Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Объяснительно-иллюстративный метод в сочетании с репродуктивным



Значительное место в работе с детьми занимает метод вокаль­ной иллюстрации, или демонстрация музыкального материала го­лосом учителя, и воспроизведение услышанного детьми по прин­ципу подражания, что не исключает и методов воздействия на их сознание. Оба метода дополняют друг друга. С целью формирова­ния у детей способности к сравнительному анализу качества зву­чания певческого голоса можно использовать показ не только по­зитивный, но и негативный. По заданию учителя дети должны осознанно выбрать нужный вариант и обосновать его преимуще­ства. Специфика вокально-хоровой работы, основанная на слухо-двигательной координации, требует того, чтобы иллюстративный метод использовался на уроке как можно чаще, иначе подражание будет не осознанное, а слепое.

Показ мелодии голосом учитель должен сочетать с объяснени­ем технологии способов звукообразования, вовлекая детей в обсуж­дение характера звучания и интерпретации исполняемых произве­дений. Признавая неоспоримое значение репродуктивного метода, особенно в работе с детьми, не следует допускать, чтобы пение по принципу подражания сводилось к простым внешним повторени­ям, а было осознанным процессом.

Нервно-мышечный механизм подражания, но словам Д.Аспелунда, имеет ряд отличий от механизма сознательных установок. Механизм подражания образуется преимущественно подсознатель­но. Подражание целостно организует голосовую функцию и дает возможность сознательно закреплять то, что возникает непроиз­вольно. При повторении удачных моментов внимание учеников направляется на осознание и запоминание возникающих мышеч­ных, вибрационных и слуховых ощущений, которые затем будут ими самостоятельно использоваться. В таких случаях методы по­каза и подражания оказываются достаточно эффективными.

Следовательно, на первом этапе вокально-технической работы иллюстративный метод должен преобладать, а в дальнейшем — ис­пользоваться минимально. Показ учителя раскрывает лишь сущ­ность певческого приема, а ученик сам находит нужные внутрен­ние установки для выполнения той или иной исполнительской задачи. Это возможно только в том случае, если эта задача детям понятна и конкретный исполнительский прием для ее решения органически вытекает из цели как результат, который легко зак­репляется.

Следует по-разному относиться к использованию данного мето­да в вокально-технической и художественно-исполнительской рабо­те с учащимися. В вокально-технической работе репродуктивный метод неизбежен, хотя и в меру необходимости. Его применение не повредит, если голоса учителя и ученика однородны. В противном случае злоупотреблять вокальным показом недопустимо.

Репродуктивный метод сложился и широко использовался в во­кальной педагогике XVI—XVII вв., когда существовала традиция пения кастратов. Ведущие педагоги того времени сами были кастра­тами. Благодаря большой однородности голосов учеников и учите­лей использование данного метода имело положительный эффект. В современных условиях, когда педагоги, работающие с детьми, об­ладают голосами, по типу и характеру отличными от специфическо­го детского звучания, использование метода пения по принципу под­ражания не всегда приводит к желаемому результату. Типологически различные голоса используют различные регистровые механизмы при звукообразовании. Педагог с низким голосом, т.е. использую­щий преимущественно грудной регистр, при злоупотреблении этим методом может способствовать отяжелению, перегрузке тембров дет­ских голосов, имеющих легкое и высокое звучание от природы. В та­ком случае учитель должен умело пользоваться другими голосовы­ми регистрами, подражая звучанию детского голоса.

Не следует особенно увлекаться методом показа художествен­но-исполнительских моментов, способов выразительного пения. Целесообразнее воздействовать на эмоциональную сферу учени­ков, дать им прочувствовать художественный образ, пережить его в результате восприятия и анализа музыки и текста. Поисковые ситуации и наводящие вопросы помогут учащимся найти соответ­ствующие исполнительские приемы, проявлять инициативу. Это создаст условия для развития мышления, проявления самостоя­тельности и творчества детей.

Таким образом, объяснительно-иллюстративный метод в соче­тании с репродуктивным — путь творческого развития учащихся. Их вокальное мышление постепенно будет преобразовываться: от подражания на уровне подсознания к осмыслению художествен­ного образа и способов исполнения.





Дата публикования: 2015-06-12; Прочитано: 1194 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...