Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Лекция 10. Общие представления о речи



Речь – центральная функция человеческой психики, осуществляющаяся в теснейшей связи со всеми когнитивными и эмоциональными структурами, вплетенная в поведение и личностные проявления человека, его социальные взаимодействия, обеспечивающая полноценное развитие и существование субъекта в обществе. Способность человека выразить нечто в словах является в некотором смысле всепроникающей. В связи с этим, адекватное описание речевого функционирования невозможно без комплексного и многопланового описания, что делает речь объектом ряда смежных дисциплин.

Психология речи – область психологического знания, предметом которой является одна из важнейших сторон психики человека – способность овладения словом, языком, речью. Исходной проблемой данной области является вопрос о соотношении речи и языка. Речь – это материальный, физический процесс, результатом которого являются звуки речи; речь текуча, неустойчива, переменчива. Язык – это система словесных знаков, общая для всех членов социума и являющаяся объектом лингвистики. Однако речь и язык тесно связаны в своем функционировании и выполняют одну очень важную функцию – являются регуляторами совместной деятельности, средством коммуникации, средством передачи и закрепления опыта. Речь – это деятельность общения посредством языка, и ее изучение в искусственном отделении от языка становится очевидно неоправданным.

Согласно деятельностному подходу, речь и язык составляют сложное диалектическое единство. Речь осуществляется по правилам языка, и вместе с тем под воздействием ряда факторов, развивает и совершенствует язык. Согласно С.Л. Рубинштейну, «речь – это форма существования сознания для другого, форма существования мышления. Если давать определение речи через язык, то речь – это язык, функционирующий в контексте индивидуального сознания. В языке фиксируются обобщенные значения, отражающие общественный опыт. В контексте индивидуального опыта эти обобщенные значения приобретают индивидуальное значение и смысл, отражающие личное отношение говорящего. Так же, как индивидуальное сознание отлично от общественного, так же и речь отлична от языка. Но вместе с тем, они и взаимосвязаны: так же как индивидуальное сознание опосредовано общественным, так же и речь обусловлена языком. Индивид способен сформулировать мысль лишь посредством отложившихся в языке форм общественного мышления».

Предмет и объект исследования психологии речи. В психологии речи в качестве объекта исследования принято выделять язык и речь человека.При этом у психологии речи есть четыре предметных области: 1) производство речи; 2) восприятие речи в индивидуальном речевом акте; 3) формирование речи в процессе онтогенеза; 4) нарушения речи. По предмету исследования психология речи перекликается с лингвистикой, филологией, антропологией, кибернетикой, нейропсихологией.

Психолингвистика – наука, предполагающая комплексные исследования речевого поведения психологами и лингвистами. Психолингвистика перекликается с психологией речи и практически совпадает с ней по объекту и предмету исследования. В современных учебниках в главах, посвященных психологии речи, авторы зачастую не отделяют ее от психолингвистики. Предметная область психолингвистики и психологии речи отличается тем, что психолингвистика занимается в основном феноменами языка как такового, а предметом психологии речи является речь, механизмы речеобразования и восприятия речи.

Основные понятия психологии речи. Лексической единицей языка является слово. В слове различают содержание (значение) и внешнюю форму: определенную совокупность звуков (в устной слышимой речи), систему зрительно воспринимаемых знаков (в письменной речи) и артикуляционных образов (в произносимой речи). Слово сочетает в себе значение и знак, является, согласно А.А.Леонтьеву знаком значения. Слово – это отражение предмета, а не просто его обозначение. Между предметом и словом существует связь по существу, по общности содержания. Связь слова с предметом не реальная, природой предустановленная, а идеальная. Но она не условна, она исторична. Связь слова с предметомявляется основной и определяющей для его значения. Эта связь опосредованная, через обобщенное семантическое содержание слова – через понятие или образ.

Значение и предметная соотнесенность слова являются двумя звеньями в едином процессе возникновения и употребления значения слова. Предметная соотнесенность слова осуществляется через его значение. А вот в слове между его чувственной и смысловой стороной существует обычно значительно более тесная, внутренняя связь. Эта связь выступает в фонеме. Фонема – не просто звук, а звук-смыслоразличитель. Это звучание, определенным образом обработанное в системе данного языка специально как носитель определенного смыслового, семантического содержания. В историческом развитии речи звучания возникают в речи как носители некоторых значений.

Речь в структуре психической деятельности. Связанная с сознанием в целом, речь человека включается в определенные взаимоотношения со всеми психическими процессами. Но основным и определяющим для речи является ее связь с мышлением. Речь является формой существования мысли, поэтому можно говорить, что между мышлением и речью существует единство. Но некорректно было бы отождествлять речь и мышление: речь не равна мышлению, но речь и мышление едины.

Вопрос о связи мышления и речи является для психологии крайне важным. Современная психология рассматривает мышление и речь как неразрывно связанные, но в то же время самостоятельные реальности. С появлением речи становится возможным отвлечь от объекта то или иное свойство и закрепить представление или понятие о нем в специальном слове. Человеческое мышление невозможно без языка. Всякая мысль возникает и развивается в неразрывной связи с речью. Чем глубже и основательнее продумана мысль, тем более четко она выражается в словах. Чем больше совершенствуется словесная формулировка мысли, тем отчетливее и понятнее становится эта мысль.

Значительный вклад в решение проблемы соотношения мышления и речи внес Л.С. Выготский. С точки зрения Выготского, первоначально мышление и речь выполняли различные функции и развивались относительно самостоятельно. В филогенезе и онтогенезе мышления и речи отчетливо выделяется доречевая фаза в развитии интеллекта и доинтеллектуальная фаза в развитии речи. У маленьких детей и высших животных обнаруживаются своеобразные средства коммуникации, не связанные с мышлением (выразительные движения, жесты, мимика). Также есть такие виды мышления, которые не связаны с речью.

Сознаниечеловека формируется в процессе общения между людьми. Сознательное общение между людьми осуществляется посредством речи. Отсюда следует единство сознания и речи. Согласно Рубинштейну, благодаря речи индивидуальное сознание обогащается результатами общественного опыта, и сознание одного человека становится данностью другого: речь размыкаетдля меня сознание другого человека.

Основная функция сознания – осознание и отражение бытия. Язык и речь выполняют эту функцию специфическим образом: они отражаютбытие, обозначая его. Согласно С.Л. Рубинштейну, язык и речь в их единстве – обозначающее отражение бытия. Если речь определять через язык, то речь – это язык, функционирующий в контексте индивидуального сознания. В языке фиксируются обобщенные значения, отражающие общественный опыт. В контексте индивидуального опыта эти обобщенные значения приобретают индивидуальное значение и смысл, отражающие личное отношение говорящего. Также, как индивидуальное сознание отлично от общественного, также и речь отлична от языка. Но вместе с тем, они и взаимосвязаны: так же как индивидуальное сознание опосредовано общественным, так же и речь обусловлена языком. Индивид способен сформулировать мысль лишь посредством отложившихся в языке форм общественного мышления.

История исследования речи. Загадка человеческого слова существует с давних времен. Еще в античные времена перед учеными стояла проблема природы и происхождения языка. Обсуждались вопросы, как связаны звук и значение, чем слово отличается от обозначаемой вещи, можно ли через имя воздействовать на носителя имени, каким образом человек выражает себя в речи.

Первая известная науке теория происхождения языка достаточно хорошо известна. Согласно этой теории язык имеет божественное происхождение. Объяснялось, что первоначально существовал один лишь язык и один народ, но однажды люди затеяли дело, не угодное богу, – стали строить город и Вавилонскую башню высотой до небес. Желая помешать им, бог смешал их языки, чтобы они не понимали друг друга. Образовалось вавилонское столпотворение, и люди рассеялись по всей земле каждый со своим языком.

Не обошли вниманием проблему происхождения и функционирования языка и древнегреческие философы. Ставился следующий вопрос: является ли язык плодом соглашения между людьми или в нем отражается естественное сходство между словом и называемой вещью? В то время выделялось два крайних направления:

1. Конвенционализм. Ярким представителем данного направления был Аристотель. Основным положением данного направления было утверждение, что язык является результатом соглашения между людьми. То есть само слово является произвольно выбранным знаком для удобства обозначения вещи.

2. Натурализм. Авторитетным представителем данного направления является Платон. Натуралисты считали, что форма слова неслучайна и непроизвольна. Форма слова связана с функцией и содержанием слова. По Платону, слово – это орудие обучения и распределения сущностей. Согласно Платону, для каждого дела отыскивается орудие. Например, чтобы что-то забить или заколотить, было придумано соответствующее орудие – молоток. Сама реальность, данность диктует предметы. Точно так же реальность и сама природа диктуют слова. Такую работу по наименованию вещей и действий производят люди, которые наиболее чутко чувствуют реальность и природу. Эти люди – самые великие умы, и именно поэтому выдуманные ими слова легко принимаются другими членами общества. Эти люди – «законодатели». Они умеют воплощать в звуках то самое имя, какое в каждом случае назначено от природы. Платон подробно рассматривает вопрос о «естественности» изобретаемых слов. На примерах он показывает, что в словах путем использования подражания звучанию воспроизводится сам предмет. Поскольку не все слова поддаются такого рода объяснению, то вводится идея их испорченности в результате хождения слов среди людей. Кроме того, испорченность возникает при заимствовании слов из других языков.

XVII век принес с собой идею рациональности в понимании природы языка. Рене Декарт утверждал, что в основе языка лежит рациональное мышление. Мышление порождает язык, и каждому акту мысли есть соответствие в языке. Джон Локк в своём трактате «Опыт о человеческом разуме» помещает главу «О словах». По мнению Локка, слова – это произвольно выбранные обозначения идей. Слова не отражают естественных связей между специфическими звуками и определенными идеями. Назначение слов – быть понятными для выражения идей. В то же время с помощью слов создаются новые и абстрактные идеи, что дает человеку возможность развиваться в особое высшее существо на земле. В этом смысле Локк выступает как конвенционалист. Мы знаем, что Локк был сенсуалистом и высказывал идею первенства внешних воздействий в усвоении языка.

В противовес Локку Лейбниц утверждал, что слова – вовсе не конвенциональные знаки. Они не так уж и произвольны и случайны. Лейбниц утверждал, что естественная природа языков основана на звуках. Лейбниц изучал этимологию языков Азии, Исландии, Африки, пытался выявить взаимосвязь формы слов с условиями проживания аборигенов, условиями исторического развития. Кроме того, Лейбниц сам искал некий общий для всех философский язык, который бы помог в анализе «нашего мышления».

На смену рационализму XIX век принес романтическую идею: язык – проявление духа. Сущность языка состоит в том, как дух обнаруживает себя в языке. Крупнейшим представителем этой позиции стал Вильгельм Гумбольдт. Он был знатоком многих языков и исследовал, как языки разных типов образуют слова, каковы способы обозначения их родства, как слова связываются в предложении и каким образом обозначается эта связь. Он пришел к мысли, что эти операции необходимы человеческому духу для самовыражения, и они представляют собой чисто умственную сторону языка, его внутреннюю форму. Внутренняя форма языка тесно связана с системой понятий человека, его видением мира. Даже при простом наименовании предметов человек выражает отношение к ним, свой взгляд на предмет. При этом язык выражает дух не только одного человека, но целого народа. Национальный характер языка проявляется в словосочинении, речевых периодах. Народы с сильным и поэтическим духом имеют сложный язык. Гумбольдт ввел понятие «языкового сознания». Язык создает народное языковое сознание, и, в свою очередь, развитие языка способствует закреплению культурных привычек.

Среди последователей Гумбольдта видное место принадлежит нашему соотечественнику А.А. Потебне. Он, как и Гумбольдт, опирался в своем исследовании на знание многих языков. Главная тема его труда – вопрос о соотношении языка и мысли. Основная идея Потебни состояла в том, что язык формирует мысль, является порождающим мысль механизмом. Например, грамматические категории дают возможность развиваться мысли. Рост предикативности в языке связан с эволюцией сознания, когда идея процесса, движения, динамики становится ведущей. Идеи Потебни перекликаются с идеями философа Витгенштейна. Хорошо известна его фраза «Границы моего языка являются границами моего мира» или в другом переводе «Границы моего сознания очерчены моим языком».

Вопросами психологии речи задавался и Вильгельм Вундт. Он интересовался вопросом происхождения человеческого языка и объяснял его общей, присущей всем людям способностью выражать свои чувства и аффекты. Язык, по мнению Вундта, имеет то же происхождение, что и жесты, крики радости или горя, являясь средством выражения психологических состояний и эмоциональной сферы. Большое значение Вундт придавал природным звукам, предполагая, что именно они составляют натуральную основу языка.

Исследователи, примыкавшие к Вюрцбургской школе (Кюльпе, Ах), понимали процесс формирования высказывания как воплощение мысли в развернутую речь, а процесс понимания – как процесс перехода от развернутой речи к мысли. Сама исходная мысль понималась ими как неоформленная интенция, не опирающаяся на наглядные образы, не имеющая никакого речевого оформления, как чистый духовный акт, а превращение мысли в речевое сообщение принималось как процесс воплощения готовой духовной мысли в столь же готовую оболочку грамматически построенной речи.





Дата публикования: 2015-04-09; Прочитано: 975 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...