Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Развитие педагогических идей в трудах видных педагогов советского периода (П. П. Блонский, А.С. Макаренко, С. Т. Шацкий)



Выделение педагогики в особую область научного знания и разработка ее научных основ в грудах педагогов Западной Европы (Я. А.Коменский, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Й.Г.Пестолоцци, И.Ф. Гербарт, А. Дистервег).

Несмотря на интенсивное развитие воспитательной теории, педагогика вплоть до начала XVII века продолжала оставаться частью философии. Как особая наука педагогика впервые была вычленена из системы философских знаний в начале XVII века. Английский философ и естествоиспытатель Френсис Бэкон (1561—1626) в 1623 году издал трактат "О достоинстве и увеличении наук". В нем он сделал попытку классифицировать науки и в качестве отдельной отрасли научного знания назвал педагогику, под которой понимал "руководство чтением".В этом же столетии статус педагогики как самостоятельной науки был закреплен трудами и авторитетом выдающегося чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592—1670), теоретические идеи которого получили широкую известность и мировое признание и сохраняют свое научное значение. Коменский написал свой знаменитый труд "Великая дидактика", в котором разработал основные вопросы теории и организации учебной работы с детьми. Большое внимание он уделял нравственному воспитанию детей, а в книге "Материнская школа" детально изложил свои взгляды на семейное воспитание. В историю западноевропейской буржуазной педагогики вошли также имена таких ее виднейших деятелей, как Джон Локк (1632-1704) в Англии, Жан-Жак Руссо (1712-1778) во Франции, Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827) в Швейцарии, Иоганн Фридрих Гербарт (1776-1841) и Адольф Дистервег (1790-1866) в Германии и др. Джон Локк в труде "Мысли о воспитании" большое внимание уделил психологическим основам воспитания, а также нравственному формированию личности. Отрицая наличие врожденных качеств у детей, он уподоблял ребенка "чистой доске" (tabula rasa), на которой якобы можно писать что угодно,' указывая тем самым на большую силу воспитания. Жан-Жак Руссо, напротив, исходил из идеи природного совершенства детей. А поскольку это так, то воспитание, по его мнению, не должно мешать развитию этого совершенства, а должно предоставлять детям полную свободу, приспосабливаясь к их склонностям и интересам. Эти идеи Руссо положили начало разработке теории "свободного воспитания" и педоцентризма в педагогической науке, согласно которым воспитание исключительно должно следовать за интересами и желаниями детей и способствовать их развитию. Хотя в научном отношении 'эти мысли были не совсем обоснованными, но в них находила свое отражение борьба Руссо против жестокости и физических наказаний детей, процветавших в воспитании в его время.

Генрих Песталоцци одним из первых в педагогике сочетал теоретическую деятельность с практической воспитательной работой в детских воспитательных учреждениях. В сочинении "Лингард и Гертруда" он развивал идеи о гуманном характере воспитания, доброжелательном отношении к детям, привитии им чувств сострадания к людям как основы их нравственного развития. В практической педагогической деятельности Песталоцци пытался соединить обучение и воспитание детей с организацией их посильного труда, использовал воспитательную роль детского сообщества, получившего впоследствии название воспитательного коллектива, для нравственного формирования своих питомцев.

Заметную роль в разработке педагогических основ воспитания сыграл Иоганн Гербарт, хотя частично его идеи носили консервативный характер. Именно с этих позиций он считал необходимым подавлять в детях "дикую резвость", используя для этого физические наказания, а также осуществлять неослабный надзор за их поведением и записывать их проступки в особый журнал — кондуит.

С прогрессивно-демократических позиций разрабатывал педагогическую теорию Адольф Дистервег. Особенно полезными являются его идеи об активизации учебной деятельности учащихся, усилении их самостоятельной работы, а также о подготовке народных учителей, которая должна основываться на обогащении их научными знаниями и привитии им высоких моральных качеств.

4. Пед-ские труды и важнейшие идеи российских педагогов XIX в, (К.Д.Ушннский, Л.Н.Толстой,).

Активно разрабатывались идеи воспитания российскими педагогами. Необходимо отметить, что в России с давних времен открывались школы. Сохранились сведения об открытии школы на 300 детей в Новгороде в 1030 году. Все это так или иначе способствовало раз-витию отечественной педагогической мысли. Огромный вклад в развитие отечественной педагогики внес К.Д.Ушинский (1824-1870). Характер его педагогических идей и взглядов хорошо обозначен уже в названиях его важнейших работ: "О пользе педагогической литературы" (1857), "О народности в общественном воспитании" (1857), "Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии" (1868-1869) и др. Созданные им учебные книги для детей начальных классов "Детский мир" (1861) и "Родное слово" (1864) выдержали множество переизданий. Оригинальные педагогические идеи выдвигал Л.Н.Толстой. В своем имении Ясная Поляна он открыл начальную школу для крестьянских детей, в которой реализовывал свои мысли об обучении и воспитании. Придерживаясь идеи свободного воспитания, он обращал внимание на развитие любознательности и познавательных интересов детей, формирование у них самостоятельности и творческих способностей, создал учебник для начальной школы "Азбука".

Большой вклад в развитие российской педагогической мысли внес М.В.Ломоносов (1711—1765). Он создал такие учебные книги, как "Риторика" (1748), "Российская грамматика" (1755) и др.

К.Д.Ушинский считается основателем научной педагогики и народной школы в России. Он — автор ряда известных трудов по вопросам обучения и воспитания: "О пользе педагогической литературы", "О народности в общественном воспитании", "Три элемента школы", "Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии" и др. Созданные им учебные книги для детей начальных классов "Детский мир" и "Родное слово" выдержали множество переизданий. Его идеи о народности в воспитании, о необходимости обучать детей на родном языке, а также труды по дидактике, нравственному и трудовому воспитанию сохраняют свое научное значение до на-стоящего времени.

К.Д.Ушинский и Л.Н.Толстой выступали за трудовое воспитание.

Хар-ка педагогических трудов белорусских просветителей (Ф. Скорина, С. Будный, С. Полоцкий, А. Е. Богданович, А. Пашкевич (Тетка), Я. Колас), особенности научной и народной пед-ки.

Активно разрабатывалась педагогическая мысль в Беларуси. Идеи о воспитании в поэме "Песнь о зубре" Н.Гусовского, а также в трудах Скорины. Весьма плодотворной была теоретическая и практическая деятельность в области педагогики Сименона Полоцкого. С. Полоцкий считал, что главным фактором воспитания явл. пример родителей и учителей, а также окружающая среда. Он выступал против теории "врожденных идей", которыми якобы определяется развитие детей, и придавал большое значение воспитанию, которое должно направляться на формирование у них чувств и разума. Позже значительный вклад в развитие образования и белорусской педагогической мысли внесли отец поэта М.Богдановича А.Е.Богданович (1862-1940), писательница Тётка (А.Пашкевич) (1876-1916), написавшая книгу "Первое чтение для деток белорусов", Я.Колас (1882-1956), создавший пособие "Второе чтение для детей белорусов", а также "Методику родного языка". Широкую известность получил Лаврентий Зизаний (Тустановский) который работал учителем в братских школах Беларуси и написал такие учебники, как "Азбука" (1596), "Лексис" (1596), "Грамматика словенска...".

Значительный вклад в развитие образования и педагогической мысли внесла известная белорусская писательница Тетка (Алоиза Пашке-вич) (1876—1916), которая написала книгу "Первое чтение для деток белорусов" и ряд статей о воспитании.

Большое педагогическое наследие оставил в белорусской педагогике поэт и писатель Якуб Колас (Мицкевич). Он сам много лет работал учителем и создал несколько учебников на белорусском языке, в частности, "Второе чтение для детей белорусов". Я.Колас является также автором пособия "Методика родного языка", которое до на-стоящего времени не потеряла своей научной ценности для преподавания белорусского языка.

По степени теоретического отражения вопросов воспитания различают научную и народную педагогику. Научная педагогика обычно связывается с углубленным теоретическим и методическим исследованием проблем воспитания, раскрытием и обоснованием его сущности и закономерностей,

Народная же педагогика существует в форме пословиц, поговорок, сказок, преданий, а также воспитательных обычаев и традиций. Она выступает как совокупность житейских представлений и практического опыта формирования личности в детском возрасте. Эта педагогика выше всего ценила такие качества, как уважение к труду, справедливость, человеческое достоинство, почитание и сохранение национальных обычаев и традиций, доброжелательное отношение между людьми. В массе своей простые люди хорошо понимали огромную роль воспитания в подготовке подрастающих поколений к жизни. Именно в их среде родилось изречение: рассчитываешь на год — засевай поле, рассчитываешь на десятилетия — выращивай фруктовые сады, рассчитываешь на века — работай с людьми и воспитывай детей. Изучение народных и национальных особенностей воспитания стало предметом исследования особой педагогической дисциплины — этнопедагогики. Иногда в отдельных публикациях народная педагогика и этнопедагогика рассматриваются как синонимы. Эти неверно. Народная педагогика, как уже отмечалось, — это совокупность идей и представлений, формирующихся на основе народного опыта и сознания различных этносов (народов, наций) о воспитании. Этнопедагогика же — это специальная научная дисциплина, которая занимается исследованием народного воспитательного опыта и связанных с ним представлений о воспитании.

Развитие педагогических идей в трудах видных педагогов советского периода (П. П. Блонский, А.С. Макаренко, С. Т. Шацкий).

Официальной обычно считается педагогика, которая разрабатывается под влиянием официальных, то есть правящих кругов общества и признается ими в качестве обязательной для использования в образовательно-воспитательных учреждениях.

Однако в условиях развития в обществе различных политических и идеологических течений некоторые из них пытались разрабатывать свои теории воспитания. Так, представители социалистического движения Томас Мор в Англии, Томмазо Кампанелла (1568—1639) в Италии, К.А. Сен-Симон (1760-1825), Шарль Фурье (1772-1837) во Франции, затем К.Маркс (1818-1883), Ф.Энгельс (1820-1895), В.И.Ленин (1870-1924) и другие развивали идеи социалистического (коммунистического) воспитания. С таких же позиций разрабатывали педагогическую теорию советские педагоги Н.К.Крупская (1869-1939), П.П.Блонский (1884-1941), С.Т.Шацкий (1878-1934), А.С.Макаренко (1888-1939) и другие. В их трудах есть значительные недостатки, которые обусловливались моноидеологическими взглядами, нетерпимостью и борьбой с другими идеологическими течениями, недостаточным учетом общечеловеческих ценностей и т.д. Но было бы неправильным на этом основании отрицать научную ценность их трудов в целом. За рубежом внимательно изучают их идеи о воспитательном коллективе, о разнообразных формах внеклассной работы, а также об активизации обучения, усовершенствовании его содержания и методики, о подготовке учителей1. Тем более неразумно отказываться от всего этого нам.

Очень четко подошел к определению направленности и предмета (объекта) воспитания как специфического педагогического процесса А.С.Макаренко. Указывая на то, что при самой высокой обученности и умелости личность может быть неполноценной, если у нее не сформированы здоровые социальные и духовные отношения, он считал, что развитие этих отношений и является главной задачей воспитания. П.П.Блонский и С.Т.Шацкий считали, что воспитание не может быть продуктивным, если оно основывается на различных мерах понуждения, и выдвигали идею о необходимости внутреннего стимулирования детей к активной деятельности и личностному саморазвитию.

Считается общепризнанным, что определяющий вклад в исследование теоретических и методических основ коллективного воспитания внесли наши отечественные педагоги — А.С.Макаренко, С.Т.Шацкий, Н.К.Крупская.

П.П.Блонский отмечал, что нельзя воспитывать детей, не воспитывая их родителей. Также он в свое время писал: "Мы должны воспитать человека, способного создать собственную жизнь, способного к самоопределению... Воспитание будущего творца новой человеческой жизни есть лишь рациональная организация самовоспитания".

7. Объект и предмет научной педагогики н основные проблемы ее исследования, сис­тема педагогических дисциплин и их связь с другими науками.

По давно сложившейся традиции в качестве предмета педагогики принято считать воспитание как подготовку растущего человека к жизни. Предметом педагогики является исследование сущности и закономерностей развития человеческой личности и разработка на этой основе теоретических и методических проблем воспитания как специально организованного педагогического процесса. К проблемам, которые исследует педагогика, относятся:

- изучение сущности и закономерностей развития и формирования личности;

- определение целей воспитания;

- разработка содержания воспитания; исследование методов и форм организации учебно-воспитательной деятельности.

В процессе развития педагогики в ней стали формироваться и выделяться отдельные научные дисциплины. В настоящее время в систему педагогических наук входят: общая педагогика, изучающая общие закономерности воспитания, образования и обучения; преддошкольная и дошкольная педагогика; школьная педагогика; школоведение; сурдо-, тифло- и олигофренопедагогика; частные методики; история педагогики; сравнительная педагогика; педагогика семейного воспитания; педагогика детских и юношеских организаций; военная педагогика; педагогика профтехобразования; педагогика высшей школы; этнопедагогика; педагогическая инноватика и др. Расширению методов экспериментальных исследований в педагогике способствовали такие науки, как физиология человека, психология, социология и др. Математика обогащает педагогику методами статистической обработки опытно-экспериментального материала.

Правильным будет считать, что предметом педагогики является исследование сущности развития и формирования человеческой личности и разработка на этой основе теории и методики воспитания как специально организованного педагогического процесса.

Какие же проблемы исследует педагогика? К этим проблемам относятся следующие:

а) изучение сущности и закономерностей развития и формирования личности и их влияние на воспитание;

б) определение целей воспитания;

в) разработка содержания воспитания;

г) исследование методов воспитания.

Исключительно большое значение в развитии педагогики имеет ее связь с другими науками. Она развивается, укрепляя и совершенствуя свою связь с философией, социологией, этикой, эстетикой, психологией, физиологией человека, этнографией, математикой и др.

Один, из этих аспектов состоит в том, что педагогика заимствует и интерпретирует применительно к предмету своего исследования идеи других наук, помогающие глубже проникать в сущность воспитания и разрабатывать его теоретические основы.

Вторым аспектом связи педагогики с другими науками является творческое использование их методов исследования.

Нельзя не подчеркнуть и другого. Как ни глубоко проникают указанные науки в различные аспекты развития и формирования личности, ни одна из них всесторонне не раскрывает сущности и закономерностей воспитания в целом, в единстве его теоретических и методических основ.





Дата публикования: 2015-04-08; Прочитано: 2042 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...