Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Самоконтроля



1. Перечислите в хронологическом порядке этапы литературного процесса: средневековая литература; литература XIX века; литература эпохи Просвещения; античная литература; литература эпохи Возрождения; дописьменная литература; литература ХХ века.

2. Докажите на конкретных примерах, что в одну и ту же эпоху могут существовать разные художественные методы.

3. Почему в основу понятия «классицизм» положено слово classicus – «образцовый»?

4. Какие литературные направления предшествовали классицизму?

5. Определите, особенности какого метода перечислены:

- обращение к образцам и формам античности как к идеалу;

- принцип рационализма; культ разума;

- строгое соблюдение правил, канона в построении художественного произведения;

- соблюдение в драме единства времени, места, действия;

- стремление запечатлеть существенные свойства жизненного явления;

- обращение к общественной проблематике;

- выделение одной доминирующей черты в человеческом характере;

- идеализация героев.

Приведите примеры произведений. Обоснуйте свой выбор.

6. Что собой представляла жанровая система классицизма?

7. В чем заключается принцип трех единств в литературе классицизма?

8. Определите, особенности какого метода перечислены:

- решение воспитательных задач посредством воздействия на чувства читателя;

- культ «естественных» чувств;

- признание добродетели как природного свойства человека;

- способность к состраданию как черта идеального человека;

- обращение к повседневности и интерес к сельской теме;

- создание идиллической картины действительности; культ природы;

- раскрытии богатства духовного мира простого человека;

- внимание к внутреннему миру человека.

Приведите примеры произведений. Обоснуйте свой выбор.

9. Какие художественные системы потеснили классицизм?

10. Определите, особенности какого метода перечислены:

- тяготение к субъективному, интуитивному, бессознательному;

- задача не воссоздания, а пересоздания действительности;

- изображение исключительных характеров в исключительных обстоятельствах;

- интерес к сложному и противоречивому внутреннему миру человека;

- утверждение человеческой индивидуальности;

- смешение высокого и низкого, комического и трагического, обыденного и необычного;

- трагический разлад мечты и действительности;

- признание недостижимости идеала;

- двоемирие;

- утверждение ценности свободы, борьбы, любви, природы.

Творчество каких писателей связано с эти методом? Приведите примеры произведений. Свой ответ обоснуйте.

11. По утверждению Альфреда де Мюссе, романтический герой испытывает «любопытство ко злу». Докажите или опровергните справедливость этого утверждения на примере анализа образа Печорина.

12. Определите, особенности какого метода перечислены:

- изображение жизни в образах, соответствующих сути жизненных явлений, посредством типизации фактов действительности;

- правдивое отражение мира, широкий охват действительности;

- историзм;

- отношение к литературе как к средству познания человеком себя и окружающего мира;

- отражение связи человека и среды;

- типизация характеров и обстоятельств.

Творчество каких писателей связано с эти методом? Приведите примеры произведений. Свой ответ обоснуйте.

13. Выделите в пьесе А.С. Грибоедова «Горе от ума» черты классицизма, романтизма и реализма.

14. В чем разница между реализмом и натурализмом?

15. Проанализируйте образ героя любого хорошо вам известного реалистического произведения, опираясь на указанные ниже направления анализа: герой в контексте творчества писателя и в контексте литературной традиции; место в системе персонажей; выбор имени героя; способ введения персонажа в текст; среда, воспитание. Образование, окружение героя; предыстория; поступки; портрет; интерьер; пейзаж; речь; самооценка героя и ее динамика; авторская характеристика образа; герой за рамками произведения (домысливание сюжета до начала описываемых событий и после финальной точки произведения); типическое и индивидуальное в герое; герой в читательской оценке и в критической литературе.

16. Приведите примеры того, как в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» доказывается справедливость гуманистических идей:

- даже падший человек заслуживает любви и сострадания;

- в человеке коренится не только порок, но и готовность к добру;

- всякий человек может воскреснуть для новой жизни, если на то есть его воля и если он не закрыт для любви;

- путь очищения души от скверны лежит через страдания.

17. Соотнесите направление в искусстве модернизма (а) и его характеристику (б):

а) импрессионизм, экспрессионизм, экзистенциализм, символизм, имажинизм, акмеизм, футуризм, сюрреализм;

б) демонстративный разрыв с традициями; изображение свободного, мгновенного переживания, создание ошеломляющего образа; возврат слову его изначального, несимволического смысла, воплощение конкретно-чувственных образов реального мира; требование «чистой образности», точного изображения предмета; признание за словом-знаком способности определять сущность явлений, тонкий мир, находящийся за пределами реальности; отражение иррациональности мира и осмысление нравственного выбора как способа сотворения себя; отказ от правдоподобного изображения действительности, яркая эмоциональность, постижение скрытой сущности средствами искусства; ориентация искусства на особенность личного восприятия мира художником, для которого важен акцент не на что говорится, а на как говорится.

Приведите примеры произведений, укажите их авторов.

18. Назовите основных представителей европейского и русского модернизма.

19. Каковы существенные особенности постмодернизма?

20. О каком направлении в современной литературе идет речь в приведенном ниже фрагменте: «Для него характерны всеразъедающая ирония, установка на пародийность, фрагментарность повествования. Любая попытка сконструировать модель мира признается бессмысленной, искусство же представляется своеобразным сводом правил организации художественного текста…».

21. Определите, какая из перечисленных ниже особенностей не относится к модернизму:

- задача создания новой художественной культуры, способной привести человечество к духовному возрождению;

- попытка построения эстетической гармонии путем искусственного объединения картин жизни;

- отражение кризисного сознания: изоляция человека от окружающего мира, замкнутость, отчужденность, разрыв духовного опыта личности с жизнью общества, абсурдность человеческого существования;

- утверждение самоценности и самодостаточности человеческой личности;

- «образ на пьедестале»;

- установка на многообразие субъективных интерпретаций бытия.

22. Какие роды литературы сложились в эпоху античности? (Вспомните творчество Гомера, Гесиода, Анакреонта, Сафо, Аристофана, Эсхила и др.)

23. Аристотель говорил о трех способах подражания искусства действительности:

- подражающий рассказывает о событии как о чем-то отдельном от себя;

- подражающий остается самим собой, не изменяя своего лица;

- подражающий представляет всех изображаемых лиц как действующих и деятельных.

Какому роду литературы соответствует каждый из этих способов?

24. Соотнесите приведенные ниже характеристики слова с тремя литературными родами:

- слово описывает предметный мир;

- слово выражает состояние говорящего;

- слово воспроизводит процесс речевого общения.

25. Как известно, жанром называют ту или иную разновидность произведения, в которой проявляется литературный род. Приведите примеры средневековых произведений, которые относятся а) к эпическим жанрам; б) к лирическим жанрам; в) к драматическим жанрам.

26. В каком жанре написаны следующие произведения: «Эдип-царь» Софокла, «Лисистрата» Аристофана, «Энеида» Вергилия, «К Мельпомене» Горация, «Метаморфозы» Овидия, «Божественная комедия» Данте, «Гаргантюа и Пантагрюэль» Рабле, «Гамлет» Шекспира, «Сид» Корнеля, «Паломничество Чайльд-Гарольда» Байрона, «Отверженные» Гюго, «Хождение за три моря Афанасия Никитина», «Житие протопопа Аввакума», «Слон и Моська» Крылова, «Филарет и Евгений, или На зависть и гордость дворян злонравных» Кантемира, «Вольность» Радищева, «Капитанская дочка» Пушкина, «Мертвые души» Гоголя, «Евгений Онегин» Пушкина, «Русский язык» Тургенева, «Вишневый сад» Чехова.

27. Какой конфликт характерен а) для античной трагедии; б) для классицистической трагедии?

28. В основе какого произведения Гомера лежит миф о Троянской войне?

29. Он храбрый и умный воин, атлет, отважный мореход, любящий сын и супруг. При этом он может быть жадным, лживым, жестоким, коварным… О каком герое идет речь? Кто автор произведения?

30. Назовите произведение Аристофана, посвященное вопросам литературы и театра. Каков жанр этого произведения?

31. Почему Вергилия называли в средние века «христианином до Христа»?

32. В каком жанре Гораций достиг наибольших успехов?

33. Почему Овидий заслужил репутацию певца любви?

34. В каком произведении рассказывается история троянца – предка римских царей? Кто автор этого произведения?

35. «Метаморфозы» Овидия принесли ему мировую славу. Что представляет собой это произведение? Почему оно так называется?

36. Почему в отличие от самостоятельных героев Гомера главный герой поэмы Вергилия «Энеида» подчиняется воле богов, року?

37. Назовите произведение скандинавского эпоса, в основу которого положен сюжет, повествующий о мести жены за убийство мужа и отражающий новую мораль, согласно которой муж ближе брата.

38. Как называется произведение, в котором частный эпизод похода короля Карла Великого против мавров в Испанию превращается в событие национальной истории?

39. Их лирика подарила поэзии нового времени рифму, они воспевали войну и любовь как вдохновение к бою, их искусство – это самовыражение. О ком идет речь?

40. Их творчество возникло между различными явлениями культуры – городской и церковной; к их творчеству восходит студенческий гимн «Gaudeamus igitur». О ком идет речь?

41. Объясните, в чем суть принципа «готической вертикали». В каких произведениях итальянских авторов он использовался?

42. Назовите сказочные элементы, которые используются в сюжете о Тристане и Изольде.

43. Приведите примеры жанров а) городской, б) рыцарской, в) клерикальной средневековой литературы.

44. На какие традиции опирался средневековый театр? Какие жанры для него характерны?

45. Эта поэма универсально-философского характера написана в жанре видения (с точки зрения средневековой жанровой системы). Назовите произведение и его автора.

46. Какой жанр прославил своим творчеством Боккаччо?

47. Этот поэт в своих сонетах воспевал любовь как земное чувство, возвышающее душу. Назовите этого поэта. Как звали его возлюбленную?

48. Это произведение представляет собой сборник новелл с обрамлением, в котором описана чума во Флоренции. Назовите произведение и его автора.

49. Перечислите уровни смысла «Божественной комедии» Данте. На каком смысловом уровне Данте выражает идею воздаяния за все земные дела в жизни загробной?

50. Дайте толкование первых строк поэмы Данте:

Земную жизнь пройдя до половины,

Я очутился в сумрачном лесу,

Утратив правый путь во тьме долины.

51. Какова система персонажей в «Божественной комедии» Данте?

52. Перечислите черты средневековой литературы и литературы Нового времени в «Божественной комедии» Данте.

53. Как вы считаете, можно ли назвать героиню последней новеллы «Декамерона» идеальной? Свой ответ обоснуйте.

54. Какой день почти на протяжении десятилетия Петрарка ежегодно отмечал написанием сонета?

55. Кто автор строк:

Я Франсуа, чему не рад:

Увы, ждет смерть злодея.

И сколько весит этот зад,

Узнает скоро шея.

56. Какое произведение стало «энциклопедией французского Ренессанса»? Какая тема проходит через все пять книг этого произведения?

57. Какие идеалы античности проповедует Рабле в своем романе?

58. Почему Рабле любит использовать большие и точные числа?

59. Почему в романе Рабле так много сцен поглощения пищи?

60. Охарактеризуйте принципы жизни в Телемской обители.

61. Объясните выражение «панургово стадо».

62. Аллегорией чего является в романе Рабле эпизод морской бури?

63. Какие острова посещают герои Рабле? Каковы нравственные устои их жителей?

64. Зачем Панург хотел попасть на остров Божественной Бутылки? Какой совет дал ему оракул и как понимать этот совет?

65. В чем суть а) гомеровского вопроса, б) шекспировского вопроса?

66. Какова периодизация творчества Шекспира? Приведите примеры произведений, написанных в каждый период. Что их отличает?

67. Дайте общую характеристику сборника шекспировских сонетов.

68. Какие произведения Шекспира обычно включают в цикл «тронных трагедий»? В каком смысле верно и в каком неточно это понятие в отношении шекспировских пьес?

69. Можно ли «Ромео и Джульетту» назвать «трагедией судьбы»? Ответ обоснуйте.

70. Пародией на какой тип романа является самое известное произведение Сервантеса? Приведите полное название произведения и докажите, что издевка содержится уже в самом его названии.

71. Сравните два типа литературных героев (согласно классификации И.С. Тургенева): «гамлеты» и «донкихоты».

72. Приведите примеры произведений «литературы о дураках».

73. Назовите имя основателя испанского национального театра, автора комедии «Собака на сене».

74. В каком произведении и какого автора изложены нормы и каноны классицизма?

75. Кто из французских драматурнов воплощал в своих пьесах принцип «трагической вины». В чем его суть?

76. Проанализируйте пьесу Корнеля «Сид» с точки зрения правила трех единств.

77. Кто из французских драматургов ввел принцип психологизма в литературу, исследуя внутреннюю жизнь человека?

78. О каком мольеровском герое можно сказать словами Пушкина: «…лицемер волочится за женой своего благодетеля, лицемеря; спрашивает стакан воды, лицемеря»?

79. Закончите фразу: «Имя Дон Жуана стало нарицательным, для обозначения …».

80. Почему в пьесе Мольера «Тартюф» счастливая развязка мнимая?

81. Идея какой пьесы Мольера изложена следующими словами одного из его героев: «… всякий обман бросает тень на порядочного человека. Стыдиться тех, от кого тебе небо судило родиться на свет, блистать в обществе вымышленным титулом, выдавать себя не за то, что ты есть на самом деле, - это, на мой взгляд, признак душевной низости».

82. Кто из писателей, представителей просветительского реализма, считается основоположником романа Нового времени?

83. Назовите литературного героя и автора произведения, в котором воплощены просветительские представления о «естественном человеке» и его взаимоотношениях с природой.

83. Сколько частей в романе Свифта «Приключения Гулливера»? В какой части писатель сатирически изображает современную ему Англию? Как называется эта часть?

84. Назовите произведение Шиллера, которое имеет эпиграф «Против тиранов»ю

85. Как называется роман Гете, который вызвал моду на любовные страдания и даже на самоубийства из-за любви? Что сближает этот роман с произведениями классицизма?

86. Кому принадлежат слова: «Все жанры хороши, кроме скучного»?

87. «Человек рожден свободным, а между тем везде он в оковах». Назовите трактат, который начинается этими словами, и его автора.

88. Назовите произведение Гете – признанный шедевр мировой литературы.

89. Кто являлся главным редактором «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел»?

90. Почему французы называют XVIII век веком Вольтера?

91. Кто является основателем жанра философского романа?

92. Назовите три повести Дидро, в которых он воплотил свои философские, исторические, эстетические воззрения.

93. Какой роман и какого автора стал вершиной литературы французского сентиментализма? Какой прием позволил автору этого романа показать чувства героев изнутри?

94. В каком произведении Вольтера разоблачается философия «мировой гармонии»?

95. Какую цель преследовал Вольтер, обращаясь к изображению Востока в своих произведениях?

96. Кто и в каком произведении первым изложил теорию «естественного воспитания»?

97. В каком жанре работал Бомарше? Приведите примеры его произведений.

98. Охарактеризуйте два типа романтического героя в литературе. К какому из этих типов относятся герои Байрона, Гюго, Гофмана? Приведите примеры.

99. Назовите первое крупное романтическое произведение Байрона. В каком жанре оно написано? Как соотносятся автор и герой в этом произведении?

100. Охарактеризуйте «байронического героя».

101. В творчестве какого писателя-романтика основное внимание уделялось судьбе художника-творца и его столкновению с прозаическим, пошлым бытом?

102. В каком романе Гюго затрагивается тема искусства, объединяющего эпохи, что нашло отражении и в заглавии произведения?

103. Назовите произведения Байрона, написанные в жанре драм-мистерий. Какое из них является мифом бунта?

104. Как соотносятся образ собора и образ Квазимодо в романе Гюго?

105. Как проявляется характер человека эпохи Возрождения в образе Эсмеральды? Какой образ противостоит этому образу в романе?

106. Почему в «Соборе Парижской Богоматери» Гюго обращается к событиям XV века?

107. Приведите примеры «восточных поэм» Байрона.

108. В каком произведении Гюго была сформулирована программа романтического движения и в чем ее суть?

109. Докажите, что «Отверженные» - романтическое произведение. Можно ли этот роман назвать эпопеей?

110. Докажите, что роман Гюго «93-й год» - романтическое произведение.

111. В каком жанре работал Вальтер Скотт? В чем проявилось новаторство произведений этого автора?

112. Почему в период расцвета критического реализма в литературе доминирует проза?

113. Что характерно для натурализма в литературе?

114. Кому из писателей-реалистов принадлежит замысел «Человеческой комедии»? Какой, по замыслу автора, должна была быть структура этого произведения? Что объединяет все произведения в единое целое?

115. Что такое «объективный роман»? Приведите примеры произведений.

116. Докажите, что роман «Госпожа Бовари» - это роман о нравах.

117. Что оказало влияние на характер Эммы Бовари. В чем ее пошлость?

118. Какие события положены в основу романа Стендаля «Красное и черное»? Что оказало влияние на становление характера главного героя?

119. В творчестве каких писателей-реалистов наиболее ярко проявилось сатирическое начало?

120. Охарактеризуйте замысел романа Диккенса «Посмертные записки Пиквикского клуба».

121. Приведите примеры романов Диккенса о судьбе детей.

122. Что такое «физиологический» роман в творчестве Эмиля Золя? Какие романы из цикла Золя «Ругон-Маккары» вы знаете?

123. Удалось ли автору реализовать свой замысел в романе «Жерминаль»? Прокомментируйте название романа.

124. Какой жанр стал ведущим в реалистической литературе конца XIX века благодаря творчеству Мопассана? Приведите примеры произведений.

125. Назовите авторов – представителей а) символизма, б) эстетизма, в) экзистенциализма в европейской литературе.

126. Перечислите основные черты литературы «потерянного поколения», приведите примеры произведений с указанием их авторов.

127. Перечислите основные черты литературы «потока сознания», приведите примеры произведений с указанием их авторов.

128. Каковы особенности бытования древнерусских литературных произведений?

128. Каковы художественные особенности древнерусской литературы?

128. В чем значение принятия христианства для литературы и книжности Древней Руси?

129. Назовите а) переводные, б) оригинальные жанры древнерусской литературы.

128. Охарактеризуйте характерный для летописания стиль монументального историзма. Как этот стиль проявился в «Слове о полку Игореве»?

129. Какова композиция «Поучения» Владимира Мономаха?

130. Перечислите признаки Предвозрождения на Руси. Почему русское Предвозрождение не перешло в Ренессанс?

131. Назовите особенности русской беллетристики XV века.

132. Определите жанровую принадлежность «Хождения за три моря Афанасия Никитина».

133. Назовите вид литературы, получивший распространение в XVI веке.

134. Какое название получила книга постановлений церковного собора 1551 года?

135. В какой книге содержались материалы для чтения, расположенные по месяцам?

136. Охарактеризуйте а) силлабический, б) силлаботонический принцип стихосложения. Кто из русских авторов считается создателем регулярной силлабической поэзии?

137. Стиль какого автора получил название «кусательный»? Почему? Какие темы затрагивал автор в своих сочинениях?

138. В каком жанре написано «Житие протопопа Аввакума»? Докажите, что Аввакум в «Житии» нарушает агиографический канон. Что помогает автору избежать греха гордыни?

139. Назовите основные жанры беллетристики XVII века, приведите примеры произведений. Какое произведение перекликается с евангельской притчей о блудном сыне?

140. Какой стиль был основным стилем московской придворной культуры конца XVII? Что характерно для этого стиля?

141. Кто был постановщиком первого спектакля в придворном театре? Как называлась пьеса?

142. С какого жанра начал свое развитие русский классицизм? Приведите примеры произведений, укажите их автора.

143. Назовите а) высокие, б) низкие жанры классицизма, дайте их краткую характеристику. Приведите примеры произведений, укажите их авторов.

144. Какие сатирические журналы XVII века вы знаете. Кто их издавал?

145. Кто является основоположником русской революционной поэзии? В каком его произведении русская революционная мысль впервые была изложена поэтическим слогом?

146. «Обстоятельства делают великого мужа»… В каком произведении и какого автора впервые показана роль обстоятельств в воспитании характера и эволюция взглядов героя?

147. Докажите, что произведение Фонвизина «Недоросль» - социально-политическая комедия.

148. В чем суть «теории трех стилей» Ломоносова?

149. Какова роль В.К. Тредиаковского в реформе русского стихосложения?

150. В каком поэтическом жанре Ломоносов достиг наибольших высот? Приведите примеры его произведений, написанных в этом жанре.

151. В каком произведении Державина поэтизируется повседневная жизнь человека?

152. Как развивалась тема Фелицы в творчестве Державина?

153. В чем проявляется своеобразие Карамзина-поэта и Карамзина-прозаика.

154. «И крестьянки любить умеют»… Опираясь на это высказывание, прокомментируйте отношение Карамзина к идее равенства (морального, социального).

155. Перечислите сферы творческой деятельности И.А. Крылова.

156. Что сближает творчество поэтов-декабристов и творчество поэтов-классицистов?

157. Какие произведения входят в цикл южных поэм Пушкина?

158. Определите стихотворный размер данного отрывка:

Быть можно дельным человеком

И думать о красе ногтей.

К чему бесплодно спорить с веком?

Обычай деспот меж людей.

(А.С. Пушкин)

159. «Умная ненужность». Какого литературного героя так охарактеризовал А.И. Герцен?

160. К кому относятся слова «певец таинственный и милый» из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Смерть поэта»?

161. Назовите произведения А.С. Пушкина, в которых затрагивается тема Петра I. Укажите жанр каждого произведения.

162. «Его стихов пленительная сладость пройдет веков завистливую даль». О ком эти пушкинские строки?

163. Кому принадлежит высказывание: «Переводчик в прозе есть раб, в поэзии – соперник»? Как вы понимаете эти слова?

164. Назовите ключевой мотив творчества М.Ю. Лермонтова.

165. Почему роман Лермонтова «Герой нашего времени» называют «реалистической повестью о романтическом герое»? Укажите черты романтического героя в характере Печорина.

166. В каком произведении Пушкин исследует проблему «русского бунта»? Почему он называет его «бессмысленным и беспощадным»?

167. В каком произведении Пушкин исследует роль «мнения народного» в судьбе страны и ее лидеров? Какими словами заканчивается произведение? Почему автор решил именно так закончить свое произведение?

168. Можно ли лирику Ф.И. Тютчева назвать главным образом пейзажной? Ответ обоснуйте.

169. Какие произведения входят в гоголевский цикл а) «Вечера на хуторе близ Диканьки», б) «Миргород», в) «Петербургские повести»? Какие произведения из цикла «Миргород» являются романтическими?

170. В чем заключается своеобразие гоголевского романтизма? Что сближает творчество Гоголя с творчеством Гофмана?

171. Какие произведения входят в пушкинский цикл «Повести Белкина»? В какой повести затрагивается тема «маленького человека»? В рамках какого направления русской литературы эта тема получит свое развитие?

172. Помните ли вы эпиграф к комедии Гоголя «Ревизор»?

173. В каких произведениях Пушкина затрагивается тема «маленького человека»? Знаете ли вы имена пушкинских героев, воплощающих этот тип?

174. Кто из русских писателей нарушил традицию в изображении «маленького человека»? Как именно? Приведите примеры произведений.

175. Охарактеризуйте следующие литературные типы: а) «маленький человек», б) «лишний человек», в) «новый герой» литературы 60-х гг. Приведите примеры произведений, в которых встречаются указанные типы героев.

176. Как вы понимаете термин Чернышевского «диалектика души», который он использовал, говоря о психологизме Л.Н. Толстого?

177. Какие приемы психологического анализа использует Толстой в своем творчестве? Приведите примеры.

178. Какой уровень человеческого сознания делает Достоевский предметом психологического анализа? Почему?

179. Как проявляется полифонизм произведений Достоевского?

180. Кто является «двойниками» Раскольникова в «Преступлении и наказании»? В чем суть «двойничества»?

181. Чем принципиально отличается театр Чехова от театра Островского?

182. Какой московский театр называют домом Островского? Почему?

183. С каким московским театром тесно сотрудничал А.П. Чехов?

184. В каких произведениях XIX века затрагивается московская тема? Кто авторы этих произведений?

185. В каких произведениях XIX века затрагивается петербургская тема? Кто авторы этих произведений?

186. Какие литературно-туристические центры, связанные с жизнью и творчеством русских писателей XIX века, вы знаете? Где находятся эти центры?

187. Какому произведению русской литературы посвящена статья Н.Г. Чернышевского «Русский человек на rendez – vous»? О чем эта статья?

188. Перечислите основные течения модернизма в русской поэзии конца XIX – начала XX века, дайте их краткую характеристику.

189. В каком поэтическом произведении сформулирована программа символизма? Кто его автор?

190. Назовите поэтов- а) символистов, б) акмеистов, в) футуристов, г) имажинистов.

191. Кто из символистов относится а) к «старшим символистам» (декадентам), б) к «младосимволистам»?

192. Назовите представителей эгофутуризма и кубофутуризма.

193. Перечислите русских писателей – лауреатов Нобелевской премии.

194. Какие литературно-туристические центры, связанные с жизнью и творчеством русских писателей XX века, вы знаете? Где находятся эти центры?

195. Произведения каких русских писателей XX века относятся а) к «задержанной» внутри страны литературе, б) к советской, идеологизированной литературе, в) к эмигрантской литературе.

196. Назовите современных писателей - представителей а) военной прозы, б) «деревенской прозы», в) «городской» прозы. Приведите примеры произведений.

197. Что такое «социалистический реализм»? К каким произведениям применимо это понятие?

198. Какие литературные направления существовали одновременно в русской литературе ХХ века?

199. Охарактеризуйте проблему героя в русской литературе ХХ века.

200. В каких произведениях XX века затрагивается московская тема? Кто авторы этих произведений?

201. В каких произведениях XX века затрагивается петербургская тема? Кто авторы этих произведений?

202. Какие темы и проблемы характерны для женской прозы? Приведите примеры произведений.

203. Что характерно для жанра антиутопии в русской литературе ХХ века? Приведите примеры произведений.

204. Назовите основные направления в современной русской поэзии.

205. Какие направления сложились в современной русской прозе? Что характерно для литературы постмодернизма? Приведите примеры произведений.


ОГЛАВЛЕНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ............................................................. 3

I. ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ КУРСА

«РУССКАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА»......... 6

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА................................... 8

1. Античная литература................................................... 8

2.Литература средних веков и Возрождения............... 9

3. Западноевропейская литература XVII века............ 12

4. Западноевропейская литература XVIII века.......... 13

5. Зарубежная литература XIX века............................. 16

6. Зарубежная литература конца XIX – XX века....... 19

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА........................................ 22

1. Древнерусская литература........................................ 22

2. Русская литература XVIII века................................ 25

3. Русская литература XIX века................................... 31

4. Русская литература конца XIX – XX века.............. 43

5. Русская литература рубежа ХХ - XXI вв................ 56

II. ТЕМЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ................... 68

III. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА......................... 83

1. Задания к каждому разделу курса............................ 83

2. Варианты заданий для творческой работы............. 91

IV. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ДИСЦИПЛИНЫ........................................................... 95

1. Литература.................................................................. 95

2. Художественные тексты для обязательного

прочтения..................................................................... 98

V. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ............................................ 101


Учебно-методическое издание

Серпикова Марина Борисовна

РУССКАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Методические указания

к практическим занятиям и самостоятельной работе студентов

Подписано в печать Формат 60х 84⁄16 Изд. № 264 - 12

Усл. - печ. л. – Заказ № Тираж 150 экз.

150048, Ярославль, Московский проспект, д. 151

Типография Ярославского филиала МИИТ





Дата публикования: 2015-04-06; Прочитано: 892 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.036 с)...