Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Возвышенное 1 страница



Обращено к морали. Может вызывать негативное удовольствие, эстетическое раздражение.


БИЛЕТ № 5
1. Формирование средневекового философского мышления.

Начало средних веков – падение Римской империи (476 г. н.э.). Распространение и развитие христианства.

Основной темой философии была тема Бога, проблема соотношения веры и знания. Важной задачей философия считала толкование и обоснование догматических положений христианского вероучения.

Условия полного всевластия религии и церкви. С одной стороны, знач.часть её содержания составила теология, богословие, пытавшаяся обосновать христ-ие догматы о существовании Бога, бессмертии души. Именно эта сторона преобладала в содержании ср.философии на раннем этапе её развития, в период патристики, когда господствовало учение Отцов Церкви. Но с другой стороны, хр.философия, опираясь на возможности разума, так или иначе признаваемые религией, активно разрабатывала традиционные для научной философии проблемы, особенно во второй период своего развития, на этапе схоластики, когда господствовали учения схоластов, представителей различных школ.

Особенность онтологических представлений. В центре проблема Бога. Создателями мира и человека явл. Бог – всемогущее существо, способное руководить всей жизнью человека от рождения и до смерти. Философию, подобным образом представляющую первооснову мира, называют монистической, философией теоцентризма.

Особенность антропологии, т.е.учение о человеке. Человек представляет собой часть божественной организации, упорядоченности мира. Он не только создан Богом, но и подобен ему. Однако его природа двойственна. В нём есть и душа, и тело, нечто духовное, но и греховное, внушенное ему дьяволом.

Своеобразие социально-философской концепции. Идеи сословного общества и монархического, централизованного, сильного по своей сути тоталитарного государства, соответствующего библейской установке: один Бог на небе и один Царь на земле.

Оригинальная гносеология, теория познания. 1) совокупность догматов, установок, призванных регулировать взаимоотношения человека с Богом, ангелами, святыми; 2) совокупность логически связанных утверждений, идейное кредо, более или менее рациональное обоснование определённой картины мира и места человека в ней. Последний способ постижения мира признавался наиболее надёжным и даже именовался божественным.

Этапы:

1) Патристика – первоначальный этап (со 2- 6вв). В рамках патристики: а) апостольский период; б) эпоха апологетов (первые христианские философы взявшие на себя функцию защиты христианского учения перед римским государством и языческой философией) – Тертуллиан, Ориген, Климент Александрийский; в) зрелая патристика - Западная – Иероним, Амвросий Медиоланский, Аврелий Августин, и Восточная – Василий Великий, Григорий Нисский, Григорий Палама, Иоанн Дамаскин, Михаил Пселл, Иоанн Итал.

Гл.представителем философии периода ранней и зрелой патристики остается Августин Аврелий (он же Августин Блаженный) (354-430).

Среди его огромного лит.наследства наибольшим признанием пользовались два его труда “Исповедь”, “О Граде Бижием”. В центре его внимания на протяжении всей жизни находились проблемы бытия, исторического прогресса и человеческой личности. По его мнению, Бог не только упорядочил, организовал мир, как это представлялось Платону, из уже имевшейся вечной, первичной материи, но и создал самую субстанцию, из которой мир состоит. Бог сотворил не только мир, но и его св-ва, в том числе и такое, каким является время, которого не было до создания мира. Августин признавал непрерывность изменений от несовершенного “града земного” к совершенному “граду Божиему”. Важнейшим моментом в усилении этого процесса стало явление миру Христа, а завершится земная история его вторым пришествием.

Боэций и его “Утешение философией”

2) Схоластика (7-14вв.) – Ансельм Кентерберийский, Пьер Абеляр Бернар Клервосский…

Если отцы Церкви в постижении Бога опирались на мистическую интуицию, сверхразумное созерцание, то теологи-схоласты искали рациональные пути познания Бога. Так, если Тертуллиан на первое место ставил: “Верую, ибо абсурдно” – безусловность и абсолютность веры, то Ансельм Кентерберийский видел в вере предпосылку рационального знания: “не ищу уразуметь, дабы уверовать, но верую, чтобы уразуметь.

Фома Аквинский (1225-1274). Его философию называют томизмом. Важнейшей заслугой Ф. явл. глубокая разработка одной из центральных проблем – проблем соотношения религии и науки, веры и разума. Ф.разработал пять известных док-в бытия Бога:

- основанное на понятии движения – мир есть движение, и источником движения является Бог, т.к.эта цепь не может быть бесконечной

- основано на понятии причины – мир есть совокупность причин, и исходной причиной является Бог, потому что у всего есть начало

- основано на понятии случайного и необходимого – в мире много случайного, но у мира есть основной, первый закон, и творцом такого закона мог быть только Бог

- основано на представлении о совершенстве мира - раз мир – это пирамида, в которой каждая последующая ступень более совершенна, стало быть должно быть в ней высшее, абсолютное совершенство

- основано на понятии целесообразности – у всего есть цель, первоначальную цель задал Бог

Слабость в том, что все они явл. лишь док-вами рассудочного, абстрактно-логического хар-ра. Среди них нет ни одного, которое подкрепляло бы бытие Бога эмпирически.

А вот и нехристианский товарищ: Аниций Манлий Северин Боэций (480-524). – позднеримский философ, казненный Теодорихом. Его основное философское сочинение, стоически окрашенное, - “Об утешении философией”, написанное в тюрьме перед казнью. Повествованию о превратностях судьбы Боэция, стенаниям по поводу несправедливости Фортуны посвящены две первые книги. В третьей же книге раскрываются идеи высшего блага и универсального разума, управляющего миром. С помощью Философии, указавшей Б.на никчемность земных радостей, Б.узрел истину в Боге, обретя утешение. В четвертой книге рассматриваются различные аспекты иерархии пребывающих в мире сущностей в их отношении к источнику всякого бытия, награды и наказания за человеческие деяния. Пятая книга посвящена толкованию соотношения высшего закона, управляющего миром, универсального разума, провидения и человеческого познания, свободы воли.


2. Художественное видение и картина мира. Внешние и внутренние факторы модификации художественных форм.

БИЛЕТ № 6
1. Основные проблемы средневековой философии.

Схоластика – 9-15в. 8в-перех.п-д.Средневек.мышл-е сформ.в рамках схоластики.После 5го в.христ.религия и церковь-господств.положние в ЗЕ,монастыри-очаг образ-я,7 свободн.иск-в-грам.,риторика,диалектика,арифметика,геометрия,астрономия,музыка.Философия препод.в школах при монастырях, ее задача – обоснование истинности христ.вероуч – это и стало называться схоластикой (школьная фил-я), стремилась сделать учение доступным для масс (патристика его систематиз.).Мышление исп.как ср-во для док-ва истинности религ.веры и ее догматов. Делится на раннюю (9-10в.), зрелую (11-13в.), позднюю (14-15в.). Две осн.проблемы – соотношение веры и разума, спор об универсалиях.

Ранняя – Иоанн Скотт (Эриуген). Ирландец, осн.труд – «О разделении природы».Считал, что между верой и разумом нет противоречия, осн.орудие разума – диалектика – как наука о правильном мышлении.Бог есть начало,середина и конец.Космич.порядок в несколько ступеней: 1.природа не сотворенная,но творящая (Бог). 2.Природа сотворенная и творящая (сама природа). 3.Природа сотворенная, но не творящая (вещи, предметы) 4.Природа несотворенная и не творящая (конечная цель божеств.творения). Подчеркивал свой интерес к человеку. Путь к познанию истины – познать и полюбить человеч.природу – этим он способствовал форм-ю элементов антропоцентризма.

Зрелая – Ансельм Кентербер-й. Англичанин. Считал, что вера предшеств.разуму.Разум-только техн.ср-во для веры.Бытие Бога доказ.соверш-м и иерархич.мира.Высшая ст-нь-постиж-е идей Бога(понимание соверш.и иерарх.мира). Пьер Абеляр -сопротивл.авторит.церкви.За это осужден католич.собором на вечное молчание.Проблемы в его тв-ве:

1. Соотнош-е веры и разума. Преимущ-ва разума перед слепой верой.Т-я двух истин – достиг.с помощ.разума и веры.Идея веротерпимости-сущ-е разн.религий.Истина форм.философами-т.к.именно у них раскрепощ.разум.Подготовил почву для позднейш.разв-я рацион-ма.

2. Спор об универсалиях. Как соотн.общ.и единичн, сущ.ли такие понятия как Бог,чел-к-или они только обознач.вещей.Реалисты считали,что такие понятия сущ.Общее-идеи,кот.сущ.до единичн.вещей и вне их.Умерен. реалисты(Ансельм)-истина не только в мышлении,она самост.и реально сущ..Номиналисты-сущ.только единичн.вещи,а общ.понятия-только звуки,голоса,речь.Абеляр-номиналист,Иоанн Росцелин.Нет справедл.без ее конкр.явл-й,т.о.пришел к выводу о сущ-ии 3х богов и его учение о 3х божии(тритеизм)названо ересью.

Фома Аквинский (1225-1274) – Монах-католик из Италии,к лику святых.Доминикан.орден,ученик Альберта Великого.Более 60трудов. «О сущем и сущности», Дискус.вопросы,О ед-ве интеллекта,против авероистов, Сумма против язычн(защита христ.перед мусульм.и иудеями),Сумма теологии(гл.труд).

Сумма теологии -3 части.О Боге и Его актах, О человеке,О Спасителе и путях спасения.Труд не законч. Филос.система Фомы- томизм. Теология,филос-я, право.Теолог.переработка учения Аристотеля и приспособл.его идей к потребн.христ-ва.Разл-е сущности и акта ее сущ-я+анализ их связи.Сущн-ть вещи не = ее сущ-ю.Даже реально существ.вещи имеют только несоверш.сущ-е,тк изменчивы и подверж.гибели.Сов-во-источник,наделяющ.эти вещи пусть и несоверш.,но существ-м.

Уч-е о Боге. Центр.категория фил-ии Фомы-бытие.Бог-предельная полнота бытия.Всеобщ.распоряд-ль.Иерарх.,упорядочн.мир-Божья мудрость. Док-ва его бытия -самодвиж.невозм.,след-но приходит в движ.др.предметом-т.е.Бог-перводвигатель;В мире все причинно обусловл.,след-но Бог-первопричина;Бог-некая всеобщ.закономерность;мир соверш-н-красота;мир согласован и целесообр.,высш.вытек.из низш..Бог-руковод-ль разв-я мира.Бог-независимая реальность,сотвор.мир из ничего.

Ответы Фомы на 2 гл.среднев.вопроса-1. соотн-е веры и знания. Задача науки-постиж.и объясн.законом-й природн.мира,может пойти далеко,но идея Бога ей недоступна.Плюс разум часто ошиб.,тч вера прочнее,доступна каждому.Т.о.теология-как учение о Боге-высш.мудрость,а наука-служанка теологии.Истина одна,но ведут к ней разные пути-вера и разум.

Спор об универс-х. Общее сущ.в самих вещах,в кач-ве их сущности.Оно извлек.из вещей умом,потом сущ.в виде мысл.универс-й.Универс.сущ.вне и до вещей,исх.от Бога к миру вещей.

Учение о чел-ке.Чел-к-ед-во тела и души.Душа-доминантна.Есть и у растений с жив-ми,но узкий круг ф-й.У чел-ка есть высш.ф-я-познават.-разумная деят-ть.Она бессмертна.

Гносеология -знание форм.на базе чувств.воспр-я мира с акт.уч-м души.Чувств.душа сближ.чел-ка с жив-ми,а разум-с ангелами.Осн.смысл земной жизни-подготовка к вечной жизни после смерти.Счастье-познание Бога и спасение с Его пом-ю.Его фил-я-высшая точка разв-я схоластики.

Поздняя схоластика (14-15). Роджер Бэкон (1214-1294).Англичанин, работа «О полезности наук».Настаив.на шир-м прим-ии научн.знаний.Схоласт.фил-ю считал тормозом для разв-я знания.»Большое сочин-е – энц-я наук своего времени.Говорил о союзе веры с рацио в лице фил-ии.Зн-е и веры не должны противореч.,тк оба даны Богом.Модель его идеал.общ-ва-священники,военные защитники,ремесленники.Во главе Папа.Иоанн Экхарт,марсилиан Падуанский,Уильям Оккам.

2. Художественная идиоматика и проблема осимволичения языка новейшего искусства (по работе М. Мерло-Понти «Око и дух»).

БИЛЕТ № 7
1. Философское сознание эпохи Ренессанса.

(14-16 вв.)- переход от теоцентризма к рационализму (исследованию мира средствами научного познания). освобождение общества от духовного диктата церкви и становление светской культуры. Влияние на философ.Ренесанса: 1. античная мысль (Сократ, Эпикур). 2. Взаимодействие с зарождавшейся тогда же систематической наукой. 3. Влияние зарождавшегося капиталистического строя. => Ломка сложившейся в средние века теологической картины мира. Характерны: пантеизм: идея растворенности Бога в природе и во всех ее вещах: «Бог внутри природы, а не вне ее»; антропоцентризм (человек – центр мира) => гуманизм; утопический социализм (идеал нового и справедливого общества (коммунизма). Вся философия Возрождения подпитывалась борьбой со срвв. схоластикой. анизм (зародившееся в ит. центр е и во всех ее вещах.ра. культуры.13131313131313131313131313131313131313131313131313131313131313131313131313131313131313131313131313131313131313131313131.Натурфилософия. Противоборство срвв. религиозной догматики (схоластики) и духа формирующегося научного мышления. Николай Кузанский, нем.священник и ученый. Работы: «О сокрытом Боге», «О предпосылках», «О ученом незнании». Основн. Тема- Бог и его отношения к миру. К. исходит из принципа единства бесконечного Бога и мира конечных вещей. Тезис: «Бог есть все» – это сущность пантеизма как мировоззрения. творящие возможности Б. Геометрия, арифметик, музыка – все это творчество Бога как всеобщего архитектора. Природа – результат творческого деятельности Бога. Чел.иск-во – только подражание природе, в которой присутствует Бог. Бог есть «чеканщик монет». человек способен создать мир культуры – «вторую природу». К. сравнивал Бога с кругом, огромной космической машиной, у которой центр везде, а окружность нигде. Поставил под сомнение геоцентрич. картина мира. Развитие мира – непрерывное развертывание из прошлого в настоящее, из простого в сложное, из единого во многое. Бог не творил мир из ничего, Он лишь приводит в движение уже существующий мир. Идея человека как микрокосма, который как бы вбирает в себя большой Космос. Наиболее достоверно математ. знание, т.к. сам мир устроен по мат. принципам. Большую роль призвана играть логика. Истина – сложный процесс бесконечного углубления познания на пути к Богу как непостижимому началу всего сущего. Каждое отдельное суждение – малая часть многогранной истины. Значение К.: изложил основы пантеизма как философского мировоззрения. Николай Коперник, поляк. «Об обращении небесных тел». Пересмотр сложившейся в эпоху античности астрономической картины мира. В основе – идея о том, что Земля не является неподвижным центром Космоса. Она есть всего лишь одна из множества планет. Джордано Бруно. «О причине, начале и едином», «О бесконечности, вселенной и мирах». Последовательный пантеизм: Бог растворен в природе, природа есть Бог в вещах и т.д. Природу Бр.трактовал материалистически: природа (материя) есть то начало, которое все производит из своего лона.Все происход.из природы. Бр. верил в возможности человеческого разума-сторонник научн. знания. Конечной целью познания должно быть добро, а движущей силой познания сомнение, скепсис. В своем учении о Космосе Бр. пошел дальше Коперника и Кузанского, и говорил, что Солнце есть лишь относительный центр мира, не единственное светило во вселенной. И Земля, и Солнце – лишь рядовые небесные тела. Идея бесконечного множества миров -самая смелой в его творчестве. За нее он долго сидел в тюрьме под инквизицией, а потом 17 февраля 1600 года был публично сожжен на костре в Риме на площади Цветов, как «нераскаявшийся еретик». Галилео Галилей. Изобрел телескоп, основатель динамики(«О движении»). Признавал наличие Творца мира, но считал, что больше Бог в мирские дела не вмешивается (деизм). Тоже был привлечен к суду, был принужден покаяться и отречься от своего учения. Галилей считал, что истина не есть нечто застывшее, а длительный и бесконечный интенсивный процесс углубления человеческой мысли в объект познания. 2. Гуманистический антропоцентризм. чел. – центр мира и высшая ценность. Г. зарод. в Италии, в среде образованных горожан. Формировался в лоне худ. литературы как критическая реакции на догмы религии. Центр – Флоренция. Фр.Петрарка -родоначальник гум. движ-я. Был верующим, но критически относился к схоластике. В своих произведениях отстаивал права человека на земные устремления. Восстанавливал этическое учение Сократа. В человеке его интересовала прежде всего тема любви, которую он рассматривал как высшее выражение духовного начала. Пико делла Мирандола. «Речь о достоинстве человека». важнейшее свойство человека – его свобода. По мнению Пико, человек представляет собой 4-ый мир, наряду с подлунным, поднебесным и небесным. Сотворив человека, Бог вложил в него семена разнообразной жизни, что дает ему возможность выбора: либо возвыситься до совершенных ангелов, либо опуститься до животного существования. Эразм Роттердамский(Голландия). Известен как переводчик и первый издатель Библии. «Похвала глупости». Глупость как иррациональное начало многолика: носит и инд. Характер, и коллективный. Развенчивание Глупости, по сути та же критика схоластического мышления. У человека свободная воля – потому фортуна (судьба) больше всего ценит людей отважных и решительных. А разум нужен, чтобы свободная воля не сбивала человека с правильной дороги. Принцип «ничего сверх меры».Мишель де Монтень. Скептицизм Монтеня выступал опять-таки как критика срвв. схоластики. «Философствовать – значит сомневаться». 3.Социально-фил.мысль:Никколо Макиавелли. Работа «Государь».Эгоизм чел-а – причина всех его поступков.Важен имуществ.интерес.. Эгоизм неискореним, и нужно создать гос-во с жестким управлением. Гос-во происхождения естественного, а не божественного. М.-сторонник сильного централизованного гос-ва с наделением его правителя большими полномочиями. Его действия оправданы, если продиктованы заботой о благе и безопасности своей страны. Государь вправе применять силу, но обязан по возможности быть добрым.Томас Мор, англ. «Утопия». Создал вымышленный образ государства с идеальным устройством. Резкая критика частной собственности, которая развивает в людях эгоизм и зависть. Важным принципом строения общества является справедливость. Томмазо Кампанелла.идея утопич. социализма. «Город Солнца»:общинный образ жизни, социальное равенство людей. Индивидуализм – это безбожие, которое надо решительно искоренять и заботиться о жизни целого.


2. Художественно-исторические циклы и непрерывная история искусств. Дискретность и континуальность художественного процесса.

БИЛЕТ № 8
1. Немецкая классическая философия и философия Канта.

Определение классики Гегель. Вторая классика после античной

Кант – это философия субъекта, Гегель – это философия объекта. Это философия систем, что это целиковые огромные модели, что при этом это рационалистическая традиция, продолжение Декарта.

Дальше надо помнить о том, что у Канта есть Этик, особая простроенная доктрина, это этика долга, в противовес этике счастья, кот. мы находим у Аристотеля. Главное понятие – долг. Основной максимой является категорический императив – никогда не поступай с другим, даже с самим собой, используя его как средство, а только как цель. Долг – это голос, который звучит и любой человек его слышит, что поступки соответственно делятся на легитимные, нравственные и безнравственные, большинство наших поступков – легитимные, то есть по форме совпадают с нравственностью, но имеют другую мотивацию. Ключ в мотиве, ключ в намерении. Что такое нравственность – это просто когда вы исходите из долга, всё. Больше определений нет. Не слушаетесь, не повинуетесь, не стремитесь быть хорошим, а именно просто не можете не совершить что-то, исходя из долга. Это очень определенная этика, она тотальна, она работает, надо сказать, в большинстве случаев и, в общем-то, является одной из рабочих на современный момент. Кант, эстетика: что целесообразно без цели, что незаинтересованное созерцание, что возвышенное – мост между этикой и эстетикой, возвышает душу, что гений – это тот, кто создает произведения, которые нельзя судить по законам его эпохи.

И соответственно, роль Канта в немецкой классической философии: что он основоположник, что это коперниканский переворот в философии, раньше говорили о том, как объект устроен, как он познается, а теперь – только о субъекте и о том, как мы его воспринимаем, соответственно априорные формы чувствования, пространство и время, априорные формы рассудка, качество, количество, модальность, отношение. Все это прекрасно смотрится в философском словаре.

НКФ - 70 гг. 18 в. – 30 гг. 19 в. Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель, Фейербах. Основные признаки НКФ: 1. Обращение к диалектической традиции. 2. Переход от субъективного идеализма к объективному, и отрицание последнего с позиций антропологического материализма. 4. Критика традиционной метафизики и стремление представить философию как систему научного знания. 5. Обращение к истории как объекту философского анализа. 6. Обращение к проблемам права и гражданского общества. 7. Понимание роли философии как критической рефлексии культуры. 8. Системность философии.

По Канту номен — это Вещь в себе. Вещь умопостигаемая и в отличие от феномена (проявления), не зависящая от нашего восприятия. Номен и феномен, то есть то, что есть и то, что является, что это разные регистры и что мир как феномен познаваем прекрасным образом, а номен непознаваем, как сущность.

Иммануил Кант родился в 1724 году в Кенигсберге. 2 периода ТВ-ва: докритический (1746-1770) и критический. Докрит.: естественнонаучная направленность и материалистические тенденции. Здесь гл. труд – «Всеобщая естественная история и теория неба, или попытка истолковать строение и механическое происхождение всего мироздания, исходя из принципов Ньютона». Эмпиризм его не устраивает, т.к. он игнорирует теоретические суждения. Рационализм потому, что тот игнорирует чувственный опыт. Отсюда критический период. Критическая философии должна раскрыть механизм заблуждения разума, обосновать достоинство человека и его отношение к миру. Работы: «Критика чистого разума»(гносеология) («Критика практического разума» (этика), «Критика способности суждения» (эстетика). «Кр. чист. разума»(1781). (Помнить, что всякое познание начинается с чувственного ощущения, переходит к рассудку и завершается в разуме!!!). Свое учение Кант называет трансцендентальным (то, что находится за пределами сознания и познания) идеализмом: познание только из рассудка и разума не может быть истинным, т.к. нет опоры на опыт. В учении Канта речь идет о применении познания априорного (существующего до опыта и применимого к опыту). Априорное знание всеобще, необходимо, апостериорное – случайно. 1. Опыт. Всякое познание начинается с опыта, но опытом не исчерпывается. Здесь пространство, время(это свойства субъекта!) 2. Вторая познавательная способность: рассудок – это способность мыслить то, что ему предоставляют чувства. На уровне рассудка чувственное знание упорядочивается категориальным каркасом: количество, качество (реальность, отрицание, ограничение), отношение, модальность(это априорные формы рассудка). 3. Разум – третья познавательная способность человека. Но он, в отличие от рассудка, направлен не на опыт, а на создание правил для деятельности рассудка. Поставив вопрос о безусловности души, мира и Бога, разум, рассматривая эти вопросы более конкретно, впадает в противоречия-антиномии. Суть антиномий в том, что тезис и антитезис можно доказать равнозначно. Т.о. Кант решил, что разум не может понять безусловное. Мир сущностей оказывается непознаваемой вещью в себе. Вопрос об активности познающего субъекта. То, что есть вещь сама по себе, это не то, чем она является для нас. Стремясь проникнуть в суть вещей, мы и наталкиваемся на антиномии. Знать что-либо о Боге невозможно, в него можно только верить. Превосходство практ. разума над теорет.: знание только тогда ценно, если оно помогает нам стать человечнее. Основные положения учения о нравственности изложены в труде «Крит. Практ. разума». Практический разум должен дисциплинировать теоретический разум, удержать науку и ученых от самомнения. Требования морали внеопытного характера, т.е. они априорны, и поэтому абсолютны. Поэтому нравственный закон принимает форму категорического императива. Их 3: 1. Поступай так, чтобы правило твоего поведения могло стать правилом для всех.2. В своих поступках исходи из того, что всякий другой человек – высшая ценность. И его нельзя рассматривать как средство.3. Все поступки должны быть ориентированы на всеобщее благо, т.к. все в мире имеет относительную ценность, кроме звездного неба над нами и нравственного закона внутри нас. Императив может быть гипотетический(зависит от условий) и категорический(вот он ни от чего не зависит). Поступки могут быть нравственные, безнравственные и легитимные(по форме совпадают с нравств., но не по сути). «Критика способности суждения»(1790) посв. эстетике. Способность суждения – способность мыслить особенное как подчиненное общему. Единый подход к живой природе и худ. творчеству на основе принципа целесообразности. У искусства 2 лица – 1 обращено к знанию(прекрасное, оно просто нравится), 2 – к морали(возвышенное, оно вызывает негативное удовольствие, бурю чувств). 4 пояснения прекрасного: 1. прекрасно то, что нравится, не вызывая интереса. 2. то, что нравится всем без посредства понятия 3. красота – форма целесообразности предмета(т.к. воспринимается без представления о цели. Т.о. красота делится на чистую и сопутствующую(имеющую цель). 4. прекр. То, что без понятия признается предметом необходимого благорасположения(т.е. суждение вкуса обязательно для всех). Искусство м.б. механическим (реализует понятие) и эстетическим. Эст-е делится на приятное(развлечение, наслаждение) и изящное(способствует культуре способностей души). 4 кач-ва гения: способность создавать то, для чего нет правила, образцовость произведения, невозможность объяснить, как создано произведение, сфера гении я- наука, а не иск-во. Также в этой книге – преодоление дуализма природной и разумной воли, средством которого является просвещение. В процессе просвещения человек приобретает разумность, ученость. Еще важное о Канте в целом. Активность субъекта познания: познавая вещь, мы ее меняем. Вера обеспечивает нравственное знание, формирует категорический императив. Три познавательных способности человека: чувственность(познание мира через ощущения), рассудок(способность логического мышления). Чувственность+рассудок – знание. Разум дает веру. Но пространство и время нельзя привязать ни к одной из характеристик, т.е. они априорны – внеопытного происхождения, они изначально встроены в механизм познания(Бог, свобода, душа и т.д.). Антиномии – положения, которые в рамках одной концепции можно и доказать, и опровергнуть. Аналитическое суждение(ничего нового) – синтетическое суждение(вносит что-л. новое) Вопрос о том, возможно ли априорное синтетическое суждение? Номен-феномен. Номен непознаваем.


2. Онтология искусства. Природа художественного символа. Смыслообразование как репродуцирование и порождение.

В общем, что символ – это сложная форма знака, что символ всегда указывает на то, чем он не является, что это множественность отсылов (???). Художественный образ всегда конкретен, в этой конкретике всегда содержится отсылка к абстракции. Мы можем отделить аллегорию от символа. Символ глубже, серьезнее. Теорию символа дал Шеллинг. Из русских очень хорошо: Соловьев, Флоренский, Белый – как практик. Символ – это то, чем искусство работает и это высшая форма существования образа. Если об учебниках, то хорошо теория символа разобрана у Бычкова.

Онтология – учение о фундаментальных принципах бытия. Онтология искусства: два русла проблем: 1) онтологический статус искусства (способ бытия ХП как чувственно-материального объекта)= В силу каких особенностей текст может быть открыт для интерпретаций? Существует каноническое прочтение ХП? Несовпадение темы и идеи музыкального и литературного произведений на одну и ту же тему. Константность смыслообразования в разных произведениях и видах искусств. В этом - одно из базовых положений общей теории искусства, фиксирующее несовпадение темы и идеи (пафоса) произведения. Интегративный идейный смысл рождается в результате сложного взаимодействия образно-тематического строя с внешней и внутренней формой. Внеш. Ф. = его чувственная оболочка, обращенная к восприятию (цвет, звук, внешность актера, костюм), - языковые средства разных видов искусств. Внутренняя форма – способы организации этих языковых средств (композиционные приемы). Разн. язы. средства одной и той же темы по-разному оформляют и открывают в ней разные онтологические ракурсы. В какой степени содержание "прикреплено" к основе исходного авторского текста, а в какой - открыто для трансформаций? В исполнительских видах искусств встречаются, с одной стороны, творцы, снабжающие текст подробными ремарками (Шуман, Скрябин). Другие оставляют простор для исполнителя (Бах, Шуберт).

Если мы рассматриваем произведение со стороны его неприкосновенной действительности и при этом сами ничего своего не привнесем, произведение выступает перед нами так же естественно как вещи (Хайдеггер). Подлинное бытие ХП в его духовном бытии. Кант толковал искусство как "целесообразность без цели", что предполагало участие субъекта как неотъемлемой фигуры художественного восприятия. Новые приближения к уже известному ХП (инсценировки, трактовки, вариации) свидетельство онтологической неисчерпаемости, таящихся в нем "резервов смысла" => суждение, что настоящий смысл ХП есть совокупность всех исторических смыслов, для которых оно дает повод. Неразгаданность ХП позволяет каждой новой эпохе вбрасывать в ХП свою онтологическую проблему. В XX в. проблемой онтологии искусства занимались феноменолог Гуссерль, экзистенциалист Хайдеггер, структуралист Барт. Как посредством искусства человек может прикоснуться к глубинным структурам бытия? Как реконструировать текст, чтобы восприятие не скользило по поверхности событий, а могло схватить ключевые символы? Язык искусства несет не только отпечаток субъективности автора, но и символику того мира, в котором автор творил. В процессе исторической жизни ХП создается его культурная аура. То есть история интерпретаций произведения создает контекст. Труд художника, когда он завершен, перестает быть его духовной собственностью и начинает выражать смысл, не всегда совпадающий с тем, который вкладывал в него художник. Способны ли новые критерии художественности отменять предшествующие и тем самым прекращать в истории существование шедевров, которые казались нерушимыми? Или же произведения художественного максимума соответствующих культур, воплощая "абсолютную идею в её внешнем бытии" (Гегель), всегда воспринимаются как бросок в будущее, как онтологическая тайна, предназначенная к разгадке временем? Потебня. Его положение: всякое понимание есть непонимание. Точного понимания ХП нет и быть не может. Язык искусства не средство понимать, а средство создавать мысль. Между худ. образом и его значением всегда есть неравенство. И дело не в том, чтобы худ. образ соответствовал какой-то идее, а в том, чтобы будил и вызывал новые мысли. Поэтичность образа больше, чем больше он располагает читателя к сотворчеству. Худ. язык обладает возможностью внушения. Предназначение худ. образа в этой его способности разжигать волнение в читателе. Нарушение особого сцепления мыслей и слов ведет к уничтожению худ. эффекта, - проблема перевода. Искусство есть язык художника, с помощью которого можно пробудить в человеке его собственную мысль. Так что содержание произведения развивается уже не в художнике, а в читателе. Дело художника – добиваться проникновения в дух бытия через каналы худ. форм. Произведение искусства предполагает широкое, но не беспредельное поле для интерпретаций. Художественная форма задает им определенное направление. В чем условия прочности и открытости классических произведений? Масштабность и общечеловечность – еще не патент на бессмертие. Важна многозначность, многосмысленность, заложенная в форме. Худ. содержание в истории искусства почти не обновляется. 36 сюжетов всей истории мирового искусства. Важно, что сюжет воплощаются художниками стереоскопично (целостно, всеохватно). Худ. символика бывает так сгущена, что такой мир воспринимается нами как более богатый, чем мир обыденный, который вокруг нас. Онтологический парадокс: худ. символика с одной стороны скрывает от нас вещество жизни, ее надо разгадать; а с другой стороны человеческие смыслы бытия не могут быть дешифрованы, переведены с языка искусства. Эта стихия бытия вне языка искусства – невыразима.





Дата публикования: 2015-04-08; Прочитано: 274 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...