Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Возвышенное 4 страница



Блез Паскаль развил метод Декарта, в то же время, выступив его оппонентом по ряду вопросов. В своем сочинении «Мысли» он разделил науки по их предмету и способу познания.

1. История, география, юриспруденция, языкознание и теология. Это науки исторические, т.к. имеют дело с фактами преемственности поколений. Доминирует авторитет. Научные приемы фактически неприменимы.

2. Геометрия, арифметика, физика, химия, архитектура, медицина и музыка. Эти науки открывают истины, опираясь на чувства и разум. Значение авторитета здесь минимальное. Дедуктивный метод познания. Он всегда требует доказательства, т.к. принципы чувствуются, о теоремы доказываются. Доказательность – суть дедуктивного метода. Но в отличие от Декарта Паскаль утверждает: «Мы познаем истину не только разумом, но и сердцем. В нас заложено понятие истины». Т.о. интуиция Декарта подверглась сенсуализации. Бесконечность Паскаль мыслит как Бога. Бесконечность не уменьшается, не увеличивается, она есть и непознаваема. Все претензии познать ее несостоятельны, т.е. мы обладаем только частичной истиной. Срединное положение человека между небытием и бытием делает все его истины относительными. Абсолютная истина доступна только Богу. Человек как существо конечное познать бесконечное не может. Но ничтожество человека граничит с его величием, т.к. благодаря своей способности мыслить он способен объять всю вселенную.

Барух Спиноза. Трактат «Этика». Он призывает различать два класса идей.

1. Идеи возникают в нашем воображении, и связаны с чувствами. Чувственные идеи порождаются беспорядочным смутным опытом. Они субъективны, но не ложны. Ценность их в том, что они позволяют констатировать факт явления

2. Идеи, которые принадлежат разуму. В них и раскрывается сущность. Дедуктивный ум схватывает сущность изнутри, опираясь на свою логическую природу и силу интуиции. Интуиция вскрывает сущность вещей. Из сущности уже можно вывести свойства.

Готфрид Вильгельм Лейбниц. Если Декарт рационализм декларировал, то Лейбниц его анализировал и обосновывал. Сочинение «Новые опыты о человеческом разумении». Он отметил важность исследования истины факта, т.к. ее природа чаще всего случайна. Ценность истины факта уступает истинам разума.

Вывод. Рационалисты, как и представители эмпиризма, субъектом познания считали отдельного человека, а отдельному человеку общие идеи не даны в индивидуальном опыте. Например, понятия материи, пространства, движения, причинности, - они формируются не на основании индивидуального опыта, а выработаны человечеством в процессе истории. Отдельный человек усваивает эти понятия в готовом виде еще в детстве через язык. Эти идеи предшествуют индивидуальному опыту, формируют его. Представители рационализма сделали вывод, что в нашем уме уже имеются врожденные идеи


2. Ж.-П. Сартр о природе искусства и социальных функциях творчества (по работам «Что такое литература?» и «Экзистенциализм – это гуманизм»).

БИЛЕТ № 19
1. Предмет и специфика философии.

Философия (люблю мудрость) – учение о мире и месте человека в нем, об отношениях

между человеком (субъектом) и миром (объектом). Она обращена ко всем видам человеческой деятельности. Из философии никогда не уходят проблемы: что такое человек? Каково его предназначение? Что значит для него мир, и что он значит для мира? Каждая эпоха, каждое общество, каждый человек дают свои ответы на эти вопросы, но т.к. мир, общество и человек – это открытые саморазвивающиеся системы, то философия демонстрирует принципиальную незавершенность знания, непрекращающийся поиск ответов. Это диалог народов и культур, диалог между прошлым, настоящим и будущим. Философия обращается к разуму человека, осуществляет рациональный анализ сущего, стремится обосновать и доказать свои утверждения. Метод у философии, как у науки, а предмет – как у искусства. В философии нет градаций: кто из философов умнее, кто глубже (как в искусстве, но сложнее).

Важно в философии понятие категории – предельно общее, фундаментальное понятие, отражающее наиболее существенные, закономерные связи и отношения реальной действительности и процесса познания.

Понятие. Логическая форма мышления. Образ реальности, ее замещающий.

Единичное. Выражает относительную обособленность, отграниченного объекта исследования от его аналогов на основании уникальной качественно и количественной его определенности.

Общее. Выражает принцип бытия всех единичных вещей, явлений. Закономерная форма их взаимосвязи в составе целого.

Сущность и явление. Отражает определенность бытия в мире и его познание. Сущность – внутреннее содержание явления. Явление – внешняя форма сущности.

Элементы и структура. Отражает единство предмета, который исследуется. Элементы – слагаемые целого. Структура – связь элементов в единую систему.

Причина и следствие. Обозначают характер обусловленности предмета, который исследуется. Причина влечет за собой следствие.

Необходимость и случайность. Разные уровни связей предмета, который исследуется. Необходимость – закономерный характер связи, а случайность – связь, которая обусловлена внешними, преходящими причинами.

Возможность и действительность. Две основные ступени становления и развития предмета. Действительность – наличная реальность единичного бытия, а возможности она таит в себе.

Часть и целое. Целостность предмета, направленность его познания от нерасчлененного представления о нем к анализу, расчленению целого на части, и далее осмысление и соединение его мысленно уже в конкретное целое.

Единой для всех философии никогда не существовало и не существует. Своеобразие исторической ситуации, различия условий жизни людей порождают множество философских идей, концепций, течений, школ, учений и направлений. И представители каждого из них по-своему понимают, описывают, оценивают мир и место в нем человека. Философия исследует наиболее общие законы природы и общества, осмысляя их с точки зрения их значения для жизни человека. В качестве общей теории развития философия предстает как:

1) онтология (учение о бытии);

2) гносеология (учение о познании);

3) аксиология (учение о ценностях);

4) праксиология (учение о практике);

5) социология (учение об обществе); антропология (учение о человеке);

6) методология (учение о принципах, формах и методах познания).

Предмет философского анализа: три ипостаси:

1) объективная реальность мира и человека;

2) субъективная реальность отношений человека к миру;

3) трансцендентная реальность Бытия мира.

Для чего нужна философия? Нужна обществу, чтобы выработать стратегия общественного развития не по линии экспериментов на человеке, а по пути поиска идеала должного через сравнительный анализ. Чтобы соотнести знания о себе и той среде, в которую человек включен. Помогает выработать определенное отношение к действительности.

Основные философские школы и направления:

- агностицизм (непознаваемый): невозможно познать то, что не может быть представлено в

научном или жизненном опыте. Слишком много ждете от разума. Вера должна руководить человеком.

- аналитическая философия: течение в философии XX века. Основная задача:

анализировать язык науки, чтобы прояснить содержание философских проблем. Примыкают к неопозитивизму. В результате анализа должны выйти четкие формулировки, ясно отражающие суть проблем => их можно будет успешно решить. Предшественники: Декарт, Локк, Юм, Кант, обратившие внимание на анализ языковых средств, обеспечивающих развитие знания. Основоположники аналитической философии: австриец Б. Рассел, англичанин Л. Витгенштейн.

- гностицизм (знание): в 1 в. н.э. из взаимовлияния христианства и религий Др. Востока

(зороастризма и др.). Конгломерат религиозных верований, философских доктрин, магических обрядов. Общая черта: дуалистическое противопоставление Бога и мира как антиподов, предельно удаленных друг от друга. Между Богом и миром промежуточные ступени – божества разного уровня – эоны (основных семь). Высший Бог не отвечает за зло в мире. Мир – творение злых сил, низших духов (эона, выступившего против Бога). Мир – неудачное предприятие злых сил => глубокий пессимизм ко всему земному. Гностицизм – теоретическая основа для многих ересей (манихейства).

- детерминизм (определять): все процессы и явления в мире взаимосвязаны

и подготовлены рядом предшествующих событий. Ничто не может возникнуть из ничего или обратиться в ничто. Лаплас.

- диалектический материализм: единственная основа мира – материя, обладающая

способностью к самодвижению, саморазвитию из-за присутствующих в ней внутри противоположностей. Источники: антропологический материализм Фейербаха и диалектика Гегеля. Основоположники: Маркс и Энгельс.

- дуализм (два): наличие в мире двух противоположных начал, составляющих основу

бытия. Монизм – одно начало. Плюрализм – много начал. Из религий Древнего Востока. Признание самостоятельности, независимости друг от друга духа и материи, души и тела. Вольф. Декарт.

- идеализм: первичность идеального (духовного) и вторичность материального (телесного)

начал. Платон. Гегель.

- марксизм: совокупность философских, экономических и социально-политических

концепций, разработанных М. и Э. и объединенных общей идеей коммунизма. Революционное ниспровержение капиталистического строя. Диктатура пролетариата.

- материализм: первичность материального и вторичность идеального начал.

- монизм: основа всего сущего одно единственное начало. Впервые в построениях монотеистических религий. Признание единого свободного и разумного начала, сотворившего мир и управляющего им. Гегель.

- позитивизм (положительный): отрицание познавательной и практической ценности

традиционной философии. Признание единственным источником подлинного позитивного знания только специальные науки, опирающиеся на эмпирический опыт. Философия не может иметь собственного предмета исследования и должна ограничиваться систематизацией и обобщением положений и выводов эмпирических наук. Возник в 30 гг. 19 в. в русле эмпиризма. Предшественники: Юм, Сен-Симон. Завершили Конт, Спенсер.

- прагматизм (дело, действие): всякое теоретическое знание рассматривается исключительно с точки зрения его практических последствий. Один критерий истинности: практическая применимость и полезность. Пирс, Джемс, Дьюи.

- рационализм (разум): 1) фундаментальная основа бытия – разумное начало. Все осуществляется во вселенной в строгом соответствии с универсальным законом; 2) действительное познание сущности бытия – это познание универсальных законов. Достигается благодаря разуму, т.к. у него та же природа, что у разумного начала, лежащего в основе бытия. Чувство играет в познании второстепенную роль. Декарт. Лейбниц. Гегель.

- релятивизм (относительный): утверждение относительности, условности всякого знания.

Отрицание возможности знания безусловного, объективного.

- сенсуализм (чувство, ощущение): направление в теории познания, признающее единственным источником познания чувственное восприятие, ощущение. Сенсуализм противоположен рационализму и близок эмпиризму. «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в ощущении». Первый сенсуалист Эпикур. Юм. Дидро. Кондильяк.

- скептицизм (рассматривание, сомнение): невозможно получить достоверное подтверждение иди опровержение любого суждения => принять определенное решение о его истинности или ложности. Родоначальник Пиррон. Монтень, Декарт, Юм.

- солипсизм (единственный сам): крайний субъективизм, когда человек признает реально

существующим только себя, а прочий мир и людей только в воображении, как продукт его сознания.

- спиритуализм (дух): духовное бытие противопоставлено материальному. Дух рассматривается как бестелесная субстанция, существует независимо от материи. Господство духа над природой, души человека над его телом. Близок идеализму. Кузен.

- субъективизм: абсолютизация активности субъекта в разных областях деятельности,

главное – в сфере познания. Субъект – самодостаточное начало.

- феноменология (являющийся + слово): направление нач. XX в. на основе принципов,

сформулированых Гуссерлем. Своего рода философская археология, которая обнаруживает утраченный или скрытый смысл предметов, который погребен под пластами противоречивых взглядов, оценок и мнений. Она не должна делать никакие умозаключения. Ее предмет – непосредственно данные феномены сознания, а метод – чистое описание при полном воздержании от любых утверждений.

- экзистенциализм (существование): подчеркивается уникальная неповторимость

человеческой жизни. Существование человека не внешнее обнаружение какой-то заданной сущности. Любая вещь имеет свою судьбу, но не человек. Его никто не создал в соответствии с какой-то идеей, никто не определил заранее смысл его жизни. Так что его судьба зависит исключительно от него самого. Он будет тем, чем сделает себя сам. Предшественники: Паскаль, Кьеркегор, Достоевский, Ницше. Как самостоятельное течение возник в Германии в нач. XX в. (Хайдеггер, Ясперс) и в России (Лев Шестов, Николай Бердяев). Наибольшей популярности достиг во Франции (Сартр, Камю).

- эмпиризм (опыт): признание чувственного опыта единственным источником познания.

Противоположен рационализму. Всякое познание возникает из опыта и опытом удостоверяется, тогда, как разум способен только комбинировать материал, представляемый опытом, и не прибавляет ничего нового. Ф. Бэкон. Локк.


2. Формы художественной опосредованности в искусстве модернизма (по работе Н.Саррот «Эра подозрения»).

Всё под подозрением. Под запретом. Что делать в новой ситуации. Практика нового романа. Невозможно сюжетное повествование, невозможно повествование от первого лица. Принцип волюнтаризма, вошедшего в искусство требует изменения специфики худ творчества.


БИЛЕТ № 20
1. Основные черты философии марксизма.

Маркс философ. Вопросы познания – вопросы об истине. Критерием познания является практика (для философа главное не объяснить мир, но изменить его; правое геегльянство комментирует «фразы»: нужна же связь между философией и действительностью). 3 закона диалектики в диалектическом марксизме (сформ. Энгельсом):

1. закон перехода количественного в качественное.

2. единства и борьбы противоположностей

3. отрицания отрицания

Материализм: то есть вечен не дух, а материя. Материя самоструктурирующаяся система, сознание есть форма существования материи. Базис и надстройка.

Источники:

-диалектика Гегеля с её идеей закономерного характера исторического развития (критиковал Гегеля за подмену субъекта предикатом)

-Адам Смит «источник всякого богатства – производственный труд»,

-утопический социализм Сен-Симона благодаря рациональной организации производства можно не только обеспечить изобилие материальных благ, но и разрешить глубокие социальные и нравственные проблемы общества (критика – освобождение есть акт исторический, а не идеальный)

Труд – средство освоения природы, удовлетворения жизненных потребностей, а также изнурение души и тела (труд сделал из обезьяны человека, но может сделать и из человека обезьяну). Его значение зависит от общественных отношений. Отчуждения: от продукта труда, от собственной активности, от родовой сущности. Базис – производственные отношения, надстройка – юридические, политическиие, идеологические (базис раскачивает надстройку).

Маркс акцентирует недостаточность решения, согласно которому от раскола между частным человеком (буржуа) и абстрактным членом государства может спасти политическая эмансипация. Демократия, напротив, лишь углубляет пропасть. Нужна «человеческая эмансипация»

Суть капитализма: умножение прибавочной стоимости есть удешевение рабочей силы.

Атеизм: борьба пртив религии есть борьба против того общества, которое она одухотворяет.

Общефилософский постулат «бытие определяет сознание» здесь превращается в формулу «общественное бытие определяет общественное сознание».


2. Искусство и игра: общее и особенное. Игровой фермент во внехудожественных формах эстетического.

Игра как эстетическая категория. Хейзинг – игровой момент в античной культуре. Две различные модели: либо о мире как о сущетвенном либо как о театре мунди. Общие свойства игры и искусства. Игра не имеет никакого результата, но сводится к самой игре. А в искусстве сть этот выход содержание продукт. Через игру входим в кульутур, социализируемся итд.

БИЛЕТ № 21

1. «Серебряный век» в русской философии.

Нужно говорить о русском религиозно-философском Ренессансе. о таких именах как Соловьев, Булгаков, Флоренский, Эрн, Бердяев – дальше кого хотите – Лосева и проч. Называйте имена.

Можно говорить о том, что русская философия состоялась достаточно поздно, но она – целостный национально-исторический тип философствования. Есть сквозные темы: божественное, прекрасное, софия, вечная женственность – после Соловьева идущие.

Это серебряный век, то есть прямая связь, и как влияние, и как взаимовлияние, с литературой. Очень много литературных форм: Соловьев, пишущий стихи, Вяч. Иванов, пишущий стихи. Главы символистов – это философское явление.

Если упомяните термин, типа, теургическая эстетика – будет хорошо (…)

Теургическая эстетика из Соловьева идущая (вообще, на самом деле, из Византии) – понимание прекрасного, творчества как сотрудничества с богом, довершение творения. Младосимволизм держится ровно на этом. Мы визуализируем смыслы. То, что есть прямая бытовая реальность, понятая как смысл. (Но смотрю я на предмет – я понимаю его сущность, тем самым я ввожу его в эстетический ряд, и делаю настоящим, я его реализую. С тех пор он есть всерьез.)

Какая-нибудь девушка, проходящая мимо вас – это ерунда. А Незнакомка Блока – это навсегда.

ответ на вопр. из зала:

Николай Онуфриевич Лосский – русский интуитивизм. Воздействие Шеллинга и Лейбница. Смысл в том, что мир есть сложная совокупность иерархий монад. Интуитивизм означает, что мысль схватывающая интуитивна, но не в смысле физически, а интеллектуальная интуиция, в высшей степени, чем рассудком.

Он прекрасен тем, что написал лучшую историю русской философии. Лосский «Русская философия». У него был сын Владимир, который написал роскошную книжку о мистиках (Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. — М., 1991)

Интуитивизм, он и есть. Короче, (ответ вопрошавшему)- Лейбниц:)) - философская шуточка

О самом понятии «серебряный век»: по аналогии взяли, т.к. совпадают исторические периоды развития литературы и философии.

Апокалипсические чаяния, ощущение кризиса как в жизни, так и в искусстве, были связаны с распространением в России идей Шопенгауэра, Ницше и Шпенглера, с одной стороны, и с предвосхищением новых революций, с другой. Часть направлений фиксировали состояние хаоса, связанное с осознанием «конца» (экспрессионизм), часть призывала к обновлению и уповала на будущее, которое уже приближается. Эта обращенность к будущему породила идею «нового человека»: ницшеанского Сверхчеловека и андрогина символистов, Нового Адама акмеистов, «будетлянина» футуристов). В то же время даже внутри одного направления сосуществовали противоположные устремления: крайний индивидуализм, эстетизм (в декадентской части символизма) и проповедь Мировой Души, нового дионисийства, соборности (у «младших» символистов). Поиски истины, конечного смысла бытия вылились в различные формы мистицизма, в моду снова вошел оккультизм, бывший популярным и в начале 19 в.

Владимир Соловьев. Центральная фигура. Работы: «Оправдание добра», «Смысл любви», «Духовные основы жизни». Он развивал «философию всеединства». Идейными истоками его творчества были философская мысль Древнего Востока, учение Платона о душе, воззрение немецких философов (Канта, Гегеля). Творчество Соловьева иногда называют философией любви, т.к. любовь у него рассматривается как некий животворящий принцип всего мироздания. Он проводил мысль о том, что обновленное христианство должно стать основой всей духовной и социальной жизни в обществе. Идея всеединства. Душу Мира Соловьев назвал Софией (мудростью). Она связывает воедино Творца, его творения, мир и человечество. В обществе единство всех людей представлено в виде православной церкви. Цель и смысл человеческой истории – соединение человека с Богом и становление богочеловечества. Символом этого единства является Христос.

Николай Бердяев. Находился сначала на позициях марксизма, позже отошел. Работы: «Философия свободы», «Смысл творчества», «Философия неравенства», «О назначении человека» и др. Вся философия Бердяева, по его же словам, антропологична (основная тема: смысл жизни человека, его смерти и бессмертия). Тема эта рассматривается им с позиций обновленного христианского учения. Подчеркнута первичность личности над материальным бытием. В отличие от средневекового, новое христианство делает упор на активность природы человека, его возможность и способность обретать свое бессмертие посредством преображения самого себя. Сам человек, по Бердяеву, – точка, где пересекаются два мира: земной и божественный. Человек – микротеос, малый Бог. Его душа – божественный элемент. «Смысл творчества» (работу см. в эстетике).

Интуитивисты. Семен Франк. Тоже сначала был марксистом. Работы: «Духовные основы общества», «С нами Бог». Он разрабатывал концепцию интуитивизма. Проводил тезис о том, что все мы пребываем в бытии и постигаем его через переживание, т.е. непосредственно. Русское мировоззрение, считал Франк, основано исключительно на интуиции. Русский человек постигает окружающий мир всем своим духом, целостно. Систематическое мышление есть для него нечто второстепенное. Франк подчеркивал, что философствование органично присуще русской литературе, им это тоже отвечает специфике национального мышления. Литература в России – религиозно-эмоциональное восприятие и толкование жизни. Н.О. Лосский. (be careful! Его любит ректор!) Тоже был интуитивист. Работа: «Мир как органическое целое». Бытие мира самодостаточно. Познание мира обеспечивается только интуицией. Она постигает саму суть мира, сущность его жизни, т.к. охватывает чувства, разум и волю человека. В его философии все гармонично. Целесообразно. Подчинено идее всеединства.

В.В.Розанов ( Уединенное, Опавшие листья, Смертное, О семейном вопросе в России) известен как создатель оригинальной формы религии жизни, основанной на философии пола. Выступил с оригинальной концепцией мистического пантеизма, согласно которой все формы сущего объявлялись модусами мужского либо женского начал. Гипертрофированная духовность христианина, по его мнению, разрушила детскую, жизненную языческую культуру, погубила плотскую чувственность прошлых цивилизаций. В сочинениях «Тёмный лик. Метафизика христианства» (1911) и «Люди лунного света» (1911) Розанов окончательно расходится с христианством по вопросам пола (противопоставляя при этом Ветхий Завет как утверждение жизни плоти — Новому).

И.А. Ильин - первоначально Ильин приобрел известность как исследователь философии Гегеля. Впоследствии он разрабатывает собственное учение, в котором продолжает традиции русской духовной философии. Анализируя современное общество и человека, Ильин считает, что их основной порок состоит в “расколотости”, в противопоставлении ума сердцу, разума чувству. В основе пренебрежения, с которым современное человечество относится к “сердцу”, лежит, по мнению Ильина, представление о человеке как вещи среди вещей и тела среди тел, вследствие которого творческий акт трактуется “материально, количественно, формально и технически”. “Мышление без сердца”, даже самое умное и изворотливое, в конечном счете релятивистично, машинообразно и цинично; “бессердечная воля”, сколь бы упорной и настойчивой она ни была в жизни, оказывается, по существу, животной алчностью и злым произволением; “воображение в отрыве от сердца”, каким бы картинным и ослепительным оно ни представлялось, остается в конечном счете безответственной игрой и пошлым кокетством. “Человек, душевно расколотый и нецельный, есть несчастный человек. Критиковал Толстого (в работе «О сопротивлении злу силой»). Известные: Статья «Кризис безбожия», книга «Аксиомы религиозного опыта» (1956),

Однако же писал о фашизме в Германии скорее даже положительно.

В целом, к философам серебряного века традиционно относят Н.А.Бердяева, С.Н.Булгакова, Б.П.Вышеславцева, С.Л.Франка, Н.О.Лосского, Ф.А.Степуна, П.Б.Струве,В.Н.Ильина, Л.П.Карсавина, П.А.Флоренского, Льва Шестова, Трубецких, В.Ф.Эрна, А.Ф.Лосева, Г.Г.Шпета и др.


2. Искусство в культуре постмодернизма. Утопизм и антиутопизм. Патетика и ирония. Непреложность и игровое начало.

БИЛЕТ № 22

1. Философские проблемы в русской литературе XIX−XX вв.

Русск.лит-ра предшест.русск.фил-ии и повл.на нее.Лучш.произв-я-органич.синтез филос.мысли и худ.слова.

Поэзия 19в. Пушкин. Фил.лирика в осн.в зрелые годы.20-30-борьба мотивов грусти с верой в жизнь,в будущее.Элегия Брожу ли я вдоль улиц шумных – смерть как неизбежн.конец жизни.Конец-мотив победы жизни.После 1830 лирика его тяготеет к полному отс-ю украшений.Мелодичность,сдержан-ть.Элегич.размышл-я.Тв-во посвящ.молодому поколению.

Тютчев. Фил.лирика.3 пер-да-московский,мюнхен,петерб(усл-христианск.).Подобно спирали-повтор.образы-символы-все время с новым смыслом.Вмещ.в себя всю вселенную-с хаосом и гармонией,пост.ощущ-е двойств.бытия.В этом трагизме-полнота жизни.Невероятн.чув-во природы. Умом Россию не понять,Силентиум. Связь челов.мысли и природы-одна из важн-х тем.Для него поэт характ.тем,что мыслит,думает. Иванов находил в его поэзии тайновидение.Его лирич.чув-во-религ.. Восток белел.Ладья катилась -гл.мысль-молитва,часть соверш.во всей природе.Но он всегда ощущ.разлад с собой, с природой.

Проза 19в. Достоевский. Полифоничность романов-у кажд.героя свой независ.внутр.мир.Мы погружаемся во внутр.мир героев,автор не господств.над героями. Преступл.и наказание -столкн-е идеол-ии Раскольн.с др.героями.Он и сострадает, и сам готов соверш.убийство.Борьба начал добра и зла.Соня-ненасытное сострадание.Нет теорий,кроме веры в Бога.Своим примером,а не советами,спасает его. Записки из подполья -герой-философ.Счит.,что чел-ку нужно только самост.хотение,чел-к от наст.разруш-я и хаоса никогда не откажется,что и хруст.дворец счастья м.б.разрушен из любви чел-ка к собств.капризу.Герой с разорв.созн-м,не уклад.в рамки оптимист.,просвет.традиций.Это полемика Достоевского и этикой Руссо.Руссо и франц.утописты-будущее общ-во д.б.основано на п-пе разумного договора личн.и общ-ва. «Я прочел о вашей жалости к маленькому человеку,дворец хрустальный построили,а спросили ли,чего хочет он?»

Руков.чел-м не выгода и детерминированность,а иррацион-ть,самая выгодная выгода-поступить по своему желанию.Дост.поддерж.подпольного чел-ка в споре с рационлистами,но расходится с ним тогда,когда подпольн.чел-к возводит каприз в принцип. «Пусть лучше мир провалится, а чай я допью».Соц.опасность превращения «самост.хотения» в сознательно избираемый п-п поведения получило подтвержд.в философии экзистенциализма.

Л.Н.Толстой. Исповедь -1881-82.Сократ-Жизнь тела-зло и ложь.След-но уничт.этой жизни-благо,мы должны желать го-Сократ.Переход в ничто-единств.благо-Шопенгауэр.Все в мире-глупость и мудрость,богат-во инищета,веселье и горе-все суета.Человек умрет и ничего не останется,это глупо-Соломон.Вывод Толстого-счастлив,кто не родился.Смерть лучше жизни.Надо избавиться от нее. 4 выхода из этого ужасного положения- Выход неведения -не знать,не понимать,что жизнь-зло-это женщины или оч.молодые и тупые люди; Выход эпикурейства -зная безнадежность жизни пользоваться благами,лизать мед самым лучшим образом-больш-во людей нашего руга.Нравств.тупость. Выход силы и энергии. Поняв,что жизнь есть зло – уничт.ее.Редкие сильные люди.Самоуб-во-достойно. Выход слабости. Зная,что жизнь-зло, продолжать тянуть ее.Я долго был в этом разряде.Т.ч.знание философское только отвечает,что мой вопрос не может быть решен, что для него решения нет.Ответы,даваемые верой – По закону Божию.Неразумное знание-вера-дает возможность жить.Вера-есть знание смысла чел.жизни,чел-к не уничт.себя,а живет.Это есть сила жизни.

2. Искусство и философия (по работам Гадамера «Философия и поэзия», «Философия и литература»).





Дата публикования: 2015-04-08; Прочитано: 246 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.02 с)...