Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Семейная жизнь ребенка



Семейная жизнь ребенка занимает семь первых лет после рож­дения его на свет. Этот отдел в жизни ребенка можно подразде­лить на следующие периоды: 1. Первый год после рождения на свет до конца первого года... под конец этого периода начинает произ­носить первые артикулированные звуки, т.е. он начинает разъе­динять то, что на него действует. 2. От конца первого года до начала третьего года. <...> Он выделяет себя из окружающей среды и называет себя в первом лице «я», т. е. он начинает сравнивать разъе­диненные им ощущения. 3. От начала третьего года до конца пя­того года ребенок все повторяет; он сам подмечает, повторяет, называет и справляется о верности и значении произносимых им слов, т.е. он усваивает себе условность появившихся у него ощу­щений и связывает их со словами своей речи. 4. От пятого до конца седьмого года; в это время ребенок наблюдает, повторяет, рассуж­дает, т.е. старается рассуждением выяснить себе значение наблю­даемых им действий и явлений, а также соотношение людей меж­ду собою. Во время семейного периода жизни ребенка складыва­ется его тип, усваиваются им обычаи и привычки данной местно­сти и семьи, и поэтому этот период имеет большое влияние на жизнь человека и оставляет почти неизгладимый след на всем его будущем существовании. Цель воспитания — содействовать разви­тию человека, отличающегося своею мудростью, самостоятель­ностью, художественною производительностью и любовью. Необ­ходимо помнить, что нельзя ребенка сделать человеком, а можно только этому содействовать и не мешать, чтобы он сам в себе выработал человека. <...> (с.155)

Главные основания, которых необходимо держаться при воспи­тании ребенка во время семейной его жизни: 1) чистота, 2) по­следовательность в отношении слова и дела при обращении с ре­бенком, 3) отсутствие произвола в действиях воспитателя или обусловленность этих действий и 4) признание личности ребенка постоянным обращением с ним как с человеком и полным при­знанием за ним права личной неприкосновенности.

Цель всякого воспитания содействовать развитию разумного человека, который был бы в состоянии соединять опыт прошед­шей жизни с настоящею жизнью, и быть в состоянии предвидеть последствия своих действий и отношений к другому лицу, выяс­нять себе причинную связь наблюдаемых им явлений и творчески предсказывать и проявляться, в чем именно и выражается челове­ческая мудрость. <...> Мудрость и любовь, как исключительно человеческие проявления и возможные только при наличности образования, должны составлять главную цель воспитания. Необ­ходимы, однако же, определенные условия для достижения при­веденной цели. Требуется большая степень энергии в проявлении существа; такая живая энергия возможна, однако же, только при благоприятных условиях зачатия и утробной жизни, а также и семейной жизни, которая поддерживала бы такую энергию и ни в каком случае не понижала и не ослабляла ее.

1. Чистота требуется как необходимое условие правильного питания, а также как необходимое средство для предохранения от всякого заражения. <...>

2. Отсутствие произвола в действиях воспитателя или обуслов­ленность его действий являются существенным требованием при воспитании человека. Во время семейной жизни ребенок повторе­нием действий окружающих слагает свои привычки. <...> То, чему ребенок сам подвергается в это время, непременно отразится впо­следствии в его действиях по отношению к другим. <...> Чтобы действовать с большим сознанием, необходимо обсуждать и вы­яснять подмечаемое, приводя, по возможности, в причинную связь поставленное требование и то, что его вызвало.

Обыкновенно говорят, что ребенок должен слушаться и ис­полнять, рассуждать он будет после. Здесь, однако же, имеет зна­чение такое психологическое положение: смотря по тому, как мы приучаемся действовать впервые, так будем действовать и впослед­ствии. Как все изучаемое усваивается только упражнением, так и умение рассуждать усваивается также только постепенно. Без рас­суждения невозможно отвлеченное мышление, а без отвлеченно­го мышления невозможны волевые отправления человека. Поэто­му необходимо приучить ребенка рассуждать в семейный период его жизни. <...> (с.156) Необходимо приучить ребенка к тому, чтобы он отдавал себе отчет в своих действиях, чтобы постоянно задумы­вался над тем, что делает, и чтобы постоянно следил и выяснял себе основание своих действий; только в таком случае он в состо­янии развить в себе человека. Для этого необходимы соответствен­ные же действия со стороны окружающих.

Необходимо отличать желание ребенка выяснить вопрос, ко­торый у него является, от простой болтливости и постоянных его вопросов, которые он сам в состоянии уже разрешить; такая болт­ливость ребенка очень не выгодна, это не будет рассуждением над явлениями, подмечаемыми самим ребенком, а только случайное произношение слов и мало сознательное и даже поверхностное отношение к делу. Такой болтливости никогда не следует поддер­живать у ребенка. Причина такого явления обыкновенно пустая болтовня взрослых и неумение обращаться и говорить с ребенком. В деятельной и рабочей среде, где постоянно все заняты и ребе­нок занят, нет времени для пустой болтовни. Только когда бли­жайший ребенку человек освобождается от работы, он обращает­ся к нему для выяснения своих сомнений и получает краткий и простой ответ. Соответственно с этим и ребенок ставит свои во­просы, о которых первоначально сам подумает, и потом уже об­ращается для проверки или для выяснения их к окружающим. Не следует только отталкивать ребенка, зря гонять и относиться слу­чайно, под влиянием минуты, то очень ласково, то сурово, со­вершенно произвольно, как придется, никогда не выясняя осно­вания своих действий. В последнем случае, понятно, и ребенок также повторит воспринятое им и никогда не приучится рассуж­дать над тем, что делает и чем занимается.

3. Последовательность в отношении слова к делу при обраще­нии с ребенком составляет очень существенное требование при семейном его воспитании. Необходимо помнить, что ребенок яв­ляется на свет только с известною степенью энергии организма. Органы активной его деятельности только намечены и далеко еще не развиты, они должны постепенно развиваться по мере их воз­буждения к работе. Проявления ребенка первоначально исключи­тельно имитационные; вместе с этим он при посредстве своих вопросов узнает условное значение произносимых им звуков, а также условность тех ощущений, которые у него являются и при посредстве которых он приучается отличать влияние на него внеш­него мира и то, что происходит в его собственном организме. Из них у ребенка слагаются представления, разъединением и сравне­нием которых он уже вырабатывает себе критерий для своих дей­ствий. Если ребенок подмечает, что никакой последовательности у взрослых нет, то он не в состоянии усвоить себе этого критерия, его действия будут случайны, шатки, никаким серьезным осно­ванием не будут руководимы и направляемы. Если ребенку гово­рят о чем-либо как об уже исполненном, а он на деле видит, что это не так, что это не исполнено, то он предполагает, что можно сказать одно, а сделать другое, не соответствующее слову. (с.158) Если в присутствии ребенка потребовать, чтобы пришедшему сказали, что нас нет дома, то он первоначально изумленно посмотрит и сейчас же выскажет свое сомнение. Заявление о том, что это не его дело, чтобы он молчал и не рассуждал, ему дела не объясня­ет, он только сбит с толку и полагает, что может поступать как придется или как захочет. При таких условиях ребенок не усваива­ет себе критерия правды, у него нет оснований для нравственных его проявлений, он будет руководствоваться только своим ощу­щением; то, что ему приятно, он будет делать, что неприятно, он будет избегать, т.е. будет руководствоваться тем, чем руководству­ется каждое животное. Ребенок, таким образом, будет сбит в ос­нованиях нравственных проявлений человека.

Правдивость не дана человеку готовой, она должна быть при­обретена и усваивается первоначально только наблюдением над жизнью окружающих, также как и речь ребенка. Можно говорить с ребенком, приспособляясь и повторяя те неправильные и мало артикулированные звуки, которые он произносит, тогда он долго не научится говорить правильно, и даже некоторая неправиль­ность в произношении может у него остаться на всю жизнь. Все это заставляет взрослого быть очень последовательным во всех своих действиях, за которыми ребенок постоянно следит, усваивает и соответственно этому действует. Правдивость ребенка складывает­ся только из правдивости среды, его окружающей, или, по край­ней мере, того человека, к которому ребенок всего более привя­зан и который к нему всего проще относится. Стоит только оттал­кивать ребенка, если он высказывает подмеченные им явления, и не обращать его внимания на последовательность в действиях, которые у него замечаются, чтобы он стал говорить неправду, что легко войдет у него в привычку, от которой потом он не скоро отделается. Необходимо твердо помнить, что на ребенка главным образом влияет дело, не слово; он настолько реален, что все у него слагается под влиянием поступков, которые видит. Повторяя то, что на деле он кругом себя замечает, он из этого вырабатывает свои привычки и обычаи; под влиянием этого слагается его тип. Все это указывает на то, насколько существенна для ребенка по­следовательность и правдивость взрослых, в среде которых он жи­вет во время семейного периода своей жизни.

4. Признание личности ребенка с самого начала его сознатель­ной жизни тоже очень существенно, а на это обращают слишком мало внимания при воспитании. Обыкновенно родители полага­ют, что ребенок — их достояние, их собственность, с которой они могут поступать совершенно безотчетно, как с вещью. Только в том случае они склоняются признать за молодым человеком его личную неприкосновенность, когда он в состоянии жить своим трудом. (с.158) Но такое отношение к ребенку совершенно неправильно, и ничего подобного допустить нельзя, раз только родители обяза­ны содействовать развитию человека. Обязанность эта истекает из прошедшего, они в свое время пользовались тем же, поэтому отда­ют только свой нравственный долг своему потомству. <...> С обра­зом человека непременно связано признание его личности и его неприкосновенности, но к этому человек приучается опять же только в молодости; как к нему относились и какое отношение он видел к другим, так и он будет относиться к окружающим. С обра­зованием отношение к людям становится, несомненно, более внимательным, но наибольший след оставляет все же то, что ус­воено во время семейного периода развития ребенка. Нужно ви­деть ребенка, которого никогда никто не оскорблял и не касался его личности, чтобы убедиться в том, насколько он чутко отно­сится к людям и как близко он принимает всякое наносимое ос­корбление. Такой ребенок, всегда очень впечатлителен и более способен к образованию. <...>

Обыкновенно, по принятому обычаю, на ребенка смотрят как на куклу, существующую для потехи взрослых. Затягивать ребен­ка, носить, сажать или качать его положительно не следует, ни­чего кроме вреда этим ребенку не приносят; все это препятствует его развитию (стягивание), раздражает и тревожит его (ношение) и приучает его к прибавочному раздражителю (качание), без ко­торого ребенок потом кричит. Матери нужно, чтобы ребенок ско­рее сидел, чтобы у него скорее прорезывались зубы, чтобы он скорее стоял, скорее ходил; ко всему этому его искусственно воз­буждают и искусственными мерами поддерживают. Такое ускоре­ние нарушает ту постепенность и последовательность в развитии ребенка, которые только и можно принять за нормальные. Нару­шение этой постепенности приводит к болезни и даже смерти. Вместо того чтобы ребенок сам научился сидеть, когда будет в состоянии удерживаться в сидячем положении, сам научился пол­зать, вставать, ходить, все это заставляют его делать раньше, чем он это в состоянии сделать сам, но когда этого желают взрослые. Его необходимо оставлять лежать, не трогать и не таскать до тех пор, пока он этого не будет делать сам. Необходимо, чтобы мла­денец сам осложнял свои действия по мере сил и возможности. <...> Вся тайна семейного воспитания в том и состоит, чтобы дать ребенку возможность самому развертываться, делать все са­мому; взрослые не должны забегать и ничего не делать для сво­его личного удобства и удовольствия, а всегда относиться к ре­бенку, с первого дня появления его на свет, как к человеку, с полным признанием его личности и неприкосновенности этой личности.

Здесь только указана цель семейного воспитания ребенка и глав­ные основания, которых необходимо держаться при этом (с.159)

А. С Макаренко (1888-1939),

педагог, писатель





Дата публикования: 2015-04-06; Прочитано: 306 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.015 с)...