Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Книги и философские учения Древнего Китая



Вклад древнего Китая в мировую культуру значителен не столько в литературном плане, сколько в философском.

В VI-V вв. до н. э. в Китае жил и творил знаменитый философ Конфуций. Он создал учение, которым китайцы руководствуются уже двадцать шесть веков.

Конфуций учил, что каждый человек в своей жизни по воле Неба занимает предназначенное ему место. «Правитель должен быть правителем, отец - отцом, а сын – сыном».Люди не должны нарушать законы, установленные Небом, иначе в стране начнутся междоусобицы, ссоры, беспорядки. Главная обязанность каждого человека – почитать своих родителей, кормить их наилучшей пищей, печалиться, когда они больны, глубоко скорбеть, когда они умрут, ухаживать за их могилами и приносить жертвы душам родителей. Конфуций считал: чем крепче будет семья, тем крепче будет государство. Молодые люди обязаны: дома проявлять уважение к родителям, а вне дома – ко всем старшим, серьёзно и честно относиться к делу, безгранично любить свой народ и дружить с добрыми людьми. Если после этого у них ещё будт силы, пусть читают книги.

Художественная литература не была еще выделена и противопоставлена другим видам словесности, преследовавшим прикладные цели, вроде медицинских или военных трактатов. А, с другой стороны, древние трактаты по различным отраслям знаний писались отточенным, выразительным языком, подлежали литературной, стилистической отделке, нередко и ритмизации.

«Книга перемен», «Книга истории», «Книга песен», «Книга ритуала», «Записки о музыке», знаменитая летопись царства Лу «Весны и Осени», создание или редактирование которых в текстах приписывалось Конфуцию, – эти сочинения, составившие основу конфуцианского учения, были в Китае на протяжении веков обязательным минимумом каждого образованного человека. Для развития литературы художественной первостепенное значение имела «Книга песен» («Шицзин»). Этот поэтический свод, состоящий из 4 разделов («Нравы царств», «Малые оды», «Великие оды», «Гимны») донес до нас самые различные образцы древнейшей лирической и гимнической поэзии.

Кроме конфуцианского учения в Китае имела влияние другая философская школа древности – даосизм. В VI в. до н. э. жил философ Лао Цзы. Его имя в переводе означает «старый философ». Лао Цзы создал учение, которое получило название даосизм, от слова «дао» - дорога, путь. Философ учил, что всё живое и неживое проходит одинаковый путь – от возникновения до исчезновения. Человеку ничего не следует делать. Самое мудрое – это наблюдать жизнь, как она течёт. Ведь в мире ещё до человека всё было устроено правильно и разумно. Человек же своим неразумным поведением может нарушить мировой порядок и причинить себе и всем окружающим зло. В этом направлении была написано «Книга о Пути и Добродетели» – совершенно особый памятник в истории древнекитайской литературы. Это ритмически организованная афористическая проза, на протяжении веков считающаяся непревзойденной по своим художественным достоинствам. (Суетность и иллюзорность человеческого бытия и важность слияния человека с естественной природой.)

В мире много разных вещей, но все они возвращаются к своему началу. Возвращение к началу называется покоем. Тот, кто действует, терпит неудачу. Тот, кто чем-нибудь владеет, теряет, а потом жалеет об этом. Абсолютно мудрый не действует и поэтому не терпит неудач, у него ничего нет, и поэтому он ничего не теряет. Он просто плывёт по течению жизни.

Ученики Лао Цзы – даосы – призывали вернуться в лоно природы и жить простой, непритязательной жизнью, выступали против роскоши.

В начале н.э. возникли два принципиально важных для развития китайской литературы явления: поэтический цикл «Девятнадцать древних стихотворений» и повествовательная проза. Появляются беллетризованные жизнеописания и истории, которые условно могут быть названы древними повестями. И те, и другие своими корнями связаны с историографической прозой. Это прежде всего «Яньский наследник Дань» – история покушения храбреца Цзин Кэ на циньского князя – жестокого тирана, создавшего в 3 в. до н.э. первую китайскую империю.

В Древнем Китае была заложена идеологическая основа, на которой развивались средневековое искусство и словесность не только в самом Китае, но и в сопредельных странах Дальнего Востока – Японии, Корее, Вьетнаме (хотя древние фольклорные традиции японцев, китайцев, вьетнамцев и китайцев были весьма различны). Страны эти были связаны огромным китайским влиянием и общей иероглифической традицией. Литературный язык этих государств был един – вэньянь («письменный язык»), человек, знающий вэньянь, мог читать произведения, написанные на нем в любой из этих стран.





Дата публикования: 2015-06-12; Прочитано: 394 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...