Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Анализ содержания профессионального обучения



Анализ содержания обучения является составной частью методической деятельности педагога. Ни один методический прием, ни одно сочетание методов обучения не могут быть применены без осмысления дидактических условий, принципов обучения, содержания урока и уровней обученности учащихся.

Анализу подвергаются все компоненты педагогического про­цесса и комплексное методическое обеспечение подготовки спе­циалиста (образовательный стандарт, учебный план, учебные программы по предметам, учебники, дидактический материал и т.д.). Для конструирования учебной деятельности учащихся на уроке изучению, осмыслению и переработке подвергаются регулятив­ные средства деятельности педагога и учащихся. И наконец, про­водятся анализ и самоанализ плана предстоящих действий на уро­ке, приемов формирования новых понятий, а также результатов проведенного урока (системы уроков по теме).

В профессиональной педагогике наиболее полно разработаны процедуры анализа учебно-программной документации. Выделяются следующие объекты анализа:

· образовательный стандарт по профессии или специальности (ГОС или ФГОС);

· учебный план;

· график учебного процесса;

· циклы учебных предметов (дисциплин);

· место каждого предмета в системе дисциплин учебного плана и др.

Результатами деятельности педагога профессионального обучения по анализу учебно-программной документации являются:

· общая ориентация педагога в системе подготовки будущего специалиста;

· определение требований к знаниям и умениям или компетенциям будущего специалиста;

· определение широты профессиональной деятельности;

· материалы для составления расписания занятий;

· межпредметные связи дисциплин внутри цикла и между циклами подготовки;

· планирование занятий (уроков) по теме.

Содержание подготовки специалистов можно разделить условно на два основных блока: теоретическое обучение и производственное обучение.

- Структура художественно-проектных знаний

- Структура содержания теоретического обучения отличается от содержания производственного обучения. Дисциплины искусствоведческого цикла, изучаемые в профессиональных учебных заведениях, представляют, как правило, основу соответствующей науки. Предметом основ искусства и дизайна являются объекты художественно-изобразительной и проектной практики. В дисциплинах художественно-изобразительного цикла это - композиция, пропорции, ритм, пятно, линия и другие.

Изучаемый обобщенный художественно-проектный объект описывается по­нятиями, отражающими форму и цветовое решение, процесс, функциональное назначение и эстетическое восприятие.

Таким образом, любой художественно-проектный объект, рассматриваемый в учебном предмете, можно представить в виде системы понятий, составляющих три группы:

1) понятия, определяющие композицию;

2) понятия, описывающие процесс выполнения рисунка, живописи, дизайнерского проекта;

3) понятия, описывающие функциональное назначение объекта.

При изучении (выполнении) картины или макета, обязательно указывается его функциональное назначение, изучаются средства композиции, цветового решения и технологический процесс выполнения.

На основании изложенного выше можно сделать вывод о специфике содержания производственного(практического) и теоретического обучения. В первом случае на формирование содержания влияет структура трудовой деятельности специалиста - дизайнера, во втором — структура художественно-проектных знаний, т.е. логическая взаимосвязь понятий, описывающих теорию функционирования объектов дизайна.

Понятия имеют основные характеристики: содержание, объем, связи и отношения между понятиями.

Преподавателю эти характеристики необходимо знать, чтобы объективно судить, как понятие усвоено учащимися.

Под содержанием понятия (определением) понимают совокупность существенных свойств (сторон) класса предметов или явлений, отражаемых в сознании с помощью данного понятия.

Под объемом понятия понимают количество объектов, охватываемых данным понятием. Все предметы и явления окружающей действительности связаны и взаимно обуславливают друг друга. Отражение этих объективных связей между предметами и явлениями в сознании человека происходит через связи и отношения между понятиями.

Система взаимосвязи понятий обобщается в законах, т.е. в понятиях более высокого уровня обобщения, определяющего количественные характеристики и связи между понятиями. В свою очередь, совокупность законов образует самостоятельные теории художественно-проектных знаний

Подводя итог проведенного анализа, можно сделать следующие выводы о формировании учебного предмета:

1)содержание учебного предмета должно быть логически связано. Без этого формирование системы художественно-проектных понятий было бы невозможно;

2)учебный предмет не должен копировать историю развития базисной науки;

3) учебный предмет должен быть определенным образом структурирован, исходя из целей обучения, психолого-педагогических требований к процессу обучения и структуры базисной науки.





Дата публикования: 2015-04-08; Прочитано: 1871 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...