Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Возвышенное 3 страница



Выходоткрыто посмотреть в лицо своей экзистенции.

Религиозный экзистенциализм:

Карл Ясперс – Бог – высшая форма Бытия. Истина – слияние человека с Богом. Наука здесь не поможет. Пограничные ситуации.

Макс Шелер, Хельмут Плеснер – разделение на дионисийского члеоевка (умеет откулючать разум) и деятельного человека (отрицает особый статус размуа, так как сущность челоевка в том, что он существо природное)

Мартин Хайдеггер«Время и бытие». Познание – не вид деятельности, а созерцание феномена сознания. Структура человеческого бытия: бытие сущего, бытие должного, бытие настоящего. Прошлое всегда присутствует и влияет на настоящее (обречённость) и будущее (проект). Экзестенциальный поток времени идёт от будузего к прошлому. Бытие подлинно – если в нём доминирует будущее с его направленностью к смерти.

Атеистический экзистенциализм – главные понятия: самоубийство. Бунт. Свобода. Мир абсурден.

Сартр – «Экзестенциализм – это гуманизм» - Человек сам себя выбирает, а выбирая себя, мы выбираем всех людей. Ответственность человека. Искусство должно активно воздействовать на мир. Мы всегда находимся в ситуации. Всегда есть ДРУГИЕони ограничивают нашу свободу.

Камю – «Миф о Сизифе» - катя камень в гору Сизиф понимает абсурдность всего – и в этом его победа и просветление и счастье.


2. Искусство и зритель. Типология восприятия. Понятие Катарсиса, художественной установки.
Катарсис по Аристотелю – очищение (от преступления или греха). Понятие «трагической вины» как интерпретация трагедии, но герой вины не имеет, только бессознательные ошибки.

Шеллинг: Аристотель исп-ет понятие катарсис именно основываясь на религиозном его значении. (у Аристотеля: посредством сострадания и страха происходит очищение от страстей). Такое возвышение этих аффектов освобождало от реально-психологич.человеч.эл-тов, т.е. от страхов, кот-е испытывали люди в реальной жизни, это божественные страсти.

Употребление понятия в религиозном значении, этическом и физиологическом.

Пропп: смысл мистерий, чтобы сделать душу чел-ка покорной божественной и позволить ощутить ей более спокойные состояния, блаженство.

Можно наслаждаться безобразным если перевести в сферу эстетики: человек гневается и чувствует радость от гнева – дистанцируется, «разыгрывает гнев». Не только переживание, но и созерцание.

Важна связь между фантазией и эмоцией: история вымышлена, слезы реальны, иллюзии жизни равны ей самой. Система ожиданий со стороны зрителя: может быть задана стилем, жанром, культурным типом восприятия (КТВ).

Проблемно ориентированная группа: расширение жизненного опыта, яркие впечатления, невозможная в других условиях ситуация.

Нравственно ориентированная: поведенческие модели в критических ситуациях, способы разрешения конфликта, обретение нравственной устойчивости, этикета.

Гедонистически ориентированная: удовольствие, наслаждение, релаксация, отдых, развлечение, забвение рутины.

Эстетически ориентированная: все три предыдущие плюс знание языка искусства, знакомство со словарем символики, контекстуальными мерками.


БИЛЕТ № 14
1. Кризис классической философской парадигмы. Кьеркегор, Ницше, Бергсон.

Во-первых, вы говорите о том, что такое парадигма: набор ценностей, понятий, тезисов, некая рамка, ну, как бы, совокупность законов; то, из чего мы исходим. Когда речь идет о классической философской парадигме, то в данном случае ее не надо расширять, то есть прямо сразу говорить, что это нововременная парадигма, она рационалистическая, предполагает, что есть субъект, что есть разум, который все это осваивает, мир реально существует, познается в явлениях, пум-пум-пум. Немецкая классика по сути дела ставит точку в этом процессе, неклассические философии 19 века, представленные этими тремя именами, это, конечно, новый тип философствования.

Кьеркегор. «Страх и трепет», «Философские крохи», «Дневник соблазнителя». Учение о трех стадиях: эстетическая, этическая, духовная. Если быстро, то мораль такова: по сути большинство людей живет и продолжает существовать на стадии эстетического, идеальная фигура, то есть концептуальный персонаж – Дон Жуан, но, по сути дела, и романтический поэт, и какой-нибудь бюргер, любящий колбасу, это один и тот же человек по типу восприятия. То есть человек, который стремится к удовольствию от того, что он получает, и без разницы, любит ли он там какую-нибудь сверхнавороченную музыку или любит он ту же самую колбасу – отношение к жизни одно и то же. То есть когда мы живем на уровне чувственного восприятия, это эстетическая стадия. Возможен переход на другую стадию, к другому типу личности – этическому. Здесь главный персонаж – Сократ, это когда вы видите вещи очень четко, заостренно, со светотенями такими жесткими, на добро и зло буквально мир делится, главный вопрос – нравственный. И, наконец, есть третья стадия, на которую только скачком, прыжком можно перейти, – религиозная. Главный персонаж – Авраам, рыцарь веры, об этом «Страх и трепет» написан. И это существование парадоксальное. Вера парадоксальна, никакого смысла в ней нет. Но вера – единственное, что есть. И рыцарь веры – это человек, который существует все время в перспективе Бога и личного бессмертия и в осознании невозможности его достижения.

Ницше. Надо помнить, что он написал «Так говорил Заратустра», «Генеалогию морали», и все, что вспомните. Что это особый тип письма, что это провокационная проза, по сути дела. Основные понятия: сверхчеловек, вечное возвращение, переоценка всех ценностей, что на первый план выходит телесность. Что идея вечного возвращения – это возвращение не просто в античном смысле, а возвращение на новом качественном уровне, что сверхчеловек – это регулятивный идеал (???), это собственно человек по существу, а не какое-то новое животное, что сами мы для себя являемся только возможностью, а человек – это мост и преодоление (???).

Бергсон. «Материя и память», «Творческая эволюция». Главные понятия: длительность, то есть в центр ставится такая категория, как жизнь, жизнь не уловима эмоционально (или рационально???), но может быть каким-то образом описана. И, по сути дела, мы про любой процесс можем много чего сказать, но все процессы имеют длительность. Дление – это то, в чем мы пребываем. И дело даже не в том, что все меняется, а я меняюсь, и вообще как бы синонимом жизни является вот это редкое совпадение пространственного и временного, то есть длительность. Процессуальный некоторый момент. Про Бергсона обычно никто не спрашивает.

2. Искусство в условиях устойчивой и переходной культурной эпохи. Эстетика барокко и классицизма.

БИЛЕТ № 15
1. Проблема свободы.

Гегель: раб и господин (диалектика!)

Страх – это состояние, в котором человек реализует свободу. (Кьеркегор)

Экзистенциалисты!

Способность человека действовать в соответствии со своими интересами, целями, имеет соц., этич., онтолог. характер в зависимости от установок философа. Любая философская категория работает в оппозиции. Парные понятия к свободе:

- необходимость; (Спиноза: св.и необх-ть в субстанции соед.в одно целое; Бог (Природа) наделён полной св-й, но Он действует в рамках жёсткой необх-сти; Фихте: св. – добровольное подчинение всеобщей необх-сти; вся чел.история – процесс распространения св., путь к её торжеству; основа всеобщей св. – наделение всех частной собств-стью)

- принуждение; (антипод свободы)

- ответственность; (-> необходимость выбора способа действия при реализации своей свободы)

- причинность; (одна из антиномий Канта: [существует не только причинность по законам природы, но и свобода] vs. [свободы не существует; всё в мире совершается в силу строгой причинности по законам природы])

- случайность; (Эпикур)

- предопределение; (христианство)

- внешняя и внутренняя св.;

- «свобода от» и «свобода для»; (Э. Фромм: негативная и позитивная св.; одно из противоречий, кот-е, по Фромму, призвана решить фил-я с помощью культивирования всеобщей любви; «желание жизни» должно вытеснять «желание смерти»)

- абсолютность и относительность свободы («Свобода размахивать руками одного человека кончается там, где начинается нос другого человека» (французы) – т.е. свобода всегда относительна. Кант: чел. абсол-но свободен, но св. в познании имеет пределы. Св. – самостоят. филос. проблема, не зависит от религии. Этика не счастья, но долга: свобода (не) выполнять моральный закон. Сартр: человек свободен постольку, поскольку он способен хотеть, – т.е. свобода человека абсолютна.)

Восток. Св., спасение, освобождение. Джайнизм. 3 принципа/средства спас-я / освоб-я: правильное понимание мира и своего места в мире, прав-я вера и прав-я жизнь (аскеза) -> освоб. души от сансары. Цель – личное спасение, только собс-ными силами: освободить свою душу от телесной зависимости. Буддизм. Страдание повсеместно. Рождение -> пристрастие ко всему земному из-за незнания, непонимания вещей этого мира -> страдание. Восьмеричный благородный путь – 8 ступеней правильных: точки зрения, определения, речи, поведения, жизни, стараний, внимательности, сосредоточенности -> прекращение страданий -> уход от перерождений -> нирвана.

Античность. Личность -> проблема свободы. Свобода личной воли и слепая тотальная воля (судьба, рок). Эпикур (обоснование своб-го, ничем и никем не стесненного поведения человека) Св. атомов – осн. закон их существ-я, вытекающий из их природы -> для чел-а возможность и способность избирать свою «траекторию полета», т.е. судьбу; св. – возм-сть самостоят-но делать выбор. Демокрит: движение атомов изначально жестко задано в рамках конкретной траектории. Стоики. Фатализм как учение о неумолимой судьбе, кот-я властвует над миром и не оставляет человеку места для своб-й и творч. деят-сти -> чел. должен смириться со своей судьбой –> покой, невозмутимость (атараксия) и терпение (анатея).

Христианство. Св.=св.воли. Августин: св.воли не противостоит предопределению. Пелагианство: Бог всемогущ и всезнающ, и каждое действие чел-а Им предопределено. Чел. – сущ-во своб-е в собст-ном выборе между добром и злом, ошибках, творчестве, иначе не м.б. истории.

Ренессанс. Освоб-е общества от духовного диктата церкви и становление светской культуры. Идея всестороннего развития человеком своих задатков и способностей. Борьба со срвв. схоластикой.

Просвещение. Чел. – сущ-во разумное и рожденное быть свободным. Дух свободомыслия и гуманизма. Монтескье, «Размышления о причинах величия и падения римлян». Рим пал из-за деспотического характера власти и отсутствия св. граждан. Вскрытие источников соц. борьбы в обществе. Соц. конфликты (из-за имущественных интересов) требуют правового регулирования общ. отношений. 3 вида права: международное, политическое, гражданское. 3 осн. возможных вида гос-ва: 1) республика (самая приемлемая, т.к. власть в руках народа), 2) монархия и 3) деспотия (самая опасная, т.к. беззаконие и произвол). Политическая св. чел-а: право делать все, что дозволено законами (св. слова, печати, совести). Гражд. св. чел-а: законность и безопасность существования.

Неклассическая философия. Шопенгауэр. 1818, «Мир как воля и представление». Мир - слепая воля к жизни, чел. – её реализация. Воля безусловна, свободна и не зависит от времени и пространства. Мир – это одновременно и воля, и представление. Для моей воли вы – средства или препятствия -> перманентная борьба всех против всех. Экзистенциализм. Св. – тяжкое бремя человека-личности. Самоубийство, бунт, св. Св. не внешнее, а внутреннее свойство.

Гегель: Св. – в самопознании.

Бердяев: настоящая св. обнаруживается не тогда, когда человек должен выбирать, а тогда, когда он сделал выбор; Св. - внутренняя творческая энергия человека. Человек — свободный, сверхприродный дух, микрокосм... Св. - мощь творить из ничего, мощь духа творить не из природного мира, а из себя. Св. в положительном своем выражении и утверждении и есть творчество


2. Культурологическая и эстетическая критика Жана Бодрийяра. Понятие трансэстетики.

«Прозрачность зла» 1990.

Эпиграф: Коль скоро мир движется к бредовому положению вещей, и мы должны смещаться к бредовой точке зрения.

После оргии (взрывной момент, освобождение чего-либо, любая революция: сексуальная, политическая, культурная, научно-техническая; связана с ростом и болезнями роста, раковая опухоль и метастазы; утопии приобретают реальные очертания).

Нет больше фатальной формы исчезновения: есть распад как форма рассеяния.

Классификация ценностей и стадий развития:

1. поевседневные бытовые (закон естественного развития)

2. рыночная стадия: ценность как средство обмена

3. ценность-символ (структурная стадия)

4. стадия дробления

Добро и зло, прекрасное и уродливое больше не имеет устойчивого положения в системе координат, частицы движутся на энергии собственного импульса, выходят из системы, у сущего исчезает смысл, оно продолжает функционировать с полным безразличием к собственному содержанию: идея прогресса исчезла, но прогресс продолжается; идея богатства исчезла, но производство продолжается итд.

Исчезновение метафоры (эстетической категории, которая играла на сходствах и иллюзиях различия) – МЕТОНИМИЯ (часть вместо целого, имитация: транс-).

Взаимное заражение всех категорий, замена одной сферы другой, смешение жанров.

Транссексуальность: секс существует во всем, тем самым теряется собственно сексуальность, стираются половые различия. Действует на уничтожение гораздо лучше чем старый добрый запрет. Не красота, но жажда обличья (мода!).

Трансполитика: во всех сферах. Пролетариат не упразднил себя как класс, но упразднил классовое общество в принципе. Объединенное с транссексуальностью – Чиччолина в парламенте.

Трансэстетика: эстетично всё, и в таких условиях нет разницы между безобразным и прекрасным (дадаисты, Дюшамп – «метод готовых вещей», Уорхолл). Эстетика банальности. Производство и распространение знаков, рециркуляция прошлых и современных форм, каждая вещь в рекламе приобретает свой символ, индустриальное машиностроение эстетизировано. Нет символического соглашения между искусством и производством эстетических вещей, культурой. Нет тайной сопричастности искусству: не чтение, но расшифровка знаков. Инфляция ценности: иконоборцы – но не разрушение образов, но создание образов, ничего не несущих. Благодаря СМИ, видео, соцсетям, каждый стал потенциальным творцом. Искусство стало ритуалом, выполняющим лишь антропологическую функцию. Культивация даже не уродства, но кича!

Рынок искусства.

Разговоры о дематериализации искусства и вместе с тем о минимальном искусстве, о концептуальном искусстве, об эфемерном искусстве, об антиискусстве, о целой эстетике прозрачности, исчезновения, дезинкарнации, но в действительности эта эстетика повсюду обретает свое материальное воплощение в операционной форме.


БИЛЕТ № 16

1. Аналитическая философия ХХ века.

Это, в основном, англоязычная традиция, британская традиция, двумя центральными фигурами традиционно считаются Бертран Рассел и Людвиг Витгенштейн. Надо помнить, что Рассел – это логика, парадокс Рассела. Логический атомизм, принцип которого в следующем: если мы не можем по какому-то поводу выстроить логическое высказывание, значит, этого повода или объекта нет. Это чистая логика. А у Витгенштейна знаменитый логико-философский трактат – «Рецитация одного предложения»: о чем невозможно говорить, о том следует молчать. Соответственно, принцип в чем? Есть Венский кружок еще, 30ые годы, Вена, Мориц Шлик – принцип верификации: это вообще связано с философией науки, граница – что научно, что ненаучно; что имеет значение, что не имеет значения; принцип верификации предполагает, что научным может считаться то высказывание, которое может быть подтверждено, то есть оно в принципе подтверждаемо. Потом приходит Карл Поппер, который говорит о том, что на самом-то деле научным может считаться (то есть истинным и содержательным) то высказывание, которое может быть опровергнуто. Это принцип фальсификации.

Надо сказать, что в аналитике направленность в философию языка, в семиотику, в логику.

Основная задача философии в анализе языка науки.Проблема выработки различения научного знания от ненаучного. Поскольку теория (язык) – важнейший элемент науки, встает проблема различения научных высказываний от ненаучных. «Цель философии – логическое прояснение мыслей. Результат философии – не некоторое количество «философских представлений», но прояснение предложений». (с) Л. Витгенштейн, Логико-философский трактат. Представители аналитической философии непосредственно примыкают к неопозитивизму.

Предшественники течения – Рене Декарт, Джон Локк, Дэвид Юм, Иммануил Кант. Они обратили внимание на анализ языковых средств, обеспечивающих развитие знания. (Об этом лучше не говорить, если не знаешь конкретики).

Венский кружок 30-ых: объединение группы венских ученых. Лидер кружка – Мориц Шлик. Также входили Р. Карнап, В. Крафт, О. Нейрат, К. Гемпель и др. Центральная проблема кружка – логический анализ «языка науки». Были под влиянием махистской эпистемологии (научные высказывания те, которые о наблюдаемых феноменах), идей Людвига Витгенштейна (принцип верификации – см.ниже) и Бертрана Рассела.

Людвиг Витгенштейн (1889-1951) и «лингвистическая философия». Ученик Б. Рассела, австрийский ученый и философ. Его главный труд «Логико-философский трактат». Эталон науки – формальная логика, задает общие критерии научности. Функция науки – описание явлений, а роль философии – анализ языка научной теории. Любое высказывание, имеющее смысл, должно быть сводимым к атомарным предложениям, которые – лишь описания. Философские метафизические высказывания не свести к атомарным ==> это псевдовысказывания, лишенные смысла. Критерий научности – подтверждаемость. Философия не наука, т.к. ее положения не подтвердить эмпирически. Принцип верификации – предложение научно, если оно верифицировано, т.е. его следствие не противоречит базисному знанию, которое – совокупность протокольных предложений, достоверных описаний опытных данных. В дальнейшем этот принцип стали «ослаблять». Так, Р. Карнап (1891-1970) пришел к выводу, что в языковых структурах науки есть 2 типа высказываний: 1) высказ., составляющие каркас научной системы, теоретическую часть (осмысленный хар-тер высказываний); 2) общие высказывания – составляют неосмысленный блок знания, т.е. философские высказывания. Наряду с этим есть термины, не сводимые к терминам наблюдения ==> положение верифицировано, если есть логическая возможность его проверки (вот тебе и ослабление!).

Бертран Рассел (1872-1970) и «философия логического анализа». Английский философ, логик, математик. Автор «Манифеста Рассела-Эйнштейна», положившего начало Пагуошскому движению ученых за мир. Ни одна аксиома не должна приниматься на веру, необходима лишь небольшая совокупность очень простых идей, из которых можно вывести как простейшие закона логики, так и сложнейшие законы математики. «Аналитический метод»: философия должна расщеплять сложные идеи на простые, пока это не приведет к обнаружению подлинной структуры мира («атомарные факты», зафиксированные а «атомарных» предложениях»). Теория дескрипции: «Не позволяйте грамматике диктовать свою волю онтологии». Парадоксы, связанные с фразами-обозначениями («круглый квадрат») можно устранить, если перевести предложения с ними в форму, которая парадоксов не допустит. Из под его пера вышли и работы атеистического характера: «Почему я не Христианин», «Внесла ли религия полезный вклад в цивилизацию», в которых он указывает на религию как на ср-во подавления личности, препятствие на пути цивилизации. Высшая ценность на земле – человек. Борьба за счастье человека, против войны и ядерного безумия есть высшее благо.


2. Культурно-историческое бытие мифа. Миф и архетипические формы мышления в искусстве ХХ века.

БИЛЕТ № 17
1. Феноменологическая философия ХХ века.

Ф. (являющийся + слово), в18-19 вв. фил. дисциплина, изучающая объекты и явления, составляющие сферу возможного опыта, хар-р и границы познавательных способностей человека, в процессе взаимодействия познающего сознания с познаваемым объектом. Направление в философии начала XX в. на основе принципов, сформулированных Эдмундом Гуссерлем. Г.= нем. философ, математик. Стремился понять философию как строгую науку и феноменах сознания, которая сама должна дать обоснование конкретного знания. Для этого – найти в сознании последние самоочевидные истины, очищенные от всего случайного. В результате такой очистки (редукции): сведение сложного процесса к простому) остается только неразложимое единство сознания – интенциональность (чистая направленность на предмет), свободная от любых индивидуальных характеристик. Главный предмет анализа – сознание. Ф. в развитии проходила разные стадии, т.к. взгляды Гуссерля менялись. Однако неизменным оставалась приверженность к: 1)Идеал строгой науки. 2)Освобождение философии от случайных предпосылок. 3)Радикальная автономия и ответственность философствующего. 4)«Чудо» субъективности. В ф. есть опр. моменты неокантианства, историцизма и философии жизни. Критика позитивизма и недоверие к идеалистическому априоризму выразились в тяготении к конкретному. Максимум внимания к «непосредственным данным», на которых лишь потом можно строить теории, – в этом чувствуется влияние Уильяма Джемса и Анри Бергсона, что и было передано феноменологией экзистенциализму Хайдеггера, Сартра и Мерло-Понти. В поисках исходных мировоззренческих проблем Г. сближался с философией жизни, обратился к образу «жизненного мира» – социально-культурного пространства, в котором разворачивается человеческое существование. Ф. –фил. археология, кот. обнаруживает утраченный или скрытый смысл предметов, кот. погребен под пластами противоречивых взглядов, оценок и мнений, порожденных упрощенными представлениями прежней фил-ии и науки о мире. Г. стремился найти безусловное основание не только научного познания - всей чел. культуры в целом, обращался в своих поисках к чистой интеллектуальной интуиции. Для того чтобы стать безусловным фундаментом для всех наук, феноменология должна быть совершенно независимой от них и по своему методу, и по своему предмету, не опираться на данные естествознания или психологии, не делать умозаключения, чтобы избежать влияния логики. Физический мир не предмет ф., но и субъективный, психический мир – не предмет. Предмет – непосредственно данные «феномены» сознания, а метод – «чистое описание» при полном воздержании (термин: эпохэ) от утверждений. Ф. исследует не процесс мышления, а принципы его осуществления, не содержание сознания, а его структуру, выявляя фундаментальные условия самой возможности мыслимости предметов. Это доопытная наука, изучающая не факты, а «чистые сущности» явлений, игнорируя их фактическую реальность. Такая «сущность» явления или предмета, его эйдос (идея) может быть предметом непосредственного созерцания. Но условием созерцания является наличие в нашем сознании индивидуального образа, данную сущность представляющего. Пока мы созерцаем, наш умственный взор направляется не на сам образ, а на его «эйдос» – суть, которая принадлежит не объекту и не субъекту, а исключительно глубинной структуре самого сознания. Путь к открытию области таких феноменов лежит через ряд спец. приемов (феноменологических редукций), цель кот. сосредоточить умственный «взор» на самосознании, на феноменах. 1 этап: исключается весь объективный мир, все имеющееся знание о нем. 2 – редукции подвергается весь субъективный мир, включая обычные суждения и мысли человека о сознании, о духовных процессах. Такое исключение не означает отрицания бытия мира или истинности научных знаний о нем, а состоит в воздержании (эпохэ) от каких бы то ни было утверждений или отрицаний, в исключении всей объективной и субъективной действительности из сферы внимания и как бы временно заключении ее в скобки. Начинаем смотреть как бы сквозь напластования субъективных установок и фокусируемся на феноменах чистого сознания, которое и становится действительным предметом феноменологического анализа.Идеи феноменологии стали источником целого ряда новых направлений в современной философии. Особенно большое влияние они оказали на формирование взглядов крупнейших представителей экзистенциализма (Хайдеггер, Сартр); в русской философии близкую к феноменологии позицию занимал Шпет, Лосев. Известное воздействие феноменологии испытали на себе и некоторые течения неомарксизма (Мерло-Понти). Работы Г.: «Логические исследования» (становятся первой книгой феноменологии), статья «Философия как строгая наука» (1911) «Идей к чистой феноменологии и феноменологической философии» (1913). «Лекции по феноменологии внутреннего сознания времени» (1928), «Формальная и трансцендентальная логика» (1929), «Картезианские размышления» (1931), «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология» (1936). Можно выделить три основных периода в развитии Гуссерлевой философии: 1) Ранняя или дескриптивная феноменология (Окончательной проверкой всякого знания для Г. была феноменологическая интуиция - схватывание таких общих понятий как «единство», «число», «подобие», которым не могут соответствовать чувственные данные. Это отличается от платоновского «припоминания». Интуирование, по Г., - последовательное раскрытии и тщательная проверка всех отношений, в которых могут участвовать общие сущности.) 2)Зрелая, чистая или трансцендентальная феноменология (начало ее ознаменовало открытие чистого сознания ф. теперь претендовала на окончательный фундамент и критику всего знания). 3)Поздняя феноменология или философия «жизненного мира» (разработка базового «ж.м.» в результате последовательной редукции всех «естественных» наук). Мартин Хайдеггер не принимает ф. Г. в ее трансцендентальной и идеалистической форме. Развивает собственное понимание ф. исходя из учения о бытии. Ф. Х. в можно определить как герменевтическую. Ф. - как метод онтологии. Чел-кое существование понимает свое собственное бытие и одновременно бытие других сущностей. Цель Бытия и Времени Х-ра в описании, как человеческое бытие имеет дело со смыслами своего собственного бытия.


2. Искусство и мораль. Искусство и религия. Проблема нередуцируемости художественного содержания.


БИЛЕТ № 18

1. Рационализм в философии Нового времени.

Общая характеристика. Становление капитализма => развитие производства и торговли => интерес к естествознанию. Учение о природе переходит в ведение науки. В философии на первый план выходит гносеология. Первостепенная задача: объяснить процесс познания и найти оптимальные пути постижения истины. Возникло противостояние между эмпириками и рационалистами. Первые делали ставку на чувственный опыт, а вторые – на разум, но и те, и другие были единодушны в том, что знание – сила. Человек – разумное деятельно существо, активность его обусловлена мерой свободы.

Истоки нового философского мышления определялись желанием обеспечить царство человека на земле. Если антропоцентризм философии эпохи Возрождения продемонстрировал дерзания человеческого разума, то окончательный поворот к утверждению человеческого разума произошел с рождением философии Нового времени.

Рационализм. Рационализм в отличие от эмпиризма тесно связан со средневековой традицией. Это понятно, т.к. философские системы рационализма и схоластика представляют собой умозрительные абстракции. Но в отличие от схоластики, рационализм ориентирован на методологические и гносеологические проблемы. Его представители – это в основном крупнейшие ученые своего времени в области математики и физики.

Рене Декарт, французский философ, считается основателем рационализма. Работы: «Правила для руководства ума», «Рассуждение о методе», «Размышления о новой философии». Все тот же вопрос: как человек постигает истину? Как получает знания о мире? Чувства обманывают, говорит Декарт. Математические знания тоже не абсолютно очевидны, т.к. требуют доказательства. Так что познание мира должно начинаться с поиска первоначала. Все должно пройти проверку разумом, все должно быть обосновано, даже то, чему мы привычно доверяем. Сделав ставку на разум, Декарт, в противовес эмпиризму Бэкона, оптимальным методом познания считает дедуктивный метод (от общего к частному). Но откуда берутся общие идеи?  Что есть первоначало познания? По Декарту первоначало обеспечивает интуиция.

Это «прочное понятие ясного и внимательного ума, порожденное лишь естественным светом разума». Интуиция – это не результат познания, а только его начало. Она является исходным пунктом дедукции, основанием первого суждения. А дальше дело логической техники. Нужно соблюдать определенные правила. 1. Истинным можно считать только то, что очевидно. 2. Нужно разделять сложные проблемы и простые. 3. Нужно мыслить, двигаясь от простого к сложному. 4. Нужно всегда учитывать все предыдущие этапы познания. Достаточно пропустить единственное звено, и рушится цепь, и становится невозможным вывод. Но интуиция не всегда ведет к истине, и Декарт вводит принцип сомнения. Сомнение направлено против слепой веры и за поиск очевидного. Исходный пункт познания – индивидуальный акт мышления. Само сомнение уже есть процесс мысли. Парадокс: «Я сомневаюсь во всем, кроме того, что существую». Но, несомненно: «Я мыслю, следовательно, существую». Что касается чувств, то они подводят нас сплошь и рядом. Недооценка чувственного познания. Для Декарта важно рассмотрение вещей не самих по себе, а в отношении к нашему интеллекту. Он не призывает изучать вещи такими, какими их создал Бог, а решить вопрос, каким образом могли быть созданы те вещи, которые мы воспринимаем посредством органов чувств. Декарт уравнял все вещи мира перед человеческим интеллектом. Начала, принципы природы он перенес из объективного мира в человеческий разум.





Дата публикования: 2015-04-08; Прочитано: 265 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.012 с)...