие которых стимулировалось растущими практическими потребностями. Вместе с тем римская культура стремительно утрачивала дух поиска, открытия. Если культура Греции воспевала, возвеличивала человека, то беспощадная рабовладельческая цивилизация Рима как раз подчеркивала его ничтожество, зависимость от прихотей правителей. Бурный технический рост сопровождался столь же стремительным нравственным упадком. Даже «семейное воспитание» порой могло включать в себя разврат и дикие возлияния, жестокие расправы над рабами. В период расцвета Римской империи семья уступает позиции государственной системе образования, зато в период заката вновь становится преобладающей.

Согласно историку Ливию, первая попытка создания учебных заведений относится в Риме лишь к 449 г. до н. э. Ремесло педагога считалось унизительным. Тем не менее, традиции греческого воспитания не были утрачены и даже приобрели определенные самобытные черты, связанные с практической направленностью образования. Именно в римский период была сформулирована программа образования в виде «семи свободных искусств», обосновывается идея высшего образования. Если в I в. сохранились все семь искусств с добавлением архитектуры и медицины, то затем стали беспощадно исключаться изящные искусства как «побуждающие более мечтать, нежели действовать». Девизом обучения стала «польза», причем скорее в узком смысле – обеспечение военной и политической карьеры. К V в. даже медицина и архитектура были исключены из списка основных дисциплин. Риторические диспуты, сохраняя внешне форму греческих, могли сделать темой прославление … мухи. Основной подготовкой становилась военная, проводимая в легионах.

Наиболее значительное влияние на развитие образования в Римской империи так или иначе оказали мыслители, продолжавшие культурную традицию классической Греции. Блестящий оратор Цицерон (106-43 гг. до н. э.) разделял философские идеи стоиков, как и Сенека (4 г. до н. э. – 65 г. н. э.). Критикуя формализм школьной системы, которая воспитывает «ум, но не душу», Сенека видел далеко идущие последствия такого подхода. Историк Плутарх (45-127 гг. н. э.) требовал с детства уважать в человеке личность: бить ребенка означало «поднимать руку на святыню». «Ребенок – драгоценный сосуд», – подчеркивал адвокат и оратор Квинтиллиан (42-118 гг. н. э.). Главной задачей образования он считал формирование свободного человека. По его мнению, тупость и неспособность – крайне редкие явления. Учитель, будучи сам образованным, должен уметь подходить к воспитанникам осторожно и внимательно, изучать их, знать меру в наградах и наказаниях, быть примером для учеников. Учитель школы повышенного типа должен сначала преподавать в элементарной школе.

Греко-римская культура оказала существенное влияние на варварский мир, лежавший на окраинах Средиземноморья, а также на народы Причерноморья (Ольвия, Фанагория). Через Византию это влияние распространилось не только на Западную и Центральную Европу, но и на Русь. В условиях нравственного упадка римской культуры зарождалось, в первую очередь в угнетенных провинциях, христианство, которое на целое тысячелетие определило развитие европейской культуры.





Дата публикования: 2015-04-10; Прочитано: 1589 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.012 с)...