Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Ильина Т.В



Для искусства - поздней классики было характерно введение новых жанров, которые нашли дальнейшее развитие на следующем этапе - в эллинизме. Именно в эпоху эллинизма слились и взаимно обогатились культуры Древней Греции и восточных стран. Именно в эту пору 24 активно систематизировались знания, опыт, накопленный даже не столетиями, а тысячелетиями. Одна Александрийская библиотека насчитывала 700 000 рукописей: свитков пергамена и папирусов. Развивались такие науки, как математика, медицина, натурфилософия. В эллинистическую эпоху жили великий математик Архимед, геометр Эвклид,; астроном Гиппарх, географ Эратосфен и другие. В литературе получили развитие разные жанры: комедия нравов (Менандр) - в прозе; эпиграмма, буколика, элегия-в поэзии. Постоянные завоевания давали огромное число рабов из пленных, их руками разбивались парки, возводились дворцы, храмы, жилые дома, зрелищные сооружения в больших городах вроде Антиохнв, Александрии, Пергама. Это было время создания гигантских произведений Инженерного искусства: Фаросский маяк высотой в сто с лишним метров, поставленный на острове Фарос у входа в гавань Александрии и простоявший 1500 лет; и «Колосс Родосский» - бронзовое изображение бога' солнца Гелиоса в 32 м высотой, исполненное скульптором Харесом, не случайно стали называться чудом света.

Успешно решались градостроительные задачи. Города строились по «гипподамовой системе», известной еще в Греции V в. до н. э.: улицы прокладывали под прямым углом друг к другу, город делился на квадраты - жилые кварталы, выделялась главная площадь - административный и торговый центр. Культовая эллинистическая архитектура тяготела к гигантским размерам. В этот период создается диптер - тот же прямоугольный в плане храм, что и периптф, но обнесенный не одним, а двумя рядами колонн. Самый большой из них - Олимпейон (41 х 108 м) - был начат еще в VI в. до н. э., активно строился в 174-163 гг. и закончен уже во II в. н. э. Он представляет собой диптер коринфского ордера с отношением колонн по фасаду 8:20. В храме Аполлона в Дидимах около Милета соотношение колонн (каждая из которых более 20 м высоты) 10:21. Эллинизм знал и храм-ротонду, т. с. круглый в плане храм, например Арсивонон в Самофраке (281 г. н. э.), с диаметром ротонды в 19 м.

Сложное развитие гигантской разноликой державы в эпоху эллинизма (конец IV-I вв. до н. э.) породило создание многих художественных школ в скульптуре. Они возникли на острове Родос, в Александрии, в Пергаме, на территории собственно Греции. На острове Самофрака была поставлена статуя богини победы Нике - в честь победы родосского флота над врагами в 306 г.дрн. э. Воздвигнутая на пьедестале, напоминающем нос корабля, фигура Нике органически вписывалась в ландшафт. Развевающийся хитон, мощные отведенные назад крылья, могучее тело, устремленное вперед, придают, ей нечто титаническое, неудержимо стремительное, страстное, создают победный, ликующий, (торжественный образ).

Нередко скульпторы обращались и к классическим образцам. Примером этого может служить статуя Афродиты с острова Милос (скульптор Агесандр; 120 г. до н. э.), известная более в римском названии как Венера Милосская. В многочисленных изображениях Афродиты, созданных в эллинистическую эпоху, всегда подчеркивалось только чувственное начало. Образ же Афродиты с острова Милос полон высокой нравственной силы, что говорит о глубоком понимании мастером идеалов высокой классики. Большой шаг вперед делает эллинистический скульптурный пергамского акрополя (около 180 г. до н. э., создатели Дионисад, Огромной славой пользовалось найденное в XVI в. произведение периода позднего эллинизма - скульптурная группа, изображающая Лаокоона с сыновьями. Троянский жрец Лаокоон наказан покровительницей греков Афиной за то, что предостерегает беспечных троянцев от введения в город оставленного греками деревянного коня. Скульптурную группу исполнили родосские мастера Агесандр, Афинодор и Полидор в 40-25 гг. до н. э. В моделировке тел Лаокоона и его сыновей много дробности, сухости,мелочности, в их позах - излишней театральности, что вообще, видимо, было характерно для родосской школы позднего периода эллинизма.

Ильина.В. История искуств. М., 1983. С.24-27

Література: [ 1,2,8,17, 18, 29, 30, 35, 41, 42, 49, 51, 55, 61, 62 ]





Дата публикования: 2015-04-10; Прочитано: 167 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...