Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Тема 4. Сократ



1. Сократ — одна из самых притягательных и загадочных фигур в исто­рии европейской мысли.

Сократ родился в 469 году в Афинах. В стенах родного города он провел семьдесят лет своей жизни, полагая, что самое интересное и важное для человека находится не в заморских странах, а в нем самом. Его отец, Софроний, был каменотесом, а мать, Фенарета, — повитухой. В молодости будущий философ обучался мастерству скульптора и, по свидетельству Павсания, некоторые из произведе­ний молодого Сократа, украшавшие вход в Акрополь, пережили сто­летия. Когда Сократу было около двадцати лет, он серьезно увлекся изучением натурфилософии. Сначала он слушал Архелая, а затем — его учителя, знаменитого Анаксагора. Но очень скоро Сократ разо­чаровался в рассуждениях своих наставников и стал на путь само­стоятельного поиска истины.

Внешней причиной к этому шагу послужило пророчество де­льфийского оракула, назвавшего Сократа мудрейшим из эллинов. Желая понять сокровенный смысл предсказания, он оставляет все прочие занятия и посвящает себя общению с самыми разными людьми. Он беседует с политиками, ремесленниками, поэтами. Предложенная Сократом разгадка неожиданна: боги почтили его вниманием за то, что он, в отличие от других, «знает, что ничего-то, по правде, не знает»45, и в этом-то и заключается суть человеческой мудрости.

Многие из тех, кто испытал на себе обаяние личности Сократа, круто меняли свою жизнь и становились его преданными ученика­ми. Один из них, Платон, сравнивает его с морским скатом, который приводит в «оцепенение» всякого, кто к нему приблизится и прикос­нется, и утверждает, что вне Афин Сократа «немедля схватили бы как колдуна»46.

Непритязательная манера поведения и отталкивающая вне­шность: низкий рост, выпуклый живот, толстые губы, нос «карто­шкой», глаза навыкате, шишка на лбу — контрастировали в Сократе с аристократической глубиной мысли и притягательными внут­

Тема 4. Сократ

качествами: бескорыстием, открытостью, дружелюбием, мужеством. Тем, кто смеялся над его обликом, Сократ, не без иро­нии, отвечал, что функционально он прекрасен. Алкивиад, один из многочисленных слушателей Сократа, иллюстрируя «двуликость» учителя, уподобляет его полым фигуркам козлоногих спутников Диониса (силенов) — смешных и забавных по виду, но драгоценных по содержанию, ибо в таких фигурках хранились благовония и изва­яния богов47.

В Сократе уживались, казалось бы, несовместимые черты. Пос­лушание разуму сочеталось в нем с верой в посмертное воздаяние, а ироничная самооценка не исключала убежденности в своей бо­жественной миссии. Стремление к идеальному не мешало Сократу предаваться земным радостям, а практичность не препятствовала созерцательности.

Имея жену и троих детей, Сократ предпочитал вести нищенский образ жизни, что, конечно, не вызывало восторгов со стороны его супруги Ксантипы. Ее непрестанную ругань Сократ сносил с пора­зительной безропотностью и спокойствием, утверждая, что если он сможет поладить с собственной женой, то с легкостью преодолеет прочие жизненные невзгоды, и что, исправляя ее, он принесет пользуей, а воспитывая себя — себе.

Философское умонастроение не мешало Сократу безупречно ис­полнять гражданские обязанности. В возрасте от тридцати до сорока лет он участвовал в трех военных походах, был членом афинского Совета. На военном и политическом поприще Сократ зарекомендо­вал себя как человек мужественный и справедливый. В то же время Сократ сторонился публичных мероприятий и никогда не ориенти­ровался на мнения и идеалы «большинства», что и стало одной из причин трагикомической развязки его жизни.

Во время своей многолетней просветительской деятельности Сократ приобрел не только друзей, но и врагов. Кого-то раздра­жали его взгляды, кто-то снедала зависть и обида. Нашлись люди, которые подали на Сократа в суд. Было предъявлено два обвинения: безбожие и недолжное воспитание молодежи. В процессе судебного разбирательства, во время которого Сократ держал себя спокойно и Тема 4. Сократ 25

независимо (он не согласился отказаться от своей деятельности, а в качестве награды за нее предложил даровать ему бесплатные обеды), он был признан виновным, приговорен к казни и в назначенный час выпил яд. На отчаянный ропот Ксантиппы «Ты умираешь неспра­ведливо!» Сократ ответил: «А ты бы хотела, чтобы справедливо?!» Последними словами Сократа была просьба, обращенная к одному из учеников: «Критон, мы должны Асклепию петуха. Так отдай же, не забудь». Жертвоприношение петуха Асклепию, богу врачевания, обычно полагалось за выздоровление.

2. Поскольку Сократ предпочитал работе с текстом живые беседы, глав­ным источником сведений о его жизни и воззрениях являются воспомина­ния учеников — Платона и Ксенофонта, а также мнения доксографов — Аристотеля, Диогена, Секста Эмпирика.

Записанные речи Сократ уподобляет картинам художника, кото­рые всем и всегда говорят одно и то же и не способны ни уточнить, ни объяснить собственное содержание. Наполняясь книжными знаниями, человек приобретает не действительную, а мнимую муд­рость. Живые речи, адресованные конкретному слушателю, пред­почтительнее записанных сочинений, адресованных абстрактному читателю48.

3. Центр тяжести учения Сократа лежит в области этики. Решением чисто теоретических вопросов Сократ не занимается, полагая, что дело это — праздное и бесперспективное.

Практическая философия Сократа парадоксальна. 1) Все люди стре­мятся к благу, но не все знают, в чем оно состоит. Злые поступки — следствие неведения. 2) Основа добродетели — знание, а всякое подлинное знание — плод самопознания. 3) Только добродетельный человек счастлив. 4) То, что есть на самом деле, важнее кажущегося. 5) Полезное прекрасно, а вредное отвратительно («Сорная корзина, вы­полняющая свое назначение, прекраснее, чем бесцельно сработанный золотой щит»). 6) Бояться смерти —значит думать, что знаешь, то, чего не знаешь.

4. Вопреки софистам Сократ настаивает на различии истины и мнения и не спешит отождествлять мудрость с практичностью.

Почему же вопреки кажущейся привлекательности по сути ре­лятивизм абсурден? Во-первых, если все мнения истины, то откуда Тема 4. Сократ 26

различие между специалистами и невеждами, учителями и учени­ками? Во-вторых, если нет различия между истинной и мнением, то откуда споры? Ведь человек спорит (софисты же в этом упраж­нялись неустанно), поскольку считает, что его оппонент не прав. В-третьих, если у каждого своя истина, то придется согласиться и с тем, кто это положение отрицает49.

Софисты напрямую связывали мудрость со способностью до­биться успеха в общественной жизни. Сократ же понимает под ней внутреннее состояние, благодаря которому человек приходит к осоз­нанию собственного невежества. Он таким образом возвращается к пифагорейской точке зрения, согласно которой обладать мудростью смертному не под силу, но, зная о своем незнании, можно к ней стремиться. Отсюда ироничное отношение Сократа к всезнайству софистов, причислявших себя к мудрецам.

5. У софистов способом решения проблем была риторика. Сократ ста­вит на ее место диалектику — искусство ставить вопросы и давать от­веты в целях нахождения истины50. К основным элементам диалектики относятся:

4 ирония («подшучивание»);

4 маевтика («акушерство»);

4 индукция («наведение»).

В ходе своих многочисленных бесед Сократ никогда не берет на себя роль эксперта. Он возлагает ее на отвечающего, а сам прикиды­вается наивным простачком, желающим приобщится к мудрости со­беседника. Ничего не подозревая, тот получает возможность проде­монстрировать все свои познания, которые на поверку оказываются мнимыми. Запутавшись в собственных ответах, собеседник Сократа освобождается от ложного самомнения — первого препятствия на пути к истине.

По глубочайшему убеждению Сократа, подлинные знания — итог внутренней работы. Поэтому, наподобие матери-повитухи, Сократ ограничивает свою роль принятием и проверкой знания, «родить» которое должен сам собеседник51.

«Что такое прекрасное?», — спрашивает Сократ. «Прекрасное — это прекрасная девушка», — отвечает собеседник. «Но твое пре­красное, — возражает Сократ, — вовсе не прекрасно, если сравнить Тема 4. Сократ 27

девушку с богиней». Каверзность сократовских вопросов кроется в том, что Сократ стремится поймать в сеть понятий сущность обсуж­даемого, которая к своим проявлениям не сводима. Нередко охота эта не завершается. Дело ограничивается «наведением» на истину, которая остается невыразимой. Не случайно многие сократовские диалоги остаются открытыми.

6. Не упраздняя богов народной религии, Сократ относится к ним фамильярно. Свою собственную деятельность он рассматривает как служение единому Богу52.

По всей видимости, Сократ склоняется к монотеизму и призна­ет существование мирового разума53. В «Алкивиаде» он называет Божество «прекраснейшим зеркалом», вглядываясь в которое люди видят и познают самих себя. Внешней стороной народной религии Сократ не интересуется54.

7. Доминантой сократических учений является идея блага. Антисфен приравнивает благо к добродетели, Аристипп — к удовольствию, Евклид — к знанию.

Сократики, абсолютизируя одну из сторон многогранной личности учителя, создают собственные философские школы. Антисфену и его последователям импонирует сократовское самообладание, бесстрашие и независимость от окружающих обстоятельств. Аристипп культивирует свойственные учителю жизнерадостность, общительность и внутреннюю свободу. Наконец, Евклид и его слушатели захвачены сократовской страстью к рассуждениям (представителей этой школы называют «спорщиками»).

Если Евклид стремится прояснить вопрос о природе блага логическими средствами, то Антисфен и Аристипп связывают решение данной проблемы с определенной жизненной прак-тикой.

Последователи Антисфена, называющие себя «киниками» (от kÚwn — собака), проповедуют аскетический образ жизни. Сторонники Аристиппа, именуемые «гедонистами», сводят благо к чувственным удовольствиям.

И Антисфен, и Аристипп советуют своим приверженцам следовать природе. Но вкладывают в этот призыв различные Тема 4. Сократ 28

Для киников естественное равнозначно разумному, целе-сообразному, не обремененному социальными нормами. Киники же выставляют на первый план тот факт, что все в природе избегает боли и ищет наслаждения. И для учеников Антисфена, и для последователей Аристиппа путеводной звездой правильного образа жизни является философия. Но плоды, собираемые киниками и гедонистами с древа познания, различны. По Арис-типпу, философия учит беседовать с другими, по Антисфену, — с самим собой. Впоследствии воззрения киников станут резер-вуаром стоических идей, а принципы гедонизма войдут в арсенал учения эпикурейцев.

Ко времени сократиков восходит начало многовекового спора о том, что обладает реальностью: «общее» или «единичное». Если последователи Евклида отдают предпочтение «общему», то киники и гедонисты придерживаются точки зрения противоположной. Когда Платон рассуждал об идеях и изобретал названия для «стольности» и «чашности», киник Диоген сказал: «А я вот, Платон, стол и чашу вижу, а стольности и чашности не вижу». А тот: «И понятно: чтобы видеть стол и чашу у тебя есть глаза, а чтобы видеть стольность и чашность, у тебя нет разума»55.





Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 562 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...