Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Концентрический метод



СИСТЕМА МЕТОДОВ ВОКАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

Методом обучения называется совокупность приемов и спо­собов, при помощи которых педагог, опираясь на сознательность и активность ученика, вооружает его знаниямии навыками и вме­сте с тем способствует его воспитанию и развитию.

Методы вокального воспитания детей сложны и многообразны. Как и в преподавании других предметов, они объединяют познава­тельные процессы с практическими умениями. Методы, связанные с вокальным исполнительством, также опираются на процессы мышления, хотя и относятся главным образом к автоматизирован­ным видам деятельности.

На сегодня известно большое количество методов и приемов вокального воспитания, которые являются итогом многолетнего теоретического и практического опыта педагогов. Малоэффектив­ным представляется такое обучение, которое основывается на ка­ком-либо одном методе. Хороший учитель непременно должен в со­вершенстве владеть различными методами и приемами обучения и уметь применять их в соответствии с ситуацией на уроке.

Наряду с общедидактическими в вокальной педагогике сложи­лись свои методы, отражающие специфику певческой деятельнос­ти: концентрический, фонетический, объяснительно-иллюстратив­ный в сочетании с репродуктивным, метод внутреннего пения (пения на основе представления), сравнительного анализа и др. По названию метода можно судить о его сущности.

Концентрический метод

Основоположником этого метода, как и русской вокальной шко­лы, считается замечательный композитор и вокальный педагог М. И. Глинка.

Когда ставится цель развития певческого голоса, в вокальной практике принято ориентироваться прежде всего на метод обуче­ния, получивший название «концентрический». Этот метод мож­но назвать универсальным, так как он лежит в основе методичес­ких систем разных авторов и используется для работы как со взрослыми, так и с детскими голосами.

М. И. Глинка рекомендовал «...сперва усовершенствовать натураль­ные тоны, т.е. без всякого усилия берущиеся». «...Упражнения раз­виваются от тонов натуральных, центра голоса, на которых держится спокойная речь человека, к тонам, окружающим центр голоса»2.

Из приведенной цитаты очевидно, что центр голоса расположен в диапазоне спокойной речи. Когда человек взволнован, он гово­рит возвышенным голосом, а когда находится в подавленном со­стоянии, то голос его звучит на более низких тонах. Следователь­но, чтобы определить высоту примарных тонов голоса ученика, нужно внимательно прислушаться к его речи и установить зону ее звучания, т. е. определить речевой диапазон.

Центр речевого диапазона у детей, как и у большинства взрос­лых певиц, обычно расположен в пределах сим — ре1. По-видимому, от этих звуков и следует начинать распевание голоса вверх и вниз концентрическими кругами. Поэтому упражнения М.И.Глинки и начинаются от до1, что приводит в недоумение тех специалистов, которые считают, что примарные тоны голоса у детей находятся в диапазоне фа1 — ля1.

Следует напомнить, что в голосе человека есть несколько регист­ров. Звукообразование в спокойном речевом голосе обычно осуще­ствляется по типу грудного регистра в низкой тесситуре. Середина речевого диапазона лежит на стыке малой и первой октав. Если ре­бенок пользуется в речи фальцетной манерой, то и примарные тоны его голоса будут расположены значительно выше.

Данные наших экспериментальных исследований природы пев­ческого голоса детей свидетельствуют о том, что у каждого голосо­вого регистра есть своя зона примарного звучания. Эти зоны не со­впадают по высоте, что необходимо учитывать при выборе звукового диапазона тренировочных упражнений в зависимости от намерения учителя настроить голоса детей на тот или иной харак­тер звучания. М.И.Глинка начинал работу со взрослыми певцами с середины голоса, которая, как он считал, расположена в зоне спо­койной речи, т.е. речевой доминанты. А так как речевой голос функционирует обычно по типу грудного регистра, то, следовательно, основоположник русской вокальной школы рекомендовал начинать работу с певцами с середины грудного регистра.

Концентрический метод широко используется в современной вокальной практике. Он основан на ряде положений:

• плавное пение и без придыхания;

• при вокализации на гласную, например а, должна звучать чи­стая фонема;

• непринужденное пение, свобода голосообразования;

• при пении рот открывать умеренно;

• не делать никаких гримас и усилий;

• петь не громко и не тихо;

• уметь долго тянуть ноту ровным по силе голосом;

• петь звукоряд вниз и вверх ровным по тембру звуком;

• без portamento, т.е. некрасивых «подъездов», прямо попадать

в ноту;

• соблюдать последовательность заданий при построении во­кальных упражнений: сначала упражнения строятся на одном зву­ке в пределах примарной зоны, затем на двух, рядом расположен­ных, которые необходимо плавно соединять, следующий этап — тетрахорды как подготовка к скачкам, затем постепенно расширяю­щиеся скачки с последующим поступенным заполнением, затем арпеджио и гаммы;

• нельзя допускать, чтобы ученики уставали, так как кроме пор­чи голоса это ничего не принесет; петь четверть часа со вниманием значительно эффективнее, чем четыре часа без него.

Все эти советы можно считать универсальными, так как они в полной мере относятся к работе не только со взрослыми, по и с детскими голосами.

Вместе с тем, что касается самой сути метода — постепенного расширения звукового диапазона голоса концентрическими кру­гами вокруг его центра, — то в работе с детьми - «гудошниками» или взрослыми учениками с невыявленными вокальными способнос­тями он не совсем подходит. В таких случаях возможны и другие методические подходы, связанные с регистровой перестройкой го-лосообразования. Однако сказанное относится только к началь­ному этапу вокальной работы. Когда же налажена координация между слухом и голосом, сформированы элементарные навыки осознанного управления регистрами своего голоса и резонирова­нием звука, тогда можно использовать и концентрический метод. На последующих этапах работы данный метод необходим для сгла­живания регистровых переходов, выравнивания тембра на всем ди­апазоне голоса и формирования других вокальных навыков, то есть для усовершенствования голоса.





Дата публикования: 2015-06-12; Прочитано: 6834 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...