Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Виды толпы 9 страница



сильнее в тех случаях, когда теряет то, что имеет, чем тогда, когда он утрачивает надежду приобрести то, что еще не получил» (166; 50). «Революция отобранных выгод», как можно назвать такую ситуацию, наверное, является еще более распространенной, чем революция пробудившихся надежд» (рис. 20.2).

Третий путь, известный как «прогрессивная депривация», про­анализирован Джеймсом Дэвисом (93) и представлен J-кривой (рис. 20.3). Здесь сочетаются механизмы, действующие в первых двух случаях. Надежды и возможности достижения растут парал­лельно в течение некоторого времени. Период процветания и прогресса в реальных условиях жизни сопровождается распро­странением надежд и ожиданий на будущее. Затем кривые не­ожиданно разделяются, причем надежды продолжают расти, а реальные возможности достижения блокируются или даже пово­рачивают вспять (из-за естественных болезней, войны, экономи­ческого упадка и т.д.). Это приводит ко все более углубляющему­ся непереносимому разрыву. «Решающим фактором является смут­ный или явный страх, что почва, обретенная за долгое время, будет быстро утрачена» (93; 8). Произойдет то, что можно назвать «революцией крушения прогресса».

Как объясняет Дэвис, «революции происходят тогда, когда за длительным объ­ективным экономическим и социальным развитием следует короткий период

Рис. 20.2. Убывающая депривация. Источник: 166; 47 (с разрешения Прин-стонского Университета).

резкого отступления. Ожидания дальнейшего удовлетворения потребностей, которые все растут, сменяются тревогой и крушением надежд, поскольку ре­альность все больше удаляется от той, которая предполагалась» (93; 6; 94). Из всех теорий революции теория «относительной депривации» порождает наибольшее число специфических, поддающихся проверке гипотез. Гурр (166; 360—367) перечисляет почти 100, подкрепляя их многочисленными иллюстра­циями, статистическими и историческими свидетельствами. Основное обви­нение в адрес этой теории касается отрицания ею структурных переменных. Революции рассматриваются как проявление неконтролируемого процесса крушения надежд и агрессии или когнитивного диссонанса*, при этом игно­рируется макроструктурный контекст, факт неравенства в достатке, власти и статусе между различными группами» (397; 91).

3. Альтернативные концепции сосредоточивают внимание на макроструктурном уровне, отрицая психологические факторы. Согласно так называемым «структурным теориям», революции являются продуктом структурных ограничений и напряженнос-тей и характеризуются специфическими отношениями между граж­данами и государством. Утверждается, что причины революции следует искать на социальном уровне, в контексте классовых и

* Когнитивный диссонанс исследован Л. Фестингером и означает расхождение между привычными социальными установками и реальным поведением человека. (Ред.)

Рис. 20.3. Прогрессирующая депривация. Источник: 166; 53 (с разреше­ния Принстонского Университета).

групповых отношений (национальных и интернациональных), а не в головах граждан, их менталитете или межличностных отно­шениях. Ведущий современный сторонник этого направления Теда Скокпол призывает «принять структурную точку зрения для вы­ражения объективных взаимоотношений и конфликтов между группами и нациями, занимающими различное положение, а не между интересами, взглядами или идеологиями отдельных рево­люционеров» (357; 291). Она цитирует Эрика Хобсбаума: «Неос­поримо важная роль актеров в драме еще не означает, что они являются также драматургами, режиссерами и оформителями сце­ны» (цит. по: 357; 18).

На основании тщательного анализа исторических фактов, срав­нивая французскую, русскую и китайскую революции, Теда Скок-пол приходит к следующим выводам. Во-первых, старый режим переживает политический и экономический кризис. «Испытывая двойное давление со стороны внутренних классовых структур и международного сообщества, автократическое правление и ар­мия распадаются, открывая путь для революционных преобразо­ваний, направляемых выступлениями снизу» (357; 47). Во-вто­рых, кризис режима благоприятствует массовым восстаниям крес-тянства и городских рабочих. Падение старого режима — необхо­димое, но не достаточное условие для революции. «Крестьянские восстания играли важнейшую роль во всех реальных (т. е. успеш­ных) социальных революциях вплоть до наших дней» (357; 112— 113). В-третьих, обязательными для победы революции являются устранение существовавшей прежде консолидации, реорганиза­ция и реинтеграция государства и правительства новой полити­ческой элитой, приходящей к власти после успешного свержения прежнего режима. «Революции доводились до полного конца лишь в тех случаях, когда новые государственные организации — ад­министрации и армии, координируемые исполнителями, кото­рые правили во имя революционных символов, — сформирова­лись в конфликтных условиях революционных ситуаций» (357; 163). Для теории Скокпол характерно акцентирование полити­ческих и международных факторов. Она предсказывает: «В буду­щих революциях, как и в прошлом, сфера государства станет скорее всего центральной» (357; 293).

Структурную теорию упрекают в односторонности, в прене­брежении к психологическим и мотивационным аспектам. «Скок-пол забывает, что люди являются средним звеном между струк­турными условиями и социальным результатом. Причем струк­турные условия просто накладывают определенные ограничения на человеческие действия или определяют некоторый диапазон возможностей» (189; 115). Анализируя структурные теории, кри­тики приходят к выводу, сделанному нами ранее: надо стремить­ся к синтетической, многомерной позиции. «Скокпол рассматри­вает структурный и свободный анализ как взаимно исключаю­щие противоположности, а не два необходимых элемента целост­ного социологического объяснения» (189; 1154).

4. Взгляды сторонников политических теорий еще более огра­ничены. Они рассматривают революцию лишь как политический феномен, возникающий из процессов, происходящих исклю­чительно в политической сфере, как результат «нарушения баланса власти и борьбы соперников за управление государст­вом» (30; 49). Так, по мнению Чарльза Тилли (399), револю­ции — это не экстраординарные, исключительные, отклоняю­щиеся явления, а скорее, — если перефразировать известные слова Клаузевица — «продолжение политики другими средст­вами», т. е. разновидность нормального политического про­цесса, в котором различные группы стремятся реализовать свои цели путем завоевания власти. Революции представляют со­бой крайние формы соперничества за политический контроль (отсюда «соревновательная модель революции») и происходят только тогда, когда противоборствующие стороны способны мобилизовать значительные ресурсы, необходимые для завоевания власти у старого режима (157; 193).

Более широкий контекст, в который должны быть концепту­ально помещены революции, характеризуется понятием «модель политической организации». Это ряд взаимосвязанных компо­нентов, куда, среди прочих, входят «правительство — организа­ция, которая контролирует основные, сконцентрированные в ее руках средства подавления населения; и соперник — любая группа, которая в течение определенного периода времени стремится получить ресурсы для влияния на правительство. Соперники вклю­чают оппонентов и членов политической организации. Членом является любой соперник, который имеет обычные, не требую­щие больших затрат доступы к ресурсам, контролируемым пра­вительством; оппоненты — это все другие соперники» (399; 52). Нет нужды говорить, что именно среди оппонентов происходит революционная мобилизация — предпосылка коллективного дей­ствия к достижению общих целей.

Революция есть особая форма коллективного действия, ха­рактеризующаяся некоторыми предварительными условиями («ре­волюционная ситуация») и особыми результатами («результаты революции»). Другими словами, это «умножение политических организаций».

Революционная ситуация складывается тогда, когда правитель­ство, находившееся ранее под контролем одной, суверенной по­литической организации, становится объектом эффективных, со­ревновательных, взаимно исключающих притязаний двух или более различных политических организаций. Она заканчивается, когда единая суверенная политическая организация получает право кон­троля над правительством» (399; 191). Здесь население приходит в конфронтацию по меньшей мере с двумя центрами власти с несовместимыми требованиями: прежнее правительство и сопер­ничающее правительство.

Существует четыре разновидности этой ситуации. 1. Одна су­веренная политическая организация пытается подчинить другую суверенную политическую организацию. 2. Подчиненная поли­тическая организация (например, государство под управлением федерального правительства или колония, подчиненная иностран­ной власти) приобретает суверенитет. 3. Оппоненты мобилизу­ются и приобретают контроль над фрагментами правительствен­ного аппарата. 4. Политическая организация распадается на два или более блоков, каждый из которых приобретает частичный контроль над правительством (399; 191—192). Революция проры­вается, когда достаточное количество граждан переносит свои симпатии и приверженность на альтернативный властный центр. Ре­волюция побеждает, когда происходит смена власти и одни ее носители заменяются другими.

Относительно причин революции выдвигается несколько ги­потез, которые можно разделить на две группы: причины рево­люционной ситуации и причины результата революции. Револю­ционная ситуация возникает тогда, когда:

1) появляются достаточно заметные противники, оппоненты (политическая оппозиция, диссиденты), которые выступают с притязаниями на контроль над правительством (возникает рево­люционное лидерство и формируется новая идеология). На этой стадии особенно важную роль играют харизматические лидеры и интеллектуалы;

2) они приобретают поддержку на словах и (в первую очередь) на деле (массы мобилизуются). Это случается либо тогда, когда правительство оказывается не способным выполнить требования населения, либо когда оно усиливает собственные требования к нему. «Увеличение налогов — наиболее яркий пример, но воен­ная повинность, изъятие земель, урожаев, сельскохозяйственных животных и наложение оброков — все это сыграло историческую роль в создании оппозиции» (399; 205);

3) правительство не может или не хочет подавить противни­ков (носители власти теряют управление инструментами наси­лия). Типичный случай — вовлечение во внешние войны, еще один — международное давление, принуждающее избегать край­них форм насилия по отношению к оппонентам, даже если эти инструменты доступны.

Степень передачи власти, т. е. суть революционного результа­та зависит от:

1) размера и жесткости конфликта между носителями власти и оппонентами. Когда раскол между ними приобретает форму простой, взаимоисключающей альтернативы, он требует недву­смысленной приверженности населения одной стороне и пре­пятствует контактам прежних держателей власти с постреволю­ционным правительством. Таким образом, происходит полная передача;

2) диапазона коалиций между членами политической организа­ции и оппонентами до и во время революции. Чем их меньше, тем более полной является послереволюционная передача власти. Но с другой стороны, если их нет совсем, то революция может потер­петь неудачу, и тогда передачи власти вовсе не произойдет;

3) контроля над силовыми структурами со стороны оппонен­тов. «Если правительство сохраняет полный контроль над воору­женными силами, то скорее всего в результате революционной ситуации передачи власти не произойдет» (399; 214). Для того чтобы победить, революционеры должны получить доступ к сред­ствам принуждения: оружию и поддержке некоторой части поли­ции и армии. Вот почему лояльность армии часто является реша­ющим фактором в большинстве революций, и вообще большин­ство революций побеждают тогда, когда армия переходит на сто­рону противников.

Тилли предлагает типичную, «идеальную революционную пос­ледовательность», состоящую из семи стадий. 1. Постепенное возникновение оппонентов и оформление их притязаний на власть. 2. Мобилизация тех, кто одобряет и поддерживает эти притязания. 3. Попытки правительства провести насильственную, репрессивную демобилизацию терпят провал. 4. Противники и их коалиции успешно устанавливают частичный контроль над не­которыми подструктурами правительства (регионами, подразде­лениями, частями персонала). 5. Они борются за расширение этого контроля. 6. Противники побеждают, терпят поражение или входят в правящую коалицию с прежними власть предер­жащими. 7. Восстанавливается единый, суверенный, правитель­ственный контроль (399; 216—217). Лишь на этой стадии могут происходить дальнейшие структурные трансформации обще­ства (экономические, культурные, правовые, моральные), и если они происходят, мы можем говорить о «великих» рево­люциях.

Одной из слабых сторон теории, выдвинутой Тилли, является ее недостаточная специфичность. Стэн Тейлор указывает на то, что автор не объясняет, «почему одни группы принимаются по­литической организацией, а другие отвергаются» (397; 146), по­чему в одних случаях армия остается лояльной, а в других пере­ходит на сторону революционеров, предопределяя тем самым исход дела. К сожалению, упомянутые недостатки присущи не только теории Тилли, но и остальным теориям революции, а также боль­шинству других социологических теорий.

К теории революции четвёртого поколения (англ. Towards a Fourth Generation of Revolutionary Theory) —программная социологическая. Опубликована в журнале Annual Review of Political Science (2001, #4, pp. 139—187).

Автор выводит определение революции как внеинституционального переворота с участием широких масснаселения, надеющихся установить справедливое общество. Революции различаются на социальные иэлитарные, центральные и периферийные. Автор критикует предшествующих исследователей революций занедооценку конфликтов внутри элиты и межклассовых коалиций и утверждает, что к настоящему времени трипоколения революционных теорий отжили свой век и назрела необходимость в новом, четвёртом поколениитеории революции.

Критикуя Маркса, социолог Джеймс Дэвис отмечал, что в истории было немало периодов, когда люди жили в крупнейших нищете, но не встали в знак протеста Постоянная бедность, или обездоленность, не е превращает людей в революционеров; скорее, они сносят такие условия с чувством обреченности или немого отчаяния Как утверждал Дэвис, социальный протест и сама революция скорее происходят то ди, когда в условиях жизни людей происходит улучшение Когда жизненный уровень начинает расти, тогда растет и уровень ожиданий людей Если же после этого процесс улучшения фактических условий жизни сповильнюет ься, через крушение своих надежд люди склонны к восстаниюання.

Итак, к протесту приводит не абсолютное обездоленности, а относительное обездоленности - расхождение между образом жизни, который вынуждены вести люди, и теми условиями, которые, по их мнению, можно реально достичь теорий ия Дейвиса полезна для понимания связи между революцией и современным общественным и экономическим развитием Влияние идеалов прогресса, вместе с надеждами на экономическое развитие, как правило, стимулируют все большие надежды, которые в случае их краха вызывают протест Такой протест набирает силу от распространения идей равенства и политического участия в демократических процессасах.

эверсор – это специалист по политическим переворотам.

Эверсионные политические технологии – это социально-политическая деятельность политтехнологов, направленная на дестабилизацию политической ситуации и смену существующего политического режима.

Но не стоит относиться к термину эверсор сугубо негативно, ибо есть не только иностранные эверсоры, естественно предполагать и наличие собственных специалистов. Политический менеджер должен реально осознавать потенциал эверсионных технологий в случае, если он работает на государство, с целью разработки и запуска соответствующих контртехнологий против возможного сценария «цветной революции».

Если же политический менеджер работает на оппозиционного кандидата или партию, он также должен понимать, что по отношению к нему может использоваться мощное влияние внешних политических акторов, делавших ставку на ту или иную политическую силу, исходя из собственных интересов. Рассмотрим основные характеристики политических технологий «цветных революций».

Современный социолог П. Штомпка считает, что революция относится к глубоким политическим и социально-экономическим изменениям. С точки зрения политологии и социологии, «цветные революции» не могут быть отнесены к таким подлинным революциям, как Французская или Октябрьская.

92 Отличительная особенность «цветных революций» – это декларируемая направленность на соблюдение законности и существования конституций, что отличает их от классических революций, направленных на изменение конституционного строя.

Исследователь С.А. Белковский обозначил десять факторов политтехнологий «цветных революций»: 1) внешнее давление; 2) делегитимизация; 3) паралич вертикальной социальной мобильности; 4) противоречия внутри властной элиты; 5) отсутствие проекта будущего; 6) оппозиционная сила; 7) неспособность власти применить силу; 8) регионально-этнические противоречия; 9) личная уния бюрократов и политиков в правящем классе; 10) повод для революции – фальсификация выборов или серьёзная локальная катастрофа.

Другой российский политолог В.П. Пугачёв выделил следующий технологический алгоритм «цветных революций»: 1) выявляется потенциал протестных групп; 2) определяются оппозиционные силы, способные стать двигателем революции; 3) в военизированных молодёжных лагерях с помощью специальных тренингов готовятся ударные силы революции; 4) выстраивается цепочка практических целей;

5) обеспечивается преимущество политической оппозиции в электронных СМИ; 6) используются зрелищные мероприятия для активации протестных волнений; 7) общество приводится в состояние анархии; 8) управление революцией осуществляется специалистами; 9) после захвата власти начинаются негласные чистки в госаппарате.

Для удобства все эверсионные политические технологии можно условно разделить на подготовительные и распространительные. Начнём с технологий подготовки «цветных революций».

Политтехнологи-эверсоры, занимающиеся подготовкой «цветной революции», используют конкретные научные методы для сбора информации о «стране-жертве». Одним из таких методов, помогающих 93 формированию наиболее важных оценок и способов интерпретации ситуации, является ивент-анализ, в рамках которого политический процесс представляется как событийный ряд, представленный, например, в виде выступлений политических лидеров, массовых демонстраций и т.д., каждое из которых оказывает то или иное воздействие на ситуацию в целом и за каждым из которых стоят конкретные действующие лица со своими интересами.

Зарубежный исследователь Дж. Лафлэнд в своей работе «Технология государственного переворота» утверждает, что любая «цветная революция» не обходится без трёх элементов: неправительственных организаций, контроле за СМИ и скрытых операций. Внедрение агентов секретных служб иностранных государств идёт по двум основным каналам: 1) включение их в различные миссии наблюдателей; 2) деятельность агентов спецслужб под прикрытием гуманитарных организаций и бизнес-структур.

Бывший офицер французских спецслужб Д. Фонвьель раскрывает подробности подготовки «цветной революции»: 1) сначала определяются в стране те силы, что выступают против режима; 2) потом начинается внешняя эффективная кампания пропаганды, пытающейся доказать, что этот режим все ненавидят, он изолирован от других стран и у него больше нет прав называться сводным государством. При этом внушается, что любые оппозиционные движения являются легитимными; 3) проводится подготовка будущего главы государства, который должен стать одним из лидеров оппозиционного движения. Эта американская концепция «мягкой силы» построена на идее «культурной гегемонии» А. Грамши.

В конце XX века – в условиях «холодной войны» против СССР и советского блока США и НАТО перешли к новому типу бесконтактной войны – информационной. «Мозговыми трестами» политтехнологической работы стали RAND Corporation, Институт Альберта Эйнштейна, 94 Международный Центр Ненасильственных Конфликтов и др. После крушения социалистического блока подобные аналитические центры переориентировались на борьбу против неугодных США политических режимов.

Институт Альберта Эйнштейна был создан за два года до советской перестройки в 1983 г. и функционирует за счёт финансовых средств от правительства США и фонда Сороса. Работа центра направлена на исследование политики и обучение оппозиции с целью использования ненасильственной борьбы против диктатур, войны, геноцида и репрессий.

Научный руководитель института Дж. Шарп довольно подробно описывает сценарии фреймов ненасильственной борьбы с политическими режимами в своих работах, которыми пользовались политтехнологи «цветных революций» в Сербии, Украине, Грузии и других странах.

Согласно официальным отчётам Института Альберта Эйнштейна, только за 2000-2004 гг. с целью получения учебных рекомендаций сюда обращались группы лиц из Азербайджана, Албании, Анголы, Афганистана, Белоруссии, Боливии, Венесуэлы, Вьетнама, Гаити, Грузии, Зимбабве, Ирака, Ирана, Кении, Кипра, Китая, Кубы, Молдавии, Сербии, Украины, Эфиопии и других стран.

Базирующийся в Вашингтоне Международный Центр Ненасильственных Конфликтов развивает и поощряет использование гражданской ненасильственной стратегии в различных странах, по сути, также разрабатывая сценарии политических фреймов «цветных революций». Организацию открыл ученик Дж. Шарпа, финансист и член нью-йоркского совета по внешней политике П. Акерман.

Национальный фонд в поддержку демократии был основан американским Конгрессом в 1982 г. Созданием фонда занимался сотрудник ЦРУ в отставке, специалист по СМИ У. Рэймонд. Фонд получает ежегодное финансирование из американского государственного 95 бюджета по цепочке «Государственный департамент – Агентство по международному развитию».

Все эти аналитические центры сотрудничают с играющими большую роль в подготовке «цветных революций» неправительственными организациями (НПО). Российский исследователь И.П. Добаев перечисляет основные функции НПО в подготовительной стадии «цветных революций»: 1) сбор информации о ситуации в стране для внешних заказчиков. Это курируется спецслужбами; 2) формирование протестных сетей и групп посредством работы с молодёжью и другими недовольными властью категориями населения; 3) обучение и финансирование активистов; 4) установление контактов и привлечение сторонников среди представительной власти, различных элит, СМИ, правоохранительных органов; 5) предварительное информационно-идеологическое давление на режим. Раскрутка тематики противоречий и проблем в обществе.

Как правило, политтехнологи-эверсоры пользуются сетевыми принципами в создании оппозиционных организаций на основе молодёжи и особенно недовольного студенчества. Подобные технологии создания протестных молодёжных организаций имели место в разных странах по всему миру. Сетевая организация «Отпор» инициировала «бульдозерную революцию» 2000 г. в Югославии. Активно участвовала в 2003 г. во время «революции роз» грузинская «Кмара». Их опытом воспользовались схожие движения, когда в 2004 произошла «оранжевая революция» в Украине («Пора»), в 2005 г. состоялась «тюльпановая революция» в Киргизии («Кел-Кел», «Бирге») и т.п. Теперь рассмотрим технологии распространения «цветных революций».

Согласно зарубежному специалисту Г. Саймону любые используемые государством технологии принятия решений строго привязаны к определенным этапам данного процесса, на которых предпринимаются конкретные сущностно-значимые управленческие действия, 96 устанавливается соотношение официальных и неофициальных (формальных и неформальных, явных и теневых) механизмов согласования интересов, допускаются те или иные способы административного поведения управляющих. Иными словами, определённую угрозу для распространения «цветной революции» по стране представляет административный аппарат из чиновников, стоящих на службе у политического режима.

«Административный ресурс» – это возможность использования политическими силами, партиями и кандидатами на выборах их политического положения или связей с правительственными учреждениями с целью влияния на результаты выборов. Тем не менее, «ахилессова пята» «административного ресурса» – это его формализованный характер.

Важно отметить, что «административным ресурсом» давление производится по иерархии социальной структуры как вертикально, так и горизонтально, но в меньшей степени. Социальное давление задействует социальные институты, социальные организации и носители формальных социальных статусов (руководители структурных подразделений, специалисты, рядовые работники).

Как правило, в странах, подверженных «цветным революциям», в политике доминирует исполнительная власть. Это политические режимы на грани авторитаризма и демократии – недостаточно авторитарные, чтобы иметь все возможности подавить оппозицию информационно, мобилизационно и насильственно, и недостаточно демократические, чтобы предоставить ей полную свободу действий. Политическая власть пользуется статусом чиновников, чтобы подавить опасную оппозицию. За невыполнение директив обычно следуют санкции. Санкции могут быть выражены и в неформальном виде: «Не подчинишься – сверну твой бизнес».

97 Отечественные специалисты А.Э. Гапич и Д.А. Лушников детально анализируют несколько видов технологий распространения «цветных революций»: персонификация административного ресурса; деморализация оппонента и делегитимизация его действий; деперсонификация потенциальных ответных мер; «закошмаривание власти»;

пространственно-временная экспансия оппозиции; дезинформация власти и общества; идеологическая экспансия; провокации; технология «сеточки»; видеосъёмка массовых сборищ; политическое рейдерство.

17. Психологические концепции конфликтов.

Проблема внутриличностного конфликта во взглядах Зигмунда Фрейда. Теория комплекса неполноценности Альфреда Адлера. «Психологические типы» Карл Юнга. Концепция «экзистенциальной дихотомии» Эрих Фромма. Теория психосоциального развития Эрика Эриксона. Трансактный анализ Эрика Берна.

 

Основные психологические концепции внутриличностных конфликтов

Проблема внутриличностного конфликта во взглядах Зигмунда Фрейда (1856-1939)

Согласно 3. Фрейду, человек конфликтен по своей природе. В нем от рождения борются два противоположных инстинкта, определяю­щих его поведение. Такими инстинктами являются: эрос (сексуаль­ный инстинкт, инстинкт жизни и самосохранения) и танатос (ин­стинкт смерти, агрессии, деструкции и разрушения). Внутрилично­стный конфликт и является следствием извечной борьбы между эросом и танатосом. Эта борьба, по 3. Фрейду, проявляется в амбива­лентности человеческих чувств, в их противоречивости. Амбивален­тность чувств усиливается противоречивостью социального бытия и доходит до состояния конфликта, который проявляется в неврозе.

Наиболее полно и конкретно конфликтная природа человека представлена 3. Фрейдом в его взглядах на структуру личности. По Фрейду, внутренний мир человека включает в себя три инстанции: Оно (Id), «Я» (Ego) и Сверх-Я (Super-Ego).

Оно — это первичная, врожденная инстанция, изначально ирраци­ональная и подчиненная принципу удовольствия. Оно проявляется в неосознанных желаниях и влечениях, которые проявляются в бессо­знательных импульсах и реакциях.

«Я» — это разумная инстанция, основанная на принципе реально­сти. Иррациональные, бессознательные импульсы Оно «Я» приводит в соответствие с требованиями реальной действительности, то есть требованиями принципа реальности.

Сверх-Я — это «цензурная» инстанция, основанная на принципе реальности и представленная социальными нормами и ценностями, требованиями, которые общество предъявляет к личности.

Основные внутренние противоречия личности складываются между Оно и Сверх-Я, которые регулирует и разрешает «Я». Если «Я» не смогло разрешить противоречие между Оно и Сверх-Я, то в осознающей инстанции возникают глубокие переживания, характе­ризующие внутриличностный конфликт.

Фрейд в своей теории не только раскрывает причины внутри-личностных конфликтов, но и вскрывает механизмы защиты от них. Основным механизмом такой защиты он считает сублимацию, то есть преобразование сексуальной энергии человека в другие виды его дея­тельности, в том числе и в его творчество. Кроме того, Фрейд выделя­ет и такие защитные механизмы, как: проекция, рационализация, вы­теснение, регрессия и др.

Теория комплекса неполноценности Альфреда Адлера (1870-1937)

Согласно взглядам А. Адлера, формирование характера личности происходит в первые пять лет жизни человека. В этот период он испы­тывает на себе влияние неблагоприятных факторов, которые и порож­дают у него комплекс неполноценности. Впоследствии этот комплекс оказывает существенное влияние на поведение личности, ее актив­ность, образ мыслей и т. п. Этим и определяется внутриличностный конфликт.

Адлер объясняет не только механизмы формирования внутрилич-ностных конфликтов, но и раскрывает пути разрешения таких конф­ликтов (компенсации комплекса неполноценности). Таких путей он выделяет два. Во-первых — это развитие «социального чувства», со­циального интереса. Развитое «социальное чувство» в конечном ито­ге проявляется в интересной работе, нормальных межличностных от­ношениях и т. п. Но у человека может сформироваться и так называ­емое «неразвитое социальное чувство», которое имеет различные негативные формы проявления: преступность, алкоголизм, наркома­ния и т. п. Во-вторых, стимуляция собственных способностей, дости­жение превосходства над другими. Компенсация комплекса непол­ноценности посредством стимуляции собственных способностей может иметь три формы проявления: а) адекватная компенсация, когда происходит совпадение превосходства с содержанием социальных интересов (спорт, музыка, творчество и т. п.); б) сверхкомпенсация, когда происходит гипертрофированное развитие одной из способно­стей, имеющей ярко выраженный эгоистический характер (накопи­тельство, ловкачество и т. п.); в) мнимая компенсация, когда комплекс неполноценности компенсируется болезнью, сложившимися обстоя­тельствами или другими факторами, не зависящими от субъекта.





Дата публикования: 2015-06-12; Прочитано: 535 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.016 с)...