Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Удаление многослойных малярных покрасок



Малярные покраски масляными красками, а также красками, приготовленными на других связующих, не выполняли как правило по поверхности живописи: этому процессу предшествовала шпаклевка неровностей и грунтование, в то время как, например, на прописи и записи с сохранением сюжета новые слои масляных красок клали прямо поверх лакового покрова или непосредственно красочного слоя, если с него был удален лак (ил. 46—48).


46. Конха «Русской чайной» (гостиница «Метрополь»), Начало удаления побелок и покрасок

47. Конха «Русской чайной» (гостиница «Метрополь»). Состояние после «расшивки» трещин, восполнения штукатурного слоя, грунтовки, тонирования орнамента и «вышпаровки» фона

48. С. В. Чехонин. Орнаментальная роспись. 1904—1905 (после удаления записей, тонирования и восстановления утрат красочного слоя)

Шпаклевку и грунт под масляную сплошную покраску масляными красками накладывают на поверхность, освобожденную от пыли и копоти, режена поверхность, тщательно промытую от прочных загрязнений и лакового покрова. Шпаклевка обычно бывает клее-масляная с мелом или другим пигментом, грунт — также клее-масляным: эмульсионным (с преобладанием количества масла над клеем) или чисто масляным. После выравнивания шпаклевкой и нанесения клее-масляного грунта просохшую поверхность покрывают теплой олифой. Под масляный грунт шпаклевку насыщают теплой олифой. Иногда масляный грунт заменяют слоем покраски, предварительно освободив поверхность основы от легко удалимых загрязнений. В тех случаях, когда старая покраска и штукатурный слой имеют утраты, их выравнивают штукатурным раствором, шпаклевкой и вновь красят масляными красками. Таким образом первоначальная роспись может иметь поверх себя несколько слоев из разнородных материалов. Вот почему в процессе раскрытия живописи приходится применять различные составы для размягчения каждого слоя перед его удалением. Бывают случаи, когда некоторые из поздних слоев хорошо отслаиваются острыми шпателями и скальпелями без предварительного размягчения. Однако всю поверхность живописи недопустимо раскрывать всухую, иначе будет практически невозможно избежать множества механических повреждений красочного слоя. Нельзя также применять сильно- и быстродействующие составы. Для удаления верхних слоев допустимо пользоваться смывкой АФТ-1: слой раскрываемой живописи при этом еще находится под плотной защитой более старой покраски или грунта, когда-то пропитанного горячей олифой.

В последние десятилетия при малярных работах широкое применение получили краски на синтетических эмульсиях. Как показала практика, при удалении водоэмульсионных покрасок наиболее целесообразно размягчать их слой теплой водой. Для этого на покраску ставят теплый компресс, и, если набухание ее слоя происходит медленно, компресс слегка подогревают, проглаживая теплым утюжком по дополнительной прокладке плотной бумаги. Слой размягченной краски счищают, как всегда, скальпелем или небольшим шпателем. Если не происходит размягчения слоя эмульсионной покраски от воды, можно применять смывки СМ-1 и АФТ-1 или растворители (№ 646, 647) с добавлением к ним 5—10% воды.

На слои масляных покрасок для их размягчения накладывают компресс из нейтральных растворителей. Состав компонентов подбирается эмпирически — постановкой проб. Ткань компрессов либо смачивают в составах из органических растворителей (см. гл. 8), либо покрывают пастами смывок СМ-1 или АФТ-1.





Дата публикования: 2015-06-12; Прочитано: 279 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...