Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Природа общества. Сферы общественной жизни



Цель: систематизировать, расширить и закрепить полученные теоретические знания о природе общества и методологии социального познания.

Умения и навыки: ориентироваться в наиболее общих философских проблемах.

Оборудования и наглядные пособия: литература (см. список рекомендуемой литературы); методические указания, задания и рекомендации по организации и выполнению самостоятельной работы по дисциплине «Основы философии» специальность 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).

Количество часов – 2 часа.

Задания, предлагаемые для выполнения, не выходят за рамки программы по дисциплине «Основы философии», если вопросы, задания и упражнения окажутся для Вас трудными, прочитайте еще раз теоретический материал по теме.

Задание 1. Составьте и заполнитетаблицу «Характеристика основных сфер общественной жизни». Выполните по данной таблице сформулируйте определение сферы общественной жизни.

Задание 2. Дайте краткое определений понятий:

Общество, социальная структура, народность, нация, менталитет, национальное самосознание, социальность.

Задание 3. К ключевым темам социальной философии обычно относят:Определение основных факторов развития общества. Проблемы системной структурной организации общества.Особенности социального бытия и социального познания.Динамику социального развития. Особенности функционирования гражданского общества.

Изучив самостоятельно эти вопросы:

1. Дайте определение общества. Раскройте ключевые понятия в определении.

2. Какой фактор в развитии общества вы считаете решающим? Обоснуйте ваш выбор.

Задание 4. Кратко ответьте на следующие вопросы:

1. Какие вопросы являются для социальной философии основными?

2. Что следует понимать под социальной структурой общества?

3. Какие структуры связаны с биологической природой человека и как это представляется в общественной жизни?

4. По каким признакам различается «нация» и «народность»?

5. С какого бы элемента можно было бы начать изучение социальной структуры общества? Чем объясняется эта роль?

6. Как связаны классы с экономическим базисом общества?

7. Охарактеризуйте понятия: урбанизация или рурализация?

8. Законы народонаселения: биологичны или социальны?

9. Какие признаки включает в себя философское понятие общества?

10. Каково понимание общества в социальной философии?

11.Что такое социальные отношения?

12. Что такое социальный договор? Что такое социальные интересы?

Задание 5. Вопросы по социальной онтологии и гносеологии

1. Дайте определение общественного бытия и общественного познания. Объясните различия между ними.

2. Назовите особенности социального познания.

3. Перечислите методы социального познания и дайте их краткую характеристику.

4. Дайте определение гражданского общества.

5. Что входит в гражданское общество? В чем особенности отношений между элементами его структуры?

Задание 6. Анализ и интерпретация философских текстов:

1.Многие теории народонаселения основаны на утверждении о детерминированности всех демографических процессов исключительно биологическими факторами.

Наибольшее распространение среди этих теоретических течений имеет мальтузианство, по имени английского экономиста и священника Томаса Мальтуса, который в 1798 году выступил с попыткой обосновать «вечный закон народонаселения».

В чем состоит суть этого закона?

2. В.И. Лениным в работе «Великий почин»: «Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают».

На какие признаки В.И. Ленин делил классы? В чем заключается их суть и что учитывал В.И. Ленин при анализе данных признаков?

3. Маркс писал в письме к Вейдемейеру: «То, что я сделал нового, состояло в доказательстве… что существование классов связано лишь с определенными историческими фазами развития производства».

Согласны ли Вы с данным подходом? Обоснуйте свою точку зрения.

4. У каст по сравнению с сословиями гораздо резче выражена вертикальная иерархия. Это особенно рельефно обнаруживается в возрастающем «запрете на профессии» по мере исследовательского движения сверху вниз по социальной пирамиде кастового общества. Так, в Индии право на занятия воспитанием и преподаванием, исполнением богослужения и совершением жертвоприношений, благотворительностью, сбором урожая принадлежало только высшей касте – брахманам.

Какие еще были касты и каких прав они были лишены? Какие Вы еще знаете страны, где существовало кастовое деление общества?

5. Общество в целом, отдельные классы, социальные слои и организации смотрят на мир сквозь призму своих социальных интересов. Под воздействием общественных интересов образу­ется определенное видение мира. Вот этот механизм видения, а также его результаты, созданные под воздействием обществен­ных интересов, называют общественным сознанием. Попытай­тесь из сказанного сформулировать общее определение обще­ственного сознания.

6. Допустим, что общественное сознание сводится к сумме индивидуальных сознаний. Какие выводы из этого допущения следуют? Каково соотношение между общественным и инди­видуальным сознанием?

7. Формирование образца врага — это сознательное мани­пулирование общественным мнением. Как Вы относитесь к это­му явлению? Возможно, у Вас есть примеры.

8. Общим для традиций, обычаев, социальных привычек и других компонентов общественного сознания является их ус­тойчивость. Перечислите такие явления духовной жизни, кото­рые характеризовались бы неустойчивостью.

9. Появление эмпирических знаний по времени предше­ствовало возникновению науки. Повседневный эмпирический опыт и знания послужили исходной основой для научных обоб­щений. Приведите примеры, показывающие, что и в наше вре­мя повседневная практика питает науку.

10. Не только мораль и правовое сознание, но и политика, религия, искусство и философия выполняют функции регуля­тора общественной жизни. Каково отличие между этими фор­мами общественного сознания с точки зрения выполняемой ими регулятивной функции?

11. Раскройте связь между следующими положениями В.И. Ленина:

а) «Политика есть концентрированное выражение экономики» (Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 42. С. 152);

б) «Политика не может не иметь первенства над экономикой» (Там же. С. 279).

12. Немецкий философ И. Кант выдвинул два нравственных категорических императива, соблюдая которые, человек обес­печивает своему поведению постоянную нравственность: 1) по­ступай по отношению к другому так, как бы ты хотел, чтобы поступили по отношению к тебе в такой же ситуации; 2) если поступок отдельного человека можно сделать правилом для всех, то он нравственен. Так ли это?

13. «Когда исчезнет потребность в религии? Когда человек почувствует себя господином природы и своих собственных об­щественных отношений» (Г.В. Плеханов). Достаточно ли нали­чия названных условий для отмирания религии? Каковы основ­ные функции религии? Ваше отношение к ней.

14. Есть точка зрения, что процессы ускоренного развития техники и науки ведут к взрыву моральных и нравственных ос-нов социального организма, что эти факторы создают общество, в котором нормы вкуса и приличия находятся в состоянии непрерывного морального старения, оставляя только моду в качестве арбитра морального поведения. Согласны ли Вы с такой точкой зрения? Аргументируйте свой ответ.

15. Что такое добродетель ипорок? Этот вопрос пытались решить многие философы. Гельвеций, например, давал на него следующий ответ: «Если бы, родившись на каком-нибудь пус­тынном острове, я был предоставлен самому себе, я жил бы, не имея ни пороков, ни добродетелей. Я не мог бы обнаружить ни тех, ни других. Что же следует понимать под словами "доб­родетельные и порядочные поступки"? Поступки, полезные или вредные обществу». В чем достоинства и недостатки рассужде­ния Гельвеция, если учесть, что оно было высказано в XVIII в.?

16. «Красота спасет мир», — говорил Ф.М. Достоевский. Как Вы относитесь к этому высказыванию?

17. Прокомментируйте старинный афоризм: «Кто успевает в науках, но отстает в нравах, тот больше отстает, чем успевает».

18. Какое явление не относится к общественной психологии?

а) нравственные привычки и традиции;

б) художественный вкус;

в) чувство милосердия;

г) мировоззрение личности.

18. Всем формам общественного сознания присущи позна­вательная и регулятивная функции. Какова их роль в различных формах общественного сознания?

19. Мораль, с одной стороны, регулирует поведение лич­ности, ее отношение к другим личностям, к коллективу, обще­ству, а с другой — выступает как совокупность требований, которые предъявляет общество к личности. Раскройте диалек­тическую связь этих положений.

20. Почему абсолютная свобода личности означала бы унич­тожение морали?

21. Почему философия, будучи одной из наук, вместе с тем выделяется как особая форма общественного сознания?

22. Антуан Сент-Экзюпери справедливо заметил, что объем знаний еще далеко не все. «Какая-нибудь посредственность, недавно окончившая политехнический институт, — писал он, — знает о природе и ее законах больше, чем Декарт, Паскаль и Ньютон. Однако она не способна сделать и одного единствен­ного духовного шага из тех, на которые были способны Декарт, Паскаль и Ньютон». Дайте анализ этому суждению фран­цузского писателя. Согласны ли Вы с ним?

23. В чем проявляется относительная самостоятельность общественного сознания?

24. Что общего между моральным сознанием и правосозна­нием? В чем их различие друг от друга?

25. В чем специфика религии как формы общественного сознания?

26. Для науки как социального института, призванного обеспечивать общество знаниями, характерна ориентация на истину как на ценность. Означает ли это, что в своей научно-исследовательской организации каждый ученый руководству­ется в своей деятельности только стремлением к истине?

27. Существуют противоположные точки зрения на соот­ношение науки и морали. Одни мыслители полагают, что мо­рально то, что может быть научно обосновано, другие, напро­тив, считают, что морально то, что является предметом выбо­ра, а не научного обоснования.

Кто прав? И правомерна ли вообще такая постановка вопроса?

28. Английский писатель Ч.П. Сноу приводит высказывание ученых, придерживающихся доктрины этической нейтральности науки: «Мы создаем инструменты. А вы — весь остальной мир, и прежде всего политические деятели, — вы должны заботиться о том, как их использовать. Инструменты могут быть использованы для достижения таких целей, которые большинство из нас считает недостойным. Это, конечно, прискорбно. Но, как ученых, нас это не касается» (Сноу Ч.П. Две культуры. М., 1973. С.129).

Можно ли согласиться с такой точкой зрения? Аргумен­тируйте свой ответ.

29. В истории науки неоднократно были случаи, когда ученый пытался прекратить свои исследования, скрыть полученные им результаты, так как предвидел возможности их использования во вред человечеству. Можно ли считать такое поведение ученого нравственным? Не является ли безнравственной попытка оправдать иные действия ученых в этой ситуации утверждением, что научный процесс нельзя остановить и то, что возможно, в науке рано или поздно будет осуществлено?

30. «Важная моральная проблема, лежащая вне самой на­уки, но необходимо предшествующая научному исследованию, касается выбора объекта исследования: всюду ли допустимо искать истину?» (Александров А.Д. Истина как моральная цен­ность // Наука и ценности. Новосибирск, 1897. С. 35).

Имеет ли право наука вторгаться во все области действитель­ности, исследовать интимный мир человека, подсознание и т. п.? Есть ли какие-то нравственные границы, определяющие пределы вторжения человеческого познания? Или науке все дозволено?

31. Какой ответ на вопрос о том, каково отношение понятий «человек» и «личность», будет правилен?

а) Человек и личность — это тождественные понятия.

б) Человек — это антропологическое понятие, а личность — социальное.

в)Человек становится личностью, когда овладевает культурой и моралью.

г) Главным свойством личности является то, что у нее есть мировоззрение и самосознание.

д) Личность — это общественно развитый человек.

Рекомендуемая литература

1. Губин, В.Д. Основы философии: учеб. пособие [Текст] / В.Д. Губин. – 2-е изд. – М.: ФОРУМ, ИНФРА-М, 2009. – 288 с. – (Профессиональное образование) (ГРИФ УМО).

2. Губин, В.Д. Философская антропология: учеб. пособие [Текст] / В.Д. Губин, Е.Н. Некрасова. – М.: ФОРУМ, 2008. – 400 с. (ГРИФ УМО).

3. Хрусталев, Ю.М. Философия: учебник [Текст]. / Ю.М. Хрусталев. – 352 с. (Рекомендовано УМО).

4. Волкогонова, О.Д. Основы философии: учебник [Текст] / Волкогонова О.Д., Сидорова Н.М. – М.: ФОРУМ, ИНФРА-М, 2009. – 480с. (ГРИФ УМО).

5. Антюнин, С.С. Основы философии: учеб. пособие [Текст] / С.С. Антюнин. – М.: ИЦ РИОР и др., 2010. – 411 с. (ГРИФ УМО).

6. Сычев, А.А. Основы философии: учеб. пособие [Текст] / А.А. Сычев – М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2010. – 368 с. (ГРИФ УМО).

7. Горелов, А.А. Основы философии: учебное пособие [Текст]. - Допущено Минобразованием России. - 8-е изд., стер. - 256 с.

8. Зотов, А.Ф. Современная Западная философия: учеб. пособие [Текст] – М.: Проспект, 2010. – 608 с.

9. Спиркин, А.Г. Философия: учебник для вузов [Текст] / А.Г. Спиркин. – 2-е изд. – М.: Гардарики. 2009. – 735 с. (Рек. Мин. обр.).


Самостоятельная работа по теме:





Дата публикования: 2015-04-06; Прочитано: 793 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...