Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Фольклорные основы комедии (Аристофан). Новоаттическая комедия, её отличие от «древней» и «средней»



Не только трагедии, но и комедии были популярны у древнегреческой театральной публики. Происхождение комедии также связано с дионисийскими праздниками и в частности с вакхическими песнями. Сам термин изначально означил «песнь подгулявшей толпы». Из шуточных перебранок и возник диалог, ставший истоком жанра.

Структура комедии отчасти сходна с построением трагедии. Всё начинается с пролога, далее следует парод, действие разделяется на ряд эписодиев. Но в комедии важнейшими элементами являются парабаса, в которой хор выражает мнение автора, и агон, представляющий спор враждующих сторон, которые порой, не довольствуясь словесными аргументами, вступают в потасовку, что, видимо, забавляло зрителей. Кроме того, существенную роль в комедии играла пародия. В монологах персонажей пародировались речи политиков, военачальников и софистов.

Крупнейшим комедиографом классического периода развития древнегреческой литературы был Аристофан (ок. 445- ок. 386). Литературная деятельность Аристофана протекала между 427 и 388 г.; в основной своей части она падает на период Пелопоннесской войны и кризиса афинского государства. Обостренная борьба различных группировок вокруг политической программы радикальной демократии, противоречия между городом и деревней, вопросы войны и мира, кризис традиционной идеологии и новые течения в философии и литературе - все это нашло яркое отражение в творчестве Аристофана. Комедии его, помимо своего художественного значения, являются ценнейшим историческим источником, отображающим политическую и культурную жизнь Афин конца V в.

Среди политических комедий Аристофана наибольшей остротой отличаются «Всадники» (424 г.). Она направлена против лидера радикальной партии Клеона, ярого сторонника Пелопоннесской войны, тяжелым бременем легшей на плечи афинян. В комедии действуют аллегорические персонажи. В образе капризного, дряхлого и глухого старика Демоса, опутанного лестью и ложью демагогов, представлен афинский народ. Клеон выведен в лице подлого «кожевника», морочащего голову Демосу. Домашние рабы Демоса, в которых зрители могли узнать известных афинских полководцев Никия и Демосфена, решаются обуздать «кожевника» при помощи другого пройдохи и жулика — «колбасника». Посредством всяческих проделок, грубо льстя Демосу, «колбасник» побеждает Клеона, и в этом ему помогают всадники, то есть знатные афинские юноши. В комедии зло высмеивается поведение демагогов, которые развращают и одурачивают народ.

Ряд комедий Аристофана направлен против военной партии и посвящен восхвалению мира. Так, в комедии «Ахарняне», самой ранней из дошедших до нас пьес (425 г.), крестьянин Дикеополь заключает для себя лично мир с соседними общинами и блаженствует, в то время как хвастливый воин Ламах страдает от тягостей войны. В момент заключения: так называемого Никиева мира поставлена была комедия «Мир». Крестьянин Тригей на навозном жуке подымается к небу и с помощью представителей всех греческих государств извлекает заточенную в глубокой пещере богиню мира; вместе с ней выходит и богиня урожае плодов, с которой Тригей затем справляет свадьбу. В комедии «Лисистрата» женщины воюющих областей устраивают «забастовку» и принуждают мужчин заключить мир.

В «Птицах» (414 г.), одном из самых блестящих произведений. Аристофана, карнавальный сюжет «света навыворот» получает чисто сказочное оформление, не связанное с злободневной политической тематикой. Два афинских гражданина — Писфетер и Эвельпид, разочаровавшись в окружающей жизни с ее интригами и кляузами, отправляются на поиски блаженной страны. Они уходят к птицам и решают основать вместе с ними новое государство между небом и землей. Однако вскоре блаженную страну начинают беспокоить и люди, и боги. Аристофан выводит перед зрителями целую вереницу различных общественных типов — людей, наживающихся на доверии своих сограждан. Эти люди не нужны государству птиц, и их с позором изгоняют. Что же касается богов, то они терпят голод и нужду, так как Писфетер перехватывает жертвенный дым, поднимающийся с земли к небу. Принужденные обстоятельствами, обитатели Олимпа согласны на любые условия: Зевс отдает Писфетеру скипетр и руку своей дочери — красавицы Басилеи, «царицы мира». Эта «сказочная» комедия о птичьем царстве, замечательная по богатству и смелости фантазии, выделяется также свежестью и оригинальностью лирических партий, в которых хор призывает «Музу лесной чащи».

К проблемам культуры Аристофан обращается в комедии «Облака» (423 г.), высмеивающей софистику; не обходит вниманием и новые литературные направления. Он нередко высмеивает модных лирических поэтов, но основная его полемика обращена против Еврипида, как виднейшего представителя новой школы в ведущем поэтическом жанре V в. — трагедии. Насмешки над Еврипидом и его оборванными хромыми героями мы находим уже в «Ахарнянах»; специально против Эврипида направлена пьеса «Женщины на празднике Фесмофорий», но наиболее принципиальный характер полемика Аристофана получает в «Лягушках» (405 г.). Проблематика «Лягушек» сосредоточена во второй половине комедии, в «агоне» Эсхила и Еврипида. Недавно прибывший в преисподнюю Еврипид претендует на трагический престол, до тех пор бесспорно принадлежавший Эсхилу, и Дионис приглашен в качестве компетентного» лица быть судьею состязания. Победителем оказывается Эсхил, и Дионис уводит его с собой на землю, вопреки своему первоначальному намерению взять Еврипида. Состязание трагических поэтов в «Лягушках», частично пародирующее софистические методы оценки литературных произведений, является для нас древнейшим памятником античной литературной критики. Разбирается стиль обоих соперников, их прологи, музыкально-лирическая сторона их драм.

Для «древней» и «средней» античных комедий характерны две линии: пародийно-мифологическая и бытовая, с течением времени эта последняя возобладала (с другой стороны, путь к бытовой драме был намечен и в трагедиях Еврипида), и к периоду правления Александра Македонского и его преемников – в эллинистический период эллинизма в мировую литературу является так называемая «новая» аттическая комедия. Фантастические элементы и политическая злободневность, свойственные «древней» комедии, теперь отсутствуют. На политические события «новая» комедия реагирует изредка и мимоходом. В соответствии с типичным для эллинистического общества интересом к частному быту она разрабатывает темы любви и семейных отношений. До минимума сведена и личная издевка над согражданами. Пьесы Аристофана, неразрывно связанные с местной обстановкой и текущим моментом, могли быть понятны только в Афинах и быстро устаревали; «новая» комедия была доступна гораздо более широкому кругу зрителей и впоследствии попала в латинских переводах и переделках также и на римскую сцену.

Углубление в частный быт знаменует здесь отход от проблем более широкого охвата. Из тематического круга оказывается устраненной не одна только политика, но вместе с ней устранены также мир труда и знания, даже литературные вопросы, которые так часто дебатировались у Аристофана. Поле поэтического зрения «новой» комедии — семейные конфликты в состоятельной рабовладельческой среде; даже в этой узкой области комедия оперирует лишь небольшим кругом мотивов и ситуаций и ограниченным рядом типических фигур, носителей определенных масок. Любовь становится теперь основной движущей силой комического действия: оно приведет к соединению влюбленных, к их свадьбе или — в наиболее серьезных и наименее банальных пьесах - к восстановлению нарушенного супружеского согласия. Так, Менандр (342-292) в дошедших до нас комедиях «Брюзга», «Третейский суд», «Отрезанная коса» изображает перипетию (острые повороты в действии по Аристотелю) семейных отношений, основанных на разного рода недоразумениях и проступках, из комедии уходит сатирическое начало, господствуют настроения, примиряющие героя с жизнью, наполненной испытаниями.





Дата публикования: 2015-06-12; Прочитано: 1959 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...