Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Основания содержания образования



Как отмечалось ранее в основании содержания образованиялежит структура человеческой культуры, которая включает в себя объективные и субъективные компоненты.

Освоение объективных компонентов культуры происходит не столько через непосредственное восприятие материальных предметов культуры – сооружения, произведения искусства и т.п., сколько за счет освоения идеальных продуктов человеческой культуры в виде общественного сознания – отражения общественно-исторического бытия человечества в идеологической жизни общества. Формами общественного сознания, их всего девять, выступают: язык, обыденное сознание, мораль, право, политическая идеология, наука, искусство, философия, религия. Они и являются основаниями содержания образования в части освоения обучающимся объективных компонентов культуры. Причем в содержании образования эти формы общественного сознания должны рассматриваться как рядоположенные, х отя по объему учебного материала они могут сильно различаться.

Формой хранения, коммуникации и трансляции (наследования) общественного сознания являются знания – общественные знания. Индивидуальные знания являются принадлежностью каждого отдельного человека. Естественно, они принципиально отличаются от общественных. Во-первых, по своему объему – ведь «все» знать один человек не может. Во-вторых, принципиальное отличие заключается еще и в том, что, у индивида наличествуют также знания в виде ощущений, восприятий, конкретных образов, на основе которых он и осваивает общественные знания в виде понятий, теорий и т.д. В-третьих, индивидуальные знания человека, их освоение неразрывно связаны с эмоциями, мотивами, ценностными ориентациями и т.д., в том числе, с самоопределением – что ему надо, а что – нет.

Второй аспект культуры – субъективные компоненты человеческой культуры – субъективные человеческие силы и способности. Они выражаются в мировоззрении каждого конкретного человека (а оно у всех людей разное), его убеждениях, стремлениях, индивидуальных знаниях, в умениях (компетенциях), навыках, в эмоциях, воле, мышлении и т.д.

Субъективные компоненты культуры осваиваются обучающимся в процессе образования, естественно, на основе объективных компонентов культуры, в первую очередь, на основе общественного сознания – морали, права, науки и т.д. посредством освоения общественных знаний, а также на живых примерах поведения конкретных людей – педагогов: родителей, воспитателей, учителей и т.д.

Основания содержания образования человека (развития его жизненного опыта) в аспекте освоения субъективных компонентов культуры рассмотрим по трем составляющим образования:

- развитие направленности личности – содержание воспитания;

- развитие опыта (психических процессов) – содержание обучения;

- развитие психических процессов – содержание развития (психические процессы).

Основанием содержания воспитания является структура направленности личности. Направленность личности – одна из ее подструктур, являющаяся ее высшим уровнем, рассматривается как совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности, и характеризуется: уровнем развитости, широтой развитости, интенсивностью и действенностью.

Каждый человек, каждая личность имеет свой уровень сформированности направленности. Эти уровни различаются не только по содержанию, но и по огромному разнообразию личностных черт, выполняемым функциям, группировке и субординации признаков, компонентов. Это обусловливает личное многообразие разных людей, уникальность каждого человека.

Формами направленности личностиявляются: влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, мировоззрение, порывы, убеждения, ценности, ценностные ориентации. Их можно классифицировать по атрибутам психики: сознательности на воззренческие и активности на побудительные.

Воззренческие формы– это мировоззрение и его компоненты: ценности, идеалы, жизненные принципы, ценностные ориентации.

К побудительным формам направленности личности относятся: влечения, желания, интересы, склонности, порывы и стремления.

Интегративной формой направленности личности, объединяющей мировоззрение и стремления к его реализации, являются убеждения личности.

Мировоззрение личности (индивидуальное мировоззрение) – система имеющихся у нее понятий и представлений о мире: природе, человеке, обществе и о самой себе, своем месте, своей роли в этом мире. Мировоззрение имеет огромный жизненный смысл. Оно влияет на нормы поведения человека, на отношение человека к труду, к другим людям, на характер жизненных стремлений, на его быт, вкусы, интересы и т.д.

Различают три типа мировоззрения: житейское (обыденное) мировоззрение; религиозное мировоззрение; научное (философское) мировоззрение. Все эти типы мировоззрения образуют некоторое единство, охватывая определенный круг вопросов: как дух соотносится с материей, что такое человек и каково его место во взаимосвязи явлений мира, как человек познает действительность, что такое добро и зло, по каким законам развивается человеческое общество и т.д.

Наиболее общими критериями сформированности научного мировоззрения личности являются:

системность научного знания, объясняющего сущность и законы развития природы, человека и общества;

– развитая способность диалектического осмысления действительности, дальнейшего развития мировоззрения, умелого анализа новых явлений, событий.

Компонентами мировоззрения человека являются ценности, онисоотносятся с мировоззрением как часть и целое. Ценностиопределяются как явления и предметы материального или духовного характера, обладающие положительной значимостью, т.е. способные удовлетворять какие-либо потребности человека (индивидуальные ценности), социальных групп, классов, общества (социальные ценности), служить их интересам и целям. Люди не только познают свойства явлений и предметов, но и оценивают их с точки зрения их полезности или вредности для своей жизни, для общества, для природы и т.д.

Ценности подразделяются на природные: необходимые естественные условия существования человека (солнечное тепло, воздух, влага и т.п.); жизненные (здоровье, любовь к близким людям и т.д.); экономические: предметы труда, орудия производства, материальные блага; социальные, включающие как материальные, так и идеологические отношения (свобода, равенство, справедливость и т.п.); этические (добро, честность, верность долгу и др.); эстетические (красота); научные (истина).

Компонентами ценностей человека (и, соответственно, его мировоззрения) являются идеалы, они соотносятся с ценностями как часть и целое. Идеал – образ совершенства чего-либо, кого-либо или в чем-либо. Например, идеальный продукт, идеальный костюм, идеальный друг и т.д.

В том числе идеалом является высшая цель, определяющая стремления, поведение, деятельность человека, группы, класса или всего общества в целом. Это может быть образ совершенного общественного строя (общественно-политический идеал), совершенные моральные качества личности и отношения между людьми (нравственный, этический идеал), прекрасный, гармонично развитый человек (эстетический идеал) и т.д.

Функция идеала заключается в том, что он, будучи формой осознания несовершенства предметов, явлений, несовершенства общества и личных недостатков, вдохновляет людей на изменение, развитие самих себя, условий жизни, на изменение общества и т.д. Идеал задает цель личностного самосовершенствования, совершенствования среды, общественного развития.

Личностные идеалы строятся зачастую на основе образов конкретных людей. В младшем возрасте – это зачастую образы родителей, которым ребенок стремится подражать. В старшем возрасте это могут быть образы литературных героев, киногероев, конкретных исторических личностей и т.д.

Ценностные ориентации определяются как избирательное отношение человека к материальным и духовным ценностям, выраженное в его поведении, деятельности. Ценностные ориентации отграничивают существенное и важное для данного человека от несущественного. Система ценностных ориентаций личности образует своего рода ось сознания, обеспечивающую ее устойчивость, преемственность определенного типа поведения и деятельности. В силу этого ценностные ориентации выступают важным фактором мотивации действий и деятельности.

Ценностные ориентации соотносятся с ценностями как часть и целое. Но отличие их в том, что человек может рассматривать тот или иной предмет, явление как ценность, но не использовать, не реализовать их в действительности. Так, например, здоровье, безусловно, является важнейшей ценностью для любого человека – ведь вряд ли найдется кто-то, кто хочет болеть. Но человек, к примеру, курит, что вредит его здоровью. То же самое с идеалами.

Ценностные же ориентации являются факторами, непосредственно вызывающими побуждение человека к действию. У каждого человека существует своя собственная система ценностей и ценностных ориентаций (уникальность личности). Зрелая личность отличается широтой ценностных ориентаций и четко выстроенной иерархией ценностей.

Компонентом ценностных ориентаций выступает жизненная позиция личности – наиболее выраженные ценностные ориентации, определяющие самые стойкие мотивы деятельности. В том числе, жизненная позиция личности включает в себя жизненные принципы личности – систему норм поведения, деятельности – нравственных, эстетических и т.д.

Жизненные принципы личности имеют как социальную, общественную природу (например, нравственные принципы «не убий», «не укради» и т.п.), так и вырабатываются самим человеком в процессе развития – как система запретов не делать чего-либо – с одной стороны: разрешений (для себя). С другой стороны – побуждений делать что-то, стремиться к чему-либо.

Производным от ценностных ориентаций выступает также такое личностное порождение как уровень притязаний – самооценка личности, проявляющаяся в степени трудности заданий, целей, осознанно берущихся для себя. Притязания – своеобразный вид объективизации ценностных ориентаций личности, а также социальной группы.

Стремление к повышению самооценки в условиях, когда человек свободен в выборе степени трудности очередного действия, приводит к конфликту двух тенденций – тенденция повысить притязания, чтобы одержать максимальный успех и тенденция снизить их, чтобы избежать неудачи. Переживание успеха (или неуспеха), возникающее вследствие достижения (или недостижения) уровня притязаний, влечет за собой смещение уровня притязаний в область более трудных задач (или более легких).

Снижение трудности избираемой цели после успеха или ее повышение после неудачи (нетипичное изменение уровня притязаний) говорят о нереалистичном уровне притязаний или неадекватной самооценке. Люди, обладающие реалистичным уровнем притязаний, отличаются уверенностью в своих силах, настойчивостью в достижении цели, большей продуктивностью, критичностью в оценке достигнутого. Неадекватность самооценки может привести к крайне нереалистичным (завышенным или заниженным) притязаниям. В поведении это проявляется в выборе слишком трудных или слишком легких целей, в повышенной тревожности, неуверенности в своих силах, тенденции избегать ситуации соревнования, некритичности в оценке достигнутого, ошибочности прогноза и т.п.

Убеждения – высшая форма направленности личности, в структуру которой входят мировоззрение и стремления к его осуществлению в своей деятельности. Убеждения объединяют интеллектуальные, эмоциональные и волевые свойства личности. Убеждения делятся по содержанию и силе их проявления. Исходя из содержания, выделяются научные, философские, нравственные, эстетические, религиозные, атеистические убеждения.

Различают также личностные, групповые, классовые, партийные убеждения. Здесь за основу дифференциации убеждений берется их субъектная принадлежность.

По силе проявления выделяют устойчивые и неустойчивые убеждения.

Следует отметить большую роль эмоциональной восприимчивости личности в доведении мировоззрения до уровня убеждений. Эта восприимчивость характеризуется активностью деятельности, положительным отношением к ней.

Рассмотрим далее направления (аспекты) воспитания как развитие направленности личности в системе отношений человека к самому себе и к окружающему миру. Система отношений человека:

1) к самому себе как к личности: самоотношение. Самоотношение– термин, используемый для обозначения специфики отношения личности к собственному «Я», оно включает: самоуважение, симпатии, самопринятие, любовь к себе, чувство расположения, самооценку, самоуверенность, самоунижение, самообвинение, недовольство собой и т.д. Отношение человека к себе является базовым конструктом личности, оказывает регулирующее влияние практически на все аспекты поведения, играет важнейшую роль в установлении межличностных отношений, в постановке и достижении целей, в способах формирования и разрешения кризисных ситуаций. В рамках самоотношения образуется триада отношений личности:

– к своему сознанию (самосознанию);

– к своей деятельности;

– к своему телу.

2) отношение к окружающим людям;

3) отношение к обществу в целом, к государству как механизму организации общества;

4) отношение к производству (в широком смысле: как материальному, так и духовному производству);

5) отношение к природе.

Соответственно, направления воспитания как процесс развития направленности личности:

– к самому себе как к личности: воспитание самоотношения. В том числе:

воспитание самосознания; эстетическое воспитание; физическое воспитание;

– к другим, окружающим человека людям – этическое (нравственное) воспитание;

– к обществу в целом, к государству – гражданское воспитание;

– к производству – трудовое воспитание;

– к природе – экологическое воспитание.

Первым и главным в развитии отношений человека ко всему должно быть воспитание отношения человека к самому себе. Ведь если человек себя не любит, не уважает, относится к себе пренебрежительно, то и к другим людям и вообще ко всему окружающему он будет относиться так же. Обратимся к такому понятию как «Я-концепция». Я-концепция – целостный образ собственного Я – относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе. Я-концепция включает, в первую очередь, самосознание – образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости и т.д.

Нравственное воспитание – это развитие у обучающегося системы нравственных знаний, чувств и стремлений. Анализ категорий морали и нравственного воспитания выявляет понятия: моральная деятельность, моральные чувства, нравственное сознание и поведение, индивидуальная нравственность личности. Моральной деятельностью можно считать процесс принятия моральных норм и следования им в личном поведении, что и создает нравственность личности. Нравственным считается тот, для кого нормы морали выступают как его собственные убеждения и привычные формы поведения. Моральная деятельность, как и всякая другая, имеет мотивы: страх наказания, чувство долга, стремление к добру и справедливости.

Соблюдение моральных норм накладывает ограничения на свободу человека, обязывает его сдерживать себя, преодолевать собственные недостатки, а также аморализм отдельных групп или всей социальной системы. Моральные поступки вызывают у человека различные моральные чувства – оценочные переживания, среди которых вина, совесть, удовлетворение, радость и др. В этих переживаниях отражается положительная или отрицательная оценка человеком своего поведения. К моральным категориям относится также понятие нравственного идеала – это обобщенный образ, воплощающий в себе главные моральные ценности общества, нации.

Структуру нравственного сознания, таким образом, составляют, во-первых, знания, представления о моральных нормах общества; во-вторых, – положительная их оценка, принятие их и стремление следовать им; в-третьих, выполнение этих норм в личном поведении, поступках, жизни.

Отдельный аспект (поднаправление) нравственного воспитания – половое воспитание, оно направлено на развитие, формирование нравственного отношения к людям (лицам) противоположного пола.

Одной из важнейших сторон воспитания является воспитание гражданина – члена территориально-политического сообщества, государства, который имеет права и обязанности, связанные с членством в нем. Гражданское воспитание – это развитие, формирование качеств, необходимых члену государства, а именно: политической культуры, правовой культуры, а также патриотизма.

Трудовое воспитание – это развитие работника, человека, который понимает необходимость труда, уважает труд и людей труда, умеет и любит работать. Это развитие личностных качеств: трудолюбия, добросовестности, инициативы и др. Трудовое воспитание в современных условиях следует рассматривать в трех аспектах (поднаправлениях):

– как технологическое воспитание – собственно труд обучающегося и развитие у него стремления трудиться;

– как экономическое воспитание – развитие у обучающегося умения свой учебный, а в дальнейшем профессиональный труд включить в систему производственных отношений с другими субъектами;

– как профессиональное воспитание – с начала профессионального обучения и в дальнейшем в процессе профессиональной деятельности.

Экологическое воспитание это развитие у обучающегося чувства экологической ответственности и экологически ответственного поведения, бережного отношения к природе. Понимая при этом природу в широком смысле: как совокупность условий существования человека – не только естественных, но и созданных человеком материальных условий его существования – «второй природы».

Основанием содержания обучения как развития опыта личности (пс.-п.) является структура этого опыта: индивидуальные знания, умения (компетенции), навыки, привычки. Рассмотрим их по отдельности.

В основе развития индивидуальных знаний человека лежит, естественно, общественное сознание в его формах – язык, мораль, наука и т.д., носителем которых, как уже говорилось, являются общественные знания. О принципиальном различии общественных и индивидуальных знаний говорилось выше.

В ходе переориентации образовательного процесса от знаниевого к деятельностному (компетентностному) подходу в аспекте формирования у обучающегося системы знаний становятся актуальными два круга проблем.

С одной стороны – это построение системы знаний, необходимой и достаточной для полноценного овладения обучающимся основами деятельности; совершенствование взаимосвязи чувственных и рациональных, теоретических знаний, лежащих в основе овладения деятельностью; совершенствование системы знаний о деятельности, ее целях, способах, средствах и условиях; поиск возможностей повышения уровня обобщения формируемых знаний о деятельности.

С другой стороны, поиск возможностей соединения формирования теоретических знаний обучающегося с его личными, в том числе практическими потребностями, его ценностными ориентациями; поиск возможностей применения теоретических знаний в практической деятельности непосредственно в процессе обучения. Он заключается, в первую очередь, в создании таких условий образовательной деятельности, когда обучающимся необходимо активно применять имеющиеся теоретические знания для решения практических задач.

Индивидуальные знания классифицируют:

1. По объемам освоения, овладения – продолжительность обучения, количество освоенных учебных курсов, их глубина и степень детализации и т.д. Общепринятые критерии по этой классификации пока отсутствуют.

2. По уровням освоения, овладения. Уровни освоения рассматриваются в двух аспектах: во-первых, как результат обучения, как мера качества усвоения учащимися учебного материала; во-вторых – как заранее устанавливаемая (в учебной программе, учебнике и т.д.) мера глубины, подробности изучения материала. Выделяются 4 уровня освоения знаний:

– первый уровень – знания-знакомства – узнавание объектов, явлений, процессов, свойств при повторном восприятии ранее усвоенной информации о них или действий с ними.

– второй уровень – знания-копии – предполагает репродуктивные действия путем самостоятельного воспроизведения и применения информации об объекте и действиях с ними.

– третий уровень – предполагает продуктивные действия по применению полученной информации в отельных ситуациях; в процессе самостоятельной работы.

– четвертый, высший уровень – знания-трансформации – предполагает возможность творческого применения полученных знаний путем самостоятельного конструирования собственной деятельности на основе знаний.

3. По уровням обобщения:

– непосредственные (чувственные, образные) знания на уровне восприятий и представлений;

– феноменологические, описательные знания на уровне обыденного, «житейского» языка;

– аналитико-синтетические знания на уровне элементарного объяснения (чаще всего качественного) явлений и процессов и их свойств;

– прогностические знания – объяснение явлений и процессов с использованием их количественной теории, создают возможности прогнозирования их развития;

– аксиоматические – объяснение явлений и процессов с использованием высокой степени общности описания, как по широте охвата, так и по глубине проникновения в их сущность.

4. По отношению к изучаемому объекту:

1) знания об объекте;

2) знания о действиях с объектом, способах действий. В частности, все методологические и технологические знания будут относиться к этой области.

Умения – освоенные человеком способности выполнения действий, обеспечиваемые совокупностью приобретённых знаний и навыков. Умения рассматриваются как сложные структурные образования личности, включающие чувственные, интеллектуальные, волевые, творческие, эмоциональные ее качества, обеспечивающие достижение поставленной цели деятельности в изменяющихся условиях ее протекания. Умение – высшее человеческое качество, формирование которого является конечной целью образовательного процесса, его завершением. Действительно, все структурные компоненты личности: знания, мировоззрение, интересы, мышление и т.п. направлены как бы во «внутренний план», находятся внутри сознания. А единственным внешним проявлением человека является действие, способность успешно действовать, действовать «с умом» и есть умение.

«Уметь делать» в самом общем смысле значит, что побуждаемый мотивами человек способен самостоятельно ориентироваться в ситуации, познавать ее (в том числе приобретать необходимые новые знания), правильно ставить цель действий в соответствии с объективными условиями, определяющими ее реальность и достижимость; в соответствии с ситуацией, целью и наличными возможностями определять конкретные средства и способы (методы), в процессе действия усовершенствовать, отработать их и, наконец, достигнуть цели. Естественно, многие конкретные виды деятельности человека, в том числе профессиональные, включают в себя лишь часть перечисленных компонентов. Так, чисто исполнительская деятельность предполагает, что цель, средства и способы заданы человеку извне, соответственно, познавательные, ценностно-ориентировочные и проективные компоненты в значительной мере свернуты.

Умения формируются на основе освоенных в предшествующем опыте обучающегося знаний и навыков. Они классифицируются:

– По направленности: игровые, учебные, трудовые, профессиональные и т.д.

– По уровням организации деятельности:

1) операционные – умения выполнять отдельные технологические (в широком смысле) операции;

2) тактические – умения организации и выполнения полного технологического процесса (в широком смысле – например, педагогического, бухгалтерского, строительного и т.п.) в изменяющихся условиях, в том числе, в составе коллектива, команды;

3) стратегические – умения самостоятельного проектирования и достижения главных, перспективных целей собственной деятельности, свободное владение и варьирование различными технологиями в условиях их трансфера, умения соотносить цели своей деятельности с целями своего коллектива (организации), с другими организациями, с окружающей средой.

– По уровням овладения:

1) первоначальное умение – осознание цели действия и поиск способов его выполнения, опирающихся на ранее приобретенный опыт. Ярко выражен характер проб и ошибок;

2) частично умелые действия – овладение умениями в выполнении отдельных приемов, операций. Уточнение необходимой системы знаний, сформированность специфических для данных действий навыков. Появление творческих элементов деятельности;

3) умелая деятельность – творческое использование знаний и навыков с осознанием не только цели, но и мотивов выбора способов и средств ее достижения. Овладение умениями на уровне тактики трудовой деятельности;

4) мастерство – овладение умениями на уровне стратегии трудовой деятельности, творческое развитие способности самостоятельного определения цели, творческое использование различных умений (технологий).

Навыки – сформировавшиеся при многократных повторениях (упражнениях) автоматизированные (т.е. осуществляемые без непосредственного участия сознания) компоненты деятельности. Навык и умения соотносятся как часть и целое: навыки – это специфические (автоматизированные) компоненты умения. Различают навыки сенсорные, двигательные и умственные.

Любая деятельность человека всегда осуществляется сознательно. Но отдельные операции, входящие в ее состав, в результате многократных повторений в процессе упражнения, тренировки перестают нуждаться в сознательном контроле. Сознание в этом случае направлено лишь на общее руководство деятельностью. При возникновении каких-либо затруднений в осуществлении операций сознание снова начинает контролировать их.

Навыки возникают и закрепляются в результате того, что успешные действия, движения, оправдавшие себя способы регуляции, постепенно отбираются и закрепляются (см. гл. 1).

Привычка автоматизированное действие, выполнение которого стало потребностью. Формируется в процессе неоднократного выполнения действия на той стадии его освоения, когда при его исполнении уже не возникает каких-либо трудностей волевого или познавательного характера. При этом решающее значение приобретает вызываемое самим функционированием привычного действия положительное физическое и психическое самочувствие, окрашиваемое положительным эмоциональным тоном.

С формированием привычек связано смещение мотива действия. Если вначале действие побуждается мотивом, лежащим вне его, то с возникновением привычки мотивом становится сама потребность в выполнении данного привычного действия.

Основанием содержания развития (психические процессы) является структура психических процессов (их еще называют высшими психическими функциями). В соответствии со сферами личности (сферами психики человека): интеллектуальной, волевой, эмоциональной, физической развитие психических процессов обучающегося рассматривается в аспектах:

1) интеллектуальная сфера – интеллектуальное развитие;

2) волевая сфера – волевое развитие;

3) эмоциональная сфера – эмоциональное развитие;

4) физическая сфера – физическое развитие.

Как известно интеллектуальное развитие включает в себя развитие трех взаимосвязанных процессов: развитие мышления; развитие памяти; развитие внимания (гл. 1).

Развитие интеллекта человека трактуется в отечественной психологии в общем контексте теории развития высших психических функций Л.С. Выгодского. В этой теории подчеркивается социальная сущность человека и опосредствованный характер его деятельности (ее орудийность, знаковость). В целом интеллектуальное развитие человека осуществляется по следующим основным плоскостям: от непосредственного к опосредованному, «орудийному»; от общего нерасчлененного к дифференцированному, и в то же время обобщенному (абстрактному) отражению действительности; от непроизвольного, нерегулируемого к произвольному. В ходе интеллектуального развития происходят изменения и самих интеллектуальных процессов. Они качественно изменяются, например, от не-произвольных форм запоминания к произвольным, от наглядно-действенной, наглядно-образной форм мышления к отвлеченной и абстрактно-логической его форме и к теоретическому мышлению. Причем, логический компонент, компонент вербального, понятийного мышления остается все время одним из ведущих в структуре интеллекта. Систематическое учение, самообразование оказывается очень мощным, постоянно действующим фактором, поддерживающим высокий уровень мыслительной активности человека, его интеллектуальной работоспособности.

Л.С. Выгодский сформулировал важное положение о двух уровнях умственного развития: это уровень актуального развития (наличный уровень подготовленности) и уровень, определяющий зону его ближайшего развития (гл. 2).

В качестве критериев интеллектуального развития выступают: самостоятельность мышления, быстрота и прочность освоения учебного материала, быстрота ориентировки при решении нестандартных задач, умение отличать существенное от несущественного, различный уровень аналитико-синтетической деятельности, критичность ума, а также темп продвижения как скорость формирования обобщения, экономичность мышления. Очевидно, что основным критерием развития интеллекта человека является умение самостоятельно, творчески решать задачи разного типа, переходя от репродуктивных к творческим задачам. Существенным показателем развития интеллекта является уровень рефлексии, т.е. степень осознания человеком своих действий, самого себя, своего Я. Последнее обстоятельство становится основным механизмом, опосредствующим разные стороны развития личности, в том числе и интеллектуального.

Воля – одна из форм активного отражения человеком действительности, связанная с воздействием людей на окружающий мир, с их практикой; выражается в сознательных действиях, направленных на достижение поставленных целей, осуществление которых связано с преодолением препятствий: внешних (со стороны природы или других людей) и внутренних (противоречащие данной цели желания и стремления самого человека).

Волевого человека характеризует способность сознательно управлять своим поведением, ставить перед собой ясно осознанные цели и планомерно и последовательно осуществлять их, преодолевая препятствия, возникающие на этом пути. В случае необходимости волевой человек умеет отказаться от намеченного или осуществляемого действия, если оно уже не отвечает изменившимся условиям. Волевому человеку свойственно и умение воздерживаться от того или иного действия, тормозить соответствующие ему побуждения, дурные привычки и т.д.

Волевые действия всегда причинно обусловлены внешними объективными воздействиями, в частности условиями и образом жизни и деятельности человека. Эти внешние воздействия часто бывают очень отдаленными и косвенными и вследствие этого далеко не всегда осознаются человеком, что и создает иллюзию абсолютной произвольности человеческих действий и поступков, независимости поведения человека от внешних воздействий.

Направленность воли (характер целей, которые ставит перед собой человек, и особенно степень их общественной значимости) определяется мировоззрением человека, его убеждениями и идеалами, формирующимися в зависимости от конкретных условий, в которых он живет и действует.

Волевое действие начинается с постановки и ясного осознания его цели. Между осознанием цели и фактическим действием обычно существует стадия «мысленного действия», когда человек обдумывает средства достижения цели. Планирование предстоящего действия, в особенности планирование преодоления трудностей, является основным содержанием этой стадии. Нередки случаи, когда у человека при выборе цели действия сталкиваются несколько различных и даже противоречащих друг другу желаний. В этом случае фактическому действию предшествует их мысленное обсуждение, сопоставление и сравнение целей и направления действия (борьба мотивов). У слабовольного человека борьба мотивов может принять затяжной характер, приводит к длительным и мучительным колебаниям и сомнениям. С другой стороны, слабовольный человек нередко действует по ближайшему мотиву, без какого-либо обдумывания различных возможностей. Важное значение приобретает борьба мотивов в тех случаях, когда сталкиваются мотивы общественного порядка (чувство долга, сознание общественной необходимости) и противоречащие им личные желания. Воля проявляется в умении заставить себя действовать в соответствии с мотивами общественного порядка, побороть противоречащие им чисто личные желания и стремления. У людей со стойким мировоззрением, твердыми принципами, с хорошо развитыми моральными устоями подобная борьба мотивов зачастую отсутствует. Для таких людей сознание общественной необходимости действия, чувство долга – это мотивы, исключающие возможность поступить в противоречии с ними, хотя принятие соответствующего решения и его выполнение иногда может требовать большого волевого напряжения.

Стадия мысленного действия заканчивается принятием решения и плана его осуществления, после чего человек переходит к основному звену волевого действия – исполнению решения. Процесс исполнения решения нередко бывает связан с преодолением трудностей.

Воля человека характеризуется различными качествами. К основным волевым качествам относятся целеустремленность, решительность, настойчивость, выдержанность, дисциплинированность, смелость и мужество. Отсюда ясно, что воля играет важнейшую роль в структуре характера, являясь в известном смысле слова, его «хребтом».

Эмоциональное развитие: основным понятием эмоциональной сферы психики человека (эмоциональной сферы личности) выступают чувства. Чувство – особая форма отношений человека к явлениям действительности, обусловленная их соответствием или несоответствием потребностям человека. Это отношение может быть как более или менее устойчивым (любовь, ненависть, уважение, презрение и т.д.), так и кратковременным, вызванным данной конкретной ситуацией (радость, печаль, стыд, негодование и т.д.). Чувство как устойчивое отношение может выражаться в зависимости от особенностей ситуации в форме различных кратковременных переживаний (например, любовь к другому человеку может проявляться в переживании радости при встрече с ним, в горе – при разлуке, в страхе за него, когда его жизнь подвергается опасности). Эти кратковременные переживания часто называют эмоциями.

Хотя чувства представляют собой субъективное отношение человека к окружающим его людям, явлениям природы или общественной жизни, они, как и вся психика человека, отражают объективный мир. Будучи обусловлены объективными качествами предметов, они отражают, однако, не сами предметы в их качествах и свойствах, а лишь отношение человека к ним. Поэтому содержание чувств определяется как различием объектов, воздействующих на человека, так и различной их значимостью для его жизни, для удовлетворения его материальных и духовных потребностей. Появление новых чувств, изменения в характере переживаний человека являются свидетельством изменения его личных жизненных отношений или изменений в окружающей его действительности, в основном – в общественной жизни. Возникновение чувств обусловлено тем, что материальные и духовные потребности человека, получающие выражение в форме влечений, интересов и т.д., порождают деятельность, направленную на их удовлетворение. В зависимости от хода этой деятельности, ее успешности или неуспешности у человека возникают чувства различного характера. В самом содержании чувств, в интенсивности их переживания выявляется отношение конкретной человеческой личности к удовлетворению или неудовлетворению тех или иных ее потребностей. Чувства возникают в связи с познавательными процессами: ощущениями, восприятиями, представлениями, мыслями и тесно связаны с деятельностью человека.

Будучи эмоциональным отношение человека к многообразным явлениям и сторонам действительности, чувства выявляют в характере этого отношения особенности данного человека, его убеждения, мировоззрение, привычки, его внутренний мир.

Чувство, как устойчивое отношение к предметам и явлениям действительности, проявляется в действиях и поступках человека. Чувства влияют на все формы его деятельности, способствуют активности, живости действий, усиливают побуждения человека. Как психологические состояния, которые возникают с известной долей непредвиденности и не всегда в должной мере регулируются, чувства могут и мешать деятельности человека (если они носят случайный характер, не связаны с основным кругом стремлений человека, являются отрицательными с точки зрения общественных требований и т.д.).

Индивидуальные различия людей в области чувств чрезвычайно велики. Основные особенности чувств, по которым люди отличаются друг от друга: направленность чувств (какие явления и факты вызывают отклик в виде тех или других чувств, какое они имеют значение для личности), их глубина, устойчивость, действенность (в какой мере чувства являются побуждением для поступков). Существенные различия наблюдаются также в отношении эмоциональной возбудимости людей, т.е. легкости возникновения у них эмоциональных состояний, в силе испытываемых ими чувств, в степени захваченности чувствами и т.д. Эти различия в значительной степени зависят от типа высшей нервной деятельности, от особенностей личности, складывающихся в процессе жизни, в результате воспитания.

Среди многообразия эмоциональных переживаний можно выделить некоторые виды, отличающиеся своеобразием протекания и влиянием на другие психические процессы и поведение человека. Сюда относятся аффекты (аффект – стремительно и бурнопротекающая, наиболее сильная эмоция, неподконтрольная сознанию), настроения (настроение – не резкое, но стойкое проявление эмоций у личности или группы), страсти (страсть – стойкое и длительное проявление чувств, становящихся доминирующим мотивом деятельности).

Особую группу чувств составляют высшие чувства: нравственные чувства, эстетические чувства, интеллектуальные чувства. Нравственные чувства в своем содержании определяются критериями морали, принятыми в обществе; в самом нравственном чувстве непосредственно заключена та или иная моральная оценка. Познавательная деятельность порождает у человека своеобразный эмоциональный отклик в форме интеллектуальных чувств; предметом этих чувств является как сам процесс приобретения знаний или иные умственные действия, так и результат познания. Человек воспринимает действительность, руководствуясь осознанием или неосознанно теми или иными эстетическими категориями. Такое восприятие порождает эстетические чувства; предметом эстетических чувств являются: деятельность самого человека, а также природа, общественная жизнь, продукты художественного творчества.

Физическое развитие: процесс роста организма (в детстве и юности), наращивание ловкости и силы, развитие физических (двигательных) функций под влиянием условий жизни и видов физической деятельности. А также специальное физическое развитие, направленное на выполнение особых видов деятельности, в том числе, спортивных (материал взят из книги А.М. Новиков Основания педагогики. – М., 2010, - С. 34 - 86).

Вопросы и задания для размышления и самоконтроля

1. Как решался вопрос о соотношении усвоения знаний и умственного развития в теориях формального и материального образования? Как этот вопрос решает современная дидактика?

2. Заполните таблицу

Концепция содержа­ния образо­вания Источник знания Философские основы Основные цели образования
Дидактический материализм      
Дидактический формализм      
Дидактический утилитаризм      

3. Стандартизация выпуска продукции является общепризнанной во всем мире. Применима ли стандартизация в сфере образования? Аргументируйте свой ответ.

4. Каковы достоинства и недостатки линейного и концентрического построения учебных программ?

5. Проанализируйте программу по предмету, который вы готовитесь преподавать. В какой мере в ней отражены все компоненты содержания образования?

6. Согласны ли вы с утверждением К. Д. Ушинского: «При хорошем учебнике и благоразумном методе посредственный преподаватель может быть хорошим»? Ответ обоснуйте.

7. Проанализируйте следующее высказывание. Образованным можно назвать не просто выпускника школы, изучившего науки, там преподаваемые, а человека, способного к сопереживанию, готового к свободному гуманистически ориентированному выбору, индивидуальному интеллектуальному усилию и самостоятельному, компетентному и ответственному действию в политической, экономической, профессиональной и культурной жизни. Он уважает себя и других, терпим к представителям других культур и национальностей, независим в суждениях и открыт для иного мнения и неожиданной мысли. Понятно, что и содержание образования в этом случае не сводится к изучению основ наук, овладению языками и развитию интеллекта.





Дата публикования: 2015-04-06; Прочитано: 636 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.024 с)...