Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Фонетический метод



В какой-то мере им пользуются все педагоги, однако по-разно­му. Фонетический метод в работе с детьми является одним из спо­собов настройки голоса на тот или иной тип тембрового звучания. Как уже упоминалось, каждая фонема, слог или слово целостно организует работу всего голосового аппарата в определенном на­правлении. Малейшие изменения артикуляционного уклада, даже в рамках одной и той же фонемы, создают уже новые акустические и аэродинамические условия для работы голосового аппарата, что сказывается на тембре голоса.

Трудно составить общий план упражнений, целесообразный для развития всех голосов или даже однотипных, из-за индивидуаль­ных особенностей учащихся. Однако замечено, что гласный звук у отличается наименьшим разнообразием способов его артикуляции, что обусловило его наиболее частое употребление при коллектив­ном обучении пению в хоре.

При индивидуальном обучении возможны варианты: если хо­рошо звучит гласный а, то следует начинать с него, при заглублен­ном звуке лучше использовать и, а при плоском звучании — о или у. В процессе пения гласные принято нивелировать, чтобы добиться ровности тембрового звучания. Непременным условием этого является стабилизация положения гортани при пении различных фонем — признак хорошо поставленного голоса.

В упражнениях, выполняемых с целью выравнивания гласных, один гласный звук нужно как бы вливать в другой — без толчка и перерыва в звучании. Более сложным считается упражнение с па­узами между фонемами, поскольку ученик должен уметь фикси­ровать в сознании расположение артикуляционных органов при пении первой фонемы и сохранять это расположение и во время паузы, и при пении других гласных. Таким образом формируется навык пения разных гласных в одной позиции. Поэтому пропевание ряда гласных в той или иной последовательности всегда преследует цель добиться какого-то определенного тембрового звуча­ния голоса по образцу первой фонемы.

Большое значение для тембра голоса имеет манера артикуля­ции: насколько широко открывается рот, активность артикуляци­онных органов, фонетическая чистота произношения, расположе­ние губ — на улыбке или округлое. Для нивелирования гласных, кроме стабильного положения гортани, необходимо сохранять и единую манеру артикуляции.

Произношение первой гласной в ряду других, включенных в упражнение, требует ярко выраженной фонетической определен­ности. Расположение артикуляционных органов, специфических для каждой фонемы, связано с соответствующей энергетической затратой подскладочного воздуха. Согласно исследованиям специ­алистов, воздушное давление под голосовыми складками увеличи­вается с уменьшением объема полости рта в такой последователь­ности: а — о — у — э — и. В этом же направлении постепенно утолщается рабочая часть голосовых складок, т.е. меняется регис­тровый режим, что и отражается на тембре голоса. Вот почему с целью выравнивания тембрового звучания гласных по образцу од­ной из них возникает необходимость нивелирования, т.е. сглажи­вания, их фонетической определенности. Как уже упоминалось, это обеспечивается стабилизацией положения гортани и способа ар­тикуляции.

Как же в работе с детьми этого добиться? Чаще всего при пе­нии различных фонем рекомендуется постоянно сохранять ощу­щение скрытого зевка. Однако следует учесть, что дети обычно понимают все буквально и от избыточности старания чрезмерно выраженный зевок может привести к перенапряжению мышц гор­тани и заглублению вокальной позиции. Тогда голос звучит глу­хо, как бы «завалённо» в макушку, так как головные резонаторы оказываются недостаточно озвученными. Поэтому зевок при пе­нии различных фонем должен быть очень умеренным, легким, особенно у маленьких детей. Таким образом, использовать прием пе­ния на зевке в работе с детьми, особенно на первом этапе работы, следует очень осторожно. Более приемлемым для первого этапа работы можно считать совет А.В.Свешникова, который на заня­тиях с хором мальчиков советовал им несколько раз широко зев­нуть перед тем, как начать петь, но не петь на зевке. Предшеству­ющий атаке звука зевок снимает мышечные зажимы голосового аппарата, служит моментом отдыха, активизирует мягкое нёбо, что является пусковым моментом для активной работы всего голосообразующего комплекса.

Достижение звонкости тембрового звучания голосов детей свя­зано с полноценной озвученностью головных резонаторов, в част­ности с резонированием маски, что также зависит от способа арти­куляции в пении. При оценке на слух резонирующее звучание голоса характеризуется как пение в близкой вокальной позиции. Ее нахождению способствует ряд факторов:

• оценка учащимися качественных различий в звучании певчес­кого голоса с резонированием и без него;

• произношение слов в пении с единым артикуляционным ук­ладом губ: «на улыбке»;

• пение с закрытым ртом на согласных м или н;

• вокально-тренировочные упражнения на слогосочетания с со­норными согласными л, р, м, н, а также з, где голос преобладает над шумом;

• удержание раздутых ноздрей во время пения;

• самоконтроль за резонированием в области маски;

• если кончиками пальцев правой руки слегка потянуть вниз верхнюю губу, то это будет способствовать усилению ощущения резонирования;

• артикуляционный уклад в пении с округлыми губами возмо­жен, но при условии постоянного отслеживания полноценной вклю­ченности резонаторов, что относится уже к более поздним этапам работы.

Фонетический метод в вокальной педагогике необходим не толь­ко для настройки певческого голоса на правильное звукообразова­ние, но и для исправления различных его недостатков, для чего ис­пользуются определенные сочетания фонем. При этом необходимо учитывать степень трудности произношения согласных, которая зависит от места их образования. Согласные, как известно, делятся на звонкие и глухие. По мере удаления места их образования от губ к гортани они выстраиваются в такую последовательность:

• звонкие — м, б, в, д, з, н, л, р, ж, г;

• глухие — п, ф, т, с, ц, ш, к, х.

Легче всего артикулируются полярные согласные м, г. Чем даль­ше от них к середине ряда, тем сложнее становится артикуляция. Поэтому дефекты артикуляции связаны с произношением всех со­гласных, кроме м, п, г, х, т.е. полярных. По мере удаления от по­люсов в образовании согласных начинают принимать участие все более сложные сочетания работающих артикуляционных органов: зубы, корень языка (его середина или конец), мягкое нёбо. Исправ­лять недостатки следует по принципу последовательного введения в упражнения соседних звуков по приведенной таблице.

Особого внимания требуют глухие согласные, где голос полно­стью выключен. Они тянут голосовой аппарат к речевой, а не пев­ческой установке. Поэтому рекомендуется произносить их в пении особенно быстро, как бы «спрессованно» окружающими гласны­ми, чтобы гортань не успела отклониться от певческой позиции. Это будет экономить расход дыхания (глухие согласные образуют­ся без звука, при утечке воздуха) и способствовать выработке кан­тилены. При вялой артикуляции произношение глухих согласных замедляется. Голосовая щель при этом задерживается в разомкну­том положении более длительное время, в результате чего появля­ется сип. Вот почему с самого начала вокальной работы необходи­мо заботиться о скорости переходных процессов при смене слогов и высоты звука. Для этого нужна особая активность артикуляции в пении, но без излишних напряжений и мышечных зажимов.

Фонетический метод применяется не только в упражнениях, но и на этапах разучивания и дальнейшей работы над песенным мате­риалом. Для этого используется вокализация мелодии песни на разных гласных, чаще всего у, о, а, с целью выработки кантилены и выравнивания тембрового звучания голоса.





Дата публикования: 2015-06-12; Прочитано: 3163 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...