Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Цвет и тональность реставрационного красочного слоя необходимо максимально приближать к авторским



Понятно, что восприятие настенной живописи не может не зависеть от состояния всего ее окружения. Поэтому сам ансамбль интерьера и фасада должен быть также по возможности приближен к первоначальному, авторскому: ведь каждая часть декора (расколеровка стен, орнаментальная роспись, рельефы, архитектурные детали) «работает» на впечатление от сооружения в целом.

С учетом этого соображения восстановление покраски только в местах утрат производится реже, чем сплошное перекрытие всех поверхностей: по отношению к общей площади локальное восполнение может восприниматься как заплата и отвлекать внимание от главных частей живописного декора — панно, орнаментальных росписей и т. д. Вот почему локальное восполнение расколеровки считается лишь первоначальным этапом восстановления декоративных покрасок. Однако и этот этап весьма важен, иначе полное восстановление не гарантирует качественной покраски всех поверхностей архитектурного сооружения.

В процессе тонирования и воссоздания утрат используются различные приемы, варьирующиеся в зависимости от того, какой именно частью ансамбля занимается в данный момент реставратор. Так, орнаментальные части живописного декора следует дифференцировать от декоративных расколеровок и частей сюжетных росписей, обрамляемых ими. Орнаментальный декор отличается от живописных панно лишь одним, но весьма существенным признаком — повторяемостью, чередованием элементов; восстановление его обычно производится по сохранившимся деталям, с учетом архитектонического построения орнамента. Естественно, что основанием к воспроизведению служит прежде всего система чередования элементов, а также их расколеровка. При этом недопустимо переписывать уцелевшие части орнамента. В любом случае реставратор обязан сохранить в неприкосновенности хотя бы часть его — эталон, в соответствии с которым осуществляется воссоздание всего орнаментального декора.

Когда эта, эталонная часть орнаментального декора имеет мелкие утраты красочного слоя, их полагается тонировать так же, как утраты живописи, т. е. строго в пределах утрат. Прописанный же, подновленный эталон (часть орнаментального декора) не может служить убедительным «документом» для воссоздания отсутствующих частей.

Итак, главное, чему необходимо уделить внимание в ходе востановительных работ, — это архитектоника, система основных членений; именно она определяет логику сочетания архитектурных форм — сводов, потолков, арок, распалубок, карнизов и прочее. Восстановленная система декоративных членений, а также их расколеровка составляют надежную основу для воссоздания утраченных элементов орнаментальных росписей.

В случае больших утрат сначала создается эскиз. После его обсуждения и утверждения к исполнению реставратор получает возможность приступить к воспроизведению утраченного декора. Иногда лучше избежать полного воссоздания всех деталей росписи: сплошь и рядом встречаются ситуации, когда достаточно и даже полезно ограничиться воспроизведением лишь основных деталей, подчеркнув тем самым их подлинность и самостоятельную историко-художественную значимость (ил. 46—48).


46. Конха «Русской чайной» (гостиница «Метрополь»), Начало удаления побелок и покрасок

47. Конха «Русской чайной» (гостиница «Метрополь»). Состояние после «расшивки» трещин, восполнения штукатурного слоя, грунтовки, тонирования орнамента и «вышпаровки» фона

48. С. В. Чехонин. Орнаментальная роспись. 1904—1905 (после удаления записей, тонирования и восстановления утрат красочного слоя)





Дата публикования: 2015-06-12; Прочитано: 221 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...