Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Виды толпы 6 страница



Особое место в социологии Дюркгейма занимает проблема нравственности, которую он в определённой мере противопоставляет отношениям, основанным на интересе. Если интерес и сближает людей, то лишь на несколько мгновений, - считает Дюркгейм. Интерес создаёт между людьми лишь внешнюю связь. При обмене различные стороны остаются вне друг друга и, совершив сделку, каждый оказывается снова один. Сознания людей в этом случае только приходят в поверхностное соприкосновение. «Если посмотреть глубже, - пишет Дюркгейм, - то окажется, что во всякой гармонии интересов таится скрытый и только отложенный на время конфликт. Ибо там, где господствует только интерес, ничто не сдерживает сталкивающиеся эгоизмы, каждое «я» находится относительно другого «я» на военном положении, и всякое перемирие в этом вечном антагонизме не может долговечным».

Действительная природа органической солидарности, по мнению Дюркгейма, связана, с одной стороны, с развитой системой права, а с другой, с нравственным самосознанием. При этом нравственность рассматривается Дюркгеймом в качестве конкретной совокупностью норм, воздействующих на реальное поведение индивидов через понимание ими своих прав и обязанностей. «Каждый народ вырабатывает свою систему нравственности, определяемую условиями, в которых он живёт. Поэтому невозможно навязывать ему другую нравственность, - как бы высока она не была, не дезорганизуя его; а такие потрясения не могут не ощущаться болезненным образом отдельными людьми». В то же время, - подчёркивает Дюркгейм, - в нравственных требованиях, как и во всякого рода иной деятельности, важно соблюдать меру. «Нравственность не может повелевать сверх меры промышленными, торговыми и тому подобными функциями, не парализуя их, а они между тем, имеют жизненное значение. Так, считать богатство безнравственным – не менее гибельная ошибка, чем видеть в нём благо по преимуществу»

Фундаментальные понятия социологии Дюркгейма – нормальное и патологическое состояние общественных отношений. Они не отождествляются с нравственными оценками: нормальное не есть хорошее, а патологическое не совпадает с плохим. Для каждого типа социальных отношений имеется своя социально допустимая норма патологии или отклонения. Так, преступления, самоубийства, психические заболевания или несчастные случаи, пожары, дорожные происшествия – всё это явления нежелательные. Но общество пока ещё не нашло средств от них избавиться. Они повторяются с определённой частотой и периодичностью. Если собрать статистические данные, касающиеся этих фактов, то окажется, что они обладают определённой устойчивостью. Для каждого общества существуют свои нормы социальной патологии – преступлений, самоубийств, которые фиксируются социальной статистикой. Метод Дюркгейма состоит в том, чтобы накапливать социальные факты и анализировать их в качестве своего рода естественно-научных данных.

Особое внимание Дюркгейма привлекает феномен самоубийства. В рамках эго теории статистика самоубийств должна выявить степень нравственной солидарности членов общества. В своей книге, посвященной этой проблеме, он впервые проводит сравнительное исследование статистики самоубийств на протяжении 19 века в европейских странах. Дюркгейм подразделяет самоубийства на три группы: эгоистические, альтруистические и основанные на аномии, т. е. на потере главных ценностных ориентиров в жизни, разрушении смысла существования в результате личностного кризиса. Как правило, - констатирует Дюркгейм, - аномические самоубийства совершаются в условиях нравственного кризиса, разрушающего коллективное сознание в обществе. Далеко не все социальные потрясения, как показывает Дюркгейм, порождают нравственный кризис в обществе. Война, например, ведёт к усилению патриотических чувств, солидарности и внутренней сплочённости общества. Эти периоды характеризуются резким уменьшением самоубийств и даже психических заболеваний.

Весьма интересны в этой связи рассуждения Дюркгейма о характере кризиса нравов, который переживало европейское общество в начале 20 века. Истоки и природу этого болезненного состояния Дюркгейм видит в том, что «за небольшой промежуток времени в структуре наших обществ произошли глубокие изменения; они освободились от сегментарного типа со скоростью и в масштабах, подобных которым нельзя найти в истории. Поэтому нравственность, соответствующая этому типу, испытала регресс, но другая не развилась достаточно быстро, чтобы заполнить пустоту, оставленную прежней нравственностью в нашем сознании. Наша вера поколеблена; традиции потеряли власть; индивидуальное суждение освободилось от коллективного. Но, с другой стороны, у функций, разъединившихся в ходе переворота, ещё не было времени для взаимного приспособления, новая жизнь, как бы сразу вырвавшаяся наружу, ещё не смогла полностью организоваться. Если это так, то лекарство от зла состоит не в том, чтобы стараться во чтобы то ни стало воскресить традиции и обычаи, которые, не отвечая более теперешним социальным условиям, смогут жить лишь искусственной и кажущейся жизнью. Что необходимо – так это прекратить аномию, найти средства заставить гармонически сотрудничать органы, которые ещё сталкиваются в беспорядочных движениях, внести в их отношения больше справедливости, всё более ослабляя источник зла – разного рода внешнее неравенство.

Первейший долг в настоящее время – создать себе нравственность. Такое дело невозможно осуществить посредством импровизации в тиши кабинета; оно может возникнуть только самопроизвольно, постепенно, под давлением внутренних причин, благодаря которым оно становится необходимым. Рефлексия же может и должна послужить тому, чтобы наметить цель, которую надо достигнуть».

Существенный компонент новой нравственности, - как её понимает Дюркгейм, - заключается в регулировании конфликтов. Народы, - пишет он за полтора десятилетия до начала первой мировой войны, - взывает к состоянию, когда отношения между обществами будут регулироваться мирно. Но эти естественные человеческие устремления могут быть удовлетворены лишь тогда, когда все люди образуют единое общество, подчинённое одним законам. «Точно так, как частные конфликты могут сдерживаться только регулирующим действием одного общества, заключающего в себе индивидов, так и интерсоциальные конфликты могут сдерживаться только регулирующим действием одного общества, заключающего в себе все другие. Единственная сила, способная умерять индивидуальный эгоизм, это сила группы; единственная сила, способная умерять эгоизм групп, - это сила другой, охватывающей их группы».Можно сказать, что социологическая теория Дюркгейма создала рационалистическую теорию разрешения макроконфликтов. Поколениям политиков, жившим после него, нужно было сделать немногое: усвоить его теорию и следовать ей на практике. Но иррациональные стремления оказались сильнее и через некоторое время слова его стали гласом вопиющего в пустыне

Козер дает функционалистскую трактовку конфликта: рассматривает конфликт прежде всего с точки зрения его позитивных функций для социальных групп и вообще любого рода социальных систем. — Испытанные влияния: Зиммель, Маркс, Вебер, Дюркгейм, Парсонс и Мертон (особенно последний, под руководством которого была написана его работа о функциях социального конфликта, сначала в качестве диссертации, потом как книга).

Конфликт — не социальная патология (как трактует его структурный функционализм парсонсовского типа: «напряжения» и «трения» как угроза равновесию): это процесс,нормальный и необходимый для здоровья социальных систем:

скорее, отсутствие конфликта указывает на серьезные патологии.

Функциональность конфликта: объективные позитивные следствия конфликта для интеграции и адаптации социальных систем (ср. Мертон). — Считать конфликт сугубо разрушительным процессом неправомерно; при некоторых условиях (и достаточно часто) его последствия вполне конструктивны.

Базовые представления Козера об обществе совпадают с исходными посылками, из которых исходит функционалистская теория:

1. Социальный мир можно рассматривать как систему различным образом взаимосвязанных частей.

2. Процессы, протекающие в различных частях системы и между ними, при определенных условиях содействуют сохранению системы, ее изменению, а также возрастанию или уменьшению ее интеграции и адаптации.

Следующие два тезиса вводят в эту схему проблематику конфликта.

3. В любой системе взаимосвязанных частей обнаруживаются отсутствие равновесия, напряженность, конфликтные интересы.

4. Многие процессы, обычно считавшиеся разрушительными для системы (насилие, разногласия, девиации и конфликты), могут при определенных условиях повышать степень интегрированности системы и ее адаптации к среде.

Зиммель полагал, что конфликт в обществе неизбежен, и считал одной из его основных форм конфликт между индивидом и обществом. Зиммелю приписывается и авторство самого термина "социология конфликта". Зиммель проявлял интерес к более широкому спектру конфликтных явлений, описывая конфликты между этническими группами, между разными поколениями людей, культурами, между мужчинами и женщинами. Но главное отличие социологии конфликта Зиммеля - это вера в то, что конфликт может приводить к социальной интеграции и, обеспечивая выход враждебным чувствам, усиливать социальную солидарность. Конфликт, по Зиммелю, не всегда и не обязательно приводит к разрушениям; напротив, он может выполнять важнейшие функции сохранения социальных отношений и социальных систем. Зиммелем сформулирован ряд положений, связанных с функциями конфликта, таких как К. имеет позитивные значения, т.е. он способствует созиданию; К. способствует утверждению новых ценностей; он обуславливает сплоченность общ-ва. Конфликт понимается Зиммелем не просто как столкновение интересов, оно более психологизировано, как выражение некоей присущей людям и их отношениям враждебности, он говорит о "естественной враждебности между человеком и человеком", которая является "основой человеческих отношений, наряду с другой - симпатией между людьми". Хотя многие ученые рассматривали конфликт как одно из центральных явлений, свойственных социальным системам, приоритет в попытках осмысления его позитивных функций в жизни общества традиционно отдается Зиммелю. Основным позитивные функции конфликта по Зиммелю связаны с его способностью приводить к ослаблению напряжения между антагонистами, выполнять "коммуникативно-информационную" и "связующую" функции, объединяя людей общностью ситуации и позволяя им больше узнать друг о друге в процессе взаимодействия. Потенциально позитивные функции конфликта в случае межгруппового взаимодействия преимущественно связаны с тем, что конфликт приводит к установлению более четких границ между группами; формированию более четких централизованных структур, ответственных за принятие решений; укреплению внутреннего единства; усилению нормативности поведения. Конфликты могут оказывать влияние и на то социальное целое, в рамках которого развиваются: К. способствуют интеграции общества, позитивным изменениям, уменьшению враждебности и ослаблению напряжения, выполняют сигнальную функцию, привлекая внимание к необходимости изменений. Еще одна возможная позитивная функция конфликта (так наз. "зиммелевский парадокс") состоит в его способности сдерживать конфликт: Наиболее эффективным средством предотвращения борьбы является точное знание сравнительной силы обеих сторон, которое может быть получено только в результате самого конфликта. Позитивные функции конфликта реализуются только при определенных условиях, связанных с остротой конфликта, характером отношений внутри групп, жесткостью социальной структуры, в которой возникает конфликт, частотой возникновения конфликтов. Заслуга также в том, что именно Зиммель посчитал необходимым ввести в конфликт третью сторону, т.к. в диаде допускается возможность прямолинейного конфликта. К. способствует центр-ции группы. Во время К. появляется лидер и для того чтобы сохр. лидирующие положения, он стремится сохранить К. и ищет нового противника.

15. Анти-структуралистские теории, их особенности и роль в развитии общей конфликтологии.

Психоаналитические теории о невротических особенностях отклоняющегося поведения и их роли в социальном конфликте. «Бессознательное» и его конфликтное поле. Социально-психологические модели конфликта. Символический интеракционизм: Чарльз Кули, Джордж Герберт Мид, Герберт Блумер. Этнометодология: Гарольд Гарфинкель. Теория обмена Джоржда Хоманса. Бихевиоралистские (поведенческие) теории конфликта.

В основе психоаналитических теорий отклоняющегося поведения лежит изучение конфликтов, происходящих в сознании личности. Согласно теории 3. Фрейда, у каждой личности под слоем активного сознания находится область бессознательного. Бессознательное – это наша психическая энергия, в которой сосредоточено все природное,

первобытное, не знающее границ, не ведающее жалости. Бессознательное – это биологическая сущность человека, не изведавшего влияния культуры. Человек способен защититься от собственного природного «беззаконного» состояния путем формирования собственного «Я», а также так называемого «сверх-Я», определяемого исключительно культурой общества. Человеческое «Я» и «сверх-Я», постоянно сдерживают силы, находящиеся в бессознательном, постоянно ограничивают наши инстинкты и так называемые низменные страсти. Однако может возникнуть состояние, когда внутренние конфликты между «Я» и бессознательным, а также между «сверх-Я» и бессознательным разрушают защиту, и наружу прорывается наше внутреннее, не знающее культуры содержание. В этом случае может произойти отклонение от культурных норм, выработанных социальным окружением индивида.

Очевидно, что в этой точке зрения есть доля истины, однако определение и диагностика возможных нарушений в структуре человеческого Я и возможных социальных отклонений крайне затруднены в связи со скрытностью объекта изучения. Кроме того, хотя каждой личности присущ конфликт между биологическими потребностями и запретами культуры, далеко не каждый человек становится девиантом. Почему же все-таки появляются девианты?

Ответ на этот вопрос пытаются дать социологические, или кулътурные теории социальных отклонений. В соответствии с ними индивиды становятся девиантами тогда, когда процессы проходимой ими социализации в группе бывают неудачными по отношению к некоторым вполне определенным нормам, причем эти неудачи сказываются на внутренней структуре личности. Если же процессы социализации успешны, то индивид сначала адаптируется к окружающим его культурным нормам, а затем воспринимает их так, что одобряемые нормы и ценности общества или группы становятся его эмоциональной потребностью, а запреты культуры – частью его сознания. Он воспринимает нормы культуры таким образом, что автоматически действует в ожидаемой манере поведения большую часть времени. Ошибки индивида редки, и всем окружающим известно, что они не являются его обычным поведением.

Одним из важнейших факторов обучения моральным ценностям и поведенческим нормам служит семья. Когда ребенок социализируется в условиях счастливой, крепкой и здоровой семьи, он обычно развивается как уверенная в себе и в окружении, хорошо воспитанная личность, воспринимающая нормы окружающей культуры как справедливые и само собой разумеющиеся. Ребенок ориентирован определенным образом на свое будущее. Если семейная жизнь в чем-то неудовлетворительна, то дети часто развиваются с пробелами в воспитании, в усвоении норм и с отклоняющимся поведением.

Многочисленные исследования молодежной преступности показали, что около 85% молодых людей с отклоняющимся поведением воспитывались в неблагополучных семьях. Американскими исследователями в области социальной психологии были выявлены пять основных факторов, определяющих семейную жизнь как неблагополучную: сверхсуровая отцовская дисциплина (грубость, сумасбродство, непонимание); недостаточный материнский надзор (равнодушие, беззаботность); недостаточная отцовская привязанность; недостаточная материнская привязанность (холодность, враждебность); отсутствие сплоченности в семье (скандалы, враждебность, взаимная неприязнь). Все эти факторы оказывают значительное влияние на процесс социализации ребенка в семье и в конечном счете на воспитание личности с отклоняющимся поведением.

Однако многочисленны также случаи проявления отклоняющегося поведения в совершенно благополучных семьях. Дело в том, что семья – это далеко не единственный (хотя и важный) институт общества, участвующий в социализации личности. Нормы, воспринятые с детства, могут быть пересмотрены или отброшены в ходе взаимодействия с

окружающей действительностью, в частности с социальным окружением. В сложном, постоянно изменяющемся обществе, где нет единой и неизменной системы норм, многие нормы и культурные ценности разных субкультур зачастую противоречат и даже противостоят друг другу. Часто родители сталкиваются с такой ситуацией, когда воспитание ребенка в семье противоречит влиянию других социальных групп и институтов. Так, родители вынуждены бороться с излишней идеологизацией своих детей, влиянием коммерческого духа, уличных групп, массовой культуры, противоречивости политического положения и т. д. Неизбежно происходят конфликты норм и ценностей. То, что говорят в семье детям, кажется неправдой, обостряется конфликт субкультур отцов и детей. В нашем сложном обществе существует множество конфликтующих нормативных образцов, которые способствуют возникновению феномена отклоняющегося поведения. Например, столкновение норм и ценностей, регулирующих поведение, в соответствии с которыми мы жили долгие годы, и норм и ценностей в «перестроенном» обществе. Иногда бывает просто трудно выбрать линию неотклоняющегося поведения.

Наличие в повседневной практике большого числа конфликтующих норм, неопределенность (в связи с этим) возможного выбора линии поведения могут привести к явлению, названному Э. Дюркгеймом аномией (состояние отсутствия норм). При этом Э. Дюркгейм вовсе не считал, что современное общество не имеет норм, напротив, общество обладает многими системами норм, в которых отдельному индивиду трудно ориентироваться. Аномия, по Дюркгейму, – это состояние, при котором личность не имеет твердого чувства принадлежности, никакой надежности и стабильности в выборе линии нормативного поведения. Согласно Т.Парсонсу, аномия – это «состояние, при котором значительное число индивидов находится в положении, характеризующемся серьезным недостатком интеграции со стабильными институтами, что существенно для их собственной личной стабильности и успешного функционирования социальных систем. Обычной реакцией на это состояние является «ненадежность поведения». Согласно такому подходу, аномия возрастает в связи с беспорядочностью и конфликтами нравственных норм в обществе. Люди начинают ограничиваться нормами отдельных групп и в результате не имеют стабильной перспективы, в соответствии с которой им необходимо принимать решения в повседневной жизни. В этом понимании аномия выглядит как результат свободы выбора без устойчивого восприятия действительности и при отсутствии стабильных взаимосвязей с семьей, государством и другими основными институтами общества. Очевидно, что состояние аномии чаще всего приводит к отклоняющемуся поведению.

Бессознательное - это совокупность психических явлений, состояний и действий, лежащих вне сферы человеческого разума, безотчетных и не поддающихся, по крайней мере в данный момент, контролю со стороны сознания.

Бессознательными являются сновидения, гипнотические состояния, явления сомнамбулизма, состояния невменяемости и т.п.

Понятие психического значительно шире понятия сознания, которое обладает не поддающимися практическому учету градациями и уровнями, начиная от высшей степени ясности и глубины понимания сути вещей, и кончая полусознательным состоянием.

Наша обычная деятельность — практическая и теоретическая — сознательна в отношении тех результатов, которые сначала существовали в замысле, намерении как цель. Но наши поступки могут сопровождаться и такими последствиями, которые не вытекают из сути самих действий и намерений. Каждому ясно, что далеко не все последствия своих поступков мы осознаем.

Философию бессознательного развил австрийский врач-психиатр и философ Зигмунд Фрейд. Для большинства философски образованных людей идея психического, которое одновременно не было бы сознательным, до такой степени непонятна, что представляется им абсурдной и несовместимой с простой логикой. Это происходит, полагал Фрейд, от того, что они никогда не изучали относящихся сюда феноменов гипноза и сновидений, которые, не говоря уж о всей области патологических явлений – требуют такого понимания.

О бессознательном в человеке говорили и писали многие философы, в том числе Кант, Гегель, Кьеркегор, Шопенгауэр, Ницше.

Душевная жизнь истерических больных полна действующими, но бессознательными идеями; от них происходят все симптомы. Это действительно характерная черта истерического мышления — над ним властвуют бессознательные представления. Если у истерической женщины рвота, то это, может быть, произошло от мысли, что она беременна. И об этой мысли она может ничего не знать, но ее легко открыть в ее душевной жизни при помощи технических процедур психоанализа и сделать эту мысль для нее сознательной. Если вы видите у нее жесты и подергивания, подражающие «припадку», она ни в каком случае не сознает своих непроизвольных действий и наблюдает их, быть может, с чувством безучастного зрителя. Тем не менее анализ может доказать, что она исполняет свою роль в драматическом изображении одной сцены из ее жизни, воспоминание о которой становится бессознательно деятельным во время приступа. То же господство деятельных, бессознательных идей анализом вскрывается как самое существенное в психологии всех других форм невроза.

Читайте также:

Академия повышения квалификации и профессионольной переподготовки работников образования

Анализ социального поведения детей.

Анализ численности и состава работников предприятия

Аналитическая схема поведения потребителей.

Анкета оценки поведения организатора

Б) Досрочное назначение трудовой пенсии гражданам из числа работников летно-испытательного состава

Биологические и психофизиологические предпосылки формирования поведения в опасных ситуациях

Биосинтез белка. Регуляция экспрессии генов.

Виды социального поведения

Виды трудового поведения

Влияние сокращения потерь рабочего времени по временной нетрудоспособности на численность работников в связи с улучшением условий труда может быть исчислено по формуле

Внешние факторы потребительского поведения.

Понятие социального конфликта. Современные концепции управления конфликтами. Социально-психологическая модель трудового конфликта. Причины возникновения конфликта в трудовых организациях. Стадии развития социального конфликта.

Понятие социального конфликта. Особую группу методов социальной регуляции поведения работников составляют методы разрешения социальных конфликтов, под которыми понимают любые виды борьбы между индивидами, цель которых — достижение (либо сохранение) средств производства, экономической позиции, власти или других ценностей, пользующихся общественным признанием, а также подчинение, нейтрализация либо устранение действительного (или мнимого) противника. Как правило, конфликт развивается через конфронтацию частных и общественных интересов. При этом собственно конфликт надо отличать от других форм конфронтации, которые могут быть следствием:

1) отсутствия согласия (например, между участниками дискуссии);

2) противоречия интересов (различных групп или индивидов);

3) коллизий (моральных или правовых норм),

4) соперничества (например, в сфере экономики);

5) соревнования (например, за звание лучшего по профессии).

Ни одна из таких форм конфронтации сама по себе не есть проявление конфликта, хотя способна привести к его возникновению. Социальный конфликт — это всегда борьба, порожденная конфронтацией общественных и групповых интересов, а не индивидуальных.

Понятие «конфликт» несколько отличается по содержанию от терминов «конкуренция», «соперничество», «враждебность».

Конкуренция — особый тип конфликтов, цель которого — получение выгоды, прибыли либо благоприятного доступа к дефицитным материальным и духовным ценностям. Особенность конкуренции — в применении только тех форм борьбы, которые признаны в качестве морально-правовых в данном обществе. Это такой конфликт интересов, где противоборство сторон ведется по правилам «игры», одобряемым нормативной структурой и культурной системой определенного социума.

Для соперничества характерна демонстрация индивидами взаимного превосходства путем достижения общезначимых, престижных целей. Это борьба за признание личных достижений и творческих способностей со стороны общества, группы, коллектива, объектом которой бывают лучшие социальные или профессиональные позиции, награды, оценка подчиненных, признание коллег либо вышестоящего руководства.

Враждебность — это фиксированная психологическая установка, готовность к конфликтному поведению. Она не всегда выливается в конфликт. Не в любом социальном конфликте враждебность должна доминировать. Поэтому различные типы конфликтов и даже разные фазы одного и того же конфликтного процесса характеризуются неодинаковой степенью враждебности отношений сторон друг к другу.

Противоборство субъектов социального взаимодействия может принимать самые разные поведенческие формы. В частности, пассивное сопротивление (невыход бастующих шахтеров на рабочие места), прямые акции непосредственного протеста (митинги, демонстрации с выдвижением требований к местным органам власти), косвенные акции (подстрекательство колеблющихся к забастовке). Но в любом случае для возникновения полномасштабного конфликта необходимо, чтобы атака одной стороны нашла адекватный ответ с другой стороны.

Современные концепции управления конфликтами. Среди современных концепций управления конфликтами стоит выделить точку зрения Р. Дарендорфа. В своей теории он выделяет три ключевых момента: 1) каким образом в структуре общества возникают конфликтующие группы; 2) какие формы принимает борьба конфликтующих групп; 3) как влияет групповой конфликт на изменение социальной структуры. Концептуальная модель конфликта Р. Дарендорфа содержит три типа переменных: группа, вид разногласий, причина.

Группа — совокупность людей с реальными или потенциальными взаимоотношениями, включая цели, потребности и ресурсы. К типам группы относят отдельных индивидов, малые группы, организации, большие организованные группы, классы и нации. Конфликтующие группы — объединения, прямо или косвенно включенные в конфликт и ставящие перед собой социально значимые цели. К агентам конфликта причисляют:

а) первичные группы, чьи цели объективно или субъективно несовместимы, которые непосредственно взаимодействуют, стремясь удовлетворить эгоистические интересы. Если конфликтующие стороны — сложные организации, то они могут состоять из менее крупных единиц, различающихся по степени включенности и вкладу в конфликт;

б) вторичные стороны вносят косвенный вклад в разжигание конфликта и не стремятся быть замешанными в нем непосредственно. Вторичные стороны в период нарастания конфликта могут стать первичными;

в) третьи силы, заинтересованные в конфликте, — те, кто заинтересован в успешном решении конфликта.

Все типы конфликта включают особую переменную — разногласие, т.е. характеристику, которая формирует отношение к конфликту. Конфликт существует в том случае, когда налицо устранимые разногласия или же противоречие интересов (К. Томас. Г. Аксельрод), он возникает в тех ситуациях, когда разногласия предполагают противоборствующие типы поведения (JI. Козер, Р. Шмидт, X. Обершалл), проявляются различия взглядов (процессуальная модель JI. Понди). В целом конфликтующие группировки могут выбирать следующие программы поведения:

1) достигнуть целей за счет другой группы и тем самым довести конфликт до более высокой стадии;

2) подчиниться другой группе, несколько снизив уровень напряженности, но сохранив сам конфликт, переведя его в латентную форму;

3) мирно завершить конфликт, по возможности покинув опасную зону агрессивности;

4) активно сотрудничать в выработке решения, которое полностью удовлетворяло бы обе стороны (прекращение конфликта без перевода его в поведенческую стадию открытой борьбы).

Дифференциация взглядов персонализирует конфликт, но благодаря дифференциации индивиды приобретают деперсонализированное видение конфликта, и, однажды возникнув, он становится затем основой для достижения взаимопонимания в группе, т.е. началом интегративной фазы.

Причины выступают важным элементом концептуальной схемы при объяснении конфликта. К ним относят:

1) условия, усиливающие или поощряющие несовместимость ценностных различий;

2) агрессивные установки, прямо ведущие к конфликтному поведению (JI. Козер);

3) психологические процессы, влекущие за собой уверенность в несовместимости различий (А. Рапопорт, К. Томас).





Дата публикования: 2015-06-12; Прочитано: 376 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.019 с)...