Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Идея неизбежного уменьшения влияния религии в обществе с развитием прогресса набирала силу по меньшей мере с XVIII века и стала аксиомой к середине ХХ века, когда в общественных науках утвердился термин «теория секуляризации». Суть ее в том, что модернизация неизбежно приводит к уменьшению влияния религии и в обществе, и в умах людей. В самом широком смысле секуляризационная теория означает, что религии — ранее принятые символы, доктрины и институты — теряют свой престиж. Классическая теория секуляризации подразумевает прямую непосредственную связь между процессами модернизации и секуляризации и предполагает, что с экономическим развитием общества роль религии и религиозных институтов неуклонно снижается (Питер Бергер, Томас Лукман).
Принципиальные положения теории секуляризации в основном получили подтверждение в ходе эмпирических исследований религиозной ситуации в Западной и Восточной Европе. Однако наиболее экономически развитая страна в мире, США, на протяжении второй половины ХХ века оставалась и одной из наиболее религиозных, что ставило под сомнение исходные тезисы теории секуляризации. Именно религиозная ситуация в США долгое время служила главным камнем преткновения для классической теории секуляризации, преобладавшей в мировой социологии религии.
Тем временем конец ХХ века для многих неожиданно ознаменовался возвращением религиозного фактора в политику и общественную жизнь. Наиболее заметным стало возросшее влияние ислама, но на международной религиозной арене повсюду оказались на подъеме консервативные, традиционные и ортодоксальные движения. Это происходило в США (упадок основных направлений протестантизма и рост евангелических движений), в России (возрождение православия), в католических странах, в Израиле (возросшее влияние консервативного течения в иудаизме), в Индии (ситуация в индуизме и сикхизме).
В конце ХХ — начале ХХI века под влиянием возрастающей роли религии и религиозных институтов во многих странах и в мире в целом классическая теория секуляризации подверглась критике со стороны многих известных ученых, фактически отказался от теории секуляризации и один из ее главных создателей — Питер Бергер.
В своей программной статье, вышедшей в 1999 году, он утверждает: предположение о том, что мы живем в секуляризированном мире, ошибочно. Мир сегодня, с некоторыми исключениями, столь же яростно религиозен, как и всегда. Идея о том, что модернизация неизбежно приводит к упадку религии, — ложная. Модернизация имеет определенный секулярный эффект в некоторых странах. Но она также вызывает мощное движение контрсекуляризации. И действительно, отношения между религией и современностью (модернити) очень сложные. Доказательством этому служат статистические данные и результаты социологических исследований.
Многие сегодня уповают на религию – как на спасение от наших бед, на Церковь – как на силу, способную сплотить общество, вывести его из мрака нравственного падения.
Роль религии огромна, ведь религиозная культура по сей день является ключевой в развитии этической, эстетической, правовой, политической, вообще мировоззренческой и даже научной. Правда, во всех случаях есть обратная связь. Если человек не осознает себя частицей Мироздания и не понимает, что обязан жить по законам Вселенной, он остается зверем при любом образовании.
Нам жизненно важно воспитать, выработать бережное отношение к природе, людям, детям, привлечь на помощь всю культуру. И без религии здесь не обойтись.
У человека 5 органов чувств: зрение, слух и т.д. У человечества таких органов нет, но есть 7 форм общественного сознания: философия, наука, искусство, мораль, право, политика, религия. Если у человека какой-то орган чувств не работает, он инвалид. Если не работают все или почти все – просто растение. Если какая-то форма сознания у него не развита – тоже, по сути, инвалид. Если неразвиты многие формы – совсем плохо.
Религия – не просто слепая вера во что-то, это – уяснение своего места в Мироздании и чувство сопричастности Космосу.
Каждая из семи форм сознания существуют сами по себе, не соперничают друг с другом, у каждой свои задачи.
Наука и религия не противоречат друг другу. Зная, что человечество произошло иначе, чем описано в Библии, можно верить в Бога, в силу молитвы.
Наука очень специфична – анализ, диагноз, прогноз. Но если человек ограничивается только наукой, отвергая другие формы сознания, присущие человечеству, он окажется в тупике, и не в одном.
Искусство может иметь отношение к религии, а может и не иметь, и от этого не перестает быть искусством.
Мораль тоже независима от религии (священник, выдающий тайну исповеди – кто?).
Сейчас вводят в школы изучение религии. Однако, к гуманитарным наукам, к истории религии тоже, надо приобщать «через интерес». Никаких оценок, никакой «порки», а только великолепное преподавание, привлекающее детей к этому предмету, иначе профанация.
К тому же наша система образования перешла в отрасль теневой экономики, стала рынком по продаже аттестатов, дипломов.
Дата публикования: 2015-04-08; Прочитано: 606 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!