Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Культура и образование: взаимодействие целого и части



Разрабатывая фундаментальное направление педагогической культурологии, И.Е. Видт осуществила анализ культуры как системы, который позволил зафиксировать два взаимообратных вектора их взаимодействия: культура образование. С одной стороны, образование - явление вторичное по отношению к культуре. Оно несет на себе все признаки той культуры, в рамках которой существует, в силу логики соотношения части и целого, где культура - целое, образование - часть. И это первая линия связи культуры и образования. С другой стороны, культура есть продукт сознания субъекта культуры, и, следовательно, его эволюция обеспечивает процесс культурогенеза. Поскольку в образовании формируется сознание субъектов культуры, то это обнаруживает вторую линию связи: культуры и образования.

Данный подход к культуре позволил выделить содержательные и эпистемические компоненты культуры. Постулат «культура - продукт сознания» обуславливает в культуре наличие трех компонентов, адекватных компонентам сознания: когнитивный, ценностный, операциональный (С. Л. Рубинштейн, И. С. Кон).

Когнитивный компонент культуры включает знания, верования, представления, мировоззрение и т.д.; ценностный отражает систему норм, ценностей и т.п.; операциональный - результат мыслительно-деятельностных операций, включающий формы и способы структурирования деятельности.

Каждую культуру обуславливал субъект - «носитель» определенного типа сознания (И. Г. Яковенко, А. А. Пелипенко). В архаичную культуру доминировал субъект с коллективно-родовым типом сознания, в индустриальную - с коллективно-групповым, в постиндустриальную должен определять субъект с автономно-гуманистическим типом сознания. Характеристики типов сознания по основным критериям, выражающим отношение человека к мирозданию, социуму и самому себе представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Сравнительные характеристики типов сознания

  Тип сознания
Коллективно-родовой Коллективно-групповой Автономно-гуманистический
Уровень сознания Бытийный Внешнерефлекси вный Внутренне рефлексивный
Характер мировосприяти я Синкретичный Эклектичный, профессиоанльно специализирован ный Целостное, интегративное, комплексное восприятие мира
Ведущий организующий фактор Традиции, ритуал; Способность к самоорганизац ии отсутствует Социальная норма; Способность к самоорганизации отсутствует Совесть, закон; Способность к самоорганизации
Характер мышления Примитивный, без умения оперировать законами формальной логики Конвергентный тип мышления в логике дуальной оппозиции: или черное, или белое Дивергентный тип мышления. Способность к вынесению третьего суждения
Характер внутри групповых отношений Объект-объектный Субъект-объектный Субъект-субъектный
Ценности Покой, стабильность, «ощущение сильной руки» Общественное мнение, коллективизм, стабильность Свобода, права человека, личная ответственность, социальная активность
Антиценности Развитие, новаторство, свобода Индивидуализм, выбор, личная ответственность Зависимость, ограничение творчества

Следует отметить, что речь идет о доминировании определенного типа. Это значит, что по принципу полихронности культуры (Ю. М. Лотман, А. Я. Гуревич) в каждой «точке» культурной эволюции сосуществуют все типы.

Коллективно-родовой тип сознания предполагает зависимость от родового коллектива, когда Я-концепция у субъекта отсутствует, т.к. он не выделяет себя из толпы, «греясь в тепле коллектива» (Н. А. Бердяев), а поэтому не способен на персональный выбор и ответственность. Отношения с социумом носят оппортунистический характер (борьба и противостояние с социумом при полной зависимости от него). Стратегической ценностью являются статичность, покой, уважение к предкам и отсутствие ценности детства. «Не нами заведено - не нам менять» - отношение к инновациям; «бог дал - бог взял» (о смерти детей) -отношение к детям.

Коллективно-групповой тип сознания определяет включение субъекта в производственные отношения дифференцированного, специализированного характера. Он характеризуется социально-стратовой направленностью, зависимостью от мнения коллектива, когда в ранг стратегических ценностей возведена цеховая солидарность, профессиональный этикет и дисциплина и т.п. Отношения с социумом -конформистские при доминирующей мотивации поведения - избежание осуждения с его стороны.

Автономно-гуманистический тип сознания обеспечивает способность к субъектной деятельности, принятие себя и окружающих в качестве субъектов права, при условии персональной ответственности. Признание за другими их «Я» влечет за собой снятие таких форм отношений с ними, как оппортунистические, конформистские (нивелирующие и собственную индивидуальность и вызывающую внутреннюю агрессию по отношению к индивидуальности). Отношения с социумом выстраиваются на гуманистических основах, признающих права человека как высшую ценность.

Эволюция субъектов культуры идет по пути восхождения от природных оснований бытия к социальным и, далее, к гуманистическим. Это тот самый «долгий путь к гуманистической этике», о котором пишет М. Н. Дудина. По принципу кумулятивности, все предыдущие этапы эволюции сознания в антропо- и культурогенезегенезе в «свернутом виде» представлены в каждом последующем.

Эпистемическая морфология культуры как системы представляет собой совокупность трех компонентов: первый - реликтовый — включает в себя традиционные программы действий, основанные на ценности статичности, стабильности и идее о «золотом веке»; второй - актуальный — представляет из себя программы социальной жизнедеятельности, обеспечивающие сегодняшнее воспроизводство того или иного сообщества (не расширенное), отражающие культурные реалии в конкретной фазе культурогенеза; третий - потенциальный - включает программы социальной жизнедеятельности, адресованные в будущее, обеспечивающие расширенное воспроизводство (Степин В.С.).

Морфология культуры представлена в таблице 2, где по вертикали представлены содержательные компоненты, а по горизонтали -эпистемические.

Таблица 2 Морфология культуры

Содержательные компоненты культуры Эпистемические компоненты культуры
компоненты Традициионный Актуальный Потенциальный
Когнитивный      
Ценностный      
Операциональный      

Каждый компонент культуры в конкретной временной и пространственной «точке» имеет свое выражение в традиционном, актуальном и потенциальном варианте, т.е. их взаимосвязь носит «проникающий» характер (горизонтальные и вертикальные стрелки в таблице). Это значит, что в обществе всегда есть носители знаний и верований (когнитивный компонент) ценностей (ценностный компонент) и способов организации деятельности и мыследеятельности, относящиеся к этим трем вариантам.

В определенный момент усиление потенциального компонента и «отставание» актуального создает кризисную ситуацию, когда в рамках потенциального компонента уже созрели культурные программы будущего, но они еще не востребованы и не оценены актуальным большинством.

Анализ культурной эволюции позволяет сделать вывод, что субъект культуры отвечает на кризисные ситуации двумя вариантами: либо вырабатывается инновационная идея, открывающая новые возможности; либо идет возвращение к старым идеям, оправдавшим себя в предшествующие времена. Общекультурный смысл первого типа «в стремлении людей повышать эффективность собственной деятельности в соответствии с возрастающей сложностью подлежащих формулировке и разрешению проблем. Смысл второго типа заключается в том, что усложнение проблем соответствующего субъекта не рождает адекватного творческого потенциала»6. Результат сложения этих разнонаправленных векторов порождает актуальный уровень культуры, который вбирает в себя наиболее эффективные идеи и решения, и определяет характер актуальной культуры.

Стабилизирующая роль традиционного компонента состоит в том, что он обладает свойством «приращения»: чем старше культура, тем более прочны ее основания, это то, что принято называть культурным слоем. Когда традиционный компонент создает формы реализации сущности актуального компонента, «культурный слой» позволяет компенсировать «инновационные ветра цивилизации», т.е. в противостоянии традиционному «отсеивается» несущественное, псевдореволюционное и т.п., остается то, что, действительно, отражает суть инновации.

С точки зрения теории систем, сложные исторические органические целостности (а культура таковой и является) содержат особые информационные структуры, которые, с одной стороны, обеспечивают управление системой, ее саморегуляцию, с другой стороны, будучи частью целого, - несут в себе все его признаки, общую информацию о целом. Одной из таких систем для культуры является образование как способ передачи социокодов. Соотношение целого и части определяет закономерность, согласно которой эволюция образования должна соответствовать основным фазам и характеристикам эволюции культуры.

Разновидностью культуры, отвечающей за социальное наследование, является педагогическая культура, которая основана на взаимовлиянии двух векторов культурно-педагогической эволюции: традиционно-реликтового и потенциального. Анализ истории культуры и истории образования позволил зафиксировать их взаимодействие в логике изоморфности, которое представлено в схеме № 2.

Схема 2. Взаимодействие культуры и образования

Компоненты культуры
Реликтовый Актуальный Потенциальный
Традиционный Актуальный Инновационный
Компоненты образовательной модели

С одной стороны, актуальный компонент есть результат взаимосложения традиционного и инновационного векторов (горизонтальные встречнонаправленные стрелки на схеме), с другой -каждый компонент культуры как системы представлен в адекватном компоненте образовательной модели в виде знаний, ценностей, образцов и способов деятельности, адаптированных педагогически (вертикальные стрелки на схеме).

В переходные моменты культурной эволюции в системе социального наследования происходит «схлест» традиционного и инновационного компонента педагогической культуры, и в случае успешного протекания событий создается актуальная модель образования, адекватная новым культурным реалиям.

В результате анализа всемирно-исторического процесса, синтезируя идеи различных авторов (М. Мид, К. Леви-Стросса, Л. Н. Гумилева, Ю. Н.

Афанасьева и др.), которые, так или иначе касались характеристик культурных эпох, мы выделили классификационные критерии, дифференцирующие культуру на три типа: тип сознания субъекта культуры; основной пищевой ресурс; фактор социальной активности; форма социальной организации; характер коммуникаций; ощущение времени; форма культурного социокода. Далее в таблице 2 мы приводим сравнение трех типов культур по обозначенным критериям.

Таблица 2





Дата публикования: 2015-04-08; Прочитано: 1818 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...