Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Характеристика принципов воспитания



Следующим компонентом воспитательного процесса являются педагогические принципы как принципы формирования воспитательных отношений, способных обеспечить достижение поставленных целей в развитии Человека Воспитывающегося (см. рис.20).

Рис. 20. Место принципов воспитания в педагогическом процессе.

ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ – это научные положения, в соответствии с которыми формируются воспитательные отношения, необходимые и достаточные для достижения поставленных целей.

Такими научными положениями могут быть идеи, реализация которых даёт устойчивые положительные результаты воспитания, помогает сознательно проектировать, а затем реализовывать воспитательные отношения, которые наиболее рациональным путём ведут к достижению цели. Важно также, чтобы эти научные положения выводились из педагогических аксиом и законов, не противоречили им. Так аксиоме об обязательности воспитания для Человека соответствует современный принцип построения воспитательных систем о его доступности. Аксиоме о природосообразности воспитания – принцип его возрастной организации. В соответствии с законом о взаимосвязи и взаимодействии всех подсистем воспитания, создаваемых в обществе, наукой выработан принцип связи воспитания с жизнью общества. И т.д.

Педагогические принципы имеют иерархическое построение, как и цели воспитания. На каждом уровне построения и действия воспитательных систем они имеются свои и действуют в пределах этих систем. Так, существуют принципы построения всей отечественной системы воспитания. В качестве таковых являются доступность, всеобщность, непрерывность и светскость. На региональном уровне эти принципы могут дополняться своими, например, принципом национально-региональной направленности воспитания, принципом учёта конкретных производственно-экономических потребностей и возможностей. На уровне образовательного учреждения принципы ещё более конкретизируются. Так, гимназии выдвигают свои принципы, например, воспитания особо одарённых детей на повышенном уровне сложности. Учреждения начального профессионального образования, естественно, имеют принцип профессиональной направленности воспитания своих учащихся.

Фактически педагогические принципы способствуют соблюдению законов и аксиом в теоретической и практической педагогике, указывают путь «законопослушного поведения» Человека Воспитывающего и Человека Воспитывающегося. Проследим это на примере принципов построения педагогического процесса (см. табл.11)

Таблица 11

Система педагогических принципов воспитания

Отношение педагогического процесса со средой Формирования педагогического процесса Отношения к Человеку Воспитывающемуся Организации познания в педагогическом процессе
- Связь воспитания с жизнью общества. - Единство действий образовательного учреждения и семьи - Целостности. - Демократичности. - Любви. Здоровьесбережения - Единство слова и дела, связь теории с практикой. - Доступность.  

Педагогические принципы построения воспитательных отношений в педагогическом процессе подразделяются на принципы, указывающие, какими должны быть отношения процесса воспитания со средой, каким должен быть сам воспитательный процесс, каким должно быть в нём отношения к Человеку Воспитывающемуся и как строить процесс познания.

К первой группе принципов, характеризующих отношения педагогического процесса и среды, относятся принципы связи воспитания с жизнью общества, единства действий образовательного учреждения и семьи. Эти принципы говорят о необходимости связи окружающей жизни с практикой воспитания. Живая жизнь есть источник познания. Эти принципы вытекают из воспитательных аксиом и законов педагогики. Каждый из них имеет свои правила реализации в практике.

Принцип связи воспитания с жизнью общества требует:

- понимания педагогического процесса как части культуры общества, как культурно-исторической ценности, заключающей в себе прошлый опыт воспитания и закладывающей основы будущего;

- обеспечения единства национального и межнационального в воспитании;

- демократизации воспитательных отношений и приведение их в соответствии с демократическими процессами в обществе;

- направленности воспитания на жизни в конкретных социально-экономических условиях;

- обеспечение единства обучения и общественно полезного труда;

- использования жизненных ситуаций как источника познания жизни;

- формирования опыта участия в общественных акциях, в решении конкретных общественных проблем;

- формирование уважения к закону и законопослушания;

- воспитание ответственности за всё, что происходит в стране, городе, регионе, селе, улице;

- формирования у детей опыта участия и переживания общественно значимых событий;

- формирования творческих способностей по сохранению и развитию собственной культуры, созданию культурных ценностей.

Напомним, что одна из функций воспитания состоит в социализации человека, т.е. подготовке его к жизни в конкретном обществе с его законами, экономикой и моралью. Хороши они или плохи эти социальные условия, социализация всё равно должна состояться. Человек должен найти свою нишу: активного участника или пассивного созерцателя, борца или смиренномученика. Он должен сам, благодаря воспитанию, знать это общество и научиться выбирать свой путь. Этот принцип, более чем другие, направляет воспитательные отношения на создание опыта проживания в обществе самого Человека Воспитывающегося, на поиск своего места в жизни.

Принцип единства действий образовательного учреждения и семьи является продолжением предыдущего с указанием более точного адресата своего проявления. Его реализация требует:

- установления прочных связей семьи и образовательного учреждения по всем

важным проблемам воспитания ребёнка;

- взаимного информационного обеспечения о процессе развития ребёнка;

- выработки единой стратегии и тактики воспитания;

- поиска дополняющих средств воспитания, недостающих какой-либо стороне;

- педагогического просвещения родителей;

- разделения ответственности двух сторон за воспитание человека.

Данный принцип направляет внимание и усилия семьи и образовательного учреждения на взаимодействие ради непротиворечивости и цельности воспитания растущего человека. Оба принципа вместе должны реализовываться и в семейном, и в государственно-общественном воспитании образовательных учреждений, на уроках и во внеклассной работе, в кружках и секциях.

Ко второй группе принципов организации самого педагогического процесса относятся принципы целостности и демократичности. Реализация их обеспечивает равное участие в педагогическом процессе всех его участников и прежде всего Человека Воспитывающего и Человека Воспитывающегося, гармонизацию их отношений. Это то достигается субъективацией позиции участников педагогического процесса и формированием правового поля деятельности. Достаточно сравнить эти принципы с аксиомами и законами воспитания, чтобы увидеть их выводимость из них.

Принцип целостности педагогического процесса требует:

- создания условий для проявления активной позиции всеми участниками педагогического процесса;

- установления непротиворечивых связей между всеми компонентами педагогического процесса;

- максимального использования внешних условий для повышения эффективности педагогического процесса;

- подчинения педагогического процесса единым мировоззренческим установкам.

Целостный педагогический процесс – это внутренне интегрированный процесс, где каждая его часть взаимно подкрепляет и дополняет другую, где нет противоречий между мировоззрением педагога и комментированием им событий, где развито не только педагогическое руководство, но и детское самоуправление, где протекают не только процессы воспитания, образования и обучения, но и самовоспитания, самообразования, самообучения детей и взрослых. Это логически завершённый процесс, максимально сближенный с процессом познания и направленный на его организацию. Это процесс, где воспитательные отношения полностью соответствуют поставленным целям.

Принцип демократичности педагогического процесса дополняет и углубляет предыдущий принцип. Демократизация, в конечном итоге, способствует целостности процесса. Реализация данного принципа требует:

- создания нормативно-правового обеспечения взаимоотношений семьи и образовательного учреждения, личности Человека Воспитывающегося и Человека Воспитывающего и обеспечение равноправия перед ними всех, утверждение господства справедливости;

- предоставление разумных свобод и ситуаций выбора в деятельности всех участников педагогического процесса, развитие творчества;

- открытости воспитательной деятельности любых воспитательных систем, свобода слова, мнений, высказываний, гласность;

- развития самоуправления и соуправления воспитанников, формирование активной жизненной позиции;

- направленности всего воспитательного процесса на воспитание человека свободного, умеющего ответственно пользоваться своими правами.

Реализация этой группы принципов невозможна без реализации принципов первой группы как базовых. Действительно, о каких правах учащихся, например, можно говорить без связи школы с жизнью конкретного общества? Также без единства действий семьи и образовательного учреждения невозможно добиться целостности самого педагогического процесса.

К третьей группе относятся принципы, выражающие отношение к Человеку Воспитывающемуся. Это принципы: любви и здоровьясбережения. Их реализация в практике воспитания гарантирует сохранение Человека как вида живого на Земле, как Божьего создания, как некую гармоничную целостность. Эти великие миссии педагогический процесс должен выполнять при любой сложности и проблематичности воспитания, в том числе и обучения. Никакое воспитание (образование, обучение) не должно и не может разрушать Человека.

Принцип любви к Человеку Воспитывающемуся означает:

- испытание веры в её возможностей, доверие к природе ребёнка;

- уважение его пути развития и принятие его темпов;

- учёт его возрастных и индивидуальных особенностей;

- воспитания силы духа, выносливости, терпения и терпимости к жизненным

проблемам;

- признания прав на индивидуальность, непохожесть, на собственное мнение;

- признание прав на ошибки и поиск путей их исправления;

- обеспечение условий для самореализации в служении обществу, людям;

- воспитание через исполнение нравственных законов жизнеустройства.

Это очень ответственный принцип: любовь к человеку должна стать любовью во имя Человека. Без любви к человеку его нельзя воспитывать, без любви процесс воспитания и воспитательные отношения в нём превращаются в насилие.

Принцип здоровьесбережения требует:

- защиты воспитанника от растлевающего влияния;

- воспитания духовного здоровья;

- воспитания физического здоровья;

-воспитания психического здоровья;

- формирования педагогического процесса как охраняющего здоровье детей и

педагога.

Заметим опять же, что эти принципы тоже соответствуют педагогическим аксиомам и законам, в частности, аксиоме о природосообразности воспитания, закону о всестороннем и гармоничном развитии человека при ведущей роли духовно-нравственного воспитания.

К четвёртой группе относятся принципы, вытекающие из особенностей процесса познания. К их числу относятся принципы единства слова и наглядности, связи теории с практикой, доступности и научности. Любой из этих принципов характеризует, какой должна быть связь воспитательных отношений с познавательным процессом. Нарушение одних ведёт к нарушению других.

Народная педагогика несколько иначе формулирует свои принципы, которые в более завершённом виде представлены в соответствующих религиях. Так, в православной педагогике утвердились принципы: ненасилия, своевременности и меры в воспитании, единства педагогических влияний, учёта возрастных и индивидуальных особенностей детей, неусыпного бдения и трезвения со стороны воспитателя, соучастия в их жизни, любви, смирения. Как видим, всё это нравственно-этические принципы, касающиеся непосредственно характера и качества воспитательных отношений.

Мы рассмотрели лишь основные педагогические принципы. Все они в единстве представляют собой внутренне связанный комплекс научных положений, следование которым в практике воспитания даёт больше гарантий её успеха. Кроме основных педагогических принципов существуют ещё и другие, частные и вспомогательные. Свои принципы, развивая и добавляя эти, может создавать и родитель, и педагог, и наверняка они их имеют.

Примером творческого создания педагогических принципов служит опыт Л.Н.Толстого, предложившего «принцип соразвития», утверждающему зависимость развития Человека Воспитывающегося от развития Человека Воспитывающего. Новатор 80-90 годов педагог В.Ф.Шаталов, выдвигает в качестве педагогических принципов усвоение знаний на основе их многократного вариативного повторения, гармоничное развитие дедуктивного и продуктивного (индуктивного) мышления, сочетание постоянного контроля за ходом усвоения и его оценкя с самоконтролем и самооценкой, быстрое движение вперёд, обучение на высшем уровне сложности, опережающую роль теоретических знаний. Как видим, его принципы касаются прежде всего организации процесса познания и самого педагогического процесса. Есть педагоги, разработавшие принципы организации только учебного материала, такие, как: расчленённость его на части, единства логики и смысла, связи нового со старым, дидактической ценности и др. В этом плане разрабатывается и новый принцип, именуемый экземплярным принципом отбора содержания образования. Его суть состоит в выборе наиболее важного и типичного в содержании и допущении нарушения принципа системности. И т.д. В широком смысле каждый человек имеет свои принципы поведения и отношений. Например, принцип уважения к старшим, принцип индивидуального подхода к ребёнку, принцип требовательности, принцип доброжелательности прежде всего реализуются в семейном воспитании.

Выделим функции, какие выполняют педагогические принципы в процессе воспитания, определим, зачем они нужны. Конечно, они являются регулятивами в деятельности проектирования педагогического процесса. Они «диктуют», становятся требованиями, которые выполняются при отборе содержания, методов, средств и форм воспитания человека. При этом они позволяют всё это привести в системную целостность, в соответствие с поставленными целями, значит, выполняют системообразующую функцию. Они же выполняют так называемую сигникативную функцию, т.е. функцию смыслообразования, придавая педагогическому процессу ценностные ориентации. Педагогические принципы также являются педагогической основой, наравне с целями, построения современного, сообразно времени и уровню общественно-экономических отношений в обществе, педагогического процесса.

Существует, однако, точка зрения, отрицающая роль принципов в педагогическом деле воспитания. Отрицатели считают их дотеоретичной формой педагогического познания, мало продуктивной на настоящем уровне развития науки педагогики. Они ссылаются на то, что принципы носят лишь описательный характер, а не строго нормативный или технологический. Они «винят» принципы в том, что те не исчерпывают разнообразия педагогических явлений и потому их число может быть непомерно велико, что любые требования можно возвести в принцип (С.Т.Занько). Противопоставить такой точке зрения можно многовековой опыт воспитания, когда именно принципы определяли средства достижения цели. Одни и те же цели можно было достигать на основе разных принципов и потому с разными последствиями для человека. Сегодня это демонстрируют разные образовательные технологии: провозглашая целью развитие ребёнка, они разными путями идут к ней, выдвигая разные принципы. Именно принципы стали системообразующим фактором создания педагогики сотрудничества новаторами 80-90 годов.

Самым сложным и мало изученным вопросом является вопрос о соотношении принципов Человека Воспитывающего и Человека Воспитывающегося. И тот, и другой имеют свои принципы жизни, которые накладываются на принципы поведения в ролевой среде. Принципы ребёнка имеют зачаточную форму, нередко мало осмысленную и проявляются через привычки, волю и характер. Это говорит о том, что принципы как детские жизненные установки надо не только изучать и учитывать, но прежде всего воспитывать. В педагогическом процессе нельзя ломать принципы детского поведения, они самоценны сами по себе. Следует корректировать, замещать другими, если они вредят или мешают его развитию. Постепенно человек приучается вести себя согласно выработанным принципам, что и делает его самостоятельным. Во многом этому способствует целесообразность и устойчивость педагогических принципов, которым следуют в семье и образовательном учреждении.

Вместе с тем, принципы не являются догмами личного и профессионального поведения. С получением новых научных данных о Человеке Воспитывающемся, с изменением среды и построения самой воспитательной системы принципы могут меняться. Благодаря их смене человек адаптируется в новых условиях, продолжая и совершенствуя своё развитие. Излишне привязанный к принципам человек (сверхпринципиальный) делается консервативным, архаичным, мало подвижным в своём поведении, догматичным в мышлении.

Формирование представления о педагогических принципах относят к греко-римской истории Древнего мира. Первым был сформулирован принцип учёта реальных сил ребёнка, изучения его души. Затем, в более завершённом виде разработал принципы Я.А.Коменский. Он сказал о необходимости образования для каждого, чтобы он стал человеком; о том, что в основе обучения должен быть порядок, заимствованный от природы; о том, что обучение должно быть всесторонним; и о том, что в процессе познания следует опираться на чувственные восприятия жизни. Часть этих принципов стали педагогическими аксиомами, а часть вошла в их современные формулировки. Немало для развития педагогических принципов сделано и немецким учёным А.Дистервегом (1790-1866). Он утверждал, что для успешного воспитания и обучения необходимы: детская самодеятельность, чистая любовь к истине, основательность и многосторонность познания, культуросообразность, развитие задатков и следование возрастным этапам развития ребёнка. К.Д.Ушинский рекомендовал строить процесс обучения на основе логической структуры процесса познания и с учётом психических особенностей детей, в единстве теории и практики, в единстве учения и труда, на приоритетах нравственного воспитания. Многие другие педагоги разрабатывали принципы воспитания, и каждый из них так или иначе соотносил человеческую природу и культуру как способ общественного существования человека.

Конечно, разрабатываемые наукой принципы в практике реализуются по-разному. Многое зависит от условий воспитания и личного проживания людей, от разработанности содержания, методов, средств и форм воспитания, от профессиональной грамотности и мастерства Человека Воспитывающего и природы самого Человека Воспитывающегося и многого другого.

Мы изучали процесс реализации педагогических принципов в практике работы образовательных учреждений и семьи. В 2000 году результаты были такими. Более всего принцип любви и веры в ребёнка соблюдается в семье (4,5 балла), затем учёта возрастных особенностей (4,4 балла), демократизации (4,1 балла), целостности (4,0 балла) и единства действий с образовательным учреждением (3,8 балла). В образовательных учреждения, в частности, школе всё несколько хуже. И хотя принцип любви и веры в ребёнка тоже стоит в школе на первом месте, но набрал он всего 3,8 балла в оценке выпускников школ, ныне студентов. Учёт возрастных особенностей, как и в семье, стоит на втором месте, но набрал он всего 3,5 балла, что почти на балл ниже, чем в семье. А далее школьные баллы идут совсем низкие: целостности педагогического процесса - 3,1 балла, единства действий с семьёй – 3,0 балла, демократизации – 2,7 балла. По обследованным нами студентам оказалось, что педагогические принципы полнее всего реализуются в семейном воспитании, чем в школьном.

Принципы как идеи, научно сформулированные положения, влияют на реальную практику воспитания, когда они становятся убеждениями, мировоззрением тех, кто управляет воспитательной системой, тех, кто ведёт непосредственно сам педагогический процесс.





Дата публикования: 2015-04-08; Прочитано: 1080 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...